Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:28, курсовая работа
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия и самоконтроль. Такие достижения связаны с развитием психических процессов (особенно в интеллектуально-познавательной сфере), обусловленным учебной деятельностью, особенностями социальной ситуации развития и т. д. Ядром теории психического развития является раскрытие его движущих сил, выявление роли и соотношения внутренних и внешних факторов (наследственности, среды, воспитания) в становлении человека [6].
Результаты изучения закономерностей психического развития, особенностей психических процессов, а также специфики учебной деятельности легли в основу развивающих педагогических методов, применяемых при обучении и воспитании младших школьников. В приказе от 11.02.2002 N 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о том, что следует проводить раннюю диагностику резервов развития ребенка (физических и психологических) [14]. Действительно, каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода. Даже специально разработанные психологические рекомендации оказываются неэффективными из-за недостаточной психологической подготовки учителей. Результатом такого положения стало проведение аттестации школ без учёта психологических характеристик учащихся, уровня их психического развития
Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:
В целом память детей младшего школьного возраста является хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общение вполне обходится механической памятью.
Активному развитию памяти
детей впервые школьные годы способствует
решение специальных
В целом, можно сказать, что
у детей 7-10 лет основные свойства
психических процессов по своим
основным характеристикам, приближается
к свойствам психических
1.3 Умственное развитие младшего школьника
Младший школьный возраст
содержит в себе значительный потенциал
умственного развития детей, но точно
определить его не представляется возможным.
Различные решения этого вопроса,
предлагаемые учеными-педагогами и
практиками-преподавателями, почти
всегда связаны с опытом применения
определенных методов обучения и
диагностики возможностей ребенка,
и нельзя заранее сказать, в состоянии
или не в состоянии будут дети
усваивать более сложную
У младшего школьника преобладает конкретно-образный характер мышления. Например, при решении мыслительных задач учащиеся опираются на реальные предметы и их изображения, а выводы и обобщения делаются на основе конкретных фактов.
Процесс обучения быстро стимулирует развитие абстрактного мышления. Так, за первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминировавшего наглядно-действенного и элементарного образного мышления допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления, не конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж.Пиаже и Л.С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец - с преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности [16].
Комплексное развитие детского
интеллекта в младшем школьном возрасте
идет в нескольких различных направлениях:
усвоение и активное использование
речи как средства мышления; соединение
и взаимообогащающее, влияние друг
на друга всех видов мыщления: наглядно-действенного,
наглядно-образного и словесно-
Первое из названных направлений
связано с формированием речи
у детей, с активным её использованием
при решении разнообразных
Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций [3].
Если один из аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это в конечном счете уменьшает общий интеллектуальный прогресс ребенка.
Подготовительная фаза ориентировки в условиях решаемой задачи является очень важной для развития интеллекта, так как дети на практике часто не справляются с задачей именно потому, что не умеют анализировать ее условия. Такой недостаток обычно преодолевается за счет специальных упражнений, направленных на сравнение между собой условий в похожих друг на друга задачах. Такие упражнения особенно полезны тогда, когда детям для сопоставления предлагаются задачи со сложными условиями, между вторыми существуют тонкие, едва заметные, но существенные Различия и от которых зависит направление поиска правильного ответа.
Развитие мышления младших школьников характеризуется переходом от оперирования практическими действиями решении конкретной, наглядной ситуации к умственным внутренним свёрнутым действиям. Вместе с тем изменяется и содержание, которым оперирует ребёнок: от наглядного единичного факта школьник переходит к оперированию представлениями о нём, а затем и к всё более обобщённым понятийным знаниям. [7]
Таким образом, изменения в интеллектуальной сфере ребёнка в младшем школьном возрасте наиболее существенны, так как ведущей становится учебная деятельность.
1.4 Развитие деятельности младшего школьника
С поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В.В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. В развитии детей младшего школьного возраста ей принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-12 лет [4].
Каждый из четырех названных
выше видов деятельности имеет свои
особенности в младшем школьном
возрасте. Учение здесь только начинается,
и поэтому о нем нужно говорить
как о развивающемся виде деятельности.
Ему предстоит
По-новому рассматривается трудовая деятельность. У многих детей с поступлением в школу появляются дополнительные обязанности по дому, и это помогает им быстрее перестроиться на новую систему отношений. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьника находили отражение и применялись те знания и умения, которые он приобретает в школе. Это, с одной стороны, сделает учение в школе более осмысленным и необходимым, а с другой стороны, на практике раскроют полезность знаний по основным предметам, которые они изучают в школе, повысит их интерес к учебным предметам. Да и сам домашний труд от этого сделается более привлекательным, и в большей степени будет способствовать закреплению на практике полученных теоретических знаний, воспитанию у детей трудолюбия [18].
Не меньшее значение для интеллектуального развития младших школьников, чем учение и труд, имеет расширение сферы и содержания их общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте [ 10].
Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влиять на развитие детей, но они значительно отличаются от дошкольных. Они приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемого опыта, их содержание. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, особенно из области естественных наук, а также те знания, которые приобретены детьми на занятиях трудом в школе. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими [18 ].
Таким образом, за время обучения в младших классах школы дети так быстро продвигаются вперед в своем развитии, что между первоклассниками и учащимися третьих-четвертых классов за какие-нибудь два-три года образуется заметный разрыв. Вместе с ним увеличиваются и индивидуальные различия детей по достигнутому уровню развития. В обобщенном виде эти различия по их основным параметрам можно представить следующим образом.
У первоклассников и отчасти у второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).
Первоклассники и значительная часть учащихся вторых классов не способны к полноценной саморегуляции, в то время как дети, обучающиеся в третьем и четвертом классах, вполне в состоянии управлять собой и внешне - своим открытым поведением, и внутренне - своими психическими процессами и чувствами [8].
В итоге, учение, как ведущая деятельность младшего школьника, оказывает значительное влияние на развитие ребёнка, а труд развивает его способности, создает возможность радоваться творчеству и вместе с тем вовлекает в определенные трудовые отношения, способствует приобщению к миру взрослых.
Глава ΙΙ Методы изучения психического развития
2.1 Показатели психического развития.
Рассмотрим основные показатели развития младшего школьника. А. А. Люблинская считает [19], что важными показателями психического развития ребенка являются содержание, характер, способ и направленность его деятельности. Чтобы судить о том, насколько развит ребенок, следует выделить те показатели, которые являются основными для формирования всесторонне развитой личности. Такими показателями являются:
Эти три стороны неотделимы друг от друга, но выступают они различно в разных проявлениях человеческой личности и на разных ступенях ее развития.
Развитие познания.
Поскольку психика есть отражение
действительности, ее развитие обнаруживается
в том, что отражает ребенок в
разные периоды своей жизни и
как протекает самый процесс
познания. Развитие познавательной деятельности
сказывается не только в том, что
у ребенка увеличивается объем
знаний об окружающих его вещах, но
и в изменении глубины
Процесс развития есть переход
ребенка от поверхностного отражения
отдельных, разрозненно воспринимаемых
им явлений к познанию их сущности,
к раскрытию законов, ими управляющих,
переход к системным и
Информация о работе Показатели психического развития и методы его изучения