Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:29, дипломная работа
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы подготовки детей к школе на основе обучающих игр 8
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Теоретические основы воздействие игрового обучение на психологическую и мировоззренческую готовность ребенка к обучению в школе 20
1.3. Изучение игры, как ведущей деятельности дошкольников, в исследованиях отечественной детской психологии 36
Глава 2. Содержание и методика организации процесса подготовки старших дошкольников к школьному обучению в системе развивающих игр………………………………………………………………………………...47
2.1. Практическая экспериментальная разработка методологии подготовки старших дошкольников к школьному обучению в системе развивающих игр 47
2.2. Анализ методических особенностей предлагаемой программы подготовки детей к школьному обучению на основе игрового развития 74
2.3. Результаты исследований 104
2.4. Логика и структура предложенной психолого-педагогической программы по подготовке детей к школе на основе игрового обучения 106
Заключение 137
Список использованной литературы 140
Рис. 3
Рис. 1. Рис. 2. Рис. 3.
Рисунок 4 (девочка 8 лет). Добрый экстравертированный кактус. Наличие женственности, экстраверсии, стремления к домашней защите, чувства семейной общности; отсутствие агрессии.
Рисунок 5 (мальчик 7 лет). Агрессивно-экстравертированный кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, открытости, оптимизма, экстраверсии, стремлений к лидерству и к домашней защите.
Рис. 4. Рис. 5. Рис. 6.
Рисунок 6 (девочка 9 лет). Добрый интровертированный кактус. Наличие чувства семейной общности, стремления к домашней защите, женственности, интроверсии; отсутствие агрессии.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один
или с каким-то растением по
соседству? Если растет с
5. Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в выводах после обработки данного теста. Ведь кроме учета изобразительных навыков, детских стереотипов, возрастных особенностей, на образ рисунка может повлиять ситуация, например, наличие дома кактуса определенной формы, недавно прочитанная книга о кактусах пустыни и прочее. Не забывайте, что этот тест, как и другие графические методики, эффективен только в комплексе с основными, классическими методами.
ТЕСТ "СТРАХИ В ДОМИКАХ"
Тест предназначен для диагностики страхов у детей и подростков.
В каждом возрасте наблюдаются
нормативные страхи, которые появляются
постепенно, как результат развития
интеллектуальной сферы, воображения
и т. д. При благоприятных
В работе А. И. Захарова "Психотерапия неврозов у детей и подростков" в 1982 году были предложены возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам). Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов. Тест А. И. Захарова прост в применении, но при использовании могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный вопрос: "Скажи" пожалуйста, ты боишься или не боишься... ? Постоянно отвечают: "Я ничего не боюсь!" Безусловно, физиологические и другие реакции подсказывают психологу о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу.
В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. "Я всего боюсь!" – говорят они. И как здесь отследить истинное количество страхов?
Учитывая эти трудности, мы предлагаем использовать метод А. И. Захарова в соединении с тестом "Красный дом – черный дом". [Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999. – С. 98.]
Тест "Страхи в домиках" проводится с одним ребенком или с группой детей или подростков. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ – выбросить или потерять. (Тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные страхи.) Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.
Инструкция. "В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома". (Дошкольники показывают соответствующий дом.)
Страхи:
1) когда остаешься дома один;
2) нападения, бандитов;
3) заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) того, что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) маму или папу;
8) того, что они тебя накажут;
9) Бабы Яги, Кощея
Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча,
чудовищ (у школьников
10) опоздать в детский сад (школу);
11) перед тем, как заснуть;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17) когда очень высоко (страх высоты);
18) когда очень глубоко (страх глубины);
19) в маленькой, тесной
комнате, помещении, туалете,
20)воды;
21)огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших улиц, площадей;
25) врачей (кроме зубных);
26) крови (когда идет кровь);
27) уколов;
28) боли (когда больно);
29) неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.
Возрастные нормы (по А. И. Захарову) Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)
Возраст |
Число страхов |
Возраст |
Число страхов | ||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки | ||
3 |
9 |
7 |
9 |
7 |
10 |
4 |
7 |
9 |
10 |
7 |
10 |
5 |
8 |
11 |
11 |
8 |
11 |
6 |
9 |
11 |
12 |
7 |
8 |
7 (дошк.) |
9 |
12 |
13 |
8 |
9 |
7(шк.) |
6 |
9 |
14 |
6 |
9 |
8 |
6 |
9 |
15 |
6 |
7 |
Возрастные особенности проявления страхов:
Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх нападения, страх войны. У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, и сказочных персонажей.
