Понятие о характере. Природа характера, его структура и симптокомплексы. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:40, реферат

Описание работы

Проблема характера занимает видное место в психологии, начиная с древности, когда Теофраст, которого с полным основанием можно считать пионером в постановке данной проблемы, написал свою знаменитую по резонансу в науке книгу «Характеры». В XVIII в. развернулась интересная полемика о происхождении характера между К. Гельвецием и Д. Дидро. Особое внимание психологии характера уделялось в XIX в. Достаточно указать на работы английских ученых Дж. Ст. Милля, Гальтона, Бэна, французских исследователей Пере, Фулье, Рибо, Полана, Малапера, занимавшихся по преимуществу типологией характера, монографии немецких ученых В. Штерна, Кречмера, Гофмана, Эвальда, Клягеса. [1]

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие о характере……………………………………………………….5
Понятие о характере и способы его изучения………………………….5
Природа и проявления характера………………………………………10
Структура характера…………………………………………………….13
Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера……………………………………………………………….....20
Индивидуальное и типичное в характере……………………………...20
Формирование характера……………………………………………......23
Заключение…………………………………………………………………….26
Список используемой литературы…………………………………...28

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВА  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА

по дисциплине:

ПСИХОЛОГИЯ

 

Студентки: Соколовой И.Н.

Группы: 1ФКз

Тема: Понятие о характере. Природа характера, его структура и симптокомплексы. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера.

 

 

 

____________                                                                          __________

Дата поступления                                                                                            Зачет работы

работы в деканат                                                                             Подпись преподавателя

 

 

 

Омск 2010 
Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Понятие о характере……………………………………………………….5

    1. Понятие о характере и способы его изучения………………………….5

    1. Природа и проявления характера………………………………………10

    1. Структура характера…………………………………………………….13

  1. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера……………………………………………………………….....20

    1. Индивидуальное и типичное в характере……………………………...20

    1. Формирование характера……………………………………………......23

Заключение…………………………………………………………………….26

Список  используемой литературы…………………………………...28

 

 

 

 

Введение

 

Проблема характера  занимает видное место в психологии, начиная с древности, когда Теофраст, которого с полным основанием можно  считать пионером в постановке данной проблемы, написал свою знаменитую по резонансу в науке книгу  «Характеры». В XVIII в. развернулась интересная полемика о происхождении характера между К. Гельвецием и Д. Дидро. Особое внимание психологии характера уделялось в XIX в. Достаточно указать на работы английских ученых Дж. Ст. Милля, Гальтона, Бэна, французских исследователей Пере, Фулье, Рибо, Полана, Малапера, занимавшихся по преимуществу типологией характера, монографии немецких ученых В. Штерна, Кречмера, Гофмана, Эвальда, Клягеса. [1]

В свое время Дж. Ст. Милль  предложил выделить как особую науку  этологию, подразумевая под ней характерологию, поскольку до Теофраста для обозначения тех свойств или черт характера, которые впоследствии получили название «характер», употреблялся термин «этос». Популярности изучения характера способствовало большое значение этой проблемы в жизни. Поэтому она издавна привлекала внимание не только психологов, но и моралистов (Монтень, Ларошфуко, Лабрюйер, Вовенарг). Характер – одно из стержневых понятий и в литературоведении. 

Большое место проблема характера занимала и в нашей  отечественной психологии, в работах Лесгафта, Ушинского, Каптерева и особенно Лазурского, предложившего выделить особую науку о характере, или характерологию. Можно сказать, что в нашей психологии создалась своего рода традиция рассмотрения психических особенностей человека в характерологическом аспекте, причем в противоположность французским психологам-функционалистам наши психологи, не ограничиваясь аналитическим рассмотрением характера, делали акцент на его целостности и индивидуальном своеобразии. [2]

Таким образом, и в наше время эта тема остается актуальной.

Целью данной работы является изучение природы характера человека.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие характера.
  2. Изучить структуру характера, его симтокомплексы.
  3. Проследить формирование характера.

 

Глава 1. Понятие о характере

 

1.1. Понятие о характере и способы его изучения

 

В психологии понятие  характер ( от греч. charakter - «печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно  взаимосвязанные и поэтому отчетливо  проявляющиеся в различных видах  деятельности свойства личности. Характер - «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.).[3]

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.

Решающим для понимания  характера является взаимоотношение  между общественно и личностно  значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные, задачи. Именно на них формируется  и проверяется характер людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер - это не просто любое, проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность.

Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание  целями жизни - главное условие образования  характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности - это не одной то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для  понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л.Н. Толстой  увлекался игрой в шахматы, И.П. Павлов - городками, Д.И. Менделеев - чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения - его потребности в достижении успеха.

В зависимости от этого  для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Характерология - отрасль  психологии личности (иногда рассматривается  как самостоятельная психологическая  наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки), предмет  которой - характер

Учение о характере - характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних  попыток прогнозирования поведения  человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов. Практически, все гороскопы составляются одинаково: общепринятый временной период разбивается на определенные интервалы, каждому из которых присваивается определенный знак, символ. Описание характера человека дается через призму различных свойств этого символа. Однако характеры людей, родившихся в одно и то же время, по разным гороскопам оказываются различными.

Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития.

Значительное влияние  на развитие характерологии оказала физиогномика- учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного.

Наиболее известной  стала физиогномическая система  Иоганна Каспера Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого  характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д. Так, о гениальности Гете, по мнению Лафатера, в наибольшей степени свидетельствует его нос, который «знаменует продуктивность, вкус и любовь - словом поэзию».[4]

При определении характера  человека физиономисты использовали в качестве определяющих самые различные признаки. Так, помимо носа, внимание уделялось рту человека. А. Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера; расслабленные губы - признак обладания «женскими» чертами характера (мягкость, любезность), и чем больше - тем выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт).

В качестве отдельного направления  характерологии можно выделить определение  индивидуальных особенностей человека по его позе, положению тела. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия - система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени  научная психология неизменно отвергала  хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики. Было, в частности показано, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому хиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она может быть поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии, ярким представителем которого был Э. Кречмер. Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяснял характер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.

Однако в настоящее  время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными  о том, что характер человека зависит  от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д.

Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека можно получить, зная специфику его  поступков, поведения, деятельности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью, как известно, называют привычками. Привычные действия человека, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. На это же указывали Андре и Гастон Дюрвилии, по их мнению, выражение «…это жест, закрепленный долгим повторением, идея и внешний образ тесно связаны между собой».

Информация о работе Понятие о характере. Природа характера, его структура и симптокомплексы. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера