Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:09, творческая работа
Еще одной философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Мысли основателя школы Пифагора и пифагорейцев дошли до нас в большинстве случаев в изложении других авторов. Согласно большинству сведений, Пифагор происходил с острова Самос. Его жизнь приходится на период приблизительно между 584 (582) — 500 гг. до н. э. Союз пифагорейцев возник в атмосфере развития мистических и религиозных течений.
Специальные ритуалы связаны с посвящением в монашество, ученичеством и испытанием. Всего существует три этапа посвящения: брахмачарья, через три года – кшуллака (эта ступень связана с обрядом дикша, содержащим "пять отвержений" зла, и получением новых мантр). Затем, еще через три года – самайика-чаритра. Только на последнем этапе решается вопрос о том, останется ли человек монахом или вернется в мир в качестве домохозяина. Окончательное получение монашеского сана связано с обрядом правраджья, который совершается в специально выбранный астрологом день в чистом уединенном месте, на котором растет "благое дерево" или перед домом гуру. Здесь возводится алтарь, читаются гимны. Затем посвящаемому обривают голову, он получает новую одежду и новое имя. В прежние времена джайнские монахи вырывали себе руками все волосы на голове и на лице (обряд назывался кешалунчана). Затем новый монах (садху) совершает обряд поклонения своему гуру и монашеской общине.
Особые ритуалы связаны с посвящением монаха в звание чтеца (вачана), учителя (упадхьяя) и мастера (ачарья). Самым торжественным является обряд посвящения в ачарьи.
Смерть монаха также сопровождается специальными ритуалами. Траур длится 10 дней.
3. Храмовая служба начинается в 6.30 утра, когда служитель (пуджари) после омовения открывает храм. При этом он произносит слово "ниссахи" – формулу, которая означает, что он оставил все мирское. Затем пуджари окрашивает специальной пастой идол тиртханкара, совершает жертвоприношение перед изображением свастики и поклонение всем тиртханкарам. Далее, приняв специальную позу йогамудрасана, он читает гимны и мантры. После этого пуджари звонит в колокол и произносит формулу "ависсахи", означающую его возвращение в мир. На э том служ ба заканчивается. В некоторых школах джайнизма в открытом почитании тиртханкаров могут участвовать миряне.
Особые ритуалы связаны с созданием идолов Джины (ратиштха). Обряд предваряется очищением места, где будет создаваться изображение, астролог выбирает благоприятное время. После завершения работы идол обмывают и с торжественной процессией вносят в храм. Затем устраивается ритуальная трапеза для духов и божеств – церемония разбрасывания печенья (бхутабали). После этого читаются мантры и совершается поклонение благим божествам. Идол обмывают, затем всем божествам, находящимся в храме подносят питье и гирлянды цветов. В особых случаях вывешиваются флаги со священными символами (существует множество типов таких флагов для каждого из тиртханкаров и других божеств. Обряд длится 8 дней. Подобные же церемонии проводятся при обновлении идола.
Раз в году проходит специальная храмовая процессия – ратхаятра, в память о процессии мирового царя Махападмы, главного покровителя джайнизма.
Праздники
Главный священный праздник джайнов – Парьюшана отмечается, согласно предписанию Джины Махавиры, в сезон дождей. Он начинается с поста. Затем миряне принимают обеты и живут как монахи, проводя целые дни в медитации и молитве в монастыре или в уединении.
30 марта в честь годовщины со дня рождения Джины Махавиры отмечается праздник Махавир джаянти.
В октябре – ноябре празднуется общий с индуистами праздник Дивали. Джайны в этот день зажигают огни в память о нирване Махавиры. В храмы приносят сладости, совершается особое паломничество в Паву.
В пятый день осеннего месяца карттика (ноябрь – декабрь) отмечается праздник праведного знания Джняна-панчами. В этот день поклоняются священным текстам и проводят обряд очищения книг от пыли и насекомых.
Дважды в год, весной и осенью джайны в течение девяти празднуется Сиддха-чакра-пуджа – праздник всех святых. В эти дни в храмах почитают священное колесо сиддха-чакру. Каждый день его омывают в пруду.
В праздники джайны не устраивают народных гуляний или танцев, поскольку веселье считается не подобающим суровой реальности жизни. Праздники джайны проводят в постах и молитвах, отправляются в паломничества к святыням.
Духовенство
Наибольшим авторитетом у джайнов пользуются монахи и аскеты. К монахам как правило обращаются за совершением необходимых ритуалов. Однако у части джайнских общин сохранилась кастовая система, поэтому у них существуют жрецы-брахманы, совершающие богослужебные обряды в храмах и частных домах.
Специальные храмовые служители называются пуджари.
Ответственность за джайнские общины несут упадхьяи – знатоки авторитетных текстов и ачарьи – духовные наставники.
Организационная структура
Сам Махавира заложил основы четырехчастной структуры джайнской общины: монахи, монахини, миряне и мирянки. Общины делились на группы, возглавляемые руководителями – ганадхарами. Махавира составил "уставы", а также правила "исповеди" для каждой из перечисленных категорий своих последователей.
Распространение
Джайнизм зародился в Восточной Индии оттуда широко распространился по всей стране. Со временем центром джайнизма стала Западная Индия, в частности, штат Гуджарат. В современной Индии всего около 3 млн. джайнов (0,5 % населения). Несмотря на весьма небольшую численность, джайны имеют значительное влияние в индийском обществе, т. к. они традиционно занимались торгово-ростовщической деятельностью и сегодня занимают ключевые позиции в экономике.