Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:12, курсовая работа
Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни в данной работе выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания.
Целью данной курсовой работы является теоретический анализ социально-педагогической проблемы подготовки молодежи к семейной жизни.
ВВЕДЕНИЕ
Устойчивость брачно-семейных
отношений зависит от готовности
молодых людей к семейной жизни,
где готовность к браку понимается
как система социально-
Важнейшая социальная функция
современной семьи – воспитание
будущего семьянина, то есть подготовка
подрастающего поколения к
В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем десять лет назад.
В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей.
Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи.
Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.
Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни в данной работе выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания.
Объектом курсовой работы является подготовка молодежи к семейной жизни.
Предметом курсовой работы являются социально-педагогические особенности отношения к браку и предбрачным отношениям современной молодежи.
Целью данной курсовой работы является теоретический анализ социально-педагогической проблемы подготовки молодежи к семейной жизни.
К основным задачам можно отнести:
1.определить возрастные
особенности подготовки к
2.определить основные
пути решения социально-
Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.
Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.
С точки зрения формирования личности, существенным моментом психологической готовности молодого человека к вступлению в брак является его готовность не только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию значения своих действий, первым делом в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения.
Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей серьезной ситуации в сфере демографии является серьезной общегосударственной проблемой, чем и объясняется актуальность темы курсовой работы.
Часть 2. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни
2.1 Готовность к браку
Современное супружество
предъявляет более сложные
Вместе с тем люди готовы потратить больше времени на обучение вождению автомобиля, чем на подготовку к семейной жизни. И в самом деле, если человек не пройдет соответствующей подготовки, он не сможет получить водительские права, тогда как для получения свидетельства о браке не требуется почти ничего. Многие люди принимают решение о вступлении в брак необдуманно, не осознавая принимаемой на себя ответственности, не научившись эффективно общаться с партнером. Под влиянием юношеской очарованности они спешат купить обручальные кольца. В результате их ожидания и надежды оказываются неоправданными. Брак окажется более удачным, если супруги сразу осознают, что очарованность недолговечна, что она рано или поздно пройдет. Очень немногие люди бывают по-настоящему готовы к стрессам и трениям первых лет супружеской жизни1 .Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни — неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижению определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако обусловленность изменений семьи культурно-исторической динамикой общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающих поколений к жизни в семье. Многочисленные социологические, педагогические, медико-психологические исследования убеждают нас в том, что готовность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью психологической работы.
Семейная жизнь, открывая
человеку возможности для личностного
роста и счастья, одновременно предъявляет
к нему и немало требований. Среди
факторов, определяющих стабильность
молодых семей, выделяют готовность
молодежи к браку. Это система
социально-психологических
Готовность к браку — интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:
1. Формирование определенного
нравственного комплекса —
2. Подготовленность к
межличностному общению и
3. Способность к
4. Наличие качеств, связанных
с проникновением во
5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов2.
2.2 Подготовка молодежи к семейной жизни
В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Все это очень ценно, но при нынешнем темпе жизни естественный механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения в школе и в родительской семье к созданию в будущем своей семьи; к выполнению супружеских и родительских обязанностей; к воспитанию детей.
Можно согласиться с И.В. Гребенниковым, что соответственно подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты:
1. Социальный, раскрывающий
политику государства в
2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств.
3. Правовой, ориентированный
на ознакомление с основами
законодательства о браке и
семье; с важнейшими
4. Психологический, формирующий понятия о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.
5. Физиолого-гигиенический,
включающий знания
6. Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.
7. Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д. Всестороннее воспитание семьянина осуществляется под воздействием различных социально-педагогических и психологических факторов. Многие исследователи, подчеркивая многофакторный характер указанного процесса, выделяют среди них семью, школу, общество сверстников, художественную литературу, средства массовой информации, общественность, церковь. Процесс воспитания семьянина, как и любой другой подобный процесс, представляет собой совокупность воспитательных взаимодействий. При этом эти взаимодействия носят целенаправленный (учитель — ученик) или стихийный (подросток — сверстники).
Важнейшее значение в указанных взаимодействиях имеет не только воздействие на воспитанника, но и его ответная реакция. Она тоже не остается неизменной, меняется, развивается. Все это нельзя не учитывать, организуя работу с молодежью.
Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.
2.3 Предназначение
семьи. Формирование установки
на вступление в брак и
Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, связано с особенностями формирования у них установок, ориентацией на вступление в брак.
Зачем человеку семья? Этот вопрос редко задают себе зрелые, взрослые люди, но довольно часто — молодые. В то же время понятие «семья» имеет для каждой личности и свое внутреннее содержание. Для ребенка — это его мать, отец, братья, сестры, бабушки дедушки, дяди и тети, участвующие в его воспитании. Для молодого человека после вступления в брак представляется, что семья — это прежде всего он и его молодая жена, затем дети.
Многочисленные аспекты
семьи имеют для личности разный
смысл. Семья обеспечивает человеку
полный психолого-физиологический
комфорт, выполняет функции «
Каждый человек фатально и беспредельно одинок в этом мире. Мы приходим и уходим, наше пребывание в этой жизни длится весьма короткий срок. Да еще не знаем своего часа смерти. Современный человек живет с ощущением временности своего пребывания.
В уникальности человеческого бытия, в неповторимости его личностных качеств, есть две стороны:
1. Страх потеряться, остаться незамеченным, «ненужным»;
2. Желание преодолеть одиночество, стать ценным, «нужным», любимым и незаменимым.
Чем более востребованным,
нужным и ценным ощущает себя человек,
тем больше у него шансов и сил
преодолеть одиночество. Все хотят
быть любимыми. К. Юнг писал о том,
что серьезной причиной душевных
расстройств и заболеваний