Поведение человека в местах лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:42, контрольная работа

Описание работы

В последнее время в психологической науке все чаще стало уделяться внимание психологическим особенностям осужденных. Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику личности осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психологические особенности личности и группы осужденных.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................
3

1. Теоретическое задание или реферат.
Тема: «Поведение человека в местах лишения свободы».........................

5


2. Практическое задание.
Дайте определение следующих понятий:
воображение, внимание, страдание.............................................................


6


ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................

СПИСО К ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................

Файлы: 1 файл

ЮП.docx

— 49.45 Кб (Скачать файл)

Проблема профессиональной адаптации осужденных в настоящее  время имеет важное социальное и  научно-практическое значение. Благоприятная  адаптация является фактором успешной трудовой деятельности, фактором создания здорового морально-психологического коллектива. Напротив, плохая адаптация  приводит к ряду негативных явлений: снижению производительности труда, отрицательным  моральным и психическим состояниям человека, напряженности человеческих отношений внутри коллектива, недисциплинированности, текучести кадров.

Деятельность осужденного  протекает в условиях более или  менее выраженного психоэмоционального напряжения, которое может приводить к переутомлению, возникновению различных эмоционально-стрессовых состояний, нервно-психических заболеваний и нарушению взаимоотношений в среде осужденных. Действие психотравмирующих факторов через центральную нервную систему оказывает влияние на весь организм. Однако реакция человека на эти психотравмирующие факторы зависит не только от их интенсивности и продолжительности, но и от личностных особенностей каждого конкретного человека: от его воли, эмоциональной сферы, самосознания, заинтересованности в выполнении той или иной работы, черт характера и т.п.

Социально-психологическая  и профессиональная адаптация осужденных - это целостный процесс приспособления к требованиям учреждений ФСИН и  к среде осужденных в целом.

 
Психологическая характеристика адаптации осужденных

 

В социальных науках понятие  адаптация применяется в нескольких значениях:

а) как приспособительная  реакция отдельного человека на изменения  окружающей социальной и природной  среды, в частности, при различных  переменах на индивидуальном жизненном  пути человека (смена места жительства, работы, условий деятельности и т.д.);

б) как принятие человеком  тех или иных социальных ролей. Чтобы  выявите действительное значение понятия  социальная адаптация, следует обратить внимание на то, что человек часто  сталкивается с новыми для него условиями, в которых привычное поведение невозможно.

Они требуют перестройки  жизненного ритма, форм поведения и  отношения к окружающим.

В новых условиях люди могут  испытывать беспокойство, волнение, робость, неуверенность или, напротив, считать  эти условия безразличными для  себя и даже чуждыми. Постепенно они  осваиваются с новой обстановкой, их деятельность и поведение приобретают  привычный стиль, становятся продуктивным.

В общем виде адаптацию  личности можно представить как  процесс и результат вхождения  человека в новую социокультурную среду. В ней можно выделить три фазы:

1.адаптация - предполагает  усвоение действующих ценностей  и норм, овладение соответствующими  им нормами деятельности и  уподобление другим членам сообщества. Когда индивиду удается преодолеть  трудности адаптационного периода,  у него возникает качество  комформности, подозрительности;

2.индивидуализация - порождается  обостряющимся противоречием между  установкой «быть таким, как  все» и стремление к персонализации. Если человек, предъявлял референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то могут сформироваться негативизм, агрессивность, подозрительность;

3.интеграция - определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями в общности и потребностью общности одобрить и культивировать лишь те особенности, которые способствуют ее совершенствованию. Если противоречие не устранено, наступает дизентиграция и как следствие - изоляция либо вытеснение из общности. В связи с тем, что ситуация адаптации многократно повторяется, соответствующие личностные новообразования закрепляются, складывается устойчивая структура личности.

Психологическая адаптация  включает в себя ряд аспектов, способствующих выработке осужденными приспособления к новым условиям отбывания уголовного наказания.

Познавательный аспект заключается в том, что, вступает во взаимодействие с определенной социальной средой, осужденные постепенно получают разнообразную информацию о ней, о своем непосредственном окружении, об условиях жизни и деятельности (о моральных ценностях и установках людей, с которыми он общается, требованиях к нему как члену той или иной социальной общности, системе деловых отношений, взаимоотношений в группе, социально-психологической позиции отдельных членов групп и их лидеров, об отношении к нему окружающих).

Осужденный усваивает  социально-психологическую информацию о среде не пассивно, а соотносит  с прошлым своим опытом, с имеющейся  у него системой ценностных ориентации и установок. Если эта информация соответствует прошлому опыту индивида, то он воспринимает ее положительно. Так  постепенно происходит процесс идентификации  личности со средой.

На основе получения человеком  разнообразной социально-психологической  информации о среде, о людях и  его реальном участии в социальной жизни проявляется эмоциональный аспект. Он связан с легкостью или трудностью тех или иных взаимоотношений с окружающими, формированием определенного уровня удовлетворенности этими взаимоотношениями и своей позиции в их системе.

Волевой аспект адаптации. Процесс вхождения в новые условия требуют от человека затраты сил, волевых усилий, связанных преодолением трудностей и препятствий.

Мотивационный аспект проявляется  в мотивах, которыми руководствуется  осужденный при адаптации.

Практический аспект. Осужденному  с первых дней жизни в новых  условиях приходится вступать в систему  объективных взаимоотношений с  окружающими. От степени активности вхождения его в социальную жизнь  зависит идентификация личности со средой.

С физиологической стороны  адаптация означает перестройку  динамического стереотипа поведения. И.П. Павлов отмечал, что условия  жизни, среда есть внешний стереотип, который создает систему постоянно  действующих, повторяющихся раздражителей, формирующих в коре мозга человека систему устойчивых связей, т.е. внутренний стереотип. Он не может быть измененным. Составляющие его нервные связи  носят временный характер. Чем  существеннее отличаются внешние условия  жизни, в которых находится человек, от тех, в которые он попадает, тем  сильнее должны измениться прежние  нервные связи, ломаться старые привычки, формы поведения. Если новые условия  его жизни незначительно отличаются от прежних и старый стереотип  соответствует новым внешним  воздействиям, то, как указал И.П. Павлов, вступает в действие закон суммирования временных нервных связей. Новые  связи не ступают в противоречие со старыми следами, оставшимися  в коре головного мозга, и поэтому  легко сживаются с ними (суммируются), постепенно усложняя имеющуюся систему  временных нервных связей.

Если обстановка значительно  отличается от прежнего образа жизни  человека и новые требования противоречат сложившимся нервным связям, то начинают действовать законы корригирования, или отмены старых образований и стереотипов. Процесс ломки, корригирования стереотипов часто сопровождаются внутренними конфликтами. В связи с этим работники ИУ должны оказывать осужденным необходимую помощь.

Когда осужденный попадает в новые условия, то происходит не только личностная адаптация, но и адаптация  коллектива к своему новому члену. Поэтому  социально-психологическую адаптацию  следует рассматривать как систему, в которой изменение одного звена  неизбежно влечет за собой изменения  других.

Приспособиться к условиям мест лишения свободы удается  не многим осужденным, остальные оказываются  неадаптированными, а значит, живут  в состоянии непрекращающегося  стресса.

Чем дольше осужденные находятся  в местах лишения свободы, тем  теснее они сплачиваются. Адаптация  возрастает по мере усилия режима содержания. На степень адаптации влияет и  вид нарушения.

Одна треть освобождающихся  нуждается в специальном психологическом  или психиатрическом вмешательстве  для восстановления ослабленных  или разрушенных механизмов приспособления. Психологическая адаптация связана  с выработкой психологической защиты. Наиболее распространенной в среде  осужденных является установка считать  наказание несправедливым, а свое преступление незначительным. Кроме  того, осужденные вытесняют из своего сознания неприятные воспоминания, выдумывают хорошие «легенды», что приводит к конфронтации с администрацией и обществом.

Условия мест лишения свободы  являются экстремальными с психологической  и социально-психологической позиции, поскольку их характеризуют: монотонность, рассогласованность ритма сна и  бодрствования, пространственные изменения, ограничение информации, одиночество, групповая изоляция, угроза жизни.

И.П. Павлов, считал, что для  деятельного состояния коры больших  полушарий необходима определенная минимальная сумма раздражении, идущих в головной мозг.

Ограничение информации в  местах лишения свободы ведет  к возникновению трудностей и  ресоциализации осужденного после отбытия наказания.

Чувство одиночества, страха особенно остро проявляются при  тюремном заключении. Декабрист Зубков отмечал: «Изобретатели виселицы и  обезглавливания - благодетели человечества, придумавшие одиночное заключение - подлые негодяи. Это наказание не телесное, а духовное». Заключенный  Бакунин писал: «Ах, мои дорогие  друзья, поверьте, всякая смерть лучше  этого одиночного заключения, столь  восхваляемого американскими филантропами».

В тюремной изоляции часто  самый покладистый человек злится, поле зрения сужается, и он видит  только недостатки других. С увеличением  срока пребывания усиливается напряженность, и учащаются конфликты, вражда, увеличивается  количество изолированных и отвергнутых, конфликты заканчиваются нередко  убийством или самоубийством.

Указанные факторы действуют  в единстве, а не изолированно. При  выходе из кризиса человек переоценивает  ценности и смысл жизни, по-новому видит свое место в ней, намечает новый путь. Это связанно с психологической  переадаптацией. При диагностики психологической адаптации осужденного необходимо учитывать: диапазон адаптации - одни осужденные способны адаптироваться в узком диапазоне (только к трудовой деятельности или только к жизни в семье), другие - в более широком (как к микросоциальным, так и к макросоциальным условиям); скорость адаптации - одни быстро адаптируются к условиям, положительно влияющих на них, менее подверженные воздействию отрицательных факторов, а другие - наоборот; точность адаптации - степень приспособления к новым условиям; надежность адаптации - степень устойчивости сформировавшихся качеств, обеспечивающих личности способность выдерживать неблагоприятные воздействия; переключаемость адаптации, способность переадаптироваться к изменениям в окружающей среде. У разных осужденных эти признаки могут быть в самых различных сочетаниях.

Итак, выделяют следующие  этапы адаптации: стартового психического напряжения; острых психических реакций; переадаптации; завершающего психическое напряжение; острых психических реакций выхода; психологической реадаптации.

Эмоциональные особенности  адаптации связаны с тем, что  в результате заключения возникает  сенсорный голод. «Я узнал, - отмечал  один заключенный, - что тишина не только простое отсутствие шумов и звуков…  тишина - это одно из свойств существующей материи, свойство, которое может  убивать…». Такую потребность можно  поставить рядом с ощущением голода (И.М. Сеченов). В связи с этим важно отметить компенсаторную роль сновидений для лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Адаптация осужденных может  быть адекватной и неадекватной. Неадекватные реакции проявляются в различного рода фобиях: тревожно-депрессивных, негативно-депрессивных и негативно-истерических реакциях. Фобии могут выражаться в боязни закрытого пространства (камеры следственного  изолятора, тюрьмы). Тревожно-депрессивные состояния характеризуются преобладанием  угнетенного, подавленного настроения, чувство безнадежности, при негативно-депрессивных - добавляется внутреннее отрицательное  отношение к факту лишения  свободы, а негативно-истерические - проявляются в бессоннице, вязкости мышления, различных формах расстройства воображения.

 

Объективные и  субъективные психологические факторы  адаптации осужденных. Негативная и  позитивная адаптация

 
К субъективным психологическим факторам адаптации осужденных к новым  условиям относятся: личностные характеристики осужденного; степень внушаемости личности; степень регидности (проявляется в инертности психики): психологическая совместимость.

К объективным факторам, влияющим на процесс адаптации осужденного, относятся: перепад требований при  переходе осужденного из одной социальной среды в другую; разница в материально-бытовых  условиях в старой и новой социальной адаптивной ситуации; пространственно-временные  условия в новой ситуации, их отличие  от прежних; система связей и отношений, в которую включается осужденный в новой адаптивной ситуации.

К.Е. Игошев выделяет две группы факторов, затрудняющих процесс адаптации:

1. неподготовленность к процессу адаптации (несформированность четких жизненных целей, отсутствие трудовых умений и навыков, способности к профессии);

2. неблагоприятные материальные, бытовых и духовных условий для адаптации в местах лишения свободы;

Негативные моменты адаптации  могут обусловить дальнейшую криминализацию личности.

Информация о работе Поведение человека в местах лишения свободы