Понятие о характере. Природа характера, его структура и симптокомплексы. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:40, реферат

Описание работы

Проблема характера занимает видное место в психологии, начиная с древности, когда Теофраст, которого с полным основанием можно считать пионером в постановке данной проблемы, написал свою знаменитую по резонансу в науке книгу «Характеры». В XVIII в. развернулась интересная полемика о происхождении характера между К. Гельвецием и Д. Дидро. Особое внимание психологии характера уделялось в XIX в. Достаточно указать на работы английских ученых Дж. Ст. Милля, Гальтона, Бэна, французских исследователей Пере, Фулье, Рибо, Полана, Малапера, занимавшихся по преимуществу типологией характера, монографии немецких ученых В. Штерна, Кречмера, Гофмана, Эвальда, Клягеса. [1]

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие о характере……………………………………………………….5
Понятие о характере и способы его изучения………………………….5
Природа и проявления характера………………………………………10
Структура характера…………………………………………………….13
Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера……………………………………………………………….....20
Индивидуальное и типичное в характере……………………………...20
Формирование характера……………………………………………......23
Заключение…………………………………………………………………….26
Список используемой литературы…………………………………...28

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

В этом отношении наиболее ценной в диагностическом отношении, можно считать графологию - науку, которая рассматривает почерк как  разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между рядами фактов - особенностями почерка и характером.[5]

1.2. Природа и проявления характера   

Возникновение свойств характера, его природа, возможность или невозможность его изменения являются предметом давних дискуссий психологов и нередко поводом для категорических суждений, свойственных обыденному сознанию.   

 Социальной зрелости  индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера. Этот процесс протекает неприметно, и человеку кажется, что таким, как сейчас, он был всегда. Так возникает мнение, что черты человеческого характера даны ему от природы, являются врожденными. Утверждение это является весьма распространенным: “он от природы трус и негодяй”, или “склонность ко лжи - его врожденное свойство”, или даже “наследственность у него такая - в дядю пошел”. В самом деле - в одной семье, в одних как будто условиях воспитываются два брата. Разница между ними всего два-три года, и в одной школе учатся, и родители к ним в общем одинаково относятся, а ребята во всем разные, характером ничуть друг на друга не похожи. Отсюда уж недалеко до вывода, что характер дан человеку от рождения. 
   Чем же объяснить, что жизнь “чеканит” личность человека даже в сходных условиях по различным образцам? Прежде всего надо признать, что “исходный материал”, действительно, у разных людей не одинаков.[6]  

 Человек рождается  с различными особенностями функционирования  головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности не психологические, а физиологические, но они выступают в качестве первых причин того, что одни и те же воздействия на детей могут вызывать различный психологический эффект. Они определяют условия, в которых будет развиваться психика личности. 
   Эти различия в физиологических условиях - лишь первая причина различий характеров людей.  

 Надо иметь в  виду и то, что “сходные условия  жизни” (даже в одной семье)  — понятие весьма и весьма  относительное. Один тот факт, что старший брат привык считать себя старшим и в чем-то превосходящим младшего брата, который смотрит на него снизу вверх и ищет у него зашиты или бунтует против деспотизма первенца, создает далеко не сходные обстоятельства, способствующие или препятствующие формированию таких черт характера, как заносчивость или заботливость, ответственность или безразличие, самоотверженность или зависть.  

 Однако вместе с  тем существует много других  условий, которые не являются  идентичными. Изменение материального  положения в семье за два-три года, прошедшие между рождением первого и второго ребенка, и изменения в отношениях внутри семьи (частенько младшего больше балуют), и хорошие друзья, встретившиеся на пути одного брата и не встретившиеся другому, и разные по своему педагогическому таланту учителя  все это способствует зарождению различных качеств или особенностей личности.[7]   

 Характер - во многом  результат самовоспитания. В характере  аккумулируются привычки человека. Характер проявляется в деятельности  людей, но в ней же он и формируется. Если юноша или девушка стремятся воспитать у себя самокритичность как черту характера, они должны поступать самокритично. А это значит, что они должны непримиримо относиться не только к чужим, но и к своим ошибкам, не “замазывать” их, не закрывать на них глаза. Как писал русский психолог П.П Блонский, “учиться жить можно лишь живя соогветствующим образом”.  

 Быт, условия жизни  в семье, не говоря уже о труде и учебе, - школа человеческих характеров. Перед педагогами и родителями постоянно стоит ответственная задача: своевременно подмечать наметившиеся изменения в характере детей и, принимая их во внимание, осуществлять свою линию поведения и воспитания. Вероятно, нет большей опасности для воспитательной работы, чем шаблон, применяемый в качестве педагогического приема. Это в особенности нетерпимо в тех случаях, когда следует осуществлять индивидуальный подход к ребенку.  

 Отказ от шаблона  в воспитании личности ребенка  предполагает творческий подход  к вопросам формирования характера. Пусть на этом пути могут быть допущены ошибки, но серьезное, вдумчивое нетрафаретное решение будет плодотворнее педагогических штампов, если судить не по результатам отдельных действий, а по конечному итогу всего процесса формирования характера.   

 Итак, характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Ссылки на то, что “у меня такой характер, и я с собой ничего не могу поделать”, психологически совершенно несостоятельны. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии заняться самовоспитанием.  

 Если нет оснований выводить  особенности характера из физиологической,  природной предрасположенности  к их появлению (хотя и следует  принимать во внимание природные  предпосылки формирования характера), то тем меньше возможностей утверждать его наследственное происхождение.  

 Изучение однояйцовых близнецов,  у которых наследственный фонд  анатомо-физиологических свойств  идентичен, свидетельствует о  ярко выраженной тождественности  темперамента близнецов, но не характеров. Случаи воспитания однояйцовых близнецов в разных семьях свидетельствуют о нетождественности их характеров.  

 Проникшие в массовую печать  сведения о том, что вне зависимости  от прижизненно складывающихся, любых и существенно различающихся условий у однояйцовых близнецов якобы возникают заведомо одинаковые вкусы, пристрастия и черты характера, являются весьма сомнительными. В разных условиях и обстоятельствах при одних и тех же наследственных предпосылках могут сложиться не только разные, но и прямо противоположные свойства характера.  

 Итак, характер — прижизненное  приобретение личности, включающейся  в систему общественных отношений,  в совместную деятельность и  общение с другими людьми, и  тем самым обретающей свою  индивидуальность.[8]

1.3. Структура характера  

Характер человеческой личности всегда многогранен. В нем  могут быть выделены отдельные черты  или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя  более или менее цельную структуру характера.  

 Структура характера обнаруживается  в закономерной зависимости между  отдельными его чертами. Если  человек труслив, есть основания  предполагать, что он не будет  обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться “белой вороной”), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности (“беликовское” - по А.П. Чехову - “как бы чего не вышло”) и т.д. Разумеется, не всякий человек, у которого в характере доминирует трусость, продемонстрирует структуру характера, подобную охарактеризованной выше, включая все перечисленные черты. В разных жизненных обстоятельствах она может быть существенно преобразована и даже может включить качества, казалось бы, противоположного доминирующему (к примеру, трус может быть наглым). Однако общая тенденция к проявлению именно такого комплекса качеств характера для трусливого человека будет преобладать.[9]  

 Среди черт характера некоторые  выступают как основные, ведущие,  задающие общую направленность  развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые. Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характера выделять определенные их типы, наделенные общими чертами.  

 Цельность характера не исключает  полностью его противоречивости: доброта иногда вступает в  конфликт с принципиальностью, чувство юмора - с ответственностью. 
   Черты характера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами на жизнь и другими особенностями направленности личности. Один добродушный и веселый человек может быть высоконравственным и порядочным, а другой - тоже добродушный и веселый - но при этом не брезгующий никакими, в том числе и нечистоплотными, поступками для достижения своих целей.  

 Черты характера и отношения  личности. Проявляясь в действиях  и поступках, в том, в какой  мере активно субъект включается в совместную деятельность, характер оказывается зависим как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, от далеких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных целей.   

 При этом характер зависит от того, как относится человек (на основе уже ранее сложившихся его особенностей) к своим неудачам и удачам, к общественному мнению и ряду других обстоятельств. Так, люди, обучающиеся в том же классе школы или работающие на равном положении в той же бригаде приобретают разные черты характера в зависимости от того, справляются ли они с делом. Одних успех окрыляет и побуждает работать или учиться еще лучше, другие склонны “почивать на лаврах”; одних неудача угнетает, в других пробуждает “боевой дух”.  

 Таким образом, важнейший  момент в формировании характера  - то, как человек относится к  окружающей среде и к самому  себе - как к другому. Эти отношения  являются вместе с тем основанием  для классификации важнейших  черт характера.[10]  

 Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и т.п. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.  

 Во-вторых, показательно для  характера отношение человека  к себе: самолюбие и чувство  собственного достоинства или  приниженность, или неуверенность  в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя в центр всех событий), у других - самоотверженность в борьбе за общее дело.  

 В-третьих, характер обнаруживается  в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных  черт характера относятся

добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность  за порученное дело и озабоченность  его результатами.  

 В-четвертых, характер проявляется  в отношении человека к вещам:  не только отношение вообще  к собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и учебными пособиями и т.д.  

 Характер как “программа  поведения человека”. Деятельность  человека, его поведение прежде  всего определяются теми целями, которые он ставит перед собой, и основной детерминантой его поведения и деятельности всегда остается направленность его личности - совокупность его интересов, идеалов и убеждений. Однако два человека, у которых в направленности личности обнаруживается много общего и цели которых совпадают, могут существенно различаться по используемым ими способам достижения этих целей. За этими различиями стоят особенности характера личности. В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах. “Зная характер Т., — говорит педагог о своем ученике, - я уверен, что он не сдержится, наговорит много лишнего, возможно, будет груб, несправедлив, а потом будет жалеть о случившемся, дня три ходить в покаянном настроении и в конце концов сделает все возможное, чтобы загладить свою вину”. Черты характера, таким образом, обладают определенной побуждающей, мотивирующей силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрессовых ситуациях при необходимости осуществлять выбор действий, преодолевать значительные трудности.  

 Решительный по  своему характеру человек переходит  от побуждений к действиям зачастую без сколько-нибудь длительной борьбы мотивов. Тактичность как черта характера индивида способствует проявлению осторожности в высказываниях, которая предполагает учет целого ряда обстоятельств и проблем, существенных для людей, с которыми он общается.  

 Так, в качестве  черты характера может рассматриваться  степень выраженности у индивида  мотивации достижения - его потребности  в обязательном достижении успеха  в любой деятельности, какой бы  он ни был занят, особенно  в условиях соревнования с  другими людьми. Мотивация достижения как черта индивидуальности формируется прижизненно вследствие систематических и личностно значимых поощрений человека за успехи и наказаний за неудачи.  

Информация о работе Понятие о характере. Природа характера, его структура и симптокомплексы. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера