Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:00, контрольная работа
В данной работе будут рассмотрены несколько вопросов, входящих в свод понятий психологической науки. Рассматривая их в контексте психологии хотелось бы выделить основные моменты и раскрыть данные вопросы.
1. Формы поведения животных;
2. Понятие темперамента;
3. Понятие о восприятии, их виды;
4. Определение понятия «навык», этапы формирования навыка;
5. Межличностные отношения в группах: понятие и компоненты.
6. Стили педагогического руководства.
В данной работе будут рассмотрены несколько вопросов, входящих в свод понятий психологической науки. Рассматривая их в контексте психологии хотелось бы выделить основные моменты и раскрыть данные вопросы.
В введении нам хотелось бы отметить основные аспекты предложенных вопросов и раскрыть суть понятий, которые ниже будут рассмотрены более подробно.
Поведение
животных изучают биологи разного
профиля, а также психологи, поэтому
исследования существенно различаются
по своим теоретическим
Понятие темперамента довольно широко раскрыто в психологии. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя [1, с. 29].
Восприятие занимает одно из достойнейших мест в «сонме» психических процессов человека. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. В результате практического манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и оценивать формы [14, c. 96].
Общие умения и навыки представляют собой целостную взаимосвязь внешних и внутренних действий, представленных первоначально как навык и затем как интегративная способность – умение, проявляющая себя в образовательных компетенциях, и в дальнейшем, представляющая себя в новом качестве как компетентность.
Следовательно, общие умения и навыки, можно определить как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленный целостной, интегративной способностью индивида быть субъектом деятельности, которая позволяет активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности [16, с.82].
Что касается межличностного отношения в группах, то данный вопрос является очень серьезным и актуальным, особенно в наше время, когда широко исследуется вопрос интеграции индидума в социуме. Данная проблема исследуется в социальной психологии, общей психологии и ряде других психологических наук и непосредственно затрагивает жизнь каждого из нас. Ведь личность не может развиваться вне социума, следовательно, без правильно налаженных межличностных взаимоотношениях в группе невозможно и гармоничное развитие личности.
Вопрос о стилях педагогического руководства рассматривается педагогической психологией и педагогикой, для построения найлучшего контакта педагога с учениками используется ряд специальных приемов и методик и вопрос педагогического руководства и педагогического общения занимает далеко не последнюю роль, ведь наиболее эффективное обучение и процесс научения во многом зависит именно от этих компонентов [22, с. 154].
А
теперь мы остановимся на каждом вопросе
более подробно.
В изучении поведения животных выделилось несколько самостоятельных, исторически сложившихся направлений. Это зоопсихология и сравнительная психология, бихевиоризм, физиология высшей нервной деятельности, гештальтпсихология, этология и генетика поведения [21, с. 14].
Зоопсихология – направление отечественной психологии, изучающее проявления, закономерности и эволюцию психического отражения у животных разного уровня развития. Предметом исследований зоопсихологов является происхождение и развитие (филогенез и онтогенез) психических процессов у животных, а также предпосылки и предыстория человеческого сознания. Большой фактический материал, накопленный зоопсихологией, изложен в учебнике К. Э. Фабри, а также в работах его учеников (Дерягина, Мешкова, Федорович) [21, с. 16].
Примерно такие же задачи имеет и сравнительная психология – направление исследований, в которых сопоставляются способности к обучению животных различных эволюционных ступеней развития.
Сравнительно-
Бихевиоризм (от англ. Behavior – поведение) – основанное Дж. Уотсоном направление американской экспериментальной психологии. Согласно его радикальной концепции все поведение животного (и человека) сводится к комплексу секреторных и мышечных реакций организма на внешние стимулы (концепция «стимул-реакция»).
Бихевиоризм не занимается анализом происходящих в мозге процессов, а делает акцент на возможно более точной регистрации поведения и его количественном анализе. «Обучение», «интеллект», «представления» – эти понятия бихевиоризм намеренно игнорирует.
Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) – основанное в начале XX века И.П. Павловым научное направление, связанное с объективным изучением физиологических основ психики (в том числе и человека) методом условных рефлексов. Со временем содержание этого понятия претерпело существенные изменения [23, с. 16].
В
настоящее время предметом
Исследования реализуются, как правило, на основе комплексного подхода – использования нейрофизиологических, нейрохимических, молекулярно-биологических методов (Симонов) [21, с. 19].
Поведение животных бесконечно разнообразно по своим формам, проявлениям и механизмам. В настоящее время накоплен большой материал, который характеризует поведение как совокупность разных форм приспособительной деятельности.
Существующие
в настоящее время системы
классификации поведения
Мы более подробно остановимся на классификации Д. Дьюсбери, частично переработанная авторами, она подразделяет формы поведения животных на три основные группы – индивидуальное, репродуктивное и социальное [9, с. 36].
Индивидуальное поведение включает разнообразные акты, направленные на выживание и жизнеобеспечение отдельной особи:
Репродуктивное поведение связано с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием.
Социальное поведение включает все типы взаимодействий животных в сообществе, диапазон которых очень широк. Одни животные ведут исключительно одиночный образ жизни, большинство других образует разнообразные по численности (до многих тысяч особей) и уровню сложности сообщества.
Один из аспектов социальных взаимоотношений животных связан с проблемой высших когнитивных функций. Речь идет о структуре индивидуализированных сообществ, все члены которых различают друг друга «в лицо» и сложность организации которых зависит от уровня рассудочной деятельности вида (Крушинский, Гудолл).
Проявление
всех форм поведения находится под
влиянием суточных, сезонных и других
биологических ритмов [23, с. 67].
Нельзя найти двух людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других многими особенностями, единство которых образует его индивидуальность.
В
психологических различиях
Разумеется, динамические проявления человека могут зависеть от требований ситуации, от воспитанных установок и привычек и т.п. Но психические различия, выступают и при прочих равных условиях: в одних и тех же обстоятельствах, при относительном равенстве мотивов поведения. Эти индивидуальные особенности проявляются еще в годы детства, отличаются особым постоянством, обнаруживаются в самых разных сферах поведения и деятельности, т.е. они не являются только чем-то внешним. Многим экспериментальными исследованиями доказано, что в основе такого рода динамических проявлений лежат индивидуально-природные, врожденные свойства человека [13, с. 47].