Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:09, творческая работа
Еще одной философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Мысли основателя школы Пифагора и пифагорейцев дошли до нас в большинстве случаев в изложении других авторов. Согласно большинству сведений, Пифагор происходил с острова Самос. Его жизнь приходится на период приблизительно между 584 (582) — 500 гг. до н. э. Союз пифагорейцев возник в атмосфере развития мистических и религиозных течений.
Священные тексты джайнизма называются Агама или Сиддханта. Считается, что первые последователи Джины Махавиры сохранили его учение в устном предании в виде 14 разделов, называемых пувва ("первые"). Впоследствии каждый из 11 ганадхаров составил по одной анге ("часть") – книге поучений. Они образуют ядро джайнского канона. В 12-ю книгу были включены 14 разделов, но она утрачена.
В I – II вв. Умасвати кодифицировал как собственно религиозное, так и философское наследие всего джайнизма в Таттвартхадхигама-сутре. Главная часть канона была утверждена на соборе в Паталипутре в III в до Р. Х. Окончательная кодификация канона произошла только в V в. на соборе шветамбаров в Валабхи (Гуджарат), т. е. через девять веков после смерти Джины Махавиры.
Как и буддийский канон, джайнское собрание канонических текстов стало результатом многовековой передачи. Основные вехи этой передачи связаны с первыми последователями основателя учения, затем с деятельностью первых кодификаторов устного собрания текстов на соборе в Паталипутре, с хранением и передачей текстов монахами-рецитаторами (вачака), о которых свидетельст вуют надписи первых веков новой эры и, наконец, с письменной фиксацией текстов на джайнском пракрите.
Дигамбары этого канона не признают, считая, что первоначальный священный текст утерян. У них есть собственные авторитетные тексты более позднего происхождения.
Вероучение и мифология
Джайнизм, как и буддизм, стал альтернативой традиционному брахманизму с его окостенелым ритуализмом. В противовес распространенному в его время фатализму Джина предлагал практическую "философию действия" – путь освобождения от колеса перерождений через суровую аскезу и ненасилие. Согласно вере джайнов, человеку лучше получить ранение или даже принять смерть, нежели самому причинить насилие.
Богословие в европейском
понимании в джайнизме
В каждом цикле в мир приходят тиртханкары – своеобразные духовные проводники, способные указать путь к выходу из цепи перерождений. Всего в цикле их 24: Ришабха, Аджита, Самбхава, Абхинандана, Сумати, Падмапрабха, Супаршва, Чандрапрабха, Сувидхи (Пушпаданта), Шитала, Шреямса, Васупуджья, Вимала, Ананта, Дхарма, Шанти, Кунтху, Ара, Мали (по учению шветамбаров, – единственная тиртханкар-женщина), Мунисуврата, Неми, Ариштанеми, Паршва и Махавира. В каждом цикле бывает 63 великих личности (шалака-пуруша), в их число входят тиртханкары, 12 всемирных императоров (чакравартинов) и 9 триад героев – баладэв, васудэв и пративасудэв.
В восходящие периоды (утсарпини) люди увеличиваются в размерах, возрастает продолжительность их жизни, нет необходимости в законах и собственности, т. к. все потребности удовлетворяются. В периоды упадка (авасарпини), напротив, уменьшаются размеры людей и их силы, деградирует нравственность, и человек становится безвольным существом.
Сейчас, по учению джайнов, человечество живет в эпоху упадка, и последний из 24-х тиртханкаров (им считается Джина Махавира) уже приходил.
Джайнская космология утверждает, что Вселенная делится на мир и бесконечно большой не-мир, не доступный восприятию и проникновению, в котором нет ничего, кроме пространства. Мир отделен от не-мира трехслойной бездной из густой воды, густого ветра и тонкого ветра. При этом мир по форме состоит из трех усеченных конусов, из которых верхний и средний сложены основаниями, а нижний и средний соединяются вершинами. Нижний конус – Аддхалока, верхний – Урдхвалока, средний – Мадхьялока. Есть также неканоническое представление, по которому мир имеет форму человеческого тела (Лока-пуруша).
Каждый из миров-конусов в свою очередь состоит из слоев: нижний – из семи, верхний – из десяти (у дигамбаров – из одиннадцати) слоев и 62-х (у дигамбаров – 63-х) подслоев.
В центре среднего мира лежит круглый континент Джамбудвипа, вокруг которого концентрическими кругами расположены другие бесчисленные океаны и континенты. Крайний континент и океан называются Сваямбхурамана. Посреди Джамбудвипы находится мировая гора Мандара или Меру, являющаяся центром мира. У ее основания и по склонам располагаются райские рощи Бхадрашила, Нандана и Сауманаса, в каждой из которых есть по четыре храма, ориентированных по сторонам света, и по четыре священных лотосовых пруда. В Нандане и Сауманасе среди прудов стоят дворцы, принадлежащие божествам Шакре и Ишане. Джамбудвипа разделена шестью горными цепями на семь земель, а по окружности материка возвышается алмазная стена и решетка из драгоценных камней.
Обитатели мира делятся на растения, низших животных, высших животных, людей, жителей ада, божеств и сиддхов (джив, достигших освобождения). Сиддхи не сливаются с Абсолютом, но сохраняют свою индивидуальность. Они живут в имеющей форму диска Сиддхакшетре над небесами верхнего мира.
В джайнизме имеются
Кроме того, выделяется 4 класса божеств, обитающих в нижнем и верхнем мирах:
Бхаванавасины, живущие в Ратнапрабхе – верхнем слое нижнего мира;
Вьянтара или ванамантара, живущие в слое, отделяющем Ратнапрабху от среднего мира;
Джйотишка – божества светил, обитающие в пространстве между землей и верхним миром;
Вайманика – небесные божества, живущие во дворцах (виманах) верхнего мира.
Боги каждого класса отличаются продолжительностью жизни, частотой дыхания и принятия пищи, размерами тела, способностью трансформации и т. п. Каждый класс делится на подклассы и районы обитания (северные и южные). Правитель каждого подкласса богов носит титул ндры. Индры имеют жен, советников, слуг, войска и военачальников, часто воюют друг с другом.
Обитатели адов – нарака населяют земли нижнего мира. Всего насчитывается 8 400 000 горячих и холодных адов. Ады описываются как ямы, где живут, непрестанно мучая друг друга, бесполые дурно пахнущие существа, похожие на черных ощипанных птиц.
Этика
Согласно Махавире, рождаясь, человек оказывается в ситуации полного одиночества перед лицом и жизни, и смерти. Идеал Махавиры – аскет и мудрец, устранившийся от мира, предвидящий кармические последствия своих действий и способный полностью контролировать их.
Цель человеческой жизни состоит в стремлении к "трем драгоценностям" (триратна):
Правильным воззрениям (самьягдаршана);
Правильному познанию (самьягджняна);
Правильному поведению (самьягчарита).
1. Под правильными воззрениями подразумевается джайнское представление о мире.
Джайнизм признает существование бесчисленных вечных духовных существ – джив, которые способны самостоятельно действовать и познавать себя. Джива имеет тело (шарира) и ауру (лешья).
Кроме того, существует неживая природа – аджива. Она атомистична, встречается в различных комбинациях и отношениях и не осознает себя. Существует пять типов адживы: пространство (акаша), условия движения (дхарма), условия покоя (адхарма), материя или вещество (пудгала) и время (кала).
Дживы взаимодействуют с кармической материей, в результате чего обретают тела и рождаются в мир в виде живых существ, попадая в круговорот рождений и смертей (сансара). Их целью является полное освобождение от уз материального мира – мокша.
В каждом материальном объекте есть, по крайней мере, одна аджива, в растениях – две, в животных – три и более. Разрешается употреблять в пищу только то, что содержит не более двух аджив: молоко, фрукты, воду, орехи и овощи. Есть пищу, содержащую три адживы категорически запрещается.
2. Правильное познание. включает средства познания (прамана) и методы (найя). Особую роль в джайнской теории познания играет доктрина "неодносторонности" (анэкантавада), утверждающая, что всякое высказывание об объекте познания условно и неполно, поэтому лучший метод – метод возможного. Утверждение А есть Б не исключает возможности того, что А не есть Б, поскольку каждую вещь мож но рассматривать с разных точек зрения. Всего их 350.
3. Правильное поведение
предполагает подвижничество и
самодисциплину. Подвижничество позволяет
преодолеть карму, а
И миряне, и монахи начинают с выполнения пяти "великих обетов" (махаврата), называемых также ану-врата: воздержания от нанесения вреда любым живым существам (ахимса), правдивости (сатья), неприсвоения чужого (астея), целомудрия (брахмачарья) и отказа от суетных привязанностей (апариграха).
