Поведение человека в местах лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:42, контрольная работа

Описание работы

В последнее время в психологической науке все чаще стало уделяться внимание психологическим особенностям осужденных. Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику личности осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психологические особенности личности и группы осужденных.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................
3

1. Теоретическое задание или реферат.
Тема: «Поведение человека в местах лишения свободы».........................

5


2. Практическое задание.
Дайте определение следующих понятий:
воображение, внимание, страдание.............................................................


6


ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................

СПИСО К ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................

Файлы: 1 файл

ЮП.docx

— 49.45 Кб (Скачать файл)

Степень устойчивости модели поведения непосредственно зависит  от соответствия активности и самоограничения  у осужденного, а также несоответствия внутренней системы управления социальным нормам поведения.

Быстрота адаптации зависит  от вида режима. Как правило, осужденные, направляемые для отбывания наказания  в ИУ, быстрее адаптируются к условиям общего режима или тюрьмы. Лица, освобожденные  из колонии особого режима или  из тюрьмы после отбывания наказания, труднее адаптируются к новым  условиям жизни на свободе, чем лица, освобождающиеся из колонии-поселения. Это объясняется тем, что условия  жизни в колонии особого режима и тюрьмах резко отличаются от условий жизни на свободе.

Адаптация зависит и от срока отбывания наказания. Чем  больше времени человек провел в  ИУ, тем больше он отвык от жизни  на свободе, тем труднее ему адаптироваться. Чем больше срок осужденный провел в ИУ, тем быстрее у него срабатывает  механизм адаптации при повторном лишении свободы.

Начальный период пребывания в исправительном учреждении является для большинства наиболее трудным  и даже критическим. Глубокие переживания, связанные с изоляцией от общества, разрывом с семьей, чувством вины необходимо использовать в воспитательных делах  именно тогда, когда причины, их вызвавшие, свежи в памяти и остро воспринимаются. Важно не упустить время, по истечении  которого переживания под влиянием различных обстоятельств, главным  образом защитных механизмов, начинают притупляться и перестают оказывать  на сознание и психологию человека заметное влияние. На последующих этапах отбывания наказания вызвать  у человека раскаяние за совершенное  преступление значительно труднее.

В определенной связи с  адаптацией находится возраст осужденных. Например, каждый второй осужденный до 25 лет наиболее тяжело переживает начальный  период (треть срока).

Лица, имеющие семья и  поддерживающие с ними связь, более  оптимистично смотрят на свое будущее, более спокойно чувствуют себя в  критические для большинства  первый и последний период отбывания наказания.

Некоторые особенности адаптации  связаны с общеобразовательным  уровнем осужденного. Чем он выше, тем тяжелее переживается первый период и гораздо легче заключительный. Вовлечение осужденных в обучение способствует оптимистическому настрою перед  освобождением и существенно  облегчает социализацию личности в  условиях свободы. Что касается лиц, имеющих более высокий уровень  образования, то их глубокие переживания  на первом этапе являются хорошей  основой для последующего успешного  воспитательного влияния на них.

Адаптация во многом зависит  и от количества судимостей осужденного. Впервые осужденные к лишению  свободы особенно трудно переносят  начальный период, тогда как среди лиц, имеющих четыре и более судимости, их в два раза меньше. Это объясняется тем, что у неоднократно отбывающих лишение свободы создаются четкие представления об обстановке в исправительном учреждении, накапливается опыт адаптации.

На заключительном этапе  наибольшему переживанию подвержены именно лица, имеющие большее количество судимостей, поскольку они начинают глубже осознавать трудности, которые  у них могут возникнуть в связи  с устройством жизни на свободе. Они обычно жалуются на ухудшение  состояния здоровья, отсутствие материальных сбережений, жилья, семьи.

Чтобы адаптация осужденных к новым условиям жизни и деятельности проходила успешно, следует учитывать  объективные и субъективные обстоятельства, затрудняющие и облегчающие этот процесс. Субъективными факторами, затрудняющими адаптацию, являются: пониженная общительность, завышенный уровень притязаний, негативизм и  другие личностные качества осужденного. Среди объективных факторов, затрудняющих адаптацию, можно назвать конфликтность  взаимоотношений в группе, неблагоприятные  условия быта и отсутствие возможности  трудиться, нарушение законности, наличие  субкультуры.

К факторам, облегчающим  протекание адаптации, можно отнести: поддержание определенной стабильности, внешнего и внутреннего порядка, режима; формирование положительных  традиций в общностях осужденных; учет степени психологической совместимости  при распределении осужденных по отрядам, бригадам.

Выделяют позитивную и  негативную адаптацию осужденных. Одни осужденные адаптируются к положительным  условиям среды. Эта адаптация называется позитивной, поскольку она приводит к такому поведению осужденного  в новой среде, которое обеспечивает выработку общественно полезных навыков, привычек и в итоге способствует ресоциализации преступника. Другие осужденные, не впервые отбывающие уголовное наказание, настолько сживаются с необычными для нормального человека условиями лишения свободы, что перестают их замечать.

Парадокс такой адаптации  заключается в том, что эти  осужденные привыкают к иждивенческой  жизни в исправительных учреждениях, что не ждут и не желают освобождаться. Кара при таких условиях не вызывает у осужденных каких-либо страданий  оказывается малодействительной. В  данном случае речь идет о негативной адаптации, потому что она существенно  затрудняет ресоциализацию преступника после его освобождения.

У криминологов и пенитенциарных психологов западных стран сложилось  устойчивое мнение о кризисе системы  исполнения наказания. Места лишения  свободы приводят к усилению преступных наклонностей заключенных, увеличению рецидива. Зарубежные авторы объясняют  сложившуюся ситуацию низкой квалификацией  администрации, патологией власти персонала  и наличием тюремной субкультуры.

 

Динамика адаптации  осужденных на различных этапах отбывания  наказания

 

Важнейшими факторами, оказывающими влияние на адаптацию личности в  следственном изоляторе, выступает  сам факт лишения свободы и  связанные с ним правоограничения, обстоятельства расследования дела следователями в суде, взаимоотношения с соучастниками преступления, обстановка в камере, морально-психологическая обстановка в следственном изоляторе в целом.

Лишение свободы и связанные  с ним правоограничения нарушают привычный образ жизни человека, вызывают у него состояния подавленности, растерянности, фрустрации (ломка жизненных планов), отчаяния, потери перспективы в жизни. В этот период ему как никогда нужна помощь, заинтересованное участие в его судьбе. Отсутствие такого внимания толкает человека к бывалым преступникам, которые внимательно выслушивают его исповедь, дадут совет, как вести себя на следствии в суде. Работники СИЗО должны морально и психологически подготовить человека к положительной адаптации в изоляторе, помочь ему выбрать правильную линию поведения в камере, на следствии в суде.

Необходимо выяснить особенности  личности вновь прибывшего и обстановке в СИЗО и в камере, познакомить  его с обязанностями и правилами, напомнить о возможных последствиях нарушения режима и о нежелательности  контактов с отрицательно настроенными заключенными.

Находясь под следствием, человек сосредоточивает все  свое внимание на обстоятельствах расследования, поэтому любые, тем более неожиданные, изменения в процессе следствия  и суда оказывают существенное влияние  на его личность. социальный психологический адаптация заключенный

В данном случае большое  значение имеет: классификация совершенного преступления и возможная мера наказания; надежда на сокрытие каких-либо обстоятельств  и утрата этой надежды в связи  с поведением участников преступления, свидетелей, следователя; попытки адвоката и законных представителей найти  смягчающие вину обстоятельств; отношение  следователя, судьи к подследственному; атмосфера в суде и при проведении следственных действий; присутствие  на суде родных и близких, знакомых, незнакомых людей.

Работникам СИЗО необходимо знать динамику отношений подследственных  к обстоятельствам расследования.

Особое влияние на поведение  оказывает психологический климат в камере, где жизнь течет по неведомым для сотрудников СИЗО законам. В камере человек усваивает  нормы и ценности преступной среды, традиции и законы воровского мира, который Г. Медынский охарактеризовал  как обособленный, сложный, злобный  и затягивающий, как тянет пропасть, у которого не дна. Здесь впервые  привлекаемые к уголовной ответственности  получают уроки сопротивления воспитательным воздействиям, хитрости, обмана.

Морально-психологическая  обстановка в камере может повлиять на выбор стратегии новичка не только в камере, но и на суде и  по прибытии в колонию. Нередко неопытных  запугивают, берут с них клятву, что они будут вести себя должным  образом по прибытию в колонию, общаться (не общаться) с определенными людьми. Большое воздействие на лиц, находящихся  в СИЗО, могут оказать работники  библиотеки, мастера производства, не воспринимаемые как администрация.

