Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:42, контрольная работа
В последнее время в психологической науке все чаще стало уделяться внимание психологическим особенностям осужденных. Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику личности осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психологические особенности личности и группы осужденных.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................
3
1. Теоретическое задание или реферат.
Тема: «Поведение человека в местах лишения свободы».........................
5
2. Практическое задание.
Дайте определение следующих понятий:
воображение, внимание, страдание.............................................................
6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................
СПИСО К ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................
Проблема профессиональной
адаптации осужденных в настоящее
время имеет важное социальное и
научно-практическое значение. Благоприятная
адаптация является фактором успешной
трудовой деятельности, фактором создания
здорового морально-
Деятельность осужденного
протекает в условиях более или
менее выраженного
Социально-психологическая
и профессиональная адаптация осужденных
- это целостный процесс
Психологическая
характеристика адаптации осужденных
В социальных науках понятие
адаптация применяется в
а) как приспособительная реакция отдельного человека на изменения окружающей социальной и природной среды, в частности, при различных переменах на индивидуальном жизненном пути человека (смена места жительства, работы, условий деятельности и т.д.);
б) как принятие человеком тех или иных социальных ролей. Чтобы выявите действительное значение понятия социальная адаптация, следует обратить внимание на то, что человек часто сталкивается с новыми для него условиями, в которых привычное поведение невозможно.
Они требуют перестройки жизненного ритма, форм поведения и отношения к окружающим.
В новых условиях люди могут
испытывать беспокойство, волнение, робость,
неуверенность или, напротив, считать
эти условия безразличными для
себя и даже чуждыми. Постепенно они
осваиваются с новой
В общем виде адаптацию личности можно представить как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. В ней можно выделить три фазы:
1.адаптация - предполагает
усвоение действующих
2.индивидуализация - порождается
обостряющимся противоречием
3.интеграция - определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями в общности и потребностью общности одобрить и культивировать лишь те особенности, которые способствуют ее совершенствованию. Если противоречие не устранено, наступает дизентиграция и как следствие - изоляция либо вытеснение из общности. В связи с тем, что ситуация адаптации многократно повторяется, соответствующие личностные новообразования закрепляются, складывается устойчивая структура личности.
Психологическая адаптация
включает в себя ряд аспектов, способствующих
выработке осужденными
Познавательный аспект
Осужденный усваивает
социально-психологическую
На основе получения человеком
разнообразной социально-
Волевой аспект адаптации. Процесс вхождения в новые условия требуют от человека затраты сил, волевых усилий, связанных преодолением трудностей и препятствий.
Мотивационный аспект проявляется в мотивах, которыми руководствуется осужденный при адаптации.
Практический аспект. Осужденному с первых дней жизни в новых условиях приходится вступать в систему объективных взаимоотношений с окружающими. От степени активности вхождения его в социальную жизнь зависит идентификация личности со средой.
С физиологической стороны
адаптация означает перестройку
динамического стереотипа поведения.
И.П. Павлов отмечал, что условия
жизни, среда есть внешний стереотип,
который создает систему
Если обстановка значительно отличается от прежнего образа жизни человека и новые требования противоречат сложившимся нервным связям, то начинают действовать законы корригирования, или отмены старых образований и стереотипов. Процесс ломки, корригирования стереотипов часто сопровождаются внутренними конфликтами. В связи с этим работники ИУ должны оказывать осужденным необходимую помощь.
Когда осужденный попадает
в новые условия, то происходит не
только личностная адаптация, но и адаптация
коллектива к своему новому члену. Поэтому
социально-психологическую
Приспособиться к условиям мест лишения свободы удается не многим осужденным, остальные оказываются неадаптированными, а значит, живут в состоянии непрекращающегося стресса.
Чем дольше осужденные находятся в местах лишения свободы, тем теснее они сплачиваются. Адаптация возрастает по мере усилия режима содержания. На степень адаптации влияет и вид нарушения.
Одна треть освобождающихся
нуждается в специальном
Условия мест лишения свободы
являются экстремальными с психологической
и социально-психологической
И.П. Павлов, считал, что для деятельного состояния коры больших полушарий необходима определенная минимальная сумма раздражении, идущих в головной мозг.
Ограничение информации в местах лишения свободы ведет к возникновению трудностей и ресоциализации осужденного после отбытия наказания.
Чувство одиночества, страха
особенно остро проявляются при
тюремном заключении. Декабрист Зубков
отмечал: «Изобретатели виселицы и
обезглавливания - благодетели человечества,
придумавшие одиночное
В тюремной изоляции часто
самый покладистый человек
Указанные факторы действуют в единстве, а не изолированно. При выходе из кризиса человек переоценивает ценности и смысл жизни, по-новому видит свое место в ней, намечает новый путь. Это связанно с психологической переадаптацией. При диагностики психологической адаптации осужденного необходимо учитывать: диапазон адаптации - одни осужденные способны адаптироваться в узком диапазоне (только к трудовой деятельности или только к жизни в семье), другие - в более широком (как к микросоциальным, так и к макросоциальным условиям); скорость адаптации - одни быстро адаптируются к условиям, положительно влияющих на них, менее подверженные воздействию отрицательных факторов, а другие - наоборот; точность адаптации - степень приспособления к новым условиям; надежность адаптации - степень устойчивости сформировавшихся качеств, обеспечивающих личности способность выдерживать неблагоприятные воздействия; переключаемость адаптации, способность переадаптироваться к изменениям в окружающей среде. У разных осужденных эти признаки могут быть в самых различных сочетаниях.
Итак, выделяют следующие этапы адаптации: стартового психического напряжения; острых психических реакций; переадаптации; завершающего психическое напряжение; острых психических реакций выхода; психологической реадаптации.
Эмоциональные особенности адаптации связаны с тем, что в результате заключения возникает сенсорный голод. «Я узнал, - отмечал один заключенный, - что тишина не только простое отсутствие шумов и звуков… тишина - это одно из свойств существующей материи, свойство, которое может убивать…». Такую потребность можно поставить рядом с ощущением голода (И.М. Сеченов). В связи с этим важно отметить компенсаторную роль сновидений для лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Адаптация осужденных может
быть адекватной и неадекватной. Неадекватные
реакции проявляются в
Объективные и субъективные психологические факторы адаптации осужденных. Негативная и позитивная адаптация
К субъективным психологическим факторам
адаптации осужденных к новым
условиям относятся: личностные характеристики
осужденного; степень внушаемости личности;
степень регидности (проявляется в инертности
психики): психологическая совместимость.
К объективным факторам, влияющим на процесс адаптации осужденного, относятся: перепад требований при переходе осужденного из одной социальной среды в другую; разница в материально-бытовых условиях в старой и новой социальной адаптивной ситуации; пространственно-временные условия в новой ситуации, их отличие от прежних; система связей и отношений, в которую включается осужденный в новой адаптивной ситуации.
К.Е. Игошев выделяет две группы факторов, затрудняющих процесс адаптации:
1. неподготовленность к процессу адаптации (несформированность четких жизненных целей, отсутствие трудовых умений и навыков, способности к профессии);
2. неблагоприятные материальные, бытовых и духовных условий для адаптации в местах лишения свободы;
Негативные моменты адаптации могут обусловить дальнейшую криминализацию личности.
Информация о работе Поведение человека в местах лишения свободы