Подготовка молодёжи к браку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни в данной работе выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания.
Целью данной курсовой работы является теоретический анализ социально-педагогической проблемы подготовки молодежи к семейной жизни.

Файлы: 1 файл

New Microsoft Office Word Document (3).docx

— 63.73 Кб (Скачать файл)

■ «общность интересов»: одинаковость увлечений принимается за родство душ;

■ «уязвленное самолюбие»: кто-то не замечает или отвергает, и появляется потребность победить, сломить сопротивление;

■ ловушка «неполноценности»: человек, не пользовавшийся успехом, вдруг становится объектом ухаживания и любви;

■ «интимнаяудача»: удовлетворенность сексуальными отношениями заслоняет все остальное;

■ «взаимная легкодоступностъ»: быстрое и легкое сближение создает иллюзию полной совместимости и безоблачной жизни на брачном горизонте;

■ ловушка «жалости»: брак из чувства долга, ощущения необходимости покровительствовать;

■ ловушка «порядочности»: длительный период знакомства, интимные отношения, обязательства перед родственниками или друг перед другом морально заставляют вступить в брак;

■ ловушка «выгоды» или «пристанища»: в чистом виде — это «браки по расчету».

Нередко заключение супружеского союза оказывается выгодным для  одного или обоих партнеров. Тогда  под «вывеской» любви скрываются меркантильно-экономические интересы, согласно некоторым данным, для женщин это главным образом материальная обеспеченность будущего мужа, для  мужчин — заинтересованность в жилплощади жены (по-видимому, это связано с  тем, что мужчины чаще мигрируют, а после развода оказываются  в худших жилищных условиях).

«Ловушки» могут привести и к любви, и к удачному браку  при условии преодоления эгоизма, осознания мотивов вступления в  брак и своей возможной вины.

Нередко побудительной причиной вступления в брак является подражание и конформизм («быть как все»). Такие супружеские союзы иногда называют «браками по стереотипу».

К вступлению в брак человека может подтолкнуть и боязнь одиночества. Чаще всего на такой шаг решаются те, у кого нет постоянных друзей, не хватает внимания со стороны окружающих. Кроме того, человек может страдать от застенчивости, замкнутости, неловкости, неуверенности в себе, и тогда  важен не реальный избранник, а брак как таковой, поэтому первое дружеское  знакомство у таких людей может  закончиться браком. По словам Э. Фромма, в этих случаях сила увлечения, ощущения, что каждый «сходит с ума» от другого, принимается как доказательство силы любви, в то время как это доказательство лишь их предыдущего одиночества. Брак, в основе которого лежит дефицит общения и признания, таит в себе самом опасность распада, поскольку семейная жизнь не сводится к одному лишь обмену знаками внимания, любезностями, демонстрациями положительных чувств. Человеческие отношения в браке оказываются богаче, сложнее, многограннее, чем те, что насыщают первый голод общения и стремления избавиться от одиночества.

К группе браков, заключаемых  из-за боязни одиночества, можно отнести  и браки, которые заключаются  в какой-то степени из «мести»: брак с любимым человеком по определенным причинам невозможен, и супружеский  союз создается с другим претендентом на руку и сердце, чтобы, во-первых, избежать одиночества, а во-вторых, доказать свою объективную привлекательность.

Довольно часто браки, которые сейчас сильно «помолодели», заключаются по легкомыслию и  связаны с удовлетворением потребности  молодых людей в самоутверждении  путем повышения своего социального  статуса, а также в освобождении из-под опеки родителей, отношения с которыми нередко бывают напряженными и конфликтными. Очень часто такие браки оказываются недолговечными, потому что молодые су г руги, «наигравшись в семью», изначально не связанные особь; ми духовными и эмоциональными узами, решают расстаться.

Увеличилось число и так  называемых «стимулированных». «вынужденных» браков, спровоцированных добрачной беременностью невесты. Следует иметь в виду, что нежелательная беременность — это проблема не только брачная, затрагивающая психологическое благополучие супругов и семьи в целом, это еще и острая проблема физического и психического здоровья детей. Так, например, обнаружено, что нежелательная беременность косвенно, через психологический дискомфорт будущей матери, негативно влияет на нервно-психическое здоровье ребенка. Даже если этот ребенок рождается в браке, он часто эмоционально не принимается одним или обоими родителями, что отрицательно сказывается на его развитии. Ребенок не должен быть без вины виноватым (ведь родителей не выбирают) и страдать из-за того, что взрослые не умеют правильно строить свои отношения.

Добрачные отношения не следует  рассматривать как статичное  образование. Как и любые межличностные  взаимоотношения, они обладают своей  динамикой. Их формирование от первой встречи до возникновения устойчивой пары представляет процесс, который  в своем развитии претерпевает ряд  изменений, проходит различные стадии. Одна из важнейших особенностей динамики добрачных отношений состоит  в том, спад любых отношений —  это не единичное событие, а процесс, продолжающийся во времени и обладающий множеством граней. Первоначально высказывалось  предположение, что этот процесс  в обратном порядке повторяет  стадии позитивного развития отношений, но в последующем ученым пришлось от него отказаться, так как оно не подтвердилось в исследованиях. Одним из таковых является изыскание британского психолога С. Дака, который предложил свою концепцию распада отношений в любовной (добрачной и семейной) паре. Он выделил четыре фазы разрушения отношений между партнерами. На первой, так называемой интрапсихической фазе, один или оба партнера приходят к осознанию неудовлетворенности отношениями. На второй, диадической, фазе начинается обсуждение с партнером вопроса о возможном прекращении отношений. Во время третьей, социальной, фазы информация о распаде отношений доводится до близкого социального окружения (друзей, родственников, общих знакомых и т. д.). Заключительная фаза включает в себя осознание, переживание последствий разрыва и их преодоление.

Вместе с тем следует  иметь в виду, что не во всех парах  разрыв проходит через каждую из указанных  фаз. К тому же продолжительность  каждой стадии, а также ее значимость для партнеров может быть различна. Эмпирические данные свидетельствуют, что различаются, по крайней мере, два вида распада отношений: постепенное  их угасание и резкий разрыв всяких контактов между партнерами.

 

2.6  Стадии жизненного цикла семьи.

 

Таблица 1.1.1

Стадии жизненного цикла семьи (по Дювалю)

 

СТАДИЯ

ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ

 

1. Вовлечение: встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу;

   

2. Супружеские пары без  детей

Брак, удовлетворяющий обоих  супругов. Урегулирование вопросов, касающихся беременности и желания стать  родителями. Вхождение в круг родственников

 

3. Появление в семье  детей (возраст старшего ребенка  - 30 месяцев)

Появление детей. Адаптация  к ситуации их появления и забота о правильном развитии младенцев. Организация  семейной жизни, удовлетворяющая потребности как родителей, так и младенцев

 

4. Семьи с детьми-дошкольниками  (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет)

Адаптация к основным потребностям и склонностям детей-дошкольников с   учетом необходимости содействия их развития. Преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.

 

5. Семьи с детьми (возраст  старшего ребенка от 6 до 13 лет)

Присоединение к семьям с  детьми школьного возраста. побуждение детей к достижению успехов в учебе.

 

6. Семьи с подростками  (старшему ребенку от 13 до 20 лет)

Установление равновесия между свободой и ответственностью. Создание круга интересов, не связанных  с родительскими проблемами и  проблемы карьеры.

 

7. Уход молодых людей  из семьи (от ухода первого  ребенка до момента, когда самый  младший покинет дом)

Ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки. Сохранение духа поддержки как основы семьи.

 

8. Средний возраст родителей  (от «пустого гнезда» до ухода  на пенсию)

Перестройка супружеских  отношений. сохранение родственных связей со старшим и младшим поколениями.

 

9. старение членов семьи  (от ухода на пенсию до смерти  обоих супругов)

Решение проблемы тяжелой  утраты и одинокой жизни. Сохранение семейных связей и адаптация к  старости. Адаптация к уходу на пенсию.

 

 

Соломон (1973) свел стадии Дюваля к пяти и объяснил, как использовать их в качестве диагностической схемы для планирования работы с ней и терапии. Задачи первой стадии, брака, -- отделение от родительской семьи и принятие на себя первых обязательств, связанных с браком. Молодожены начинают учиться, как относиться к потребностям друг друга, -- процесс, который длится многие годы. На второй стадии, связанной с рождением ребенка, пара начинает осваивать новые для себя роли матери и отца, не отказываясь от отношений жены и мужа. Третья стадия, индивидуализация, начинается, когда первый ребенок идет в школу. Ее задачи -- принятие растущей независимости детей и стимулирование их социализации. Родители могут допустить ошибку, продлевая зависимость детей, либо, подталкивая их к преждевременной независимости, так что даже тогда, когда дети покидают дом в раннем возрасте, они возвращаются зависимыми и потерпевшими поражение. На четвертой стадии -- стадии ухода детей -- взрослые дети должны отделиться от родителей и наладить такие отношения во внешнем мире, чтобы они приносили удовлетворение. Родители должны отпускать детей, сохраняя их связи с семьей. Если супружеские отношения родителей стабильны и удовлетворяют обоих, им будет проще расстаться с детьми. Если нет, -- они могут попытаться, сознательно или неосознанно, подчинить себе детей. На пятой стадии -- стадии осознания потери -- родители сталкиваются с ухудшением экономического, социального и физического состояния. Соломон считает, что понимание этих стадий развития и их основных задач дает конфликты, связанные с развитием, которые заставляют семью прибегнуть к лечению [30].

Другие исследователи  семьи - Элизабет Картер и Моника Макголдрик (1980)описали жизненный цикл семьи с позиций системы семьи с несколькими поколениями, предложенной Мюрреем Боуэном. В их книге представлены шесть стадий жизненного цикла семьи:

1. Ранняя взрослость при отсутствии привязанностей.

2. Приобретение новых  родственников в результате брака.

3. Семья с маленькими  детьми.

4. Семья с детьми-подростками.

5. Уход детей и дальнейшая  жизнь.

6. Семья в конце жизни.

Социологии семьи Барнхилл и Лонго (1978), заимствовав из психоанализа понятия фиксации и регрессии, считают, что в моменты стресса семьи часто возвращаются к более ранним моделям функционирования. Следовательно, они придавали большое значение следующим переходным периодам между стадиями жизненного цикла семьи:

0-1 Принятие обязательств;

1-2 Освоение супругами  родительских ролей;

2-3 Принятие факта появления  в семье новой личности;

3-4 Включение детей во  внешние социальные структуры  (детские учреждения);

4-5 Принятие факта вступления  ребенка в подростковый период;

5-6 Экспериментирование с  независимостью;

6-7 Подготовка к необходимости  отпустить детей;

7-8 Уход детей, снова  вдвоем;

8-9 Принятие ухода на  пенсию и старости.

Важна точка зрения этих авторов на то, что всем специалистам, работающими с семьями (психологам, психотерапевтам, педагогам, психиатрам, социальным педагогам и др.) нужно  сосредоточиваться не столько на стадиях развития как таковых, сколько  на переходах от одной стадии к  другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.  Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М., 1991.

2.  Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М; Воронеж, 1999.

3.  Немцов Р.С. Основы психологического консультирования. - М., 1999.

4.  Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт. - М., 1993.

5.  Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб., 2000.

6.  Сидоренко Е. Терапия и тренинги по Альфреду Адлеру. - СПб., 2000.

7.  В.М. Целуйко Психология современной семьи-СПб.,2004.

8.  Л.Б. Шнейдер Семейная психология –Екатеренбург, 2005.

9.  Хрестоматия Психология и психоанализ любви под ред.Д.Я. Райгородского –Самара, 2007

10.  Хрестоматия Часть 2 Социально-психологическая и консультативная работа с семьёй, соствитель Л.Б. Шнейдер, М.-Воронеж 2004.

11.  Навайтис Г. Муж,жена и…психолог- М- Воронеж, 1998.

12.  Ричардсон Р.У. Силы семейных уз – СПб, 1994.

13.  Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии – М., 1991.

14.  Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования, Под ред.А.А. Бодалаева, В.В. Столина – М.,1989.

15.  www.bookap.by.ru.

16.  htt\\flogieston.ru\library


Информация о работе Подготовка молодёжи к браку