Понятие темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены несколько вопросов, входящих в свод понятий психологической науки. Рассматривая их в контексте психологии хотелось бы выделить основные моменты и раскрыть данные вопросы.

Содержание работы

1. Формы поведения животных;

2. Понятие темперамента;

3. Понятие о восприятии, их виды;

4. Определение понятия «навык», этапы формирования навыка;

5. Межличностные отношения в группах: понятие и компоненты.

6. Стили педагогического руководства.

Файлы: 1 файл

Контрольноя по психологии.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

     Динамические  черты, присущие индивиду, внутренне  связаны между собой, составляют своеобразную структуру. Индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека.

     Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

     И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический» [3, с. 204]. Далее пойдет характеристика каждого типа темперамента.

     Сангвинический  темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

     Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

     Холерический  темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

     Флегматический  темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу [13, с. 64].

     Заметим, что в данной классификации темпераментов по Канту неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях [1, с. 41].

     К свойствам темперамента можно отнести  те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.

     Советский психофизиолог В. М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. В. М. Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению Реального результата действия с его акцептором [19, с. 25]. 

     
  1. Понятие о восприятии. Виды восприятия
 

     Рассматривая  восприятие как психический процесс можно сказать, что это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении [11, с. 165].

     В восприятии отражаются предметы окружающего  мира в совокупности различных свойств  и частей. Взаимодействие системы  анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей  различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.

     Именно  восприятие наиболее тесно связано  с преобразованием информации, поступающей  прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в  дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости  от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус [18, с. 87]. Полученная в активном взаимодействии с объектом информация о его свойствах (форме, величине и т.д.) преобразуется в ряд характеристик, из которых в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются целостные отображения объектов – образы. Благодаря связям, образующимся при обучении между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.

     Построение  образа воспринимаемого объекта  тесно связано со способом его  обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом (за счет погружения).

     Первоначально деятельность человека направляется и  корректируется воздействием лишь внешних  объектов. Образ неповторим, конкретен  и не передается логикой. Выполнив свою функцию в регуляции поведения, некий образ теряет свою непосредственную чувственную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов [5, с. 57]. Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его интересам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение целенаправленно и само является активной деятельностью. С этой точки зрения восприятие и предстает как прижизненно формирующаяся система предметных перцептивных действий, с помощью которых человек строит образ окружающей действительности и ориентируется в ней.

     В связи с тем, что в образе отражены одновременно такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта – результат синтеза многих отдельных ощущений. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ – значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление о последствиях этих действий.

     Этот  синтез может протекать как в  пределах одной модальности, так  и в пределах нескольких модальностей. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или целостное отображение предмета [11, с. 176].

     Опираясь  на современную психологическую  литературу, можно выделить несколько  подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций  восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих  в восприятии. В соответствии с  тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

     Обычное восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия.

     Основой другого типа классификации типов  восприятия являются формы существования  материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

     Явление ошибочного (ложного) или искаженного  восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительных, слуховых и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др. [18, с. 94]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Определение понятия «навык», этапы формирования навыка
 

     Навыки  связывают с приемами выполнения действий, а не с их целями и условиями. Автоматизация освобождает сознание от контроля над самим осуществлением моторных, сенсорных и интеллектуальных операций, из которых складывается действие.

     Из  этого следует, что обучение приводит к тому, что навыки человека включаются в структуру его сознательной деятельности. Изменения, происходящие в структуре действий благодаря  автоматизации приемов их исполнения, не делают эти действия бессознательными, а, напротив, повышают сознательность действий в целом [15, с. 187].

     При образовании навыка выполнение действия как системы операций становится все менее сознательным. Зато выполнение действия как способа деятельности становится все более сознательным.

     Различают сенсорные, двигательные (моторные), сенсомоторные, интеллектуальные и другие навыки. В зависимости от того, какой навык  у учащихся формируется, изменяются и требования к организации обучения. Однако наличие у учащихся интереса к решаемым задачам, показ и разъяснение их важности и полезности, создание установки на овладение навыком – это общие условия формирования любого вида навыка. Немаловажны и такие условия, как информация о достигнутых результатах, поощрение правильных действий и успехов [6, с. 52].

     Более сложные, чем сенсорные и моторные, навыки интеллектуальные, т.е. навыки осуществления  умственной деятельности, решения мыслительных задач разной степени трудности. Сюда можно отнести навык счета, говорения, выбора способов действий, стиля общения, стратегий взаимодействия и др.

     На  процесс формирования умений и навыков  большое влияние оказывает методика обучения. Навык возникает как  сознательно автоматизируемое действие (умение), а функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия. Выработка навыка идет через перенос сознания на цели и условия действия.

     В теории и практике обучения имеются различные концепции обучения умениям и навыкам. Они задают построение упражнений, их повторение, дозирование, трудность и объем формируемых умений и навыков. Так, например, по-разному предлагается организация повторения материала при формировании навыка. Если суть повторения видят в запечатлении, то вводят задачи, заведомо посильные для учащихся, а к новому материалу переходят чрезвычайно осторожно и постепенно. Главным здесь становится предупреждение ошибок, так как они затрудняют обучение навыкам [2, с. 168].

     Существует  и прямо противоположный подход, согласно которому обучение навыкам  надо вести на доступных, но трудных  заданиях. Суть повторения видится  в апробировании разных действий, в развитии умения отыскивать и выделять правильные действия. Учащихся поэтому учат не бояться ошибок, осуществлять поисковые действия, анализировать допущенные ошибки и устранять их. При этом существенное значение имеет опора на чувственные ориентиры. Учащимся предлагаются способы решения задач, основанные на двигательных актах. Они заучивают элементы правильного действия и постепенно объединяют их в целостное действие.

     Типичный  путь формирования навыка включает четыре этапа, которые представлены в таблице 1 [24, с. 36]. 

Информация о работе Понятие темперамента