Понятие о характере. Природа характера, его структура и симптокомплексы. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:40, реферат

Описание работы

Проблема характера занимает видное место в психологии, начиная с древности, когда Теофраст, которого с полным основанием можно считать пионером в постановке данной проблемы, написал свою знаменитую по резонансу в науке книгу «Характеры». В XVIII в. развернулась интересная полемика о происхождении характера между К. Гельвецием и Д. Дидро. Особое внимание психологии характера уделялось в XIX в. Достаточно указать на работы английских ученых Дж. Ст. Милля, Гальтона, Бэна, французских исследователей Пере, Фулье, Рибо, Полана, Малапера, занимавшихся по преимуществу типологией характера, монографии немецких ученых В. Штерна, Кречмера, Гофмана, Эвальда, Клягеса. [1]

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие о характере……………………………………………………….5
Понятие о характере и способы его изучения………………………….5
Природа и проявления характера………………………………………10
Структура характера…………………………………………………….13
Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера……………………………………………………………….....20
Индивидуальное и типичное в характере……………………………...20
Формирование характера……………………………………………......23
Заключение…………………………………………………………………….26
Список используемой литературы…………………………………...28

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

6. Классификация должна  предусматривать и указывать направление возможного развития типов и их переход от одного уровня к другому.[14]

2.2 Формирование характера и пути его воспитания

Характер не является застывшим образованием, он формируется  на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические  задатки, как было показано, не предопределяют абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь, одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой "Такой уж у меня характер").[15]

Становление характера  со временем обусловлено, конечно, и  тем, каким он был раньше. Даже при  самых крутых изменениях в жизни  характер обычно все же сохраняет известное единство в основных наиболее общих его чертах. Но характер не является фатально предопределенным, хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, но сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности.

Самовоспитание характера  предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя. Вероятно, для того, чтобы характер не стал противоречивым, чтобы новые черты легче приживались, необходимо предусмотреть органическую связь между новыми и имеющимися чертами, их гармоническое взаимодействие.

Большую помощь в воспитании характера оказывают более опытные  люди и здесь важно найти пример достойный для подражания. На Востоке  говорят: "Если есть ученик, учитель  найдется". Здесь заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться, с кого брать пример. Характер человека формируется во взаимодействии с другими. Но тот, кто берется помочь другим, сначала должен сам продемонстрировать пример целеустремленности, активности, организованности, стойкости и других черт характера, которые он должен сформировать у своих воспитанников. Здесь нельзя забывать о механизмах подражания, которые в первую очередь распространяются на негативные проявления поведения. Сначала мать, отец, другие члены семьи, потом воспитатели в детском саду, сверстники, учителя и т.д. являются потенциальными наставниками. Однако реальное воздействие на характер возможно лишь при условии референтности воспитателя для воспитанника.

Пример для подражания необязательно должен быть реальным. Это может быть кино-герой или  герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью  и исключительной твердостью, характера, герой войны, передовой ученый. Живые образы стойких, целеустремленных характеров дает многовековая история России. Для примера достаточно указать на М.В. Ломоносова и А.В. Суворова, жизнь которых является своего рода школой воспитания характера.

Особое значение в  формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.

Наиболее эффективным  средством формирования характера  является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Здесь уместно вспомнить слова Н. Островского: "Мужество рождается в борьбе. Мужество воспитывается изо дня в день, в упорном сопротивлении трудностям". Простым и действенным способом формирования характера является занятие физкультурой и спортом, которые делают людей более выносливыми, мужественными. Спорт дает возможность соревнования, где каждый идет на максимуме своих сил, проявляет то, на что человек способен.

В соответствии с выработанными  целями человек принимает самообязательство. Оно должно быть посильным и выполнимым на уровне оптимальной трудности. Это обязательство может быть зафиксировано в программе самовоспитания с указанием приблизительных сроков выполнения. [16]

 

Заключение 

 

Характер человека — это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Побуждение, мотив — это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал свойством личности, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отношению к личности чертах. Свойство характера — это, в конечном счете, и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях.

Это понимание характера, связывающее его с побуждениями, как будто приходит в противоречие с житейскими наблюдениями, говорящими о том, что иногда у людей большого дыхания, живущих высокими благороднейшими побуждениями, бывает нелегкий характер, делающий их в повседневном общении не очень приятными компаньонами, а с другой стороны, нередко можно встретить человека, о котором все окружающие говорят: «Какой у него хороший, легкий характер!», а у человека этого вы не найдете ни высоких целей, ни поистине больших душевных побуждений. Объяснения этому надо искать не только в том, что у людей первого и второго рода центр душевного внимания обращен на разное, но и в следующем обстоятельстве: подобно тому, как в способности инкорпорируются общественно выработанные операции или способы действия, в характер как бы инкрустируются общественно выработанные способы поведения, отвечающие требованиям, предъявляемым обществом к своим членам. Эти способы поведения, не выражающие непосредственно соответствующих личных побуждений человека, осваиваются им в силу побуждений или соображений другого порядка. Между способами поведения и побуждениями человека, являющимися результатами его поведения, нет, поэтому непосредственного совпадения или соответствия. В результате и получается или может получиться расхождение между побуждениями человека, являющимися результатами его поведения, и освоенными им по привходящим соображениям побуждениями, готовыми способами поведения. Характер человека состоит, таким образом, из сплава побуждений и не непосредственно ими порожденных способов поведения, усвоенных человеком. Основу характера образуют не сами способы поведения, а регулирующие соответствующие способы поведения генерализованные побуждения, которые в силу своей генерализованности могут абстрагироваться от отдельных частных ситуаций и закрепляться в человеке, в личности. Над побуждениями надстраиваются, тоже входя в характер, освоенные человеком шаблоны поведения. Тот, кто за ними не видит их основы и судит о людях только по их «манерам», поверхностно судит о них. 

Исследование характера  и его формирования, до сих пор  мало продвинутое, должно было бы сосредоточиться  в первую очередь на этой проблеме — проблеме перехода ситуационно, стечением  обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения. Этим в педагогическом плане определяется и основная линия воспитательной работы по формированию характера. Исходное здесь — отбор и прививка надлежащих мотивов путем их генерализации и стереотипизации, перехода в привычки.[17]

 

Список используемой литературы

 

  1. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров // Редактор – сост. Д. Я. Райгородский. - 1997.
  2. Атлас по психологии. // Гамезо М.В. Домашенко И.А. – М.: Педагогическое общество России,2001. С.223-231
  3. Психоанализ //Сост. Лейбина В.М. – СПб.: Питер, 2001, 512с.
  4. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики.// Орлов А.Б.  Уч. пособие. – М.: Академия, 2002., 272с. 
  5. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001, 512с.
  6. Введение в общую психологию. // Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: МГУ, 1999. 
  7. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб.зав.// Петровский А.В., Ярошевский М.Г.  – М.: «Академия», 1998. С.461-465. 
  8. Общая и социальная психология. // Еникеев М.И. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2000. С.368-379. 
  9. Общая психология. // Маклаков О.А. – СПб.: Питер, 2000. С.555-560, 570-579. 
  10. Основы психологии. // Столяренко Л.Д. – Ростов н / Д., 1996. С.164-222. 
  11. .Психология человека: Введение в психологию субъективности.// Слободчиков В.И., Исаев Е.И.  – М., 1995. С.325-328, 223-228.
  12. Психология. / Под ред. А.А.Крылова. – М., 2001.
  13. Психология. Т.1.// Немов Р.С.  – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. С.407-418. 
  14. Основы общей психологии.// Рубинштейн С.Л.  – СПб., 1999. 
  15. О природе темперамента и его место в структуре индивидуальных свойств человека // Русалов В.М. - Вопросы психологии. 1985. №11. 
  16. Психология. // Выготский Л.С. – М., 2000. 
  17. Общая психология. // Максименко С.Д. – М.: Рефл-бук, 1999. С.146-159.



Информация о работе Понятие о характере. Природа характера, его структура и симптокомплексы. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера