Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Сформулировав тему нашей исследовательской работы, необходимо указать её цель, которая звучит следующим образом: обосновать использование метода наблюдения на уроках естествознания в начальной школе для развития восприятия младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................2

1. Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе..............................................................................................................5
2. Особенности восприятия младшего школьника………………………………………………………………………17
3. Пути формирования восприятия...........................................................................................................23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................30

Файлы: 1 файл

моя курсовая полностью.docx

— 57.49 Кб (Скачать файл)

Итак, по Рогову  восприятие — это наглядно-образное отражение  действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей [18, c.218-219].

Р.С. Немов же рассматривает  восприятие как  интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

1. Первичное выделение  комплекса стимулов из потока  информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

2. Поиск в памяти аналогичного  или близкого по составу ощущений  комплекса признаков, сравнение  с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.

3. Отнесение воспринятого  объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.

4. Окончательный вывод  о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса. [17, c.195]

На протяжении всей истории  психологии не прекращаются дискуссии о соотношении сенсорных и перцептивных процессов. Разграничение ощущения и восприятия предложил Т. Рид (1785). В современной психологии сенсорных и перцептивных процессов оно остается распространенным - по критериям целостности и предметности образа.

Восприятие - отражение целостного объекта или явления, включающее его предметное значение (например, восприятие луны, удара колокола, вкуса дыни) и т.д., в отличие от ощущения - отражения отдельных сторон воспринимаемой действительности, не отнесенного к конкретному объекту с его предметным значением (ощущение светового пятна, громкого звука, сладкого вкуса). При этом под ощущением понимается и сам процесс сенсорного отражения, и его продукт - сенсорный образ.

Тем не менее, Б.Г. Ананьев  определяет ощущение и восприятие как чувственные образы, которые возникают лишь при прямом воздействии предметов внешнего мира на наши органы чувств [1; с.6].

В отличие от ощущений, которые  не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в  нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим  анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием

Чаще и больше всего  свойства восприятия изучались на примере зрения — ведущего органа чувств у человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина — образ, внесли представители гештальтпеихологии — направления научных  исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпеихологии  предложил М. Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:

1. Близость друг к другу  элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов  друг с другом. Это свойство  проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор «естественного  продолжения». Он проявляется в  том, что элементы, выступающие  как части знакомых нам фигур,  контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4. Замкнутость. Данное  свойство зрительного восприятия  выступает, как стремление элементов  зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения [4, с. 134].

Воспринимает окружающую действительность не тот или иной орган чувств, а человек определённого  пола и возраста, со своими интересами, взглядами, направленностью личности, жизненным опытом и прочее. Глаз, ухо, рука и другие органы чувств лишь обеспечивают процесс восприятия. Поэтому  восприятие зависит от психических  особенностей личности. И.В. Дубровина  выделяет следующие основные свойства восприятия:

  1. Избирательность восприятия. Из огромного числа многообразных воздействий мы с большой отчётливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые. То, что находится в центре внимания человека при восприятии называют объектом (предметом) восприятия, а всё остальное – фоном. Иначе говоря, что-то для человека в данный момент является основным в восприятии, а что-то второстепенным. Предмет и фон динамичны, они могут меняться местами – то, что было объектом восприятия может стать на какое-то время фоном восприятия.
  2. Восприятие всегда избирательно и зависит от апперцепции. Апперцепция – это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия. Восприятие картины, мелодии, книги у разных людей отличается своеобразием. Иногда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. Все виды восприятия осуществляются конкретным, живым человеком. Воспринимая предметы, человек выражает определенное отношение к ним.
  3. Иллюзии  восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов чувств называют иллюзиями.

Восприятие тесно связано  с прошлым опытом человека, его  прежними восприятиями. В процессе восприятия очень важно узнавание, без него фактически нет восприятия [10, с. 108-112].

После некоторых  опытов выяснилось, что восприятие человеком  более сложных, осмысленных изображений происходит по-иному. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление. Анализ записей движений глаз, проведенный А.Л. Ярбусом, показал, что элементы плоскостных изображений, привлекающих внимание человека, содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для воспринимающего информацию При внимательном изучении таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу. Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и многом другом работы анализаторов, синтетической деятельности мозга [20, c.182-183].

В зависимости от того, какой  анализатор играет в восприятии преобладающую  роль, различают зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетание различных видов восприятия. В отличие от ощущений, образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся, например, восприятие пространства и восприятие времени. Воспринимая пространство, то есть удаленность предметов от нас и друг от друга, их форму и величину, человек основывается как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных. При восприятии времени помимо слуховых и зрительных ощущений большую роль играют ощущения двигательные и внутренние, органические. Под восприятием времени понимается процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире.[9, с.107-108].

Каковы особенности восприятия младшего школьника рассмотрим во второй части нашей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  восприятия у младших школьников

В процессе развития представления  о мире происходит поразительное смещение акцентов. Сначала ребенок знает свой мир главным образом благодаря тем привычным действиям, с помощью которых он управляется с этим миром. Со временем мир оказывается представленным ему еще и в образах, сравнительно свободных от действий. Постепенно формируется -дополнительно еще один новый и мощный путь: перевод действия и образов в языковые средства, что создает третью систему представления. Каждый из трех способов представления — действенный, образный и символический — отражает события своим особым образом. Каждый из них накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребенка в разных возрастах; в интеллектуальной жизни взрослого человека взаимодействие всех трех линий сохраняется, составляя одну из главных ее черт [3; с.87-88].

С поступлением ребенка в  школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее  те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л.С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. В чем же состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением ребенка?

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением.

Информация о работе Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе