Подбор методик для психолого-педагогического обследования дошкольников с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Принципы психолого-педагогического обследования, раннее выявление и диагностика нарушений слуха являются важными условиями организации своевременной педагогической помощи детям в семье и в дошкольных учреждениях. В настоящее время проблеме ранней (с первых недель жизни) помощи детям с нарушенным слухом уделяется большое внимание. Введены в действие приказ Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни» и Указания Минздрава России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с новорожденного периода, и их реабилитации». [1]

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха 6
1.1.Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха 6
1.2. Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха 16
1.3. Психолого-педагогическое обследование 18
Оборудование для психолого-педагогического обследования 19
Обстановка обследования 20
Запись хода обследования 21
1.4.Качественный анализ результатов обследования и выяснение потенциальных возможностей ребенка 22
Глава2. Подбор методик для психолого-педагогического обследования дошкольников с нарушением слуха 23
2.1. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с недостатками слуха 23
2.2. Методика психолого-педагогического обследования детей 6-7 лет 25
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

psikhologo-pedagogicheskoe_izuchenie_detey_doshkol.docx

— 214.88 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха 6

1.1.Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха 6

1.2. Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха 16

1.3. Психолого-педагогическое обследование 18

Оборудование для психолого-педагогического обследования 19

Обстановка обследования 20

Запись хода обследования 21

1.4.Качественный анализ результатов обследования и выяснение потенциальных возможностей ребенка 22

Глава2. Подбор методик для психолого-педагогического обследования  дошкольников с нарушением слуха 23

2.1. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с недостатками слуха 23

2.2. Методика психолого-педагогического обследования детей 6-7 лет 25

Заключение 29

Список литературы 30

Приложение 32

 

 

Введение

Принципы психолого-педагогического  обследования, раннее выявление и  диагностика нарушений слуха  являются важными условиями организации  своевременной педагогической помощи детям в семье и в дошкольных учреждениях. В настоящее время  проблеме ранней (с первых недель жизни) помощи детям с нарушенным слухом уделяется большое внимание. Введены  в действие приказ Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей  первого года жизни» и Указания Минздрава  России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении  единой системы раннего выявления  нарушений слуха у детей, начиная  с новорожденного периода, и их реабилитации». [1]

Принципы и методы психолого-педагогического  изучения дошкольников с нарушениями  слуха отражены в работах А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард (1972), Т. В. Розановой (1992,1995), Т. В. Розановой  и Г. П. Бертынь (1993) и др.

Основными принципами психолого-педагогического  изучения детей раннего и дошкольного  возраста с нарушениями слуха  являются следующие:

1. Комплексный характер изучения детей раннего и дошкольного возраста;

2. Всесторонний характер психолого-педагогического обследования;

3. Учет возраста ребенка при организации психолого-педагогического изучения;

4. Изучение ребенка в динамике;

5. Индивидуальный подход к ребенку;

6. Качественный анализ результатов обследования и выяснение потенциальных возможностей ребенка. Исследование слуха новорожденных детей организуется в родильных домах, детей младенческого, раннего и дошкольного возраста — в детских поликлиниках. В случае выявления снижения слуха или подозрения на его нарушение детей направляют в сурдологические кабинеты или центры, которые есть во всех областных городах. Врачи-сурдологи проводят дифференцированную диагностику состояния слуховой функции ребенка, используя результаты отиатрического осмотра, данные аудиологического исследования, проверки слуха с помощью неречевых звучаний и речи. Специалисты назначают лечение, при необходимости подбирают индивидуальные слуховые аппараты. В сурдологических кабинетах с ребенком и его родителями работают и другие специалисты: детский психиатр, психолог, сурдопедагог. Они знакомят родителей с методикой специальных занятий с ребенком, дают советы по их организации в семье.

Для получения наиболее полных данных о состоянии слуха и  развитии ребенка, необходимых для  диагностики и определения путей  коррекционной работы, проводится комплексное психолого-педагогическое обследование.

Цель исследования: рассмотрение основных принципов психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Объект исследования: закономерности основных принципов психолого-педагогического обследования детей с нарушением слуха.

Предмет: особенности закономерности основных принципов психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Задачи:

  1. Изучить проблему закономерности основных принципов психолого-педагогического обследования детей с нарушением слуха в психолого-педагогической литературе.
  2. Осуществить подбор диагностического инструментария по выявлению особенностей основных принципов психолого-педагогического обследования детей с нарушением слуха.
  3. Изучить методику психолого-педагогического обследования детей с нарушением слуха.

В основу курсовой работы положена гипотеза о том, исследования заключается в том, что основные принципы психолого-педагогического обследования дошкольников с нарушением слуха характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу коррекционного дошкольного образовательного учреждения.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование психолого-педагогического  изучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха

1.1.Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха

Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями  слуха - неслышащих (глухих), слабослышащих - сопровождается целым рядом трудностей, связанных со специфическими особенностями  их психического развития. Непонимание  ребенком обращенной к нему речи, отсутствие речи или ее неразборчивость осложняют  общение с ним, что ограничивает возможности применения экспериментальных  методик. 

Психическое развитие детей с нарушениями  слуха - это особый тип развития, происходящего в специфических  условиях взаимодействия с окружающим миром, относящегося к дефицитарному  типу дизонтогенеза. Первичное нарушение  слухового восприятия ведет к  недоразвитию наиболее тесно связанных  с ним функций - к недоразвитию речи, а также к замедлению развития мышления, памяти и др. Все это  тормозит психическое развитие детей  с нарушениями слуха. При этом замедляется формирование сложных  межфункциональных взаимодействий, иерархических координации. Объем  внешних воздействий на ребенка  с нарушениями слуха сужен, взаимодействие со средой обеднено. Вследствие этого  психическая деятельность такого ребенка  упрощается, реакции на внешние воздействия  становятся менее сложными и разнообразными. Компоненты психики у детей с  нарушениями слуха развиваются  в иных по сравнению со слышащими  детьми пропорциях - наблюдается несоразмерность  в развитии наглядных и понятийных форм мышления, письменная речь превалирует  над устной. Асинхронии проявляются  в разной степени недоразвития одних  перцептивных систем при относительной  сохранности других. Так, у этих детей  сохранна кожная чувствительность, при  правильном обучении и воспитании компенсаторно  развивается зрительное восприятие. У них отмечаются изменения в  темпах психического развития по сравнению  с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания. Изменения в темпах психического развития детей с нарушениями слуха внутренне связаны со структурными особенностями их психики. Большое значение имеет сохранность других сенсорных и перцептивных систем, интеллектуальной сферы, систем регуляции. 

Для диагностики  особенностей психического развития детей  с нарушениями слуха необходим  системный подход, учет структуры  нарушения в целом, всестороннее обследование психики ребенка (речи, познавательных процессов, эмоционально-волевой  сферы, личностных особенностей). При  психолого-педагогическом изучении детей  с нарушениями слуха обязательно  нужно иметь сведения о семье - состав семьи, образование родителей, наличие других детей в семье, есть ли у ближайших родственников  нарушения слуха. Весьма важен сбор данных о протекании внутриутробного  периода жизни ребенка, об особенностях его психического развития от рождения до момента обследования, о характере  получаемой им специально-педагогической помощи, условиях обучения и воспитания. Особенно важно располагать данными  о состоянии слуха, результатами аудиометрии. 

Можно выделить специфические задачи изучения детей  с нарушениями слуха в зависимости  от возраста и периода психического развития, в котором находится  данный ребенок. В раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует уделять особенностям развития речи и познавательной сферы, в первую очередь - формированию взаимоотношений  между мышлением и речью, а  также развитию движений. Выявление  нарушений в данных областях необходимо для организации адекватной коррекционной  работы. В дошкольном возрасте при правильной организации обучения отставание в развитии познавательной сферы обычно наблюдается в отношении самых сложных психических процессов, формирование которых зависит от уровня развития словесной речи, - словесной памяти, абстрактно-понятийного мышления, воображения. Исследование этих процессов нужно провести в первую очередь. Трудности в развитии двигательной сферы в дошкольном возрасте имеет некоторые особенности - такие, как замедленный темп выполнения движений, овладения двигательными навыками (по сравнению со слышащими), трудности сохранения статического и динамического равновесия. Наличие этих особенностей нужно учитывать при профессиональной ориентации детей с нарушениями слуха.

Диагностика уровня психического развития ребенка  с нарушенным слухом в младенчестве, раннем детстве и дошкольном возрасте продолжает оставаться сложной проблемой. Трудно отграничить глухоту от частичной  потери слуха, от снижения интеллекта, от речевых нарушений. При этом дети с нарушениями слуха, особенно глухие, часто квалифицируются как умственно  отсталые, слабослышащие дети - как  дети с сенсорной или моторной алалией. Трудности дифференциальной диагностики отдельных нарушений  психического развития по отношению  к детям раннего возраста обусловлены  тем, что разные отклонения в развитии могут иметь сходные внешние  проявления (трудности общения, отсутствие речи). 

Кроме того, можно использовать многие задания, представленные в пособиях по психодиагностике раннего возраста, но при предъявлении заданий и анализе результатов  нужно учитывать структуру нарушения, степень и время потери слуха. При анализе психологических  особенностей ребенка необходимо в  первую очередь выделить те факторы, которые могут оказывать влияние  на развитие познавательной сферы (на ранних этапах психического развития большее влияние оказывает само нарушение слуха, на последующих  этапах - вторичные отклонения: отсутствие или отставание в развитии речи, замедленное по сравнению с нормой формирование мышления). [5. стр.19]

Основным  методом изучения детей с нарушениями  слуха в младенчестве и раннем детстве является наблюдение. В естественной обстановке ведется наблюдение за внешними компонентами поведения - двигательными  составляющими практических и гностических действий, движениями тела и его  частей, мимикой и пантомимикой, внешними проявлениями вегетативных реакций, вокализациями и речевыми актами, их характером, содержанием, направленностью, продолжительностью, фонетическими, грамматическими, лексическими особенностями речи. 

При проведении психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха  первых 3 - 4 лет жизни необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Развитие общения (сначала его дословесных форм - вокализаций, мимики, естественных жестов, взглядов, движений тела).  
    У глухих детей гуление появляется позже, чем у слышащих, оно более однообразное, монотонное, хрипловатое. Ответный лепет не появляется, хотя дети издают большое количество звуков - это и не отнесенный лепет, кряхтенье, чмоканье и т.д. С возрастом количество звуков уменьшается, они становятся однообразными. У слабослышащих детей сходство в развитии речи с глухими детьми наблюдается в первые 2 - 3 года жизни, в дальнейшем все больше становятся заметными различия: у слабослышащих детей в дошкольном возрасте появляются слова, иногда - фразы, для их речи характерны фонетические искажения, ошибки в грамматическом оформлении речи. 
  2. Степень развития слухового восприятия. При этом необходимо иметь данные аудиологического исследования состояния слуха ребенка. Аудиограмма позволяет судить о степени снижения слуха и его диапазоне. Кроме того, нужно знать, как ребенок пользуется остаточным слухом в быту, при общении с окружающими людьми. Реакция ребенка на погремушку позволяет рано судить о том, воспринимает ли он звуки. В дальнейшем нужно обращать внимание на интерес ребенка к звучащим игрушкам, звукам радиоприемника и телевизора. Следует проверить способность ребенка воспринимать звуки игрушек и музыкальных инструментов. Для этого нужно взять три разнозвучащих инструмента (гармонь, свисток, колокольчик), поставить ребенка к себе лицом и произвести звуки поочередно всеми тремя предметами, а затем поставить к себе спиной и проверить возможности восприятия звуков этих инструментов. Наконец, самое важное - проверка восприятия речи. Слух проверяют на речь шепотную, обычную разговорную и громкую. Вначале проверяют слух на шепот на расстоянии не менее 5 - 6 м. Для этого следует поставить ребенка к себе спиной и шепотом произносить знакомые слова (сначала предъявляются слова, содержащие шипящие звуки, потом другие слова). Если ребенок не сможет повторить слово, произнесенное шепотом на расстоянии 6 м, нужно подойти к нему ближе на 1 м, затем еще ближе и постепенно приблизиться к нему вплотную. Если ребенок не различает слов, произнесенных шепотом у его ушной раковины, то, значит, он не воспринимает шепотную речь. Затем переходят к проверке восприятия речи обычной разговорной громкости. Процедура обследования повторяется. При подборе слов их нужно выбирать из разных областей знания, можно задать несколько простых вопросов (например: «Как зовут твою маму?»). Слова для повторения должны быть хорошо известны ребенку [Р.М. Боскис.] Если ребенок совсем не слышит речи разговорной громкости, то его относят к категории глухих, у которых нужно установить наличие остаточного слуха. Для этого проверяют возможности восприятия ребенком громкой речи. После того как установлено расстояние, на котором ребенок слышит слова, проверяют, как он слышит гласные и согласные звуки. Исследование слуха на речевые звуки следует провести даже в том случае, если не обнаружена недостаточность слуха на слова, но замечены дефекты речи и ребенок не успевает по русскому языку. [3, стр. 215]. В дальнейшем у детей с нарушенным слухом могут быть обнаружены недостатки произношения; ограниченный запас слов; недостаточное усвоение звукового состава слов, которое выражается не только в неточностях произношения, но и в ошибочном написании; неточное понимание и неправильное употребление слов; недостатки грамматического строя речи (неправильное построение предложения и согласование слов внутри него); трудности понимания устной речи и читаемого текста. 
  3. Особенности развития движений. Раннему нарушению слуха может сопутствовать более позднее формирование умения держать головку; небольшая задержка развития прямостояния, скомпенсированная к 1,3 - 1,5 годам. Отсутствие реакции на укачивание в коляске может свидетельствовать о раннем поражении вестибулярного аппарата, часто сопутствующем нарушению слуха. В раннем детстве и дошкольном возрасте отмечаются некоторая неустойчивость, трудности сохранения равновесия, недостаточная координация движений, отставание в развитии мелкой моторики, дифференцированных движений. В последующем у ребенка может наблюдаться шарканье ногами при ходьбе («походка моряка»), большое количество звуков при выполнении бытовых действий с предметами из-за отсутствия или неполного слухового контроля. 
  4. Характер подражания. У детей с нарушениями слуха развитие подражания замедленно. До трех лет они подражают при выполнении некоторых действий, чаще - с хорошо знакомыми предметами, однако выбор по образцу затруднен. В дошкольном возрасте способность к подражанию развивается, дети могут воспроизводить сложные действия, требующие вычленения свойств предметов, возрастает количество предметов, с которыми они могут действовать по образцу. 
  5. Реакция на одобрение и неудачу. Дети с нарушениями слуха до двух лет меньше реагируют на оценку их действий, не ждут ее, часто не понимают, что им показывают образец действия. В дальнейшем многие дети чересчур ориентируются на реакцию взрослого, что может препятствовать ориентировке на свойства предметов. Реакция на одобрение адекватна. С возрастом увеличивается количество исправлений при замечаниях взрослого, самостоятельные оценки неудачи и попытки внести исправления появляются уже в дошкольном возрасте. 
  6. Представление о самом себе. У детей с нарушениями слуха выделение себя и собственных качеств формируется позднее: они начинают указывать на себя, выделять части своего тела позже, чем слышащие дети (хотя могут это делать в отношении взрослых и игрушек). При обследовании детей дошкольного и школьного возраста наряду с наблюдением используются экспериментально-психологические методики, все виды психологического эксперимента (лабораторный, естественный, обучающий), направленные на выявление особенностей в развитии восприятия, пространственных представлений, памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Если дети не владеют словесной речью или владеют ею недостаточно, используется невербальная форма заданий, когда ребенок и взрослый могут не пользоваться устной речью. Условия предъявляемых заданий вытекают из характера материала или могут быть показаны с помощью естественных жестов. Если ребенок владеет жестовой речью, то ее можно использовать для объяснения инструкции. Такое предъявление или перевод широко используются американскими психологами. При этом особые требования предъявляются к отработке согласованного взаимодействия между психологом и переводчиком. 

Однако вопрос об использовании жестовой речи при  предъявлении инструкций довольно сложен и решается психологами по-разному. Главное - это установление соответствия при переводе, что связано с  особенностями жестовой речи. Одни жесты имеют имитирующий характер (при этом одним и тем же жестом обозначается и предмет, и действия, совершаемые с этим предметом), другие основаны на наглядном описании предмета с помощью рисующего или пластического  жеста. Объяснение инструкции посредством  жестовой речи при обследовании особенностей познавательной сферы может содержать  подсказку. Поэтому многие психологи  при предъявлении инструкций рекомендуют  использовать только естественные, например указательные, жесты. В качестве выхода из этой трудной ситуации необходимо использовать предварительное аналогичное задание - относительно более легкое, но по существу такое же, как основное. Только после того как ребенок выполнит предварительное задание, можно переходить к основному. В более старшем возрасте возможно письменное предъявление инструкций. [11].

По мнению американских сурдопсихологов при  использовании жестовой речи в процессе обследования лиц с нарушениями  слуха следует учитывать и  этические аспекты проблемы - личностную реакцию человека с нарушением слуха  на использование жестовой речи слышащим психологом. 

При обследовании детей с нарушениями слуха  необходимо использовать задания на изучение всех видов восприятия, предметных действий, конструирования, образной и  словесной памяти, пространственных и временных представлений, всех видов мышления. При обследовании детей школьного возраста особую важность приобретает изучение навыков  чтения, письма, счета и учет выявленных особенностей при разработке программы  коррекционной работы. 

Большое значение при обследовании детей с нарушениями  слуха имеет анализ продуктов  деятельности, при этом изучению подлежат материальные или материализованные результаты разных видов деятельности - изобразительной, конструирования, учебной, трудовой. 

При анализе  выделяется то, что ребенок делает по указаниям взрослых, и то, что  он выполняет самостоятельно. На разных этапах психического развития глухих детей имеет значение анализ разнообразных  продуктов деятельности: в дошкольном и младшем школьном возрасте - рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, конструкций; в среднем школьном возрасте - письменных работ, сочинений, которые позволяют проанализировать лексические и грамматические особенности  речи; в юношеском возрасте - результаты трудовой деятельности. 

В настоящее  время за рубежом, особенно в США, для определения уровня интеллектуального  развития детей и взрослых с нарушениями  слуха широко используются тесты. С  этой целью создаются специальные  шкалы действия, включающие задания  на составление узоров, идентификацию  картинок, решение головоломок из блоков, складывание фигур по образцам и т.п. Основной особенностью этих заданий  является то, что решение достигается  путем операций с различными элементами предметов, а использование речи минимально. Хорошо зарекомендовали  себя при обследовании детей с  нарушениями слуха матрицы Дж. Равена и подобные им наглядные задачи.[12].Плодотворными являются попытки использования стандартизированных шкал, широко применяемых по отношению к детям с нормальным слухом (шкала Д. Векслера, школьный тест умственного развития). 

Информация о работе Подбор методик для психолого-педагогического обследования дошкольников с нарушением слуха