Понятие темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены несколько вопросов, входящих в свод понятий психологической науки. Рассматривая их в контексте психологии хотелось бы выделить основные моменты и раскрыть данные вопросы.

Содержание работы

1. Формы поведения животных;

2. Понятие темперамента;

3. Понятие о восприятии, их виды;

4. Определение понятия «навык», этапы формирования навыка;

5. Межличностные отношения в группах: понятие и компоненты.

6. Стили педагогического руководства.

Файлы: 1 файл

Контрольноя по психологии.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 Содержание 
 
 
 
 

  1. Формы поведения  животных;
 
  1. Понятие темперамента;
 
  1. Понятие о восприятии, их виды;
 
  1. Определение понятия «навык», этапы формирования навыка;
 
  1. Межличностные отношения в группах: понятие и компоненты.
 
  1. Стили педагогического  руководства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Введение 

     В данной работе будут рассмотрены  несколько вопросов, входящих в свод понятий психологической науки. Рассматривая их в контексте психологии хотелось бы выделить основные моменты и раскрыть данные вопросы.

     В введении нам хотелось бы отметить основные аспекты предложенных вопросов и раскрыть суть понятий, которые ниже будут рассмотрены более подробно.

     Поведение животных изучают биологи разного  профиля, а также психологи, поэтому  исследования существенно различаются  по своим теоретическим предпосылкам и методическим подходам, а также по вниманию к тем или иным сторонам поведения. Столь же неравнозначен вклад разных специалистов в анализ проблемы рассудочной деятельности (мышления) животных. Однако постепенно все эти первоначально разрозненные исследования находят точки соприкосновения и сливаются в единую современную науку о поведении животных. Эта наука пока еще не имеет «устоявшегося» названия. Иногда ее называют этологией, однако это представляется нам не вполне корректным. Дело в том, что существующее понятие «этология» относится только к видоспецифическим формам поведения, практически лишь в малой степени касаясь обучения во всех его разнообразных формах и еще меньше — зачатков мышления. Нередко употребляют другое название — нейробиология [9, c. 7], объединяющее широкий комплекс наук (его границы установить пока еще трудно), нацеленных на вскрытие общебиологических закономерностей поведения животных.

     Понятие темперамента довольно широко раскрыто в психологии. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя [1, с. 29].

     Восприятие  занимает одно из достойнейших мест в «сонме» психических процессов человека. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. В результате практического манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и оценивать формы [14, c. 96].

     Общие умения и навыки представляют собой целостную взаимосвязь внешних и внутренних действий, представленных первоначально как навык и затем как интегративная способность – умение, проявляющая себя в образовательных компетенциях, и в дальнейшем, представляющая себя в новом качестве как компетентность.

     Следовательно, общие умения и навыки, можно определить как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленный целостной, интегративной способностью индивида быть субъектом деятельности, которая позволяет активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности [16, с.82].

     Что касается межличностного отношения  в группах, то данный вопрос является очень серьезным и актуальным, особенно в наше время, когда широко исследуется вопрос интеграции индидума в социуме. Данная проблема исследуется в социальной психологии, общей психологии  и ряде других психологических наук и непосредственно затрагивает жизнь каждого из нас. Ведь личность не может развиваться вне социума, следовательно, без правильно налаженных межличностных взаимоотношениях в группе невозможно и гармоничное развитие личности.

     Вопрос  о стилях педагогического руководства  рассматривается педагогической психологией  и педагогикой, для построения найлучшего контакта педагога с учениками используется ряд специальных приемов и методик и вопрос педагогического руководства и педагогического общения занимает далеко не последнюю роль, ведь наиболее эффективное обучение и процесс научения во многом зависит именно от этих компонентов [22, с. 154].

     А теперь мы остановимся на каждом вопросе  более подробно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Формы поведения животных
 

     В изучении поведения животных выделилось несколько самостоятельных, исторически  сложившихся направлений. Это зоопсихология  и сравнительная психология, бихевиоризм, физиология высшей нервной деятельности, гештальтпсихология, этология и генетика поведения [21, с. 14].

     Зоопсихология – направление отечественной психологии, изучающее проявления, закономерности и эволюцию психического отражения у животных разного уровня развития. Предметом исследований зоопсихологов является происхождение и развитие (филогенез и онтогенез) психических процессов у животных, а также предпосылки и предыстория человеческого сознания. Большой фактический материал, накопленный зоопсихологией, изложен в учебнике К. Э. Фабри, а также в работах его учеников (Дерягина, Мешкова, Федорович) [21, с. 16].

     Примерно  такие же задачи имеет и сравнительная психология – направление исследований, в которых сопоставляются способности к обучению животных различных эволюционных ступеней развития.

     Сравнительно-психологическими в иностранной научной литературе обычно называют исследования способностей животных к обучению и рассудочной  деятельности, проводящиеся в условиях лаборатории [9, с. 9].

     Бихевиоризм (от англ. Behavior – поведение) – основанное Дж. Уотсоном направление американской экспериментальной психологии. Согласно его радикальной концепции все поведение животного (и человека) сводится к комплексу секреторных и мышечных реакций организма на внешние стимулы (концепция «стимул-реакция»).

     Бихевиоризм не занимается анализом происходящих в мозге процессов, а делает акцент на возможно более точной регистрации  поведения и его количественном анализе. «Обучение», «интеллект», «представления» – эти понятия бихевиоризм намеренно игнорирует.

