В
работе были подняты понятия, касающиеся
не только общей психологии, но и смежных
психологических наук: социальной психологии,
педагогической психологии, психологии
развития и зоопсихологии. Каждый из рассмотренных
вопросов входят в фундаментальную основу
данных психологических дисциплин. Так
в зоопсихологии проблема поведения животных
широко исследуется до сих пор и является
актуальной и довольно проблематичной,
ведь характер животного определяется
в процессе его поведения, а методика дрессировки
основывается на его формах и отличительных
чертах поведения [9, с. 47].
Понятия
темперамента и восприятия входят в список
вопросов, изучаемых общей психологией.
Темперамент тесно связан с самой личностью
человека. Личность и темперамент связаны
между собой таким образом, что темперамент
выступает в качестве общей основы многих
других личностных свойств, прежде всего
характера. Он, однако, определяет лишь
динамические проявления соответствующих
личностных свойств. От темперамента зависят
такие свойства личности, как впечатлительность,
эмоциональность, импульсивность и тревожность
[1, с. 56].
Возвращаясь
к понятию восприятия, хотелось бы
отметить, что восприятие – процесс
активный. Направляясь первоначально
только внешними воздействиями, деятельность
человека постепенно начинает регулироваться
образами. Восприятие развивается в оптимальных
условиях: когда взаимодействие со средой
качественно разнообразно и количественно
достаточно, тогда организуются полноценные
способы анализа объекта и синтезируются
системы признаков для построения адекватных
образов внешней среды. Недостаточность
в раздражителях и, тем более, информативный
голод не позволяют восприятию выполнять
свои функции и обеспечивать правильную
и надежную для нас ориентировку во внешней
среде.
Понятие
«навык» и этапы его формирования
рассматриваются педагогической психологией.
Развитие знаний, умений и навыков – основополагающие
вопросы процесса обучения и воспитания.
Без теоретических знаний, касающихся
данных понятий и процессов их формирования
и развития невозможно построение эффективного
педагогического процесса. То же можно
сказать и выборе стиля педагогического
руководства, в процессе обучения могут
возникать ситуации когда приходится
оперировать разными стилями педагогического
руководства: авторитарным, демократическим
и попустительским, поэтому профессиональный
педагог обязан знать их особенности,
примеры основных ситуаций их применения
и определять более оптимальный стиль
педагогического руководства для проведения
успешного педагогического процесса в
разных ситуациях, возникающих в процессе
обучения и в разных ученических коллективах
[10, с. 61].
Список
использованных источников
- Белоус,
В. В. Темперамент и деятельность. Учебное
пособие / В. В. Белоус. – ЮнитедА, 1990. 207
с.
- Болотов,
В. А. Педагогическая психология
/ В. А. Болотов, В. В. Сериков. – СПб: Питер,
1999. 358 с.
- Гиппенрейтер
Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс
лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Юрайт,
2002. 336 с.
- Глуханюк,
Н. С. Общая психология / Н. С. Глуханюк,
С. Л. Семенова. – М.: Академический проект,
1998. 423 с.
- Грановская,
Р. М. Элементы психологии познавательных
процессов / Р. М. Грановская. – СПб.: Свет,
2000. 121 с.
- Громыко,
Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего
образования / Ю. В. Громыко. – М., 2000. 168
с.
- Журавлев,
А. Л. Социальная психология / А. Л.
Журавлев. – М., 2002. 233 с.
- Зеер,
Э. Ф. Психология образования / Э.
Ф. Зеер. – Екатеринбург, 2000. 244 с.
- Зорина,
З. А. Зоопсихология. Элементарное
поведение животных. Учебное пособие /
З. А. Зорина. – М.: АспектПресс, 2007. 320 с.
- Кан-Калик,
В. А. Учителю о педагогическом общении
/ В. А. Канн-Калик. – М., 1987. 158 с.
- Маклаков,
А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков.
– СПб: Питер, 2000. 271 с.
- Маслова,
Н. Ф. Стиль руководства учителя
как способ социально-психологического
воздействия / Н. Ф. Маслова. – Питер, 1998.
97 с.
- Мерлин,
В. С. Очерк теории темперамента
/ В. С. Мерлин. – М., 1964. 154 с.
- Немов,
Р. С. Психология. Учебник для студентов
высших педагогических заведений / Р. С.
Немов. – М.: ВЛАДОС, 1997. 498 с.
- Петровский,
А. В. Психология / А. В. Петровский.
– М., 1986. 307 с.
- Платонов,
К. К. Психология / К. К. Платонов,
Г. Г. Голубев. – М., 1977. 186 с.
- Рожков,
М. И. Индивидуальный стиль деятельности
учителя: диагностика и формирование /
М. И. Рожков, Н. Л. Иванова. – М., 1995. 197 с.
- Рубинштейн,
С. Л. Основы общей психологии / С.
Л. Рубинштейн. – М., 1989. 352 с.
- Русалов,
В. М. Общие аспекты темперамента
человека / В. М, Русалов. – СПб.: Питер,
1992. 173 с.
- Слепичева,
О. А. Формирование индивидуального
стиля деятельности учителя / О. А. Слепичева.
– АСТ Феникс, 2000. 211 с.
- Сотская,
М. Н. Зоопсихология / М. Н. Сотская.
– М., 1987. 163 с.
- Талызина,
Н. Ф. Педагогическая психология.
Учебное пособие для студентов средних
учебных достижений / Н. Ф. Талызина. –
М.: Академия, 1998. 288 с.
- Фабри,
К. Э. Основы зоопсихологии / К. Э.
Фабри. – М.: Психология, 2003. 164 с.
- Хуторской,
А. В. Компоненты личностно-ориентированной
парадигмы образования. Учебно-методический
комплекс / А. В. Хуторской. – М.: Альфа,
2001. 94 с.