Поведение человека в местах лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:42, контрольная работа

Описание работы

В последнее время в психологической науке все чаще стало уделяться внимание психологическим особенностям осужденных. Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику личности осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психологические особенности личности и группы осужденных.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................
3

1. Теоретическое задание или реферат.
Тема: «Поведение человека в местах лишения свободы».........................

5


2. Практическое задание.
Дайте определение следующих понятий:
воображение, внимание, страдание.............................................................


6


ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................

СПИСО К ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................

Файлы: 1 файл

ЮП.docx

— 49.45 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................

3

   

1. Теоретическое задание  или реферат. 

Тема: «Поведение человека в  местах лишения свободы».........................

 

5

   
   

2. Практическое задание.

Дайте определение следующих  понятий:

воображение, внимание, страдание.............................................................

 

 

6

   
   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................

 

СПИСО К ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время в  психологической науке все чаще стало уделяться внимание психологическим  особенностям осужденных. Исправительная психология изучает психологические  основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику личности осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психологические особенности личности и группы осужденных.

Взаимодействуя с уголовно-исполнительным правом, пенитенциарная психология призвана разрабатывать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, средства и приемы психологической коррекции личности преступников.

Анализ динамики и структуры  преступности показывает, что процесс  криминализации, охватившей наиболее чувствительные сферы общественного  устройства, прогрессирует, вселяя тревогу  в сознание граждан за свою личную и имущественную безопасность, жизнь и здоровье близких. Последние годы не стали исключением. Кризисные явления в хозяйственно-экономической и социальной сферах, нарастающая алкоголизация и наркотизация населения оказывали негативное влияние на криминальную ситуацию.

Лишение человека свободы, его  социальная изоляция – мощный фактор модификации человеческого поведения. Психика каждого человека по-разному  реагирует на этот фактор. Но можно  выделить основные психологические  симптомы поведения человека в этих, по существу крайне напряженных, а  иногда и стрессовых условиях. Тюрьма, колония – ломка привычного уклада жизни, отрыв индивида от родных, близких людей, годы тяжелого обреченного существования. Тюрьма – повышенные трудности адаптации: частые межличностные конфликты, недоброжелательность окружения, грубость обращения, скудные бытовые условия, криминальная субкультура, постоянное давление со стороны персонала, криминализированных групповых лидеров. У заключенного при этом обостряются его личностные дефекты.

Качественно иная, в сравнении  с предшествующими институтами  социализации, атмосфера лишения  свободы, изоляции, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования к личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню.

Быстрая и коренная ломка  жизненных планов, образа жизни путем  социальной изоляции порождает у  человека комплекс специфических проявлений, называемых "синдромом лишенного свободы" ("тюремным синдромом"). Преодолеть эти тягостные состояния осужденный может путем приспособления к новым правилам и нормам общежития, к новым условиям жизнедеятельности, чем актуализирован выбор темы работы «Поведение человека в местах лишения свободы».

Вопросами психологических  особенностей осужденных занимались такие  авторы как А.Д.Глоточкина, В.Ф.Пирожков, М.И. Еникеева, М.Н. Гернет, А.Г.Ковалев, Г.Г. Шиханцов, В.Л. Васильев, А.Р. Ратинов и др.

Объект исследования – личность осужденного.

Предмет исследования – поведение и психологическая характеристика личности осужденного.

Целью работы является изучение особенностей психологических особенностей личности осужденных преступников и их влияние на поведение в местах лишения свободы.

 

 

1. Теоретическое  задание или реферат.

Тема: «Поведение человека в местах лишения свободы»

 

Теоретические аспекты  проблемы адаптации

 

Успешная адаптация в  местах лишения свободы служит важным фактором оптимизации жизни и  деятельности осужденных. Напротив, неэффективная  адаптация приводит к ряду негативных явлений: возникновению у осужденного  человека отрицательных психических  состояний, напряженности отношений  внутри коллектива, снижению производительности труда и нарушению режима содержания. Многие исследователи прямо указывают  на связь степени и полноты  адаптации с побегами из колоний, конфликтами в среде осужденных и другими нарушениями режима содержания. Все это приводит к  большим морально-психологическим  издержкам у служебного персонала.

Обстановка в среде  осужденных имеет ряд особенностей, обусловливающих значительные психоэмоциональные нагрузки, что приводит к развитию у части из них нервно-психических расстройств. Поэтому необходимо прогнозировать границы адаптивных возможностей организма в ответ на стрессовые воздействия, которые, в основном определяются индивидуально-психофизиологическим статусом организма. В связи с этим необходимо проведение различных диагностик на адаптацию осужденных, цель которых изучение количественных психофизиологических качеств осужденного на основе критериальных значений морально-психологических показателей, необходимых для успешной адаптации в местах лишения свободы. Несоответствие индивидуально-психологических качеств обстановке в среде осужденных препятствует быстрой адаптации, требует большего напряжения психофизиологических функций для успешного взаимодействия в коллективе осужденных и отношения с сотрудниками учреждения, как следствие, ведет к хроническому перенапряжению организма, росту заболеваемости и травматизма.

Поэтому проблема быстрой  адаптации встает очень остро  в наши дни т.к. она напрямую связана  с обстановкой в учреждениях  ФСИН и зависит от психологической  компетентности сотрудников.

В научной литературе пока нет такого определения понятия "социальная адаптация", которое  учитывало бы всю сложность и  противоречивость процесса и было раскрыто и исследовано с позиции социологических, психологических, профессиональных и  культурно-идеологических видов адаптивной деятельности человека. Употребление понятия "адаптация" в отечественной  социологической литературе связано  с определенными периодами развития и направлениями социологических  исследований в нашей стране, особенно по проблемам труда, трудовой деятельности и трудовых ресурсов. Например, в  работе С.Д. Артемова социальная адаптация  определяется как процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, ценностям, традициям  общества, в котором живет и  действует человек .

Важное теоретическое  значение имеет выяснение вопроса  о соотношении понятий "социализация" и "адаптация". Д.А. Андреева отмечает, что термин "социализация" более  позднего происхождения и является собственным приобретением социологии и социальной психологии.

Социальная адаптация  и социализация тесно связаны  между собой и характеризуют  единый процесс взаимодействия личности и общества. Однако по своему содержанию эти понятия существенно отличаются одно от другого. Первое выражает приспособление, "приноравливание" человека к  новым для него условиям деятельности, второе - процесс становления личности.

Человек постоянно сталкивается с новыми условиями деятельности и общения. Изменяющиеся условия  жизни требуют не столько "приноравливания", "приспособления" к ним, сколько  развития личности, ее становление. В отличие от социализации, отражающей становление личности, обусловленное влиянием со стороны общества, процесс адаптации отражает в большей степени субъективно опосредованное развитие личности, соответствующее ее индивидуальным особенностям и сложностям. Если функция социализации - обеспечение нормального функционирования индивида в обществе, то функция адаптации - обеспечение соответствия общественного регламентированого поведения и деятельности человека внутреннее структуре его личности (интересам, ценностным ориентациям, особенностям темперамента и т.д.). Социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе и в конкретном коллективе, но вместе с тем адаптация - это один из путей более полной социализации.

Процесс адаптации можно  рассматривать с двух точек зрения: как профессиональную адаптацию  и как социально-психологическую  адаптацию. Профессиональную адаптацию  можно определить, с одной стороны, как приспособление человека к требованиям  профессии, а с другой как приспособление к требованиям и психофизиологическим возможностям человека. Она предполагает овладение работающим человеком  необходимыми профессиональными навыками и умениями, формирование профессионально  значимых качеств личности, оптимальное  сочетание психофизиологических функций  человека и профессиональных требований. Социально-психологическая адаптация  предполагает включение человека в  систему взаимоотношений трудового  коллектива, приспособление его к  этим отношениям, усвоение им норм, ценностей, традиций данного коллектива, что  находит выражение в постепенной  идентификации личности и коллектива.

Было установлено, что  возрастные особенности влияют не только на характер выбора, но и на его основания: эмоционально незрелые личности выбирают профессию, когда на первый план выступает  ориентация на внешние стороны профессии, стремление подражать воображаемому  образу, т.е. желание видеть себя в той или иной профессиональной роли без учета собственных возможностей. Эта тенденция заметно снижается у эмоционально зрелых личностей, где выбор начинает регулироваться необходимостью трезво оценивать свои собственные возможности.

Правильно сформированные профессиональные намерения должны быть стабильными, не подверженными случайным влияниям, т.е. характеризоваться устойчивостью. На устойчивость профессиональных намерений  больше всего влияет фактор достижений в деятельности, показателем которых  является характеристика результата деятельности, а также уровень оценки и самооценки. Установлено, что зависимость между  уровнем достижений и профессиональными  намерениями опосредствуется спецификой профессиональной направленности. Устойчивость профессиональных намерений с деловой  направленностью детерминируется  объективными результатами труда и  их адекватной самооценкой, устойчивость же намерений с личностной направленностью  определялась высокой оценкой результатов  деятельности со стороны руководителей. Это позволяет использовать фактор успеха в качестве одного из положительных  психологических регуляторов формирования устойчивых профессиональных намерений  и наметить практические меры по оптимизации  профессиональной адаптации.

Профессиональное становление - это не только развитие потребностно-мотивационной сферы, но и процесс активного формирования профессиональных знаний, умений и навыков и профессионального мышления. Существенная сторона становления - профессиональное самоопределение, которое нельзя связывать только с актом выбора профессии, оно, прежне всего, - процесс со всеми его динамическими характеристиками, охватывающими значительный период в жизни человека.

Исследования особенностей профессионального самоопределения  в ходе обучения и воспитания, направленное на активное овладение личностью  операционными основами профессионального  труда, свидетельствует, что увеличивается число мотивов и изменяется их значимость. В связи с этим формируется образ Я - субъекта профессиональной деятельности. Как показали экспериментальные исследования, в своем развитии образ Я - профессионала проходит несколько этапов: формирования образа Я как субъекта предполагаемого вида труда, формирования образа Я как субъекта учебно-профессиональной деятельность, наконец, формирования образа Я как субъекта собственной профессиональной деятельности.

Представляется интересной зависимость динамики профессионального  самоопределения от особенностей сферы  межличностных отношений. В большинстве  случаев ожидание высокой оценки своих профессиональных возможностей со стороны окружающим, а также  благоприятное положение в структуре  межличностных отношений в коллективе способствует формированию положительного отношения к себе как к профессионалу. Иными словами, в коллективах  с "благополучным климатом" профессиональная адаптация протекает динамичнее, чем в коллективах, члены которых  испытывают затруднения во взаимоотношениях друг с другом. Это связано с  тем, что равные справедливые взаимоотношения, построенные на доверии и уважении к друг другу, создают прочную  основу для объективных оценок и  самооценок. Объективная же самооценка позволяет выявить свои недостатки и наметить пути к их устранению, что является важным условием успешной профессиональной адаптации. Таким  образом, один из возможных каналов  управления социально-психологической  адаптацией связан с оптимизацией системы  межличностных отношений, созданием  адекватного формирования профессиональной мотивации психологического климата.

Важно отметить, что черты  характера как наиболее устойчивые личностные образования играют большую  роль для составления прогноза успешной социально-психологической адаптации  в ходе индивидуальной профконсультации, что достоверно подтверждается экспериментальными исследованиями. Изучение характерологических особенностей позволяет выявить связь свойств характера и некоторых показателей уровня личностного самоопределения - рассогласованность намерений и интересов порождают непонимание и конфликты в коллективе. Это, в свою очередь, может помочь анализу динамики уровня личностного самоопределения в психологическом и социальном аспектах. Такое направление исследований имеет целью выявление общих механизмов возможного нарушения социально-психологической адаптации в связи с личностью осужденного.

Информация о работе Поведение человека в местах лишения свободы