Младший школьный возраст – страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).
Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны.
ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амвн)
Американский тест тревожности, разработанный Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, представляет собой комплект из 14 сюжетных картинок, где лицо ребенка не прорисовано художником. Испытуемым (детям 4-7 лет) предлагается выбрать предлагаемое лицо на рисунке – "грустное" или "веселое". Картинки делятся по половому признаку: для девочек – картинки с девочкой, для мальчиков – с мальчиком. Для практического психолога тест удобен в использовании и в обработке. Однако существует ряд сложностей, которые необходимо учитывать и устранять при работе с данным тестом:
1. Данный тест выявляет не личную тревожность, а ситуативную тревогу детей.
2. Дети с нарушениями
восприятия мимики (реальной и
рисуночной) не отражают в тесте
тревогу, с ними требуется
3. Дети с личной
тревожностью требуют
4. Некоторые дети делают
выбор, не анализируя ситуацию
на картинке, а учитывая пространственное
соотношение (какое ближе,
В связи с этими трудностями предлагается применять на практике следующую модификацию данного теста, состоящую из 2-х частей.
I.
Инструкция.
"На картинке девочки и мальчики смотрят в окошки. Раскрась грустные окошки (где грустное лицо) синим карандашом, а веселые окошки (где веселое лицо) – желтым карандашом".
Рис. 7.
При анализе данного
задания учитывается
Затем ребенку предлагаются поочередно 14 картинок без дополнительных рисунков.
Инструкция.
"Один знакомый художник нарисовал картинки, но не смог нарисовать лица детей. Он не знает, какое должно быть лицо у ребенка: грустное или веселое. Давай ему поможем!"
Протоколы обследования
подвергаются качественному и
Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (тревоги) ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков (14):
По ИТ дети в возрасте от 5 до 7 лет подразделяются на три группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ > 50%);
б) средний уровень тревожности (20% < ИТ < 50%);
в) низкий уровень тревожности (0% < ИТ <20%).
Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной ситуации (и подобной ей). Особенно проективным значением обладают рисунки 4 (одевание), 6 (укладывание) и 14 (еда). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ.
Результаты интеллектуальной
и эмоциональной диагностики
оформляются в специальную табл
Ф. И. ребенка_______________________
Дата исследования | |||||
|
|
|
| ||
младшая группа |
средняя группа |
старшая группа |
подготовительная группа | ||
1. ВОСПРИЯТИЕ |
|
|
|
| |
цвета |
|
|
|
| |
формы |
|
|
|
| |
времен года |
|
|
|
| |
пространства |
|
|
|
| |
2. МЫШЛЕНИЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ |
|
|
|
| |
наглядно-действенное |
|
|
|
| |
образное |
|
|
|
| |
логическое |
|
|
|
| |
классификация |
|
|
|
| |
аналогия |
|
|
|
| |
общая осведомленность |
|
|
|
| |
понятливость |
|
|
|
| |
счет прямой |
|
|
|
| |
счет обратный |
|
|
|
| |
понятие числа |
|
|
|
| |
3. ВНИМАНИЕ |
|
|
|
| |
зрительное |
|
|
|
| |
слуховое |
|
|
|
| |
4. ПАМЯТЬ |
|
|
|
| |
зрительная |
|
|
|
| |
слуховая |
|
|
|
| |
5. МОТОРИКА |
|
|
|
| |
крупная |
|
|
|
| |
мелкая |
|
|
|
| |
ведущая рука |
|
|
|
| |
6. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
|
|
|
| |
связная речь по 1 картинке |
|
|
|
| |
связная речь по серии картинок |
|
|
|
| |
7. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА |
|
|
|
| |
сензитивность |
|
|
|
| |
агрессия |
|
|
|
| |
тревога |
|
|
|
| |
страхи |
|
|
|
| |
8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ |
|
|
|
| |
общая семейная ситуация |
|
|
|
| |
со взрослыми |
|
|
|
| |
со сверстниками |
|
|
|
| |
9. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА |
|
|
|
| |
произвольность |
|
|
|
| |
самооценка |
|
|
|
| |
уровень притязаний |
|
|
|
| |
СУММА БАЛЛОВ: |
|
|
|
|