Понятие темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены несколько вопросов, входящих в свод понятий психологической науки. Рассматривая их в контексте психологии хотелось бы выделить основные моменты и раскрыть данные вопросы.

Содержание работы

1. Формы поведения животных;

2. Понятие темперамента;

3. Понятие о восприятии, их виды;

4. Определение понятия «навык», этапы формирования навыка;

5. Межличностные отношения в группах: понятие и компоненты.

6. Стили педагогического руководства.

Файлы: 1 файл

Контрольноя по психологии.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

                Таблица 1. Основные этапы формирования навыка 

     Этап      Его характер      Его цель      Особенности выполнения действия
1.Ознакомительный       Осмысливание  действия и его представления Ознакомление  с приемами выполнения действия       Отчетливое  понимание цели, но смутное –  способов его достижения, имеют место  грубые ошибки при выполнении действия
2.Подготовительный (аналитический)       Сознательное, но неумелое выполнение действия       Овладение

отдельными элементами действия, анализ способов их выполнения

Отчетливое  понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое его выполнение. Много лишних движений, высокий уровень сосредоточенности на выполнении действия, слабый контроль
3.Стандартизирующий (синтетический)       Автоматизация элементов действия       Сочетание и  объединение элементарных движений в единое действие Повышение качества движений, их слияние, устранение лишних, перенос внимания на результат, улучшение  контроля; переход к мускульному  контролю
4.Варьирующий (ситуативный)       Пластическая  приспособляемость действия к ситуации       Овладение произвольным регулированием характером действия       Целесообразное  выполнение действий, контроль на основе специальных сенсорных («чувства») и интеллектуальных синтезов («интуиция»)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Межличностные отношения в группах: понятие, компоненты 

     Проблема  межличностных отношений является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования [4, с. 208].

     В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности к другой или к общности. В отличие от отношений при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь. Между общением, с одной стороны, и отношением и взаимоотношением – с другой, существует определенная соотнесенность. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Различают деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных уставом, инструкцией, постановлением. При формировании группы определяются функции ее членов. Выделяют несколько видов деловой зависимости:

  • деловые отношения равенства: члены группы выполняют сходные функции, имеют одинаковые права и обязанности;
  • деловые отношения подчинения: в них одно лицо согласно документу, занимает положение, обязывающее его намечать для другого объект приложения усилий, способы выполнения, осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое лицо признает и выполняет предписания документа, хотя они исходят не из документа, а от лица с возложенными на него полномочиями;
  • личные отношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, комплиментарности (дополнения друг друга), неприязни и др. В личных отношениях документы не имеют силы. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность [8, с. 68].

     К компонентам межличностного взаимоотношения  относятся следующие понятия.

     Коллективистическое самоопределение – это избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов – оценок, убеждений, групповых норм и т.д.

     Коллективистическая идентификация – это форма отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их совместную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.

     Конформность  – это подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм.

     Внушаемость – это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

     Конформизм  – это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы, для избежания конфликта с ней. Выделяют внутреннюю и внешнюю конформность:

    • внутренняя конформность – действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, которая оценивается человеком как более обоснованная и объективная, чем собственная;
    • внешняя конформность – демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно и более жестких санкций со стороны группы.

     Нонконформизм – это стремление поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценной и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.

     Ценностно-ориентационное единство – это степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.

     Групповая сплоченость – это степень приверженности к группе ее членов, выражающаяся в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения.

     В понятие социально-психологический климат входит относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношение друг к другу, к работе и окружающим событиям [7, с. 112]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6. Стили педагогического руководства 

Педагогическое  руководство – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического руководства осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

    Первое  экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным, впоследствии, с приходом к власти в Германии нацистов, эмигрировавшим в США. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • попустительский [17, с. 74].

     Рассмотрим  более подробно каждый из этих стилей.

    При авторитарном стиле характерная общая тенденция к жесткому управлению и всеобъемлющему контролю над учащимися. Преподаватель значительно чаще прибегает к тону приказа, делает резкие замечания. Характерны также нетактичные замечания в адрес одних учеников и беспричинные, необоснованные похвалы других. Авторитарный преподаватель определяет не только общие цели деятельности и задание, но и указывает способы выполнения его, жестко решая, кто с кем будет работать. Задания и способы его выполнения давались ученикам поэтапно. При авторитарном стиле руководства преподаватель жестко пресекает всякое проявление инициативы, рассматривая ее недопустимое самоуправство. Исследования других ученых, последовавшие за работой К. Левина, также показали, что подобное поведение авторитарного руководителя строится на его представлениях о том, что инициатива подрывает его авторитет и веру в его компетентность [20, с. 101].

    При демократическом стиле педагогического руководства оцениваются факты, а не личность. Но главной особенностью демократического стиля является активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учащихся развивается уверенность в себе и стимулировалось самоуправление. При этом стиле в группе возросла общительность и доверительность взаимоотношений.

    Главная особенность попустительского стиля руководства заключается в том, что педагог по сути дела самоустранился от ответственности за происходящее.

    Многие  ученые и исследователи считают, что наихудшим стилем педагогического руководства является попустительский. При нем выполняется меньше всего работы, да и качество ее оставляет желать лучшего. Важно еще и то, что учащиеся отмечают низкую удовлетворенность работой в группе попустительского стиля, хотя никакой ответственности за нее не несли, а работа скорее напоминала игру.

    При использовании авторитарного стиля отмечается проявление враждебности во взаимоотношениях учеников в сочетании с покорностью и даже заискиванием перед руководителем.

    Наиболее  эффективным является демократический стиль. Учащиеся проявляют живой интерес к работе, позитивную внутреннюю мотивацию деятельности. Значительно повышается качество и оригинальность выполнения заданий. Групповая сплоченность, чувство гордости общими успехами, взаимопомощь и дружелюбие во взаимоотношениях – все это у демократической группы развилось в очень высокой степени [10, с. 41].

    В другом исследовании изучалась связь  между стилями педагогического общения и особенностями восприятия педагогом личности учащихся (А. А. Бодалев, 1983). В результате обнаружилось, что авторитарные преподаватели недооценивают развитие у учеников таких качеств, как коллективизм, инициативность, самостоятельность, требовательность к другим. Вместе с тем они зачастую отзывались о детях как об импульсивных, ленивых, недисциплинированных, безответственных и т.д. Заметим, что такие представления авторитарных педагогов являются в значительной степени осознанной или подсознательной мотивировкой, оправдывающей их жесткий стиль руководства. Формулы этой логической цепочки можно выразить следующим образом. «Мои ученики ленивы, недисциплинированны и безответственны, а потому совершенно необходимо постоянно контролировать их деятельность на всех ее этапах». «Мои ученики в такой степени неинициативны и несамостоятельны, и поэтому я просто обязан брать все руководство на себя, определять стратегию их деятельности, давать им указания, рекомендации и т. д.» Поистине, наше поведение является рабом наших установок.

    Справедливости  ради необходимо отметить, что современная социальная психология утверждает – существуют и такие обстоятельства, когда наиболее плодотворным и адекватным может оказаться все-таки авторитарный стиль. Зачастую единственным способом обуздать «трудных» детей, недавних беспризорников и т.д., являлось применение именно авторитарного стиля, при котором применяется жесткое руководство и решительные меры. Однако для ситуаций обычного общения, тем более педагогического, это скорее исключение, чем правило [12, с. 46]. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Заключение 

    В заключении хотелось бы подвести итоги  проделанной работы и еще раз  остановиться на более значимых аспектах поднятых вопросах.

Информация о работе Понятие темперамента