Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:12, курсовая работа
Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни в данной работе выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания.
Целью данной курсовой работы является теоретический анализ социально-педагогической проблемы подготовки молодежи к семейной жизни.
Кроме потребности быть любимым каждый человек сам стремится любить. В юности решение вступить в брак вызвано стремлением молодых людей мечтой о длительной духовной и физической интимности. Здесь семья выступает как супружество, создает возможности для проявления чувств гуманизма и любви. Ориентация на супружество является важнейшей ценностной ориентацией молодых людей перед вступлением в брак в первые годы совместной жизни. С течением времени рано или поздно у супругов появляется потребность иметь детей, стремление быть родителями. Данная потребность реализуется в формах материнства и отцовства.
Для семьи, для каждого
из супругов важна социальная и психологическая
сторона отцовства и
Кроме того, удобства семейной жизни проявляются в совместном ведении домашнего хозяйства членами семьи (сначала супругами, далее — помогают дети), вкусном домашнем питании, чистой и ухоженной одежде, обуви, комфортабельном жилище.
Семейная жизнь обеспечивает человеку регулярную половую жизнь с постоянным и надежным партнером, что немаловажно в современном окружении, где набирает силу СПИД, венерические заболевания.
Итак, для чего нужна семья:
• чтобы было на кого опереться;
• чтобы было с кем посоветоваться;
• чтобы был кто-то рядом, чьим мнением дорожат;
• чтобы был кто-то, кто не оставит в беде;
• чтобы был кто-то, с кем по-настоящему хорошо;
• чтобы был рядом кто-то, кто разделяет такие же ценности;
• чтобы был кто-то, кто не будет завидовать;
• чтобы был кто-то, с кем можно совместно радоваться успехам;
• чтобы был кто-то рядом, кому можно доверять; чтобы был рядом кто-то, кто в трудную минуту поддержит и защитит;
• чтобы был кто-то, кто смотрит на вещи сходным образом;
• чтобы был рядом кто-то, кто уравновешивал бы слабости.
Все это и составляет в
совокупности образ семьи как
надежного убежища в мире бушующих
политических, экономических, технологических,
климатических и прочих страстей
и сложностей жизни. При бесспорной
важности всего вышеизложенного, не
следует его переоценивать и
догматизировать. Это значит, что
подготовка к браку и семейной
жизни не может быть сведена только
к формально-упрощенному
Брак как психологическое
отношение между полами включает
в качестве обязательного условия
как саму по себе нравственность, так
и избирательность
Вместе с тем современный
брак все больше ориентируется на
удовлетворение потребностей в интимном
и неформальном общении. По результатам
одного из социологических опросов2 возмо
Таким образом, еще один непременный элемент в подготовке молодежи к семейной жизни включает установку, ориентацию на деторождение и обзаведение максимальным числом детей в семье.
2.3 Морально-нравственная и операционально-образовательная подготовка.
Анализ действия существующих
брачно-семейных отношений показывает,
что большинство специалистов, занимающихся
проблемами семьи и семейного
воспитания, считают главным условием
устойчивого существования
Из откровений: «Все началось, когда мне было лет 13—14 и, как многим другим девчонкам в этом возрасте, жутко хотелось любви, при том, что все остальное уже было. Мне нравилось, что сильные, красивые парни с неподкупной преданностью в глазах обращают внимание именно на меня. Мне гудели на улицах машины, подмигивали шоферы и смотрели вслед прохожие. Потом была первая любовь. Появились разные кампании, дискотеки, накачанные рыцари. Началась бурная, веселая жизнь...»
В наше время ведущим мотивом вступления в брак является «любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания. Т.А. Флоренская выделяет3 три различные понимания этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как доминанта на другом. Она приводит их описания.
· Доминирование полового влечения. Гипертрофия полового влечения ведет к образованию сексуальной доминанты, захватывающей все жизненные силы человека, превращая его в раба своих влечений. Это становится преградой для психического и духовного развития человека. Отождествление любви с физиологией чаще всего происходит с теми детьми, которые выросли в семьях с неблагоприятными супружескими отношениями. Принципиальный «механизм» для гипертрофии сексуальной потребности остается таким же, как в случае гипертрофии потребности в алкоголе. Т.А. Флоренская пишет, что такие люди не способны к созданию семьи, т. к. у них слишком сильна потребность в смене «объектов» удовлетворения сексуальной потребности. Такую ситуацию специалисты в области психологии семейных отношений характеризуют как «серийную моногамию».
· Потребность быть любимым. Эта потребность свойственна каждому человеку с самого раннего детства. Однако нередко потребность быть любимым остается направленной исключительно на себя. Такая одностороння потребность — быть любимым и неспособность к любви является психической защитой от чувств повышенной тревожности, неудовлетворенности, уходящих корнями в раннее детство. Эта эгоцентрическая, невротическая, по сути, потребность, проявляется в повышенной требовательности любви к себе, ревности, мнительности, усиленному желанию привлечь внимание к себе, обидчивости и т. п. Повышенная потребность быть любимым и признанным выражается в болезненных реакциях на неуспех, повышенном уровне притязаний, не соответствующим реальным возможностям человека. Эта несостоятельность в любви, неспособность любить в сочетании с сильной потребностью быть любимым проявляется в бурных аффектах. Такие люди в браке постоянно заняты выяснением отношений, а не делами, которых так много в браке.
· Способность любить. Уровни
способности «любить» различны — от взаимного
чувства до бескорыстной самоотверженной
любви, способной пережить отсутствие
взаимности. Такой человек верен в любви
и надежен в семье. Если чувственные удовольствия
неизбежно приводят к пресыщению, то любовь
не насыщаема: любимый человек не надоедает,
он раскрывается все глубже и глубже. Любящие
образуют один организм, разъединение
которого подобно смерти. В настоящее
время брак становится добровольным делом
двух молодых людей, которые даже при наличии
экономической зависимости от родителей
нередко не посвящают их в свои намерения.
Говоря о браке, нельзя забывать о том,
что желание вступить в супружеский союз
и степень готовности к его заключению
— это далеко не одинаковые понятия. По
мнению психологов, нравственно-
• понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;
• стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;
• умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.
B.C. Торохтий считает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагающее несколько составляющих.
1. Это способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро.
2. Способность сочувствовать,
сопереживать, сострадать, т. е. «входить»
в эмоциональный мир партнера,
понимать его радости и
3. Способность к кооперации,
сотрудничеству, межличностному общению,
наличие навыков и умений в
осуществлении многих видов
4. Высокая этическая и
психологическая культура, предлагающая
умение быть терпимым и
Все эти способности
являются показателями умения
человека быстро изменять свое
поведение в соответствии с
изменяющимися
К психологической зрелости, по мнению B.C. Topoxтия, относится отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности и напротив — наличие способности признавать собственные ошибки и стремления к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях.
Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных отношениях и, следовательно, входящих обязательным элементом в подготовку молодежи к семейной жизни включает также:
• коммуникативные умения;
• владение психотехникой общения и саморегуляции;
• психологическую поддержку;
• добродушие и отходчивость в ссоре;
• терпимость к недостаткам другого;
• умение преодолевать конфликтные ситуации;
• желание и готовность к появлению детей и совместной заботе об их развитии, воспитании и обучении;
• социальную активность членов семьи и их умение не замыкаться в узком кругу семейных дел.
Добавим сюда еще умение прощать.
Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов. В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.
2.4 Образовательно-операциональная подготовка
Кроме психологической готовности
важнейшими составляющими семьи
являются функционально-ролевые связи
между мужчиной и женщиной. В недалеком
прошлом именно мужчина выполнял
наиболее тяжелую физическую работу
и нес моральную
Реально в большинстве
обычных российских семей основной
груз домашних забот несет женщина.
Это нередко порождает
Кроме того, функционально-ролевая
согласованность в структуре
взаимодействия супругов предполагает
добрачную образовательно-