Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:29, дипломная работа
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы подготовки детей к школе на основе обучающих игр 8
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Теоретические основы воздействие игрового обучение на психологическую и мировоззренческую готовность ребенка к обучению в школе 20
1.3. Изучение игры, как ведущей деятельности дошкольников, в исследованиях отечественной детской психологии 36
Глава 2. Содержание и методика организации процесса подготовки старших дошкольников к школьному обучению в системе развивающих игр………………………………………………………………………………...47
2.1. Практическая экспериментальная разработка методологии подготовки старших дошкольников к школьному обучению в системе развивающих игр 47
2.2. Анализ методических особенностей предлагаемой программы подготовки детей к школьному обучению на основе игрового развития 74
2.3. Результаты исследований 104
2.4. Логика и структура предложенной психолого-педагогической программы по подготовке детей к школе на основе игрового обучения 106
Заключение 137
Список использованной литературы 140
На основании диагностического материала производится составление коррекционных занятий. [Измерения интеллекта детей /Под ред. Гилъбух Ю. З. – Киев, 1999. – С. 32.]
Основной целью
Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную координацию.
Эмоциональной зрелостью
понимается как уменьшение импульсивных
реакций и возможность длительн
К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости.
По данным Е. Е. и Г. Г. Кравцовых, примерно треть 7-ми летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство.
Психологическая готовность
к школе, связанная с успешным
началом обучения, определяет наиболее
благоприятные варианты развития, требующие
большей или меньшей
При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.
Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку они обижаются на замечания когда учитель и родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.
Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм.
Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста – игре, конструированию, рисованию т. е. тем которые способствуют развитию образного мышления.
Психологическая готовность
к школе – целостное
А. Л. Венгер описал 3 варианта развития 6-7-ми летних детей: