Подбор методик для психолого-педагогического обследования дошкольников с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Принципы психолого-педагогического обследования, раннее выявление и диагностика нарушений слуха являются важными условиями организации своевременной педагогической помощи детям в семье и в дошкольных учреждениях. В настоящее время проблеме ранней (с первых недель жизни) помощи детям с нарушенным слухом уделяется большое внимание. Введены в действие приказ Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни» и Указания Минздрава России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с новорожденного периода, и их реабилитации». [1]

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха 6
1.1.Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха 6
1.2. Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха 16
1.3. Психолого-педагогическое обследование 18
Оборудование для психолого-педагогического обследования 19
Обстановка обследования 20
Запись хода обследования 21
1.4.Качественный анализ результатов обследования и выяснение потенциальных возможностей ребенка 22
Глава2. Подбор методик для психолого-педагогического обследования дошкольников с нарушением слуха 23
2.1. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с недостатками слуха 23
2.2. Методика психолого-педагогического обследования детей 6-7 лет 25
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

psikhologo-pedagogicheskoe_izuchenie_detey_doshkol.docx

— 214.88 Кб (Скачать файл)

Помимо выяснения результативности выполнения задания ребенком во внимание должны приниматься показатели, характеризующие  качество выполнения: интерес к заданию, самостоятельность, использование  предложенной помощи, обучаемость в  процессе исследования. При оценке результатов надо учитывать способы  выполнения заданий, их соответствие возрасту ребенка. Именно учет способов выполнения задания ребенком является важнейшим  показателем уровня его психического развития. В процессе психолого-педагогического  обследования выявляется высший уровень  возможностей ребенка, т. е. то, что он может сделать с помощью взрослого. Это характеризует «зону ближайшего развития», потенциальные возможности  ребенка, учет которых имеет важное значение в процессе воспитания и  обучения.[10]

Вывод по 1 главе

Из всего выше перечисленного можно  сделать следующее заключение: психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями слуха - неслышащих (глухих), слабослышащих - сопровождается целым рядом трудностей, связанных со специфическими особенностями их психического развития. Психолого-педагогическое изучение должно включать в себя изучение всех сторон психики: познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей. Целостный системный анализ результатов психолого-педагогического обследования позволяет не только выявить отдельные нарушения в развитии, но и установить иерархические связи между ними, выявив систему первичных и вторичных отклонений.

 

Глава2. Подбор методик для психолого-педагогического обследования  дошкольников с нарушением слуха

2.1. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с недостатками слуха

На заседаниях психолого-педагогической комиссии проводится всестороннее обследование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Первоначально комиссия рассматривает необходимую документацию: выписку из истории развития ребенка, предварительные диагнозы и заключения специалистов, первичные аудиограммы и др. Особенно внимательно комиссия изучает данные о протекании беременности матери, заболеваниях, способах их лечения во время беременности, родах, а также о болезнях, перенесенных ребенком, и их лечении. Комиссия исследует информацию о физическом и моторном развитии, особенностях формирования речи, предполагаемых причинах и времени снижения слуха. Важное значение придается анализу условий воспитания ребенка в семье: способах общения с ребенком, использованию слуховых аппаратов, организации общеразвивающей и коррекционой работы [18]

Комплексное обследование ребенка  проводится с использованием различных  психолого-педагогических методов: беседы с родителями и ребенком; анализа  документации (аудиограмм, заключений врачей-специалистов и т. д.); наблюдений за деятельностью (игрой, рисованием, конструированием); использования специальных методик  психологического обследования.

Обследование проводится в доброжелательной спокойной обстановке. Заранее подбирается дидактический  материал, необходимый для проведения обследования, - игрушки для проведения наблюдений за игрой, дидактические игрушки и пособия для обследования умственного развития, картинки и детские книги, звучащие игрушки и др. Важно, чтобы обследование проходило в тихом помещении, изолированном от внешних шумов, так как это одно из условий проведения проверки слуха.

В содержание психолого-педагогического  изучения ребенка раннего и дошкольного  возраста включаются следующие разделы:

  • наблюдения за деятельностью ребенка (игрой, рисованием);
  • обследование умственного развития;
  • проверка состояния слуха;
  • проверка состояния речи;
  • наблюдения за поведением, выявление личностных особенностей.

Содержание каждого из разделов психолого-педагогического изучения подготавливается различными специалистами. Сурдолог проводит обследование слуха ребенка и уточняет диагноз. Врач-психиатр на основе медицинских документов и наблюдений за уровнем умственного развития приходит к выводу о соответствии интеллектуального развития ребенка его возрасту. В отдельных случаях он выявляет сочетанные нарушения в развитии (умственная отсталость, задержка психического развития у ребенка с нарушением ЦНС и др.). Психолог выясняет уровень умственного развития, наблюдает за поведением ребенка, характеризует особенности эмоционально-волевой сферы, его личностные особенности.

Сурдопедагог концентрирует  внимание на проверке состояния речи и общения. В случаях выявления  каких-либо специфических нарушений  речи (дизартрии, алалии и др.) к обследованию речи подключается логопед, который  уточняет причины и характер сложных  нарушений речи у ребенка со сниженным  слухом.  [Н. Д. Шматко (1998)]и др.

 

 

 

2.2. Методика психолого-педагогического обследования детей 6-7 лет

Диагностический комплекс включает 2 теста: 

  1. Разбор и складывание пирамиды (Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. стр. 68)
  2. Работа с парными картинками (выбор по образцу). (Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И., стр. 69)
Метод № 1. Разбор и складывание пирамиды

Цель: изучение зрительного соотнесения предметов.

Диагностическое оборудование: Пирамида с разноцветными кольцами различного диаметра.

Процедура проведения: Методика проводится индивидуально.

Обследователь жестом предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, обследователь  разбирает пирамидку сам и  предлагает ребенку ее собрать. Если ребенок и после этого не начинает действовать, обследователь начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольцо нужно надеть на стержень.

При разборе и складывании  пирамиды фиксируется:

1) Принимает ли ребенок  задачу.

2) Складывает ли ребенок  пирамидку с учетом или без  учета величины.

3) В случае если ребенок  складывает пирамидку с учетом  величины, фиксируются способы. (Примеривание: ребенок надевает кольца не  в порядке величины, видит ошибку  и исправляет ее; ребенок сопоставляет  кольца по величине, не надевая  их на стержень, но прикладывая  их друг к другу или выкладывая  на столе по величине; зрительное  соотнесение: ребенок надевает  кольца сразу правильно, в порядке  величины.)

4) Обучается ли ребенок.

Разбор и складывание  пирамидки дается детям начиная  с 2 лет. Дети 2 – 3 лет могут складывать пирамидку без учета; величины. Неадекватным будет не складывание пирамидки  без, учета величины, а закрывание ее колпачком (до нанизывания колец) и попытка надевать кольца на колпачок. Дети старше 4 лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам или  примериванию; дети старше 5 лет не должны прибегать к пробам и примериванию, а должны пользоваться зрительным соотнесением. Детям, которым исполнилось 6 лет, пирамидка  не дается.

Методика № 2. Работа с парными картинками (выбор по образцу)

Цель: изучение развития интеллекта.

Диагностическое оборудование: три пары картинок.

Процедура проведения: Методика проводится индивидуально. 
Сначала перед ребенком кладут две картинки. Точно такие же две картинки находятся в руках обследователя. Обследователь указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем обследователь закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит дать такую же. Если ребенок не понимает, чего от него требует обследователь, последний передвигает карточки ребенка другому взрослому и таким же точно жестом, каким только что просил у ребенка, просит взрослого дать парную картинку. Затем «хвалит» взрослого за удачно выбранную картинку и снова подвигает картинки ребенку.

После того как ребенок  подал одну картинку, обследователь  кладет ее на прежнее место перед  ребенком, просит дать вторую и меняет лежащие перед ним картинки местами. Просит дать ту же самую (ту, которую  ребенок давал последней). Убедившись в том, что ребенок осуществляет выбор из 2 картинок, обследователь  убирает их и на их место кладет 4 другие. Если ребенок правильно осуществляет выбор 4 картинок (выбор организуется точно так же, как с двумя картинками), обследователь убирает 4 картинки и на их место кладет 6 новых. Выбор из 6 картинок также производится по одной, и каждая картинка, после того как ребенок дал ее обследователю, кладется на прежнее место. В процессе выбора картинки можно менять местами.

Во время записи работы с парными картинками фиксируется:

1) Принимает ли задачу.

2) Осуществляет ли выбор  (обследователь записывает название  картинок и против каждой проставляет  плюс или минус).

3) Обучается ли ребенок.  Выбор парных картинок по образцу  дается детям начиная с 2 лет.  Детям старше 5 лет он дается  в том случае, если они не  справляются с классификацией. Если ребенок старше 3 лет (в том числе глухой и слабослышащий) не справляется с выбором из 2, это свидетельствует либо о снижении интеллекта, либо об отставании в развитии, либо о нарушениях в поведении. Ребенок старше 4 лет должен осуществлять выбор из 4 картинок. Большинство этих детей может также выбирать из 6 картинок.

Вывод по главе 2

 В течение всего исследования следует помнить о том, что ребенок сможет обнаружить свои истинные возможности лишь в том случае, если войдет в контакт с исследователем и все время будет заинтересован в тех «играх», которые ему предлагают, в оценке, которую дает обследователь. Поэтому сам обследователь должен всегда сохранять заинтересованность и доброжелательность по отношению к ребенку и строго дозировать свои оценки, как положительные, так и отрицательные. Не следует забывать при этом, что глухие и слабослышащие дети очень рано приучаются ориентироваться в своих действиях на реакцию взрослого (выражение лица, улыбка, даже движение глаз). Нужно заботиться о том, чтобы выражения лиц окружающих ребенка людей не подсказывали ему и не сбивали его при решении какой-либо поставленной перед ним задачи. Это особенно важно там, где ребенку самому трудно оценить успех или неуспех своих действий. 

Заключение

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями  слуха поможет правильно организовать их обучение и воспитание, определить направления коррекционной работы, способствующей достижению успешной компенсации  данного нарушения и полноценному развитию познавательной сферы и  личности. 

Комплексное обследование ребенка  проводится с использованием различных  психолого-педагогических методов: беседы с родителями и ребенком; анализа  документации (аудиограмм, заключений врачей-специалистов и т. д.); наблюдений за деятельностью (игрой, рисованием, конструированием); использования специальных методик  психологического обследования.

Обследование проводится в доброжелательной спокойной обстановке. Заранее подбирается дидактический  материал, необходимый для проведения обследования, — игрушки для проведения наблюдений за игрой, дидактические  игрушки и пособия для обследования умственного развития, картинки и  детские книги, звучащие игрушки  и др. [5, стр. 17]. Важно, чтобы обследование проходило в тихом помещении, изолированном от внешних шумов, так как это одно из условий проведения проверки слуха.

 

Список  литературы

  1. Приказ Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей  первого года жизни» и Указания Минздрава  России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении  единой системы раннего выявления  нарушений слуха у детей, начиная  с периода новорожденное, и их реабилитации»Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.-- М.: Академия, 2002. - с. 203
  2. Боскис Р.М. Дифференциальный диагноз с сенсорной афазией // Глухие и слабослышащие дети. – м., 1963.
  3. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1988.
  4. Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.
  5. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  6. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. С.19-28
  7. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. - М., 1999.
  8. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. - 1971. - № 6.
  9. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
  10. Миронова Э.В., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Педагогические методики выявления детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст). - М., 2000.
  11. О республиканских и областных медико-педагогических комиссиях: Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 21 ноября 1974 г. № 102-М.
  12. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998.
  13. Розанова Т. В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей//Дефектология. — 1995. — № 1.
  14. Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. - 1992. - № 2, 3.
  15. Справочник по дошкольному воспитанию / Под ред. А. И. Шустова. — М., 1980.
  16. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 1998.
  17. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование в России: Сб. действ, нормативно-правовых документов и науч.-метод. материалов. — М., 1996.
  18. Ульенкава У.В., Лебедева О.С. Ораганизация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002.
  19. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. - Дошкольное воспитание, N 3,1998.

Информация о работе Подбор методик для психолого-педагогического обследования дошкольников с нарушением слуха