Понятие о характере. Природа характера, его структура и симптокомплексы. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:40, реферат

Описание работы

Проблема характера занимает видное место в психологии, начиная с древности, когда Теофраст, которого с полным основанием можно считать пионером в постановке данной проблемы, написал свою знаменитую по резонансу в науке книгу «Характеры». В XVIII в. развернулась интересная полемика о происхождении характера между К. Гельвецием и Д. Дидро. Особое внимание психологии характера уделялось в XIX в. Достаточно указать на работы английских ученых Дж. Ст. Милля, Гальтона, Бэна, французских исследователей Пере, Фулье, Рибо, Полана, Малапера, занимавшихся по преимуществу типологией характера, монографии немецких ученых В. Штерна, Кречмера, Гофмана, Эвальда, Клягеса. [1]

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие о характере……………………………………………………….5
Понятие о характере и способы его изучения………………………….5
Природа и проявления характера………………………………………10
Структура характера…………………………………………………….13
Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера……………………………………………………………….....20
Индивидуальное и типичное в характере……………………………...20
Формирование характера……………………………………………......23
Заключение…………………………………………………………………….26
Список используемой литературы…………………………………...28

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 Один из первых  исследователей этой характерологической  черты Д. Макклеланд относил завершенность формирования мотивации достижения к дошкольному возрасту, но это утверждение не является убедительным, поскольку становление мотивации достижения, как и других качеств индивидуальности, не ограничивается ранним детством. В зависимости от истории развития данной конкретной личности у нее может преобладать либо стремление достичь успеха (человек будет идти на риск, проявлять при любом подходящем случае инициативу, соревновательную активность и т.д.), либо стремление избежать неудачи (он будет уклоняться от риска и ответственности, избегать проявлений собственной инициативы, занимать позицию невмешательства в ситуациях с неопределенным исходом и т.д.). Выявленный с помощью специальных методик характер мотивации достижения позволяет предсказать возможную программу пове дения человека в типичных обстоятельствах. 
   Акцентуация черт характера. Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико и во всяком случае превышает тысячу наименований. Поэтому перечисление и описание варьируемых черт характера нецелесообразно, к тому же четкая классификационная схема (кроме самого общего отнесения их к одному из указанных выше отношений личности) в психологии отсутствует. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.  

 Акцентуация характера  — это крайние варианты нормы  как результат усиления его  отдельных черт. При этом у  индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера данного индивида, могут переноситься им без напряжения и срывов, не доставляя никаких неприятностей ни окружающим, ни ему самому. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии (патологии характера, препятствующей адекватной социальной адаптации личности и практически необратимой, хотя в условиях правильного лечения поддающейся некоторой коррекции), но сведение ее к патологии неправомерно.

Классификация типов  акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает  по номенклатуре наименований у разных авторов (К. Леонгард, А. Личко). Однако описание акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным. Это дает возможность дать перечень акцентуаций, заимствуя наиболее удачные термины из обеих классификационных схем и при этом намеренно избегая прямых аналогий с психиатрической терминологией (“шизоидные” черты, “эгшлептоидные” черты и т.п.), вводу того что рассмотрение акцентуации характера предполагает привлечение внимания педагога, а не психиатра, хотя история постановки проблемы акцентуирования восходит к психиатрии и психоневрологии.[9]   

 Выделяются следующие  важнейшие типы акцентуации характера:  интровертный тип характера, для  которого свойственна замкнутость,  затрудненность в общении и  налаживании контактов с окружающими,  уход в себя; экстравертный тип  — эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность; неуправляемый тип - импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.  

 Основные особенности  неврастенической акцентуации характера  подростка - преобладающее дурное  самочувствие, раздражительность, повышенная  утомляемость, мнительность. Раздражение  против окружающих и жалость  к себе самому может привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам.  

 Для сензитивного  типа свойственны пугливость, замкнутость,  застенчивость. Сензитивные подростки избегают включаться в большие и тем более новые компании, не участвуют в шалостях и рискованных предприятиях сверстников, предпочитают играть с маленькими детьми. Они боятся контрольных работ, зачастую стесняются отвечать перед классом, опасаясь вызвать ошибкой смех или слишком хорошим ответом зависть одноклассников. “Чувство собственной неполноценности у сензитивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации (т.е. сверхкомпенсация ~ усиленное стремление преодолеть свои недостатки). Они ищут самоутверждения не в стороне от слабого места своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность.  

 Робкие и стеснительные  мальчики натягивают на себя  личину развязности и даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но как только ситуация требует от них смелой решительности, они тотчас же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт и они чувствуют симпатию и поддержку собеседника, то за сброшенной маской “все нипочем” оказывается жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы” (А Личко).  

 Демонстрационному типу акцентуации  характера присущ эгоцентризм,  потребность в постоянном внимании  к своей особе, восхищении и  сочувствии. Лживость, склонность к  позерству и рисовке, демонстративность  поведения (вплоть до инсценировок  самоубийства) - все это определяется стремлением любыми средствами выделиться среди сверстников. Так, например, старшеклассница 3. начала получать анонимные письма, содержащие угрозы и грязное поношение. Со слезами она показывала эти письма учителям и подругам, просила помощи и зашиты. Расследование вскоре показало, что 3. сама себе писала эти письма и за этот счет привлекала усиленное внимание фактически всей школы к своей персоне, проявляя типично демонстративные черты характера.  

 При правильно поставленной  воспитательной работе возможно блокирование проявлений акцентуации характера. Педагоги и родители, зная “точки наименьшего сопротивления” в характере ребенка или подростка, стремятся не допускать, чтобы стрессогенные ситуации болезненно задевали уязвимые места его характера. Так, для сензитивных подростков труднопереносимы подозрения в дурных поступках, обвинения, вступающие в противоречие с их самооценкой, которая, как правило, не является завышенной и в общем объективна. Вместе с тем целесообразны воспитательные воздействия, которые привели бы к компенсированию робости сензитивных подростков: вовлечение их в общественную работу, выдвижение в актив класса, где в совместной деятельности им легче преодолевать обидчивость и застенчивость.[11]

 

 

Глава 2. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера

 

2.1. Индивидуальное и типическое в характере человека

 

«Характер есть общественно-историческое явление, следовательно, не может быть каких-то всеобщих характеров, вне времени  и пространства. Есть определенные характеры определенных исторических эпох, конкретных личностей. Личность как носитель характера является членом общества и связана с ним различными отношениями. Общие экономические, политические, культурные условия жизни формируют у людей общие для них типические черты характера. Типическое в характере людей н конкретного человека, разделяющего общие условия жизни и воспитания, отражает существенное в жизни класса, социальной группы». Такое понимание типического позволяет понять существенное, закономерно формирующееся, а не побочное н случайное н, кроме того, перспективное, развивающееся — то, что будет характерным для завтрашнего дня. Итак, о типическом в характере можно говорить как о существенных чертах, общих для известной группы людей, отражающих общие условия их жизни и проявляющихся в большей пли меньшей мере у каждого представителя этой группы людей. Таким образом, типическое характеризует в одно и то же время в данную конкретную индивидуальность и других людей, с которыми данная индивидуальность разделяет общие экономические, политические и культурные условия жизни.

Однако наряду с общими условиями жизни людей имеются  и своеобразно индивидуальные условия  жизни и воспитания для каждого  человека. Сами эти общие условия  проявляются в каждом конкретном случае в своеобразно индивидуальных формах. Существуют различия в быте, характере семейного воспитания, различия в духовной атмосфере, интересах различных семей; значение имеют и профессионально-трудовые различия. Все это не может не отражаться на характере человека. Различия в быту и воспитании, природных особенностях индивидов отражаются в специфике склонностей и интересов, потребностей и вкусов, чувств, склада ума и в целом характера человека. Нужно иметь в виду, что как общее и особенное в жизни людей, так и типическое и индивидуальное в характере личности не рядоположены, а составляют органическое единство.[12]

Итак, в характере конкретного  человека можно выделить общечеловеческие, национальные, классовые и индивидуальные черты, которые взаимопроникают  друг в друга, составляя цельный психический склад личности, образ поведения человека. Вопрос об индивидуальном и типическом в характере личности может быть раскрыт и в естественнонаучном плане. Все люди имеют общую природу — телесную организацию и в том числе общее в высшей нервной деятельности, свойствах основных нервных процессов, а вместе с тем и нечто особенное, индивидуальное, своеобразное. Поскольку характер, рассматриваемый в естественнонаучном плане, есть сплав черт типа и временных связей организма со средой, то естественно, что при наличии у группы людей одного и того же типа нервной системы и внешних условий, «внешнего стереотипа» складываются общие типические особенности характера или система связей, лежащая в основе поведения. Но поскольку во внешних условиях жизни и воспитания людей существует не только общее, по и различное, то, естественно, происходят известные сдвиги в свойствах типов нервной деятельности, а также образуются специфические различия и во временных связях. Вот эти изменения в типах и динамических стереотипах в зависимости от своеобразно сложившихся условий жизни будут характеризовать индивидуальные особенности типа нервной деятельности. Нужно учесть возможные и действительные факты, когда на основе одного и того же типа нервной системы складываются различные временные связи или, наоборот, при различных типах нервной деятельности у группы люден — одни и те же временные связи, то мы будем иметь огромное количество индивидуально своеобразных черт и в целом характеров. Отсюда попятно, что выделение типического и индивидуального в характере в реальных условиях жизни представляет большие трудности. Чтобы установить типическое и тип характера, необходимо найти, во-первых, общее в характере временных связей организма со средой, проявляющихся в виде определенной деятельности и отношений; во-вторых, общее для данной группы людей в основных свойствах их нервных процессов, т. е. в типических динамических особенностях поведения и деятельности индивидов. Совокупность, а точнее, синтез отличительных существенных типических черт образует тип характера. Тип характера отражает типические условия жизни людей.[13]

 Таким образом,  тип характера — более сложное  образование, чем типическая черта.  Однако тип характера определяется  на основе учета существенных  родственных для некоторой группы людей типических черт. Для определения типа необходимо установить следующие основные существенные типические особенности характера:

1. Типическое содержание  направленности людей (потребностей, интересов, убеждений и идеалов), составляющее их жизненную позицию.

2. Типическое проявление  активности в познавательной, производственной  и общественной деятельности.

3. Типические эмоционально-динамические  проявления характера.

 Каждая из этих  особенностей однозначно не может  определить тип характера. Тип—это сложное взаимоотношение указанных выше особенностей. Утверждая, что тип характера относительно устойчивое образование, следует оговориться, что он вместе с тем и пластичен. Под влиянием обстоятельств жизни, воспитания, требований общества и требований человека к самому себе тип развивается и изменяется. Исследование типов характера должно привести к построению определенной классификации. Классификация — это систематизация типов. Классифицировать тины — это, значит, найти какую-то закономерную связь в их образовании и проявлении. Без классификации описание отдельных типов может носить несколько случайный характер н не будет иметь существенного теоретического и практического значения. В западной психологии известен ряд классификаций типов, но большинство из них абстрактны, схематичны (Т. Рибо, Ф. Бауд, А. Робек и др.). Типы определяются как имманентно образующиеся и вечные, неизменные. Эти классификации выглядели пустыми схемами. Конкретный живой человек исчезал из поля зрения. Современная психология руководствуется следующими принципами при классификации характеров.

1. Классификацию нужно  строить по принципу наибольшей  конкретности. Это значит, что каждый  тип должен представлять конкретных  людей во всем многообразии  проявления их характера.

2. Классификация должна  строиться с учетом существенных  особенностей индивидуумов, а не  второстепенных и тем более  случайных проявлений личности. 
3. Типы и виды характеров следует рассматривать в единстве их формы и содержания, как сплав черт типа и динамических стереотипов.

4. Разграничение типов  внутри одного вида не должно  быть резким.

5. Классификация должна  давать возможность включать  обнаруженные новые переходные  и промежуточные типы характера.

Информация о работе Понятие о характере. Природа характера, его структура и симптокомплексы. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера