Показатели психического развития и методы его изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия и самоконтроль. Такие достижения связаны с развитием психических процессов (особенно в интеллектуально-познавательной сфере), обусловленным учебной деятельностью, особенностями социальной ситуации развития и т. д. Ядром теории психического развития является раскрытие его движущих сил, выявление роли и соотношения внутренних и внешних факторов (наследственности, среды, воспитания) в становлении человека [6].
Результаты изучения закономерностей психического развития, особенностей психических процессов, а также специфики учебной деятельности легли в основу развивающих педагогических методов, применяемых при обучении и воспитании младших школьников. В приказе от 11.02.2002 N 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о том, что следует проводить раннюю диагностику резервов развития ребенка (физических и психологических) [14]. Действительно, каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода. Даже специально разработанные психологические рекомендации оказываются неэффективными из-за недостаточной психологической подготовки учителей. Результатом такого положения стало проведение аттестации школ без учёта психологических характеристик учащихся, уровня их психического развития

Файлы: 1 файл

Курсовая полная.docx

— 50.45 Кб (Скачать файл)

Развитие познавательной деятельности выражается и в том, что ребенок постепенно овладевает все более совершенными способами  отражения действительности. Он научается  наблюдать, запоминать выборочно то, что является наиболее существенным, а затем намеренно воспроизводить только тот материал, который ему  нужен. В процессе развития ребенок  научается сравнивать и группировать однородные вещи, рассуждать, делать выводы из наблюдаемых явлений, а затем  критически проверять их. Значит, развитие познания обнаруживается не только в  изменении объема и глубины познаваемого ребенком содержания, но и в овладении  детьми способами познавательной деятельности.

Формирование  системы отношений.

Отражая мир, человек так  или иначе относится к познаваемым  явлениям, событиям общественной жизни, к людям и к самому себе. Чем  более зрелым становится человек, тем  больше определяются его собственные  взгляды, отношения, оценки. Развитие сферы  эмоциональных отношений ребенка  выражается в следующем:

1. Постепенно безразличные, т. е. «эмоционально-нейтральные»  вещи, например новое нарядное  платье, цветные картинки, поступки  людей и т. п., не имеющие  жизненного значения для ребенка,  начинают вызывать в нем какие-то  чувства.

2. Возникшие чувства, мотивы  поведения и т. п. становятся  все более дифференцированными.  Пятилетний ребенок испытывает  не только чувства удовольствия  — неудовольствия. Его отношения  к бабушке и маме, к игрушке и к знакомой колыбельной песне, к собственным успехам и к похвале любимого отца различны. Они приобретают множество оттенков и становятся порой сложными противоречивыми переживаниями.

3. Отношение, выраженное  в чувствах подрастающего человека, становится общественно обоснованным, а тем самым и более стойким.  Чувства старшего ребенка —  школьника — усилены приобретенной  им системой знаний и практическим  опытом, в то время как чувства  маленьких детей еще в значительной  мере имеют подражательный характер. Система стойких мировоззренческих  чувств опирается на осмысленные  и обоснованные знания. Они становятся  подлинными убеждениями развитого  человека.

Овладение системой практических и умственных действий.

Сознание человека выражено в его деятельности.  
Развитие ребенка выступает в изменении его действий, всего его поведения, всех видов его деятельности. Изменяется и самый процесс деятельности, ее содержание, уровень, структура, направленность. Так, игра трехлетнего ребенка более примитивна, проста, однообразна, чем игра шести-, семилетних детей. Все большую роль начинает играть собственно умственная деятельность. Изменяется и отношение ребенка к своим успехам и неудачам, к товарищам и окружающим взрослым.

Развитие личности не совершается  ритмично и равномерно: в одни периоды  жизни наиболее заметные сдвиги совершаются  в познавательной деятельности ребенка; другие периоды характеризуются  интенсивной перестройкой взглядов и формированием убеждений (у  подростка, юноши). Но несомненно, что  ребенок в каждый момент своей  жизни есть единая и целостная  личность во всех сложных и часто противоречивых ее проявлениях.

По изменению поступков  ребенка можно судить о его  развитии. Изменяется сам поступок, приобретая все более отчетливо  выраженное общественное значение. У  младших детей цели и мотивы выражают их субъективные, случайные и эгоистические  желания; у старших они определяются общественными понятиями и мотивами. Отдельные, случайные поступки превращаются в систему поступков, т. е. в образ действия подрастающего человека. Более постоянной, органичной становится связь между целью, мотивом и способом ее достижения. У маленьких детей нет связи между целью и способом действия или между целью и мотивом. Эта связь формируется в процессе развития. Непроизвольное, импульсивное, непоследовательное поведение, проявляющееся в необдуманных действиях с неожиданными для самого ребенка последствиями, становится осознанным действием, т. е. продумывается во всех звеньях. По мере развития ребенка его поступки становятся все более сознательными. Эти основные грани личности обычно не оформляются у ребенка фронтально и равномерно. Однако степень их взаимосвязи и достигнутый успех в формировании каждой стороны личности свидетельствуют о том уровне развития, которого достиг ребенок в конкретный момент его жизни.

Несмотря на то, что среди  психологов еще существуют разные точки зрения на некоторые вопросы психического развития ребенка, а вопрос о показателях развития является предметом острых споров, все передовые психологи и педагоги видят в процессе развития ребенка сложнейшее явление общественной жизни. Оно обусловлено действием определенных факторов и условий [19].

 

 

 

 

 

 

2.2 Диагностика психического развития младшего школьника.

В отечественной детской  психологии ставится задача разработки диагностических методов, направленных прежде всего на контроль за ходом психического развития детей с целью коррекции обнаружившихся отклонений. При осуществлении психологической диагностики следует учитывать, что для каждого возрастного периода должна быть разработана своя система психологических испытаний, в основе которой лежит представление о ведущей для данного возраста деятельности. Так, уровень психического развития младшего школьника включает прежде всего показатели сформированности основных структурных компонентов учебной деятельности и т. д. При разработке диагностических методов изучения психического развития в отечественной психологии учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения. Отсюда вытекает идея необходимости двухуровневой диагностики: нужно определить не только уровень сегодняшнего, актуального развития, но и «зону ближайшего развития» — возможные успехи ребенка, достигнутые в процессе сотрудничества со взрослыми. Норма развития – это «не констатация того, что есть, а фиксация в виде индивидуальной образовательной траектории того, что может или должно быть»[15, С.13].

Методы изучения психического развития могут использоваться воспитателями и педагогами не только как инструменты научных исследований, но и в практических целях. Е. И. Рогов выделяет следующие цели:

    • осуществление индивидуального подхода
    • подбор заданий, наиболее эффективно влияющих на умственную деятельность
    • воздействие на личность ученика через индивидуализированную оценочную деятельность
    • организация совместной с родителями деятельности по совершенствованию качеств ума школьников
    • выявление одарённых детей
    • правильная оценка своего педагогического труда
    • творческая деятельность [13]

Для диагностики психического развития младших школьников используются следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, тестирование и другие.

В отношении подбора тестов следует учитывать то, что к  моменту поступления детей в школу существенно возрастают индивидуальные различия по уровню психического развития. Эти различия проявляются, прежде всего, в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному развитию. Значит, они уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции, психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически уже вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим – менее развитым только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребёнком окружающей среды.

Поэтому прежде, чем применять  ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что  она им интеллектуально доступна и вместе с тем не слишком проста, для того, чтобы оценить реальный уровень психического развития, достигнутый  ребёнком.

Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство  – от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью ещё готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психического развития находятся на пределе ребёнка дошкольника (в границах 5-6-летнего возраста). Если такому ребёнку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то он может не справится с заданием. И это произойдёт не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психического развития.

Если те же самые тестовые задания предложить ребенку в  игровой, привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими. Это  обстоятельство  непременно  необходимо  учитывать  в практической психодиагностике детей, поступающих  в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного  возраста). Для психодиагностики учащихся третьего и четвертого классов вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны. Говоря о доступности, мы в данном случае имеем в виду соответствие этих заданий способностям, имеющимся у детей. Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотивации, при заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше [5].

Результаты, полученные в  ходе проведения диагностики (приложение 1-4) заносятся в Карту индивидуального психического развития младшего школьника (приложение 5).

Проведение комплексной  систематической психодиагностики позволяет, как уже говорилось выше, оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психическом развитии.

 

Таким образом, мы определили, что для изучения психического развития младшего школьника важно определить показатели психического развития. Для диагностики применяются такие методы исследования, как наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, тестирование (с учётом возрастных особенностей учащихся)  и другие. Результаты диагностики могут использоваться учителем в практических целях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Поступление в школу –  важнейшее событие в жизни  ребёнка. Именно в начальной школе закладывается база всего дальнейшего обучения. Поэтому в этот период учителю важно уделять внимание индивидуальным особенностям ребёнка, в особенности его психическому развитию, так как успешность в учении зависит от оптимальности предъявляемых учителем требований. Изучение показателей психического развития даёт также возможность выявлять отклонения от нормы, осуществлять на основе полученных данных коррекционную работу, повышая тем самым эффективность учебного процесса.

Проблема психического развития младшего школьника освещалась в  трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова.  Теоретический  анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:

  1. Несмотря на достаточную изученность психического развития, остаются вопросы, на которые нельзя дать однозначный и бесспорный ответ на данный момент, выражающиеся в основных проблемах изучения психического развития.
  2. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются такие характеристики познавательных процессов, как произвольность, продуктивность, устойчивость, опосредованность.
  3. Развитие интеллектуальной сферы младшего школьника является наиболее существенным, так как ведущей становится учебная деятельность.
  4. Наряду с учением и игрой значительное влияние на развитие младшего школьника оказывают общение и труд.
  5. Основными показателями психического развития являются: развитие познания и познавательной деятельности школьника, формирование системы личностных отношений к действительности и к самому себе, овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной деятельности. Но вопрос о показателях развития на данный момент является предметом споров и остаётся открытым.
  6. Для диагностики психического развития младших школьников используются следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, тестирование и другие. На основе полученных данных составляется Карта психического развития младшего школьника.

В ходе исследования была подтверждена исходная гипотеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Братчикова, Ю.В. Успешность младшего школьника в учении / Ю.В. Братчикова // Журнал практического психолога. – 2008. - № 2, с.15
  2. Выготский, Л.С. Детская психология: собрание сочинений в 6 т. Т.4 / Л.С. Выготский – М., 1984.
  3. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М.: изд-во МГУ, 1979
  4. Давыдов, В.В. Психическое развитие младшего школьника / В.В. Давыдов – М.: Педагогика, 1990
  5. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога  / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  6. Коломинский, Я.П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов  — СПб.: Питер, 2004.
  7. Локалова, Н.П. Когнитивное развитие детей как условие преемственности дошкольного и начального школьного образования / Н.П. Локалова // Вопросы психологии. – 2009. - № 6, с.8
  8. Немов, Р.С. Психология. В трех книгах Книга 2: психология образования 2-е издание / Р.С. Немов – М.: ВЛАДОС, 1995
  9. Немов, Р.С. Психологический словарь. / Р.С. Немов – М. ВЛАДОС, 2007
  10. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  11. Петровский, А.В. Психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г Ярошевский. – М.: Политизд, 1990
  12. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками
  13. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. Кн.1 : Система работы с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2004
  14. Российская Федерация. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования
  15. Слободчиков, В. Норма в психологии развития / В. Слободчиков // Школьный психолог. – 2007. - № 3, с.12
  16. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин – М.: Педагогика, 1989
  17. http://www.hr-portal.ru / 2009 – 10 – 11 18:45
  18. http://www.childpsy.ru / 2009 – 10 – 11 19:00
  19. http://www. detskiysad.ru / 2010 – 02 – 16 13:15

Информация о работе Показатели психического развития и методы его изучения