Желая преодолеть состояние  тревоги, беспокойства, одни новички  начинают активно знакомиться со «старожилами», ищут земляков, друзей, у которых стремятся обрести  поддержку, осваиваются с установленными правилами, пристально изучают сотрудников, собирают о них информацию. Другие стараются быть незаметными, хотят  присмотреться, притереться.

Вновь прибывшие осужденные на первоначальной стадии адаптации  сталкиваются с многочисленными  трудностями, требованиями к их поступкам  со стороны осужденных и администрации. Иногда осужденные, напуганные «бывалыми» преступниками в СИЗО, начинают с  опаской относиться к требованиям  администрации. На этой основе возникает  психологический барьер между сотрудниками исправительных учреждений и осужденными.

Новички внимательно изучаются  «авторитетами», о них поступает  информация из приемника-распределителя, СИЗО, с воли. Каждый новичок проходит процедуру «прописки» и получает статус.

Через несколько месяцев  пребывания в колонии наступает  вторая стадия адаптации. В этот период личностные реакции осужденных на факт социальной изоляции нивелируются.

Заключенная стадия адаптации  осужденного - перед освобождением  из мест лишения свободы.

В тех случаях, когда процесс  социальной адаптации в ИУ проходит стихийно, без целенаправленного  педагогического руководства со стороны воспитателей, он может привести к нежелательным последствиям. Осужденные зачастую становятся злобными, мстительными, мнительными, подозрительными, называют себя жертвой несправедливости. Он считает, что вправе проявлять агрессию по отношению другим осужденным, родственникам, сотрудникам исправительных учреждений.

Учет особенностей восприятия кары на первом этапе имеет первостепенное значение для управления социальной адаптации правонарушителей. Видимо, этим объясняется то обстоятельство, что хулиганят в исправительных учреждениях, как правило, в первые два года пребывания, независимо от срока лишения свободы и количества предыдущих судимостей.

В исследовании, проведенном  В.А. Елеонским, была вскрыта такая  закономерность: к концу срока  отбывания наказания как бы вновь  обостряются чувства, связанные  с различными переживаниями. В этот период на первый план выдвигается  состояние тревоги в связи  с предстоящим освобождением. Большинство  осужденных обеспокоены тем, как  их встретят семьи, потерпевшие, смогут ли они трудоустроится, получить жилье.

Ускорению адаптации человека в местах лишения свободы во многом способствует поддержание определенной стабильности, порядка и режима ИУ, условия труда и быта. Это обуславливает  разрушение стереотипов и психологических  образований, которые не находят  подкрепления в новых условиях. Недопустимы  неоправданные переводы трудновоспитуемых, особенно имеющих установку продолжать преступную жизнь, из отряда в отряд, с одного вида режима на другой. Стабильность условий жизни и окружающей среды  важна и для освобождения из ИУ.

В психологической и социально-психологической  адаптации следует выделить не только приспособление отдельного человека к  условиям среды, но и адаптацию группы людей к новым условиям жизни. Процесс адаптации группы отличается от процесса адаптации индивида к  коллективу механизмом регулирования. Традиции коллектива, которые обладают большей устойчивостью, ускоряют процесс  адаптации группы к коллективу, делают его в некоторой степени неосознанными. В то же время они могут существенно тормозить перестройку всей группы, общности как адаптируемой системы.

Трудности адаптации осужденного  могут сопровождаться жалобами на действие персонала учреждения (грубость и  бесчувственность сотрудников, задержку свидания и др.). Неадекватное расследование  мелких, но оправданных жалоб приводи  к еще более серьезному недовольству. Необходимо разъяснять осужденным порядок  подачи жалобы и рекомендовать сначала  обсуждать проблемы с сотрудниками, с которыми они сталкиваются каждый день.

 

2. Практическое  задание.

Дайте определение  следующих понятий: воображение, внимание, страдание

 

ВООБРАЖЕНИЕ — психический  процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Стимулом к воображению являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, желания, чувства, настроения, мировоззрение, необходимость  предвидеть будущее в труде и  жизни.Воображение может быть непроизвольным, если новые образы возникают сами собой, без намерения субъекта, и произвольным, если оно направляется и регулируется человеком, когда осуществляется поиск. Воображение характеризуется также степенью новизны создаваемых образов. По этому показателю выделяют воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение протекает на основе восприятия чертежа, схемы, карты, описания. В результате работы этого вида воображения создаются образы предметов, имеющихся в действительности. В процессе творческого воображения создаются образы, отличающиеся новизной и оригинальностью, зачастую это образы объектов, не существующих в данное время.

Информация о работе Поведение человека в местах лишения свободы