     Физиология  высшей нервной деятельности (ВНД) – основанное в начале XX века И.П. Павловым научное направление, связанное с объективным изучением физиологических основ психики (в том числе и человека) методом условных рефлексов. Со временем содержание этого понятия претерпело существенные изменения [23, с. 16].

     В настоящее время предметом физиологии ВНД считается экспериментальное  исследование закономерностей и  нейрофизиологических механизмов поведения, процессов обучения и памяти.

     Исследования  реализуются, как правило, на основе комплексного подхода – использования нейрофизиологических, нейрохимических, молекулярно-биологических методов (Симонов) [21, с. 19].

     Поведение животных бесконечно разнообразно по своим формам, проявлениям и механизмам. В настоящее время накоплен большой материал, который характеризует поведение как совокупность разных форм приспособительной деятельности.

     Существующие  в настоящее время системы  классификации поведения многообразны, так как число критериев, которые могут быть положены в ее основу, практически безгранично [23, с. 54].

     Мы  более подробно остановимся на классификации Д. Дьюсбери, частично переработанная авторами, она подразделяет формы поведения животных на три основные группы – индивидуальное, репродуктивное и социальное [9, с. 36].

     Индивидуальное  поведение включает разнообразные акты, направленные на выживание и жизнеобеспечение отдельной особи:

    • Локомоцияперемещения животного в пространстве, необходимые для выполнения практически любых приспособительных функций;
    • Манипуляционная активностьсовокупность действий особи с предметом, направленная на его адекватное использование в приспособительной деятельности. Составляет необходимый компонент пищевого, гнездостроительного, исследовательского, орудийного, а также других сфер поведения животного. Представляет собой систему определенным образом интегрированных элементов разного иерархического уровня. Сложность этой системы определяется не только морфологическими особенностями эффекторов (например, развитие кисти у обезьян или превращение передних конечностей в крылья у птиц), но также и общим уровнем организации поведения и психики животного (Дерягина);
    • Исследовательская активностькомплекс реакций, которые знакомят животное с окружающей средой или источником раздражения и создают основу для «индивидуального программирования поведения» (Тинберген);
    • Кормовое (или пищедобывательное) поведениесложный, иерархически организованный многоуровневый комплекс двигательных актов, направленных на отыскание, схватывание, удержание добычи и последующее манипулирование с ней. В кормовом поведении действия с наследственно обусловленной видоспецифической программой тесно переплетены с действиями, приобретенными в результате индивидуального приспособления к среде. На пищедобывательных реакциях основано большинство методик изучения высшей нервной деятельности животных;
    • Поведение, направленное на поиск оптимального температурного режима, которое обеспечивает процессы терморегуляции;
    • Защитное поведение, связанное с поисками убежища, избеганием опасностей, охраной детенышей;
    • Гигиеническое поведение направлено на поддержание чистоты тела, а также осуществление уринации и дефекации;
    • Играсовокупность специфически ювенильных проявлений всех форм поведения взрослого животного, характерная главным образом для молодых особей (Фабри), или та форма деятельности, «в которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности» (Эльконин);
    • Орудийная деятельность особая категория индивидуального поведения, когда одни предметы окружающей среды используются для воздействия на другие в качестве средств, повышающих эффективность поведения в какой-либо сфере жизнедеятельности или даже уровень всего поведения в целом (Фабри). Это, несомненно, важная категория поведения, особенно в связи с проблемой разума животных. Однако она не столь универсальна, как рассмотренные выше, потому что к использованию орудий прибегают относительно немногие животные, причем в определенных и достаточно редких ситуациях [9, с. 41].

     Репродуктивное  поведение связано с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием.

     Социальное  поведение включает все типы взаимодействий животных в сообществе, диапазон которых очень широк. Одни животные ведут исключительно одиночный образ жизни, большинство других образует разнообразные по численности (до многих тысяч особей) и уровню сложности сообщества.

     Один  из аспектов социальных взаимоотношений  животных связан с проблемой высших когнитивных функций. Речь идет о структуре индивидуализированных сообществ, все члены которых различают друг друга «в лицо» и сложность организации которых зависит от уровня рассудочной деятельности вида (Крушинский, Гудолл).

     Проявление  всех форм поведения находится под  влиянием суточных, сезонных и других биологических ритмов [23, с. 67]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Понятие темперамента
 

     Нельзя  найти двух людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других многими особенностями, единство которых образует его индивидуальность.

     В психологических различиях между  людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Как известно, люди заметно отличаются друг от друга по силе отклика на окружающие воздействия, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такого рода особенности существенным образом характеризуют психическую активность индивида, его моторику, эмоциональные проявления. Так, для одного человека более характерна пассивность, для другого – неустанная инициативность, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому – хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого – сдержанность движений, очень малая подвижность лица.

     Разумеется, динамические проявления человека могут зависеть от требований ситуации, от воспитанных установок и привычек и т.п. Но психические различия, выступают и при прочих равных условиях: в одних и тех же обстоятельствах, при относительном равенстве мотивов поведения. Эти индивидуальные особенности проявляются еще в годы детства, отличаются особым постоянством, обнаруживаются в самых разных сферах поведения и деятельности, т.е. они не являются только чем-то внешним. Многим экспериментальными исследованиями доказано, что в основе такого рода динамических проявлений лежат индивидуально-природные, врожденные свойства человека [13, с. 47].

Информация о работе Понятие темперамента