Показатели психического развития и методы его изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия и самоконтроль. Такие достижения связаны с развитием психических процессов (особенно в интеллектуально-познавательной сфере), обусловленным учебной деятельностью, особенностями социальной ситуации развития и т. д. Ядром теории психического развития является раскрытие его движущих сил, выявление роли и соотношения внутренних и внешних факторов (наследственности, среды, воспитания) в становлении человека [6].
Результаты изучения закономерностей психического развития, особенностей психических процессов, а также специфики учебной деятельности легли в основу развивающих педагогических методов, применяемых при обучении и воспитании младших школьников. В приказе от 11.02.2002 N 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о том, что следует проводить раннюю диагностику резервов развития ребенка (физических и психологических) [14]. Действительно, каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода. Даже специально разработанные психологические рекомендации оказываются неэффективными из-за недостаточной психологической подготовки учителей. Результатом такого положения стало проведение аттестации школ без учёта психологических характеристик учащихся, уровня их психического развития

Файлы: 1 файл

Курсовая полная.docx

— 50.45 Кб (Скачать файл)

 

Введение

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст  занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических  функций, возникают рефлексия и  самоконтроль. Такие достижения связаны  с развитием психических процессов (особенно в интеллектуально-познавательной сфере), обусловленным учебной деятельностью, особенностями социальной ситуации развития и т. д. Ядром теории психического развития является раскрытие его движущих сил, выявление роли и соотношения внутренних и внешних факторов (наследственности, среды, воспитания) в становлении человека [6].

Результаты изучения закономерностей  психического развития, особенностей психических процессов, а также  специфики учебной деятельности легли в основу развивающих педагогических методов, применяемых при обучении и воспитании младших школьников. В приказе от  11.02.2002  N 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о том, что следует проводить раннюю  диагностику резервов развития ребенка (физических и психологических) [14]. Действительно, каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода. Даже специально разработанные психологические рекомендации оказываются неэффективными из-за недостаточной психологической подготовки учителей. Результатом такого положения стало проведение аттестации школ без учёта психологических характеристик учащихся, уровня их психического развития [13].

  Проблема психического  развития относится к числу  наиболее актуальных, так как успешность в учении зависит от оптимальности требований предъявляемых учителем [1]. Интерес к ней обусловлен как запросами педагогической практики (учётом показателей психического развития в контроле и оценке результатов обучения в начальной школе, состояния здоровья учащихся), потребностью перестройки, совершенствования всей системы воспитания и обучения подрастающего поколения, так и теоретической важностью проблемы.

Вышесказанное обусловило выбор  темы нашего исследования.

Цель исследования: изучить показатели психического развития и методы его изучения.

Задачи исследования:

    1. проанализировать понятие «психическое развитие»;
    2. установить основные проблемы его изучения;
    3. исследовать показатели психического развития младшего школьника;
    4. определить методы изучения психического развития.

Объектом исследования является процесс психического развития.

Предметом исследования является показатели психического развития младшего школьника и методы его изучения.

Гипотеза курсовой работы основана на предположении о том, что диагностика и учёт показателей психического развития младших школьников позволит совершенствовать систему обучения и воспитания младших школьников.

Методологической основой  работы являются труды Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова. Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы был  использован комплекс адекватных объекту  и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 19 наименований, пяти  приложений.

Глава Ι Психическое развитие младшего школьника

1.1 Понятие о развитии. Основные проблемы изучения психического  развития.

Прежде чем рассмотреть  особенности психического развития младших школьников, определим, что  такое «развитие» и познакомимся с основными проблемами, возникающими в ходе его изучения.

Развитие – это

  • Процесс количественных и качественных изменений (физическое развитие; увеличение знаний, умений и навыков)
  • Процесс количественных и качественных изменений; не только увеличение, но и изменение психики
  • Совершенствование личности, межличностных отношений

Развитие психики – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях [11].

Развитие психики характеризуется  необратимым характером изменений, направленностью (т. е. способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида).

Развитие психики реализуется  в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного). Особый предмет исследования составляют формирование и распад мозговой организации психических структур [17].

Уровень психического развития – степень и показатели психического развития человека в процессе формирования его личности. [9]

Рассмотрим  основные проблемы изучения психического развития.

По мнению Р. С. Немова в изучении психического развития можно определить следующие основные проблемы:

  1. Проблема органической (организмической) и средовой обусловленности  психического развития человека заключается в определении того, что больше определяет психическое развитие детей: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды.

С одной стороны, развитие зависит от организма, так как только строго определённое анатомо-физиологическое устройство человеческого организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоразвитый интеллект. Аномалии в анатомо-физиологическом состоянии организма сказываются на задержке психического развития. Возможность формирования вербальной речи появляется только в том случае, если мозг ребенка достиг достаточной организации.

С другой стороны, столь же очевидно, что психическое развитие организма зависит и от среды. Если бы это было не так, то существование  всей системы образования утратило бы смысл. То же самое касается совершенствования  содержания и методов обучения и  воспитания. Но точно сказать, в какой степени психическое развитие ребенка на том или ином его этапе зависит от организма или среды, на данный момент не представляется возможным. В этом и заключается суть обсуждаемой проблемы.

  1. Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.

Стихийным называется обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели.

Организованным называется обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной негосударственной системами образования, начиная от семьи и кончая высшими учебными заведениями. Здесь более или менее четко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания детей.

Несомненно, что человек  психологически развивается под  влиянием стихийных и организованных воздействий среды, но какое из них  сильнее и оказывает большее  воздействие на его поведение, до - сих пор остается проблематичным. Также вызывает интерес у учёных относительное влияние семьи и школы, школы и общества на развитие детей.

  1. Соотношение задатков и способностей.

Проблему образует ряд  частных вопросов, каждый из которых является достаточно трудным для решения. Что такое задатки, от которых зависит развитие способностей ребенка? Входят ли в них только генотипически обусловленные особенности организма, или в их число следует также включить некоторые приобретенные психологические и поведенческие свойства человека? От чего в большей степени зависит развитие способностей ребенка: от имеющихся задатков или правильно организованного обучения и воспитания? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у ребенка к определенному виду деятельности, например музыкальные, если он с рождения не имел для этого выраженных задатков, например, абсолютного слуха?

  1. Проблема сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребенка. Существует вопрос: что понимать под развитием? То, что представляет собой глубокие преобразования революционного и эволюционного характера, или также то, что происходит под воздействием ситуации? Каковы критерии развития? Всякое ли изменение психики и поведения ребенка можно считать его развитием или только такое, которое является необратимым, т. е. не исчезает без подкрепления и в случае прекращения действия вызвавших его факторов?

С этой же проблемой связан вопрос о том, что оказывает большее  влияние на развитие с течением времени: эволюционные, революционные или ситуационные преобразования? Первые обычно медленны, но необратимы. Вторые кратковременны и встречаются в жизни человека не так уж - часто, однако отличаются глубиной. Третьи, как правило, неглубоки, но непрерывны.

  1. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

Что его в большей степени  определяет: возрастные изменения личности ребенка или интеллектуальный рост? Может ли сам по себе рост уровня интеллектуального развития вести  к изменению личности ребенка, и  наоборот; способны ли личностные изменения  влиять на интеллектуальное развитие? Как обе стороны развития - интеллектуальное и личностное - определяют развитие в целом? [8]

 

Таким образом, несмотря на то, что психическое развитие достаточно изучено, остаются вопросы, на которые  дать однозначный и бесспорный ответ  в данный момент невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

1.2     Познавательное  развитие младшего школьника.

С поступлением ребенка в  школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано  с тем, что дети включаются в новые  для них виды деятельности и системы  межличностных отношений, требующие  от них наличия новых психологических  качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка  становятся произвольность, продуктивность и устойчивость.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее  те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых  связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л.С. Выготскому, эти  процессы младшего школьного возраста становятся «культурными», преобразуются в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные [2]. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок школьного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. В чём состоят наиболее важные изменения, которые за период школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением ребенка?

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления  об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, могут испытывать трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением [8].

Продуктивные образы-представления  результата новой комбинации некоторых  элементов появляются у детей  после 7-8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с  началом обучения в школе.

Внимание в младшем  школьном возрасте становится произвольным, потому что учение требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся, а это возможно только при достаточной сформированности произвольного внимания, но в первые годы обучение может преобладать непроизвольное внимание детей. Заметно увеличивается объём, устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания (к концу IV класса школы у детей почти такие же показатели, как и у взрослого человека). Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка, но младший школьник уже способен к концентрированному и устойчивому вниманию при определённых условиях организации учебной деятельности [6].

В школьные годы продолжается развитие памяти, так как она является важнейшим компонентом учебной познавательной деятельности. Мнемическая деятельность на протяжении школьного возраста становится всё более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания является овладение учеником приёмами, способами запоминания, поэтому если младших школьников с первых лет обучения в школе специально учить мнемическим приемам, то существенно повышает продуктивность их логической памяти. Незнание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста.

Обучение детей мнемическим  действиям должно проходить в  два этапа. На первом из них учащиеся овладевают мыслительными операциями, нужными для запоминания и  воспроизведения материала, а на втором – учатся пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях. В норме это должно произойти еще в старшем дошкольном возрасте, однако можно начать и в основном завершить этот процесс в младших классах школы [12].

Информация о работе Показатели психического развития и методы его изучения