Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:12, курсовая работа
Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни в данной работе выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания.
Целью данной курсовой работы является теоретический анализ социально-педагогической проблемы подготовки молодежи к семейной жизни.
■ «общность интересов»: одинаковость увлечений принимается за родство душ;
■ «уязвленное самолюбие»: кто-то не замечает или отвергает, и появляется потребность победить, сломить сопротивление;
■ ловушка «неполноценности»: человек, не пользовавшийся успехом, вдруг становится объектом ухаживания и любви;
■ «интимнаяудача»: удовлетворенность сексуальными отношениями заслоняет все остальное;
■ «взаимная легкодоступностъ»: быстрое и легкое сближение создает иллюзию полной совместимости и безоблачной жизни на брачном горизонте;
■ ловушка «жалости»: брак из чувства долга, ощущения необходимости покровительствовать;
■ ловушка «порядочности»: длительный период знакомства, интимные отношения, обязательства перед родственниками или друг перед другом морально заставляют вступить в брак;
■ ловушка «выгоды» или «пристанища»: в чистом виде — это «браки по расчету».
Нередко заключение супружеского
союза оказывается выгодным для
одного или обоих партнеров. Тогда
под «вывеской» любви скрываются
меркантильно-экономические
«Ловушки» могут привести
и к любви, и к удачному браку
при условии преодоления
Нередко побудительной причиной вступления в брак является подражание и конформизм («быть как все»). Такие супружеские союзы иногда называют «браками по стереотипу».
К вступлению в брак человека может подтолкнуть и боязнь одиночества. Чаще всего на такой шаг решаются те, у кого нет постоянных друзей, не хватает внимания со стороны окружающих. Кроме того, человек может страдать от застенчивости, замкнутости, неловкости, неуверенности в себе, и тогда важен не реальный избранник, а брак как таковой, поэтому первое дружеское знакомство у таких людей может закончиться браком. По словам Э. Фромма, в этих случаях сила увлечения, ощущения, что каждый «сходит с ума» от другого, принимается как доказательство силы любви, в то время как это доказательство лишь их предыдущего одиночества. Брак, в основе которого лежит дефицит общения и признания, таит в себе самом опасность распада, поскольку семейная жизнь не сводится к одному лишь обмену знаками внимания, любезностями, демонстрациями положительных чувств. Человеческие отношения в браке оказываются богаче, сложнее, многограннее, чем те, что насыщают первый голод общения и стремления избавиться от одиночества.
К группе браков, заключаемых из-за боязни одиночества, можно отнести и браки, которые заключаются в какой-то степени из «мести»: брак с любимым человеком по определенным причинам невозможен, и супружеский союз создается с другим претендентом на руку и сердце, чтобы, во-первых, избежать одиночества, а во-вторых, доказать свою объективную привлекательность.
Довольно часто браки,
которые сейчас сильно «помолодели»,
заключаются по легкомыслию и
связаны с удовлетворением
Увеличилось число и так называемых «стимулированных». «вынужденных» браков, спровоцированных добрачной беременностью невесты. Следует иметь в виду, что нежелательная беременность — это проблема не только брачная, затрагивающая психологическое благополучие супругов и семьи в целом, это еще и острая проблема физического и психического здоровья детей. Так, например, обнаружено, что нежелательная беременность косвенно, через психологический дискомфорт будущей матери, негативно влияет на нервно-психическое здоровье ребенка. Даже если этот ребенок рождается в браке, он часто эмоционально не принимается одним или обоими родителями, что отрицательно сказывается на его развитии. Ребенок не должен быть без вины виноватым (ведь родителей не выбирают) и страдать из-за того, что взрослые не умеют правильно строить свои отношения.
Добрачные отношения не следует рассматривать как статичное образование. Как и любые межличностные взаимоотношения, они обладают своей динамикой. Их формирование от первой встречи до возникновения устойчивой пары представляет процесс, который в своем развитии претерпевает ряд изменений, проходит различные стадии. Одна из важнейших особенностей динамики добрачных отношений состоит в том, спад любых отношений — это не единичное событие, а процесс, продолжающийся во времени и обладающий множеством граней. Первоначально высказывалось предположение, что этот процесс в обратном порядке повторяет стадии позитивного развития отношений, но в последующем ученым пришлось от него отказаться, так как оно не подтвердилось в исследованиях. Одним из таковых является изыскание британского психолога С. Дака, который предложил свою концепцию распада отношений в любовной (добрачной и семейной) паре. Он выделил четыре фазы разрушения отношений между партнерами. На первой, так называемой интрапсихической фазе, один или оба партнера приходят к осознанию неудовлетворенности отношениями. На второй, диадической, фазе начинается обсуждение с партнером вопроса о возможном прекращении отношений. Во время третьей, социальной, фазы информация о распаде отношений доводится до близкого социального окружения (друзей, родственников, общих знакомых и т. д.). Заключительная фаза включает в себя осознание, переживание последствий разрыва и их преодоление.
Вместе с тем следует иметь в виду, что не во всех парах разрыв проходит через каждую из указанных фаз. К тому же продолжительность каждой стадии, а также ее значимость для партнеров может быть различна. Эмпирические данные свидетельствуют, что различаются, по крайней мере, два вида распада отношений: постепенное их угасание и резкий разрыв всяких контактов между партнерами.
2.6 Стадии жизненного цикла семьи.
