Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Сформулировав тему нашей исследовательской работы, необходимо указать её цель, которая звучит следующим образом: обосновать использование метода наблюдения на уроках естествознания в начальной школе для развития восприятия младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................2

1. Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе..............................................................................................................5
2. Особенности восприятия младшего школьника………………………………………………………………………17
3. Пути формирования восприятия...........................................................................................................23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................30

Файлы: 1 файл

моя курсовая полностью.docx

— 57.49 Кб (Скачать файл)

Продуктивные  образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7— 8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе [16, с.128-130].

В рассматриваемый период, для гармонического формирования личности большое значение следует придать  развитию эстетического восприятия ребенка.

В восприятии эстетического  объекта участвуют почти все  психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т. д. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей личности.

Психологический механизм восприятия эстетического объекта представляет собой особую систему, в которую  входят, с одной стороны. так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др. составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п.

Внутрисистемные отношения  зависят от возраста, индивидуально-типологического склада, уровня художественной образованности и других особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем предшествующим социальным опытом, семейным воспитанием, дошкольным и школьным образованием, информацией, получаемой от средств массовой информации и др. Такие ориентации сводятся к определенным ценностно-эстетическим нормативам, критериям эстетического вкуса.

Развитие операциональных структур, связанных с эстетическим восприятием, не остается нейтральным по отношению к уровню и характеру эстетических потребностей. Возросшие способности в области цветовидения, музыкального слуха, фонематических способностей, воссоздающего творческого воображения должны сказаться на культуре запросов и интересов личности в сфере эстетических ценностей. В свою очередь творческое воображение и мышление зависят от развития сенсорной организации индивида.

Сенсорный аппарат организма - это «входные» ворота, через  которые человек воспринимает все  богатство и разнообразие красок и форм, звуков и запахов окружающего  мира. Полноценное общение с миром  искусства во многом зависит от человеческого  восприятия.

Чувство цвета, формы, законченности  и равновесности композиционного расположения объектов, чувство «хорошей фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса, чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи личности с эстетическим объектом.

Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно-эстетического  восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и в конечном счете к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с младшего школьного возраста, а, может, и еще раньше, развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь школьные предметы с эстетической направленностью. Однако момент чувственного восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности [14; с.132-133].

«Путь познания, - пишет Левитов, - идет от живого созерцания, то есть от ощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается практикой, которая является критерием истины» [13, с.104].

Таким образом чувственное познание объединяет все психические процессы, которые возникают в результате непосредственного воздействия предметов, и влияют панаши органы чувств.

Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса чувственного познания именно произведений искусства. Она характеризуется большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим характером, чем другие формы восприятия - это наблюдение.

Наблюдение может различаться  в зависимости от конкретной задачи:

  • наблюдение для общего и предварительного ознакомления с предметом в целом, с тем, чтобы узнать этот предмет и выделить самые существенные его свойства;
  • наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета;
  • наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета;
  • наблюдение с целью сравнения для установления сходства и различия между предметами или между разными этапами явления.

Наблюдение может потребовать  значительных усилий воли, большой  настойчивости и терпения. Но это  качество необходимо развивать с  самого раннего возраста, а тем более у младшего школьника. Для развития наблюдения обязательно пройти все этапы. Однако могут быть ошибки, характерные для младшего школьника: выделение не главного, иллюзии, несамостоятельность. Эти недостатки можно устранить, если вести систематическую работу по культуре наблюдения у детей. Здесь необходим индивидуальный подход.

Сфера эстетического отношения  ребенка чрезвычайно широка и  окрашивает практически все его  мироощущение. Дети этого возраста, в основном, верят, что жизнь создана для радости. Опосредованность отношения ребенка к действительности влечет за собой поверхностность его эстетического отношения. Открывая мир как радостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков целое, как созданное для исполнения его желаний, ребенок еще очень неглубоко проникает в сущность прекрасного.

Несмотря на конкретно-сказочное  восприятие мира, в младшем школьном возрасте новые обязанности и  новая ответственность подготавливают качественный скачок в сознании ребенка: резко меняются узкие рамки привычного мира дошкольника. На грани возрастов переоцениваются прежние ценности: старая форма может наполнится новым содержанием. Эти переходные процессы происходят и в сфере эстетических отношений.

Несмотря наряд положительных  преобразований, в этом возрасте есть и многие отрицательные стороны. Чрезмерная наглядность восприятия и мышления младшего школьника не только определяет фотографичность, диффузность построения образа, его фрагментарность, но и лишает ребенка того, что называют личностным отношением к предмету или явлению. Если говорить о более конкретных видах искусства, например, об архитектуре и скульптуре то здесь младший школьник никогда не обращается к такому моменту, как выбор материала для произведения или какого-либо фрагмента здания в качестве его смыслового знака.

Однако, учитывая возрастные особенности, можно успешно в  системе развивать ребенка как личность, поднимая уровень эстетической воспитанности [15; с.133-135].

Какие пути способствуют  формированию восприятия,  рассмотрим в третьей части нашей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути формирования восприятия

Для формирования восприятия благоприятнее всего уроки естествознания. Всякая наука и учебный предмет представляют собой систему понятий, развивающихся в логической последовательности. Задача обучения детей природоведения состоит в том, чтобы проводить повседневную, систематическую работу по созданию у них представлений и выработке понятий, практических умений и навыков, которые будут необходимы учащимся при изучении в средней школе биологии и географии и для понимания многих явлений и процессов, происходящих в природе.

Первым этапом процесса усвоения знаний является восприятие природных явлений или фактов. Восприятие всегда целостно и предметно. Результат восприятия – образ предмета. Восприятие невозможно без ощущений и возникает лишь на их основе. Качество усвоения повышается, если дети подготовлены к восприятию нового путём постановки перед ними определенных задач.

Активность учащихся при  восприятии повышается, если удаётся  создать проблемную ситуацию, поставив перед ними конкретные вопросы: почему происходит такое природное явления? Как его можно объяснить?

Проблемная ситуация чаще всего создается правильно поставленными вопросами и заданиями, которые дает учитель во время наблюдений в природе, проведения опыта или практической работы. Важный момент активизации восприятия – использование учителем знаний, полученных детьми ранее.

При изучении нового материала  учитель обязательно должен определить, что дети уже знают об этом явлении  или предмете природы. Часто младшие  школьники подмечают лишь внешние, не существенные для характеристики явления признаки, поэтому роль учителя  очень велика в организации наблюдений. Надо научить детей видеть наиболее важные, существенные черты, характеризующие предмет или явление. Для этого, прежде всего, следует организовать наблюдения школьников за определенным конкретным природным явлением или объектом. Дети при систематических и направленных наблюдениях начинают подмечать отдельные детали, а не только общие и наиболее яркие признаки объекта или природного явления. Наблюдения становятся равносторонними и целенаправленными. Постепенно дети учатся сравнивать объекты, делать выводы на основе наблюдений. Естественное, врожденное стремление ребенка рассматривать новый предмет или явление, наблюдать его составляет первоначальную основу восприятия [5, с.20].

Наблюдением называется целенаправленное, планомерное восприятие объектов и  явлений, в познании которых мы заинтересованы. Наблюдать – значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться, не просто нюхать, а  принюхиваться. Наблюдение всегда осуществляют с определенной познавательной целью. Оно предполагает ясное представление  задач наблюдения и предварительную  разработку плана его осуществления. Невозможно наблюдать, если не знать, что  конкретно и с какой целью  надо наблюдать. Ясность цели и задач  наблюдения активизируют важную характеристику восприятия – избирательность.

Наблюдения за предметами природы способствуют накоплению у  учащихся запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия  причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают и определенные практические умения и навыки. Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

Наблюдения - важнейший источник знаний об окружающем мире. Наблюдая предметы и явления в самой природе, учащиеся исследуют их всеми органами чувств и убеждаются, что они реально  существуют, а не в нашем сознании. Формируясь, расширяясь и углубляясь в процессе целенаправленной деятельности, практического действия, игры и т.д., восприятие само переходит в самостоятельную деятельность наблюдения. Так же как ощущение включено в восприятие, так и восприятие включается в процесс активного наблюдения. Наблюдение характеризуется большой активности личности. Мы воспринимаем не все из того, что бросилось нам в глаза, а вычленяем наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс.

В процессе наблюдения характеризуется  очень важное качество личности - наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах  и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Но именно это малозаметное нередко и важно  для понимания того или иного  предмета, явления. Ясно, что такое  умение является весьма ценным качеством  личности. Мир наблюдательного человека всегда богат яркими впечатлениями  и представлениями. Такой человек  отличается более широким кругозором. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Для развития наблюдательности необходимо активное и целенаправленное восприятие. Наблюдательность приобретается в жизненном опыте, предполагает любознательность, пытливость. Развитие наблюдательности - важная задача формирования адекватного восприятия действительности [11, с. 113-114].

Получив от учителя задания  для наблюдений, дети проводят их. В  результате у них в сознании создается  первичное представление о внешнем виде объекта или природного явления. Представления возникают у детей в сознании в виде наглядных образов и носят конкретный характер, но эти образы являются несколько более обобщенными, чем при простом восприятии. Для углубления и расширения представления учитель ставит перед детьми вопросы, выявляющие основные свойства предмета или явления. Например, во 2 классе дети наблюдают осенью листопад и отвечают на вопросы: что происходит во время листопада? (Листья падают с деревьев.) С каких деревьев падают листья? (С лиственных деревьев.) и др. Учитель объясняет, что через листья испаряется влага, которая поступает к ним от корней по стволу. В заключение учащиеся делают вывод: листопад бывает осенью. Это подготовка лиственных деревьев к зимним холодам.

В 3 классе дети получают конкретные представления о холме земной поверхности и многим другим. Затем  в классе по указанию учителя третьеклассники  рассматривают на картинах различные  виды холмов, находят на них те части, которые наблюдали в природе, читают статью в учебнике, и у  них вырабатывается представление  вообще о холме и его признаках.

Таким образом, учителю необходимо научить детей выделять в предметах  или явлениях их признаки и свойства, затем для расширения представления  сравнивать признаки и свойства нескольких предметов или явлений, выясняя  в них наиболее существенные особенности.

Важным шагом в формировании представлений является выделение  детьми самых существенных признаков  предмета. Ребенку необходимо пояснить, что изменения несущественных признаков  или свойств предмета не влияет на принадлежность данного предмета к определенному понятию. Далее учитель должен научить детей распознавать предметы по их существенным признакам.

Информация о работе Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе