Подготовка молодёжи к браку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни в данной работе выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания.
Целью данной курсовой работы является теоретический анализ социально-педагогической проблемы подготовки молодежи к семейной жизни.

Файлы: 1 файл

New Microsoft Office Word Document (3).docx

— 63.73 Кб (Скачать файл)

Кроме потребности быть любимым  каждый человек сам стремится  любить. В юности решение вступить в брак вызвано стремлением молодых  людей мечтой о длительной духовной и физической интимности. Здесь семья  выступает как супружество, создает  возможности для проявления чувств гуманизма и любви. Ориентация на супружество является важнейшей  ценностной ориентацией молодых  людей перед вступлением в  брак в первые годы совместной жизни. С течением времени рано или поздно у супругов появляется потребность иметь детей, стремление быть родителями. Данная потребность реализуется в формах материнства и отцовства.

Для семьи, для каждого  из супругов важна социальная и психологическая  сторона отцовства и материнства, то есть обязанности по уходу и  воспитанию потомства, которые возлагают  на себя взрослые.

Кроме того, удобства семейной жизни проявляются в совместном ведении домашнего хозяйства  членами семьи (сначала супругами, далее — помогают дети), вкусном  домашнем питании, чистой и ухоженной  одежде, обуви, комфортабельном жилище.

Семейная жизнь обеспечивает человеку регулярную половую жизнь  с постоянным и надежным партнером, что немаловажно в современном окружении, где набирает силу СПИД, венерические заболевания.

 

Итак, для чего нужна семья:

• чтобы было на кого опереться;

• чтобы было с кем  посоветоваться;

• чтобы был кто-то рядом, чьим мнением дорожат;

• чтобы был кто-то, кто  не оставит в беде;

• чтобы был кто-то, с  кем по-настоящему хорошо;

• чтобы был рядом кто-то, кто разделяет такие же ценности;

• чтобы был кто-то, кто  не будет завидовать;

• чтобы был кто-то, с  кем можно совместно радоваться успехам;

• чтобы был кто-то рядом, кому можно доверять; чтобы был  рядом кто-то, кто в трудную  минуту поддержит и защитит;

• чтобы был кто-то, кто  смотрит на вещи сходным образом;

• чтобы был рядом кто-то, кто уравновешивал бы слабости.

Все это и составляет в  совокупности образ семьи как  надежного убежища в мире бушующих политических, экономических, технологических, климатических и прочих страстей и сложностей жизни. При бесспорной важности всего вышеизложенного, не следует его переоценивать и  догматизировать. Это значит, что  подготовка к браку и семейной жизни не может быть сведена только к формально-упрощенному декларированию семейных ценностей и созданию брачно-семейных установок.

Брак как психологическое  отношение между полами включает в качестве обязательного условия  как саму по себе нравственность, так  и избирательность индивидуальной эротической любви. Только такая  любовь делает брак нравственным, и, следовательно, социальным по своей природе, способным  стать основой и репродуктивной функции семьи. Супружеский и  родительский долг, ответственность определяют характер взаимоотношений между членами семьи: мужчиной и женщиной, отцом — матерью — ребенком.

Вместе с тем современный  брак все больше ориентируется на удовлетворение потребностей в интимном и неформальном общении. По результатам  одного из социологических опросоввозможность никогда не иметь детей беспокоит только 38% российских студенток, и только 24% молодых россиянок согласны с тем, что «быть хорошей женой и матерью — главное призвание женщины».

Таким образом, еще один непременный  элемент в подготовке молодежи к  семейной жизни включает установку, ориентацию на деторождение и обзаведение  максимальным числом детей в семье.

 

 

 

2.3 Морально-нравственная и операционально-образовательная подготовка.

 

Анализ действия существующих брачно-семейных отношений показывает, что большинство специалистов, занимающихся проблемами семьи и семейного  воспитания, считают главным условием устойчивого существования брака  и семьи моральный уровень  людей, включающий, прежде всего, ту или  иную степень осознанности нравственных норм. Бесспорность подобного положения  совершенно очевидна. Действительно, уровень  развития нравственного сознания человека в значительной мере определяет его  деятельность и поведение в сфере  семейных отношений. Практика показывает, что современные молодые люди, используя слова К. Вяземского и  «жить торопятся, и чувствовать спешат».

Из откровений: «Все началось, когда мне было лет 13—14 и, как  многим другим девчонкам в этом возрасте, жутко хотелось любви, при том, что все остальное уже было. Мне нравилось, что сильные, красивые парни с неподкупной преданностью в глазах обращают внимание именно на меня. Мне гудели на улицах машины, подмигивали шоферы и смотрели вслед прохожие. Потом была первая любовь. Появились разные кампании, дискотеки, накачанные рыцари. Началась бурная, веселая жизнь...»

В наше время ведущим мотивом  вступления в брак является «любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания. Т.А. Флоренская выделяеттри различные понимания этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как доминанта на другом. Она приводит их описания.

· Доминирование полового влечения. Гипертрофия полового влечения ведет к образованию сексуальной доминанты, захватывающей все жизненные силы человека, превращая его в раба своих влечений. Это становится преградой для психического и духовного развития человека. Отождествление любви с физиологией чаще всего происходит с теми детьми, которые выросли в семьях с неблагоприятными супружескими отношениями. Принципиальный «механизм» для гипертрофии сексуальной потребности остается таким же, как в случае гипертрофии потребности в алкоголе. Т.А. Флоренская пишет, что такие люди не способны к созданию семьи, т. к. у них слишком сильна потребность в смене «объектов» удовлетворения сексуальной потребности. Такую ситуацию специалисты в области психологии семейных отношений характеризуют как «серийную моногамию».

· Потребность быть любимым. Эта потребность свойственна каждому человеку с самого раннего детства. Однако нередко потребность быть любимым остается направленной исключительно на себя. Такая одностороння потребность — быть любимым и неспособность к любви является психической защитой от чувств повышенной тревожности, неудовлетворенности, уходящих корнями в раннее детство. Эта эгоцентрическая, невротическая, по сути, потребность, проявляется в повышенной требовательности любви к себе, ревности, мнительности, усиленному желанию привлечь внимание к себе, обидчивости и т. п. Повышенная потребность быть любимым и признанным выражается в болезненных реакциях на неуспех, повышенном уровне притязаний, не соответствующим реальным возможностям человека. Эта несостоятельность в любви, неспособность любить в сочетании с сильной потребностью быть любимым проявляется в бурных аффектах. Такие люди в браке постоянно заняты выяснением отношений, а не делами, которых так много в браке.

· Способность любить. Уровни способности «любить» различны — от взаимного чувства до бескорыстной самоотверженной любви, способной пережить отсутствие взаимности. Такой человек верен в любви и надежен в семье. Если чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению, то любовь не насыщаема: любимый человек не надоедает, он раскрывается все глубже и глубже. Любящие образуют один организм, разъединение которого подобно смерти. В настоящее время брак становится добровольным делом двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от родителей нередко не посвящают их в свои намерения. Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заключению — это далеко не одинаковые понятия. По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятсяготовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение;

• понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

• стремление к повседневному  общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

• умение приспособиться к  привычкам и чертам характера  другого человека и понимание  его психических состояний.

B.C. Торохтий считает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагающее несколько составляющих.

1. Это способность заботиться  о другом человеке, самоотверженно  ему служить, деятельно делать  добро.

2. Способность сочувствовать,  сопереживать, сострадать, т. е. «входить»  в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести,  переживания и неудачи, поражения  и победы, находить духовное единство  с другим человеком.

3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению,  наличие навыков и умений в  осуществлении многих видов труда,  организация домашнего потребления  и распределения.

4. Высокая этическая и  психологическая культура, предлагающая  умение быть терпимым и снисходительным,  великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

 Все эти способности  являются показателями умения  человека быстро изменять свое  поведение в соответствии с  изменяющимися обстоятельствами, проявлять  терпимость, устойчивость и предсказуемость  своего поведения, способность  к компромиссу. B.C. Торохтий, отмечая высокую значимость подготовленности каждой личности к браку, отмечает, что прочность, судьба брака зависит от многих факторов. Ведь объединяются в семью две личности с их сложными психологическими и физиологическими особенностями. Для находящихся в браке людей очень важно быть зрелыми в социально-психологическом отношении личностями.

К психологической зрелости, по мнению B.C. Topoxтия, относится отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности и напротив — наличие способности признавать собственные ошибки и стремления к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях.

Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных отношениях и, следовательно, входящих обязательным элементом в подготовку молодежи к семейной жизни включает также:

• коммуникативные умения;

• владение психотехникой  общения и саморегуляции;

• психологическую поддержку;

• добродушие и отходчивость в ссоре;

• терпимость к недостаткам  другого;

• умение преодолевать конфликтные  ситуации;

• желание и готовность к появлению детей и совместной заботе об их развитии, воспитании и  обучении;

• социальную активность членов семьи и их умение не замыкаться в узком кругу семейных дел.

Добавим сюда еще умение прощать.

Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов. В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их. 

 

2.4 Образовательно-операциональная подготовка

Кроме психологической готовности важнейшими составляющими семьи  являются функционально-ролевые связи  между мужчиной и женщиной. В недалеком  прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес моральную ответственность  за благополучие семьи. Сейчас существует заметный разрыв между традиционными  представлениями о «мужских»  и «женских» семейных ролях и  реальным распределением обязанностей в семье.

Реально в большинстве  обычных российских семей основной груз домашних забот несет женщина. Это нередко порождает психологически напряженные ситуации, особенно в  молодых семьях. Следовательно, фактором стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей.

Кроме того, функционально-ролевая  согласованность в структуре  взаимодействия супругов предполагает добрачную образовательно-операциональную подготовку молодежи. Молодые люди должны иметь определенные знания, умения и навыки, необходимые для семейной жизни. Совокупность необходимых знаний включает знания общего порядка, а также правовые, экономические, медицинские и другие. Отдельные группы молодежи, будучи физиологически и социально-психологически (на уровне межличностных отношений) готовыми к браку, тем не менее, не полностью достигают необходимого требуемого для этого уровня объема знаний, умений и навыков, т. е. инструментальной подготовки. Современные юноши и девушки в своем подавляющем большинстве не умеют готовить, не умеют стирать, чинить одежду. Вместе с тем преобладающая исходная молодежная установка в предполагаемом распределении ролей в семье базируется на принципе «справедливости». Таким образом, приходится констатировать, что многие молодые люди психологически и технологически являются не готовыми к выполнению социальных функций супругов.

Информация о работе Подготовка молодёжи к браку