Таблица 1.1.1
Стадии жизненного цикла семьи (по Дювалю)
СТАДИЯ |
ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ |
|
1. Вовлечение: встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу; |
||
2. Супружеские пары без детей |
Брак, удовлетворяющий обоих супругов. Урегулирование вопросов, касающихся беременности и желания стать родителями. Вхождение в круг родственников |
|
3. Появление в семье
детей (возраст старшего |
Появление детей. Адаптация к ситуации их появления и забота о правильном развитии младенцев. Организация семейной жизни, удовлетворяющая потребности как родителей, так и младенцев |
|
4. Семьи с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет) |
Адаптация к основным потребностям
и склонностям детей- |
|
5. Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет) |
Присоединение к семьям с детьми школьного возраста. побуждение детей к достижению успехов в учебе. |
|
6. Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет) |
Установление равновесия между свободой и ответственностью. Создание круга интересов, не связанных с родительскими проблемами и проблемы карьеры. |
|
7. Уход молодых людей
из семьи (от ухода первого
ребенка до момента, когда |
Ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки. Сохранение духа поддержки как основы семьи. |
|
8. Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию) |
Перестройка супружеских отношений. сохранение родственных связей со старшим и младшим поколениями. |
|
9. старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов) |
Решение проблемы тяжелой утраты и одинокой жизни. Сохранение семейных связей и адаптация к старости. Адаптация к уходу на пенсию. |
Соломон (1973) свел стадии Дюваля к пяти и объяснил, как использовать их в качестве диагностической схемы для планирования работы с ней и терапии. Задачи первой стадии, брака, -- отделение от родительской семьи и принятие на себя первых обязательств, связанных с браком. Молодожены начинают учиться, как относиться к потребностям друг друга, -- процесс, который длится многие годы. На второй стадии, связанной с рождением ребенка, пара начинает осваивать новые для себя роли матери и отца, не отказываясь от отношений жены и мужа. Третья стадия, индивидуализация, начинается, когда первый ребенок идет в школу. Ее задачи -- принятие растущей независимости детей и стимулирование их социализации. Родители могут допустить ошибку, продлевая зависимость детей, либо, подталкивая их к преждевременной независимости, так что даже тогда, когда дети покидают дом в раннем возрасте, они возвращаются зависимыми и потерпевшими поражение. На четвертой стадии -- стадии ухода детей -- взрослые дети должны отделиться от родителей и наладить такие отношения во внешнем мире, чтобы они приносили удовлетворение. Родители должны отпускать детей, сохраняя их связи с семьей. Если супружеские отношения родителей стабильны и удовлетворяют обоих, им будет проще расстаться с детьми. Если нет, -- они могут попытаться, сознательно или неосознанно, подчинить себе детей. На пятой стадии -- стадии осознания потери -- родители сталкиваются с ухудшением экономического, социального и физического состояния. Соломон считает, что понимание этих стадий развития и их основных задач дает конфликты, связанные с развитием, которые заставляют семью прибегнуть к лечению [30].
Другие исследователи семьи - Элизабет Картер и Моника Макголдрик (1980)описали жизненный цикл семьи с позиций системы семьи с несколькими поколениями, предложенной Мюрреем Боуэном. В их книге представлены шесть стадий жизненного цикла семьи:
1. Ранняя взрослость при отсутствии привязанностей.
2. Приобретение новых
родственников в результате
3. Семья с маленькими детьми.
4. Семья с детьми-подростками.
5. Уход детей и дальнейшая жизнь.
6. Семья в конце жизни.
Социологии семьи Барнхилл и Лонго (1978), заимствовав из психоанализа понятия фиксации и регрессии, считают, что в моменты стресса семьи часто возвращаются к более ранним моделям функционирования. Следовательно, они придавали большое значение следующим переходным периодам между стадиями жизненного цикла семьи:
0-1 Принятие обязательств;
1-2 Освоение супругами родительских ролей;
2-3 Принятие факта появления в семье новой личности;
3-4 Включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения);
4-5 Принятие факта вступления ребенка в подростковый период;
5-6 Экспериментирование с независимостью;
6-7 Подготовка к необходимости отпустить детей;
7-8 Уход детей, снова вдвоем;
8-9 Принятие ухода на пенсию и старости.
Важна точка зрения этих авторов на то, что всем специалистам, работающими с семьями (психологам, психотерапевтам, педагогам, психиатрам, социальным педагогам и др.) нужно сосредоточиваться не столько на стадиях развития как таковых, сколько на переходах от одной стадии к другой.
Список литературы:
1. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М., 1991.
2. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М; Воронеж, 1999.
3. Немцов Р.С. Основы психологического консультирования. - М., 1999.
4. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт. - М., 1993.
5. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб., 2000.
6. Сидоренко Е. Терапия и тренинги по Альфреду Адлеру. - СПб., 2000.
7. В.М. Целуйко Психология современной семьи-СПб.,2004.
8. Л.Б. Шнейдер Семейная психология –Екатеренбург, 2005.
9. Хрестоматия Психология и психоанализ любви под ред.Д.Я. Райгородского –Самара, 2007
10. Хрестоматия Часть 2 Социально-психологическая и консультативная работа с семьёй, соствитель Л.Б. Шнейдер, М.-Воронеж 2004.
11. Навайтис Г. Муж,жена и…психолог- М- Воронеж, 1998.
12. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз – СПб, 1994.
13. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии – М., 1991.
14. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования, Под ред.А.А. Бодалаева, В.В. Столина – М.,1989.
15. www.bookap.by.ru.
16. htt\\flogieston.ru\library