Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа
Сформулировав тему нашей исследовательской работы, необходимо указать её цель, которая звучит следующим образом: обосновать использование метода наблюдения на уроках естествознания в начальной школе для развития восприятия младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................2
1. Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе..............................................................................................................5
2. Особенности восприятия младшего школьника………………………………………………………………………17
3. Пути формирования восприятия...........................................................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................30
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ......................
1. Понятие восприятия в
психолого-педагогической литературе....................
2. Особенности восприятия младшего
школьника………………………………………………………
3. Пути формирования восприятия....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Когда мы говорим об ощущениях, то видим, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, то есть что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. В отличии от ощущений при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов или явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.
В начале 90-х годов XX века в стране начался процесс обновления начального образования, ориентированный на принципиальное изменение в понимании целей обучения. На первый план были выдвинуты развивающая функция обучения, становление и развитие личности младшего школьника. Развитие восприятия - одна из приоритетных проблем, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира. Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность младших школьников - развивают восприятие, их интерес к окружающему миру. Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
В процессе своего развития
человек по-разному
В ходе работы над курсовым проектом, основным источником послужили учебники и учебные пособия выдающихся отечественных и западных специалистов в области психологии: «Психология» Немова Р.С., «Психология» Дубровиной И.В., «Детская и педагогическая психология» Левитова Н.Д., «Теория эстетического воспитания школьников» Лихачёва Б.Т., «Общая психология» Рогова М. и другие.
Всё выше сказанное определило выбор темы нашего исследования: «Использование метода наблюдения на уроках естествознания в начальной школе для развития восприятия младших школьников».
Учебно-воспитательный процесс является объектом данного исследования, предметом исследования будет являться развитие восприятия младших школьников.
Сформулировав тему нашей исследовательской работы, необходимо указать её цель, которая звучит следующим образом: обосновать использование метода наблюдения на уроках естествознания в начальной школе для развития восприятия младших школьников.
В соответствии с темой исследовательской работы выделяются следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по заявленной проблеме;
2) определить особенности
восприятия детей младшего
3) раскрыть возможности
уроков естествознания в
4) осуществить диагностику развития восприятия младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: наблюдения, опытно-экспериментальная работа, беседа, тестирование.
В этом пункте мы ознакомимся с понятием восприятие (и с тем, что думают на этот счёт авторы тех учебников, которые были использованы в данной работе), ведь очень важно рассмотреть основу, то, без чего нельзя перейти к основной теме этой работы.
Наиболее простое и понятное объяснение понятию «восприятие» мы нашли в книге «Как мы видим то, что видим» В. Демидова: «Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний» [7, с.38].
И.В. Дубровина рассматривает понятие «восприятие» как отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств [8, с.106].
В педагогическом словаре понятие восприятие имеет следующее определение: « Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающие при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств» [21, с.99].
В.В.Богословский говорит, что восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств [2, с.195].
А.В.Запорожец описал процесс
развития восприятия у детей следующим
образом. В первые месяцы жизни ребенка
развитие его сенсорных функций, его перцептивных
действий, направленных на восприятие,
опережает развитие телесных движений
и оказывает на них влияние. Довольно рано
ориентировочные реакции детей достигают
большого уровня сложности и выполняются
при помощи ряда различных анализаторов.
У младенца ориентировочные движения
глаз, например, выполняют лишь установочную
роль, т.е. направляют рецептор на восприятие
сигналов. Теми же движениями, однако,
не производится обследование предметов
так, как это имеет место при движении
по предмету глаз взрослого. Благодаря
точной установке рецепторов ребенок
в первые месяцы жизни оказывается способным
зрительно различать старые и новые для
него объекты, которые отличаются друг
от друга величиной, цветом и формой. Начиная
с трех-четырех месяцев жизни сенсорные
функции включаются в практические действия,
перестраиваются на их основе и постепенно
сами приобретают более совершенный вид
ориентировочно-
Л.Н.Стрижак объясняет, что восприятие всегда имеет целостный характер, т.е. в получаемых конкретных образах предметов внешние явления отражаются в их целостности, в совокупности их свойств и качеств. Благодаря этому человек всегда восполняет в своём восприятии отсутствующие элементы и части воспринимаемого предмета или явления [19, с.139].
Было бы глубоко ошибочным думать, что процесс от относительно простых ощущений — к сложным восприятиям является простым суммированием отдельных ощущений или, как часто говорили психологи, результатом простых ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т.е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории.
При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.
Существуют теории, посвященные процессу распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные впечатления? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро, поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Опыт инженеров показывает, что такое представление весьма далеко от истины. Нет машин, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.
Рогов пишет, что восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки, пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать, как воспринимающую (перцептивную) деятельность.
Далее, восприятие тесно связано с оживлением следов прошлого опыта, сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися представлениями, сравниванием с ними актуальных воздействий, выделением существенных признаков, созданием гипотез о предполагаемом значении, доходящей до него информации, синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет. Иначе говоря, воспринимаемая (перцептивная) деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления, причем эта близость тем нагляднее, чем новее и сложнее воспринимаемый объект.
Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (анализаторов), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реагирует на их признаки. Выделяя и объединяя наиболее существенные из них, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познавая их свойства, и относит их к определенным категориям. Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак — функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду предметов, ни относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.
Информация о работе Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе