Практическое изучение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить развитие памяти детей старшего дошкольного возраста; разработать практические рекомендации по развитию памяти дошкольников.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить уровни развития памяти детей старшего дошкольного возраста;
- разработать практические рекомендации для родителей, воспитателей по развитию памяти детей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор психолого-педагогической литературы
по проблеме развития памяти детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Общая характеристика памяти как психической деятельности 5
1.2. Развитие памяти в дошкольном возрасте 9
1.3. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте 13
Глава 2. Практическое изучение уровня развития памяти детей
старшего дошкольного возраста.
2.1. Методика и результаты экспериментального исследования 17
2.2. Методические рекомендации по развитию памяти детей
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая образец.docx

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                               3                                                                      

Глава 1. Теоретический обзор  психолого-педагогической литературы

по проблеме развития памяти детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Общая характеристика  памяти как психической деятельности                     5      

1.2. Развитие памяти в  дошкольном возрасте                                                    9

1.3. Особенности развития  памяти в старшем дошкольном  возрасте              13

Глава 2. Практическое изучение уровня развития памяти детей

старшего дошкольного  возраста.

2.1. Методика и результаты экспериментального исследования                     17

2.2. Методические рекомендации  по развитию памяти детей

 Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

старшего дошкольного  возраста                                                                     23                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

Структура работы

Курсовая работа состоит  из введения, 1 главы, посвященной обзору психолого-педагогической литературы по проблеме развития памяти детей  дошкольного возраста; 2 главы, посвященной  эксперименту по выявлению уровня развития памяти старших дошкольников, приложены  рекомендации для родителей и  воспитателей по развитию памяти детей.

Завершает работу заключение, список использованной литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Память – важнейшая  характеристика психической жизни, она играет огромную роль в жизни  человека.

Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов  чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накапливает её. В течение жизни мы узнаем  что-то новое и сохраняем информацию благодаря памяти. Клинические наблюдения показывают, что «человек без памяти» перестает быть личностью; он автомат, действующий под влиянием примитивных потребностей.  По словам И.М.Сеченова, такой человек постоянно находился бы в положении новорожденного.

Память связывает прошлое  субъекта с его настоящим, будущим, и является важнейшим познавательным процессом. Поэтому проблема памяти – одна из особенно привлекающих к  себе внимание и наиболее изучающихся  проблем психологии.

Одна из важных психолого-педагогических проблем – развитие памяти дошкольников. Наиболее важным является изучение памяти старших дошкольников. В старшем дошкольном возрасте, как отмечал Л.С.Выготский, память становится важнейшей психической функцией, обеспечивающей информационное сопровождение различных форм деятельности детей.

Работе механизмов памяти, различным эффектам её функционирования посвящено огромное количество психологической  литературы. Особенности развития памяти старших дошкольников стали предметом многочисленных исследований П.П.Блонского, З.М.Истоминой, Л.В.Занкова, В.Мухиной, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева и других.

Актуальность темы, выбранной  для исследования, объясняется тем, что с каждым годом для ребёнка  появляется необходимость усваивать  все большее количество информации. Ребенок шести лет – это будущий школьник. Хорошее развитие памяти старших дошкольников является одним из главных условий успешной адаптации ребёнка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Педагогу важно знать особенности и уровень развития памяти детей, использовать эти знания в своей деятельности, при организации воспитательной и коррекционной работы.

Объект исследования: память.

Предмет исследования: развитие памяти старших дошкольников.

Цель: изучить развитие памