Подбор методик для психолого-педагогического обследования дошкольников с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Принципы психолого-педагогического обследования, раннее выявление и диагностика нарушений слуха являются важными условиями организации своевременной педагогической помощи детям в семье и в дошкольных учреждениях. В настоящее время проблеме ранней (с первых недель жизни) помощи детям с нарушенным слухом уделяется большое внимание. Введены в действие приказ Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни» и Указания Минздрава России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с новорожденного периода, и их реабилитации». [1]

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха 6
1.1.Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха 6
1.2. Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха 16
1.3. Психолого-педагогическое обследование 18
Оборудование для психолого-педагогического обследования 19
Обстановка обследования 20
Запись хода обследования 21
1.4.Качественный анализ результатов обследования и выяснение потенциальных возможностей ребенка 22
Глава2. Подбор методик для психолого-педагогического обследования дошкольников с нарушением слуха 23
2.1. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с недостатками слуха 23
2.2. Методика психолого-педагогического обследования детей 6-7 лет 25
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

psikhologo-pedagogicheskoe_izuchenie_detey_doshkol.docx

— 214.88 Кб (Скачать файл)

Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка с нарушением слуха имеет  некоторые особенности. В них  необходимо отразить не только уровень  интеллектуального и речевого развития, но и такие важные для организации  коррекционной работы показатели, как  степень потери слуха, уровень развития двигательной сферы, наличие сопутствующих  нарушений. В систематизации этих данных целесообразно придерживаться следующей схемы. 

  1. Характеристика состояния слуха:
  • степень потери слуха (глухота, частичная потеря) - использовать данные из медицинской документации;
  • возраст, в котором произошло нарушение слуха: врожденное нарушение слуха, ранняя потеря слуха (в возрасте до 3 лет), нарушение слуха в более позднем возрасте;
  • причины, приведшие к данному нарушению;
  • наличие или отсутствие лиц с нарушениями слуха в семье.
  1. Уровень развития двигательной сферы:
  • особенности пантомимики (осанка, походка, индивидуальные позы);
  • особенности мимики (общее выражение лица, выразительность мимических движений, характер естественных жестов);
  • координация движений (крупных и мелких);
  • возможности сохранения статического и динамического равновесия.
  1. Познавательная сфера:
  • уровень развития разных видов восприятия; анализ и синтез в процессе зрительного восприятия;
  • соотношение в развитии разных видов памяти (образной и словесной), разных способов запоминания материала (механического и логического);
  • мышление: виды мышления, его соответствие возрастным нормам; характеристика уровня обобщений; степень развития мыслительных операций;
  • развитие речи: виды речи, которыми владеет и пользуется ребенок (словесно-устная, письменная, дактильная, жестовая); состояние навыка чтения с губ; индивидуальные особенности; аграмматизмы; объем словаря (активного и пассивного); соотношение разных видов речи; в каких ситуациях используются разные виды речи;
  • взаимосвязи в развитии познавательных процессов;
  • соотношение в развитии мышления и речи.
  1. Особенности ведущей деятельности (в зависимости от возраста).
  1. Особенности развития личности.
  2. Реакции на разные виды воздействий (поощрение, наказание, оценка).
  3. Эмоциональные состояния. Особенности внешних выражений эмоций. Понимание эмоций других людей.
  4. Самооценка (степень ее адекватности и устойчивости, под влиянием каких причин изменяется).

1.2. Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха

Основными принципами психолого-педагогического  изучения детей раннего и дошкольного  возраста с нарушениями слуха  являются следующие.

  • Комплексный характер изучения детей раннего и дошкольного возраста

Комплексный подход предусматривает  различные направления в диагностике  отклонений в развитии: медико-физиологический, психолого-педагогический, социологический. Предполагается участие различных специалистов: врачей - сурдолога и психиатра; психолога, сурдопедагога, логопеда, при необходимости — привлечение других специалистов (невропатолога, офтальмолога).

Только комплекс данных совместного  медицинского, психологического и педагогического  изучения ребенка со сниженным слухом позволяет составить квалифицированное  заключение о здоровье ребенка; правильно  определить пути педагогической помощи; определить тип дошкольного учреждения, условия пребывания в нем. В случае отсутствия некоторых специалистов в процессе изучения ребенка возможны диагностические ошибки, которые в дальнейшем могут привести к неправильному комплектованию групп в дошкольных учреждениях, невозможности создания условий для полноценного коррекционного воздействия на ребенка. Например, отсутствие данных офтальмолога в процессе обследования ребенка может привести к тому, что в группы для глухих или слабослышащих дошкольников попадут дети, имеющие комбинированное нарушение: недостатки слуха и нарушение зрения. А это может привести к сложностям восприятия речи в устной и письменной форме. Значительно затруднят обучение ребенка нарушения эмоционально-волевой сферы, если они своевременно не выявлены специалистами.

Важное значение имеет  педагогическое изучение ребенка: выявление  его обучаемости, возможностей пребывания в дошкольном учреждении, педагогический прогноз. В процессе обследования ребенка  со сниженным слухом большое значение придается анализу условий жизни  ребенка, возможности участия родителей  в процессе обучения и коррекционной  работы, т. е. социологическому аспекту.

  • Всесторонний характер психолого-педагогического обследования

Психолого-педагогическое изучение должно включать в себя изучение всех сторон психики: познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы  и личностных особенностей. Данные комплексного изучения ребенка со сниженным  слухом позволяют выяснить причины  и время нарушения слуха; уточнить состояние слуха; обследовать речь и соотнести ее состояние со степенью потери слуха и уровнем интеллектуального  развития; проверить уровень развития познавательной деятельности ребенка  в соответствии с возрастом, характер детской деятельности (игры, рисования); выявить личностные особенности  ребенка. Всесторонний характер психолого-педагогического обследования дает возможность выявить и определить характер других отклонений в развитии: зрения, интеллекта, движений, если развитие ребенка со снижением слуха осложнено дополнительными нарушениями.

Целостный системный анализ результатов психолого-педагогического  обследования позволяет не только выявить  отдельные нарушения в развитии, но и установить иерархические связи  между ними, выявив систему первичных  и вторичных отклонений.

Важно то, что основанием для педагогического прогноза и  определения для ребенка типа дошкольного учреждения является не изолированное исследование слуха  или познавательных процессов, а  целостная характеристика и заключение, составленные на основании учета  всех данных, полученных в процессе психолого-педагогического изучения.

1.3. Психолого-педагогическое обследование

Правильная  и возможно более ранняя диагностика, своевременное отграничение сенсорных  дефектов от интеллектуальных – необходимые  условия для надлежащего комплектования специальных дошкольных учреждений и организации ранней коррекционной  работы.

Исходя  из потребностей практики, мы излагаем критерии и методы отбора в специальные  дошкольные учреждения для детей  с нарушениями слуха и интеллекта. Методы отбора в специальные дошкольные учреждения были разработаны в секторе дошкольного воспитания аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР. Критерии были вычленены в процессе диагностического обследования и проверены на 2000 детей в возрасте от 1 года до 7 лет. [4, стр.42]

Поскольку дети, направляемые для обследования с целью их определения в специальные  дошкольные учреждения, часто не владеют  речью либо владеют ею недостаточно, большинство предлагавшихся нами заданий  имело невербальную форму. Это не исключает сопровождающей речи взрослого. (Невербальными считаются задания, во время предъявления и выполнения которых ребенок и педагог не пользуются устной речью. условия деятельности вытекают из характера материала либо могут быть объяснены жестами. Ответом служат действия ребенка.)

При обследовании большое значение придается  наблюдениям за игрой и поведением ребенка, соотнесению результатов  этого наблюдения с другими данными  обследования (проверка слуха, речи, проверки уровня развития восприятия и интеллекта). Очень часто низкая концентрация внимания, отсутствие положительного отношения к предлагаемым заданиям, неуверенность в себе и т. д. приводят к тому, что ребенок не справляется  с предложенными заданиями, несмотря на нормальный интеллект, что в свою очередь служит основанием для ошибочного заключения.

Задания даются с целью выяснения уровня зрительного восприятия (восприятие величины, формы, пространственных отношений, целостное восприятие предмета), умения действовать по подражанию и по образцу, умения осуществлять выбор из большего количества элементов; степени сформированности процесса анализа и синтеза, наличия  простейших счетных операций, определения  возможности обобщения. [4, стр.43]

Для диагностики сенсорного и интеллектуального  развития важен не только результат, но и сам способ решения предлагаемой ребенку задачи.

Переходиём к описанию условий и методов отбора детей.

Оборудование  для психолого-педагогического обследования

Для проведения обследования необходимо иметь  следующее оборудование и материалы: два детских столика и два  детских стульчика; пионерский барабан; ящик с набором настольного строителя; одежда, постельные принадлежности и  посуда для куклы; маленькие пластмассовые  или металлические машины; маленькую  куклу, которая может быть помещена в машину; кукольную мебель; лоток  с шариками; считалку с шариками; пирамидку из четырех колец и  колпачка; «почтовый ящик»; два прямоугольных  деревянных бруска одного размера; две треугольные деревянные призмы одного размера; две деревянные полусферы одного размера – все это из набора «Цвет и форма» или настолько строителя (при этом один прямоугольный брусок, одну треугольную призму и одну полусферу зеленого цвета, остальные три предмета должны быть разного цвета – красный, синий, желтый); неокрашенный экран из фанеры прямоугольной формы (размер 30Х20 см); небольшой экран, закрывающий нижнюю часть лица обследователя при проверке слуха; разрезные картинки из двух, трех и пяти частей с разной конфигурацией разреза; счетные палочки; карточки с изображением животных и одежды; парные картинки; мягкие игрушки; мяч, корзинку; бумагу; цветные карандаши; книжки, в которых имеются яркие, четкие изображения животных (кошка, собака, утка, лошадь, курица, корова); средств транспорта (машина, поезд); различных несложных действий и ситуаций (Девочка спит; Мальчик играет; Мяч лежит на полу; У девочки кукла; Зайка сидит под деревом; На дереве три птички; Мальчик бежит; Девочки бегут). [4, стр. 44]

Обстановка  обследования

Перед обследованием и во время его  проведения ребенок должен быть спокоен  и чувствовать доброжелательное отношение со стороны окружающих его взрослых. Психолого-педагогическое обследование не рекомендуется проводить  в белых халатах. Ребенка следует  вводить в комнату, в которой  проводится обследование, вместе с  родителями и все обследование проводить  при них. При этом родителей нужно  посадить так, чтобы ребенок сидел  к ним спиной и не мог ориентироваться  на выражение их лиц. Только в отдельных  исключительных случаях, когда ребенок  не вступает в контакт, можно разрешить  одному из родителей сесть рядом  с ребенком (или взять его на руки). При этом родители не должны вмешиваться  в ход обследования.

Расположение  предлагаемого во время обследования материала должно быть строго продумано. На детском столике помещаются игрушки  для игры: небольшой ящик со строительным материалом, маленькие машины, кукла  с одеждой и постельными принадлежностями, посуда и мебель. К этому столику придвигается столик, за который сажают ребенка.

Весь  остальной материал должен быть скрыт  от глаз ребенка (накрыт салфеткой или  помещен за ширму).

Запись  хода обследования

Одновременно  с проведением обследования заполняются  протоколы, описания которых будут  приведены ниже. Очень важно заранее  знать, кто какой протокол будет  вести, так как заполнение протоколов требует хорошей ориентации в  заданиях, в том, что именно нужно  фиксировать; о чем может свидетельствовать  то или иное действие ребенка, тот  иди иной способ решения поставленных задач и т. д.

С первого же момента появления  ребенка в комнате для обследования начинает заполняться протокол наблюдения за его поведением. Так как этот протокол будет заполняться на протяжении всего обследования, его следует  передать психологу. В случае отсутствия психолога – одному из членов комиссии, непосредственно не занятому с ребенком (например, представителю отдела народного  образования).

В момент, когда сурдолог приступает к обследованию слуха ребенка, начинает заполнять второй протокол – протокол обследования слуха. Этот протокол может  заполнять либо сам сурдолог, либо врач-отоларинголог.

Протокол  обследования состояния речи заполняет  сам сурдопедагог (сурдолог).

Протокол  обследования сенсорного и интеллектуального, развития заполняет врач-психоневролог (если обследование проводит сурдопедагог), либо сурдопедагог. [4, стр. 46]

1.4.Качественный анализ результатов обследования и выяснение потенциальных возможностей ребенка

Информация о работе Подбор методик для психолого-педагогического обследования дошкольников с нарушением слуха