Есть также восемь дополнительных обетов (шила-врата). Пять из них носят название "дисциплинарных" (шикша-врата).
Джайнам запрещается заниматься сельским хозяйством (т. к. это связано с уничтожением растений и убийством мелких животных и насекомых, живущих в земле). Необходимо процеживать воду и носить специальную повязку, чтобы случайно не проглотить летящее насекомое). Прежде джайны также носили с собой специальные метелки, чтобы подметать перед собой дорогу, а в ночное время вообще не выходили из дому.
Нарушение обетов и "правильного воззрения" называется в джайнизме атичара.
Чтобы еще дальше продвинуться по пути самосовершенствования, миряне могут совершать паломничества, заниматься медитацией, соблюдать дважды в месяц посты и приносить покаяние (хотя бы в сезон дождей).
Джайнизм – одна из самых аскетических религий. К любым чувственным удовольствиям джайны относятся как к греху. Культивируется безразличие как к удовольствию, так и к боли. Идеальным завершением жизни джайна (особенно аскета) считается смерть от голода в результате поста (саллекхана).
Культ
В джайнизме выделяется три вида ритуальных действий:
Ритуалы мирян;
Ритуалы монахов и аскетов;
Храмовые ритуалы.
1. Миряне должны дважды в день утром и вечером читать парамештха-мантры и соблюдать шесть повседневных обязанностей (авашьяка):
Полное соблюдение основных обетов в течение 48 минут (самайика). Это время проводится в медитации или чтении священных текстов;
Восхваление тиртханкаров;
Почитание аскетов и учителей (вандана);
Покаяние за совершенные проступки;
Отказ от намерений совершать вредные действия;
Временное "отречение от тела".
Кроме того, в память о сожжении тела Ришабхи трижды в день (утром, днем и вечером) совершается обряд жертвоприношения огня.
Существуют и обряды "жизненного цикла", т. н. "пятнадцать священных действий". С зачатием и рождением связан обряд очищения – гарбхадхана. Затем совершается обряд пумвасана, обеспечивающий ребенку легкое рождение и счастливую жизнь. Во время родов семикратно призывают богиню Амбики. На третий день наставник (гуру) совершает обряд поклонения солнцу, вечером – луне. На шестой день в доме совершается ритуал почитания "восьми матерей" – богинь-защитниц: Брахмани, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Индрани, Чамунды и Трипуры.
Обряд наречения имени – намакарана связан с составлением гороскопа ребенка. Наставник называет имя ребенка старейшей женщине в семье, затем процессия направляется в храм, где совершается поклонение тиртханкарам. Здесь старейшая женщина торжественно произносит имя перед изображением Джины.
Начало обучения мальчиков сопровождается обрядом упанаяна. В возрасте пяти лет ребенок посвящается в тайны священного алфавита. От учителя ученики получают пояс и священный шнур (яджнопавита). После окончания обучения (обычно в возрасте 16 лет) проводится ритуал подношения пищи гуру.
Вступление в брак также окружено сложным ритуалом. Время свадьбы определяется астрологом. Затем в домах родителей жениха и невесты проводится обряд поклонения богиням-матерям: Шаштхи, Ганапати, Кандарпе и Кулакаре. Во время свадьбы совершаются обряды "призывания счастья", подношения молока и риса и т. п. Затем жениха и невесту несколько раз обводят вокруг священного огня.
Следующим в череде обрядов жизненного цикла является ритуал принятия временных обетов благочестия: врата и пратима. Обеты врата связаны с отвержением всего злого и принятием благочествивого образа жизни, а 11 обетов пратима вводят мирянина в сферу аскетической практики.
Последний ритуал связан с
окончанием жизни благочестивого мирянина.
Он длится несколько дней. Рядом
с умирающим постоянно
Несмотря на то, что в обрядах жизненного цикла постоянно встречается обращение к тем или иным божествам, джайны считают, что почитание богов не имеет большого значения для выхода из колеса перерождений. Этому, главным образом, способствует почитание тиртханкаров.
Из культовых практик
джайнизма примечательна
2. Обряды монахов и
аскетов разделяются на