Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Сформулировав тему нашей исследовательской работы, необходимо указать её цель, которая звучит следующим образом: обосновать использование метода наблюдения на уроках естествознания в начальной школе для развития восприятия младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................2

1. Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе..............................................................................................................5
2. Особенности восприятия младшего школьника………………………………………………………………………17
3. Пути формирования восприятия...........................................................................................................23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................30

Файлы: 1 файл

моя курсовая полностью.docx

— 57.49 Кб (Скачать файл)

Систематическая работа по выявлению существенных признаков  и свойств приводит к тому, что у детей создаются осознанные представления об отдельных природных объектах.

Наличие представлений даёт человеку возможность оперировать  образами при отсутствии самих предметов. Дети рассказывают о холмах, чертят схему холма, не видя его перед  собой в классе, или рассказывают о каком-либо животном, используя  данные наблюдения за ним дома, в  природе, живом уголке, хотя ни животного, ни его изображения нет перед  ними.

Исключительно важную роль в психической деятельности детей  играют зрительные, слуховые, двигательные (моторные), осязательные, обонятельные, вкусовые и другие представления, являющиеся образами предметов[6, с. 21-22].

Естествознание дает реальные предпосылки для формирования восприятия, задача учителя – полнее использовать эти возможности при обучении детей естествознанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития восприятия на уроках естествознания, мы приходим к следующим выводам:

Восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств

Кроме того, выделяют несколько  видов восприятия, в зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль.

Восприятие преобладает  основными свойствами. Основными из них являются избирательность восприятия, где для человека что-то является главным в восприятии, а что-то второстепенным и всё это зависит от апперцепции и иллюзия восприятия, где иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают.

Анализ методической и психолого-педагогической литературы показывает, что основным способом формирования восприятия у младшего школьника является наблюдение, которое становится разносторонним и целенаправленным, где дети постепенно учатся сравнивать объекты и делать выводы на основе наблюдений.

Проблема развития  восприятия в начальной школе – одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Основной способ ее решения – формирования восприятия у младшего школьника с помощью наблюдения, которое становится разносторонним и целенаправленным, где дети постепенно учатся сравнивать объекты и делать выводы на основе наблюдений.

Ведущая роль в этом принадлежит  учителю, который может организовать работу наблюдений, научив детей видеть наиболее важные, существенные черты, характеризующие предмет или явление.

Обучение младших школьников умению видеть наиболее важные, существенные черты, характеризующие предмет или явление и осознавать сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших наблюдений в природе, доступных и понятных им (наблюдают за погодой, за жизнью животных и растений, наблюдают за строением и формой тела домашних птиц и т.п.). В начальном курсе естествознание наблюдения записывают в таблицы, где даны определенные вопросы, которые нужно записать и т.п. Например, в начале учебного года учитель на одном из первых уроков естествознания разбирает с детьми «Дневник наблюдений», объясняет школьникам, как вести наблюдения, как их записывать. В течение сентября все записи дети делают ежедневно на последнем уроке под руководством учителя, начиная с октября записи и рисунки дети делают сами, а учитель проверяет только правильность выполнения работы и оценивает её за неделю и т.д. Это способствует тому, что дети сами научатся правильно выделять важные, существенные черты, характеризующие предмет или явления и осознают сущность тех действий, которые они выполняют.

Целью исследования курсовой работы было обосновать использование метода наблюдения на уроках естествознания в начальной школе для развития восприятия младших школьников.

Таким образом, цель исследования – обосновать использование метода наблюдения на уроках естествознания в начальной школе для развития восприятия младших школьников достигнута; задачи реализованы.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ананьев Б.Г. Психология сенсорных процессов: Учебное пособие – Гродно: ГрГУ – 2001. с.6
  2. В.В. Богословский Общая психология. – М.:  Просвещение, 1981. – с. 195
  3. Брунер Дж. О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М. - 1981. с.87-88
  4. Вертгеймер М…………………………………………………………с.134
  5. Горощенко В.П. Методика преподавания природоведения: Учебное пособие. – М.: Просвещение,1984.- с. 20
  6. Горощенко В.П. Методика преподавания природоведения: Учебное пособие. – М.: Просвещение,1984.- с.21-22
  7. Демидов В. Как мы видим то, что мы видим. – М.: «Знание» - 1987. – с. 38
  8. Дубровина И. В. Психология. – М.: Издательский центр «Академия»,2006.- с.106
  9. Дубровина И. В. Психология. – М.: Издательский центр «Академия»,2006.- с.107-108
  10. Дубровина И. В. Психология. – М.: Издательский центр «Академия»,2006.- с.108-112
  11. Дубровина И. В. Психология. – М.: Издательский центр «Академия»,2006.- с.113-114
  12. Запорожец С……………………………………………………с.198
  13. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М. - 1964. – с. 104
  14. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М. – 1985. – с. 132-133
  15. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М. – 1985. – с. 133-135
  16. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. – М. – 2001. – с. 128-130
  17. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - М. - 2001. – с.195
  1. Рогов М. Общая психология. Учебник. – М.: «ВЛАДОС» - 1999. – с. 218-219
  1. Стрижак Л.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: МГИУ – 1999. – с. 139
  2. Ярбусов Я.Л. Психологический справочник учителя. — М.: «Совершенство» - 1998. – с. 182-183
  3. Педагогический словарь

 


Информация о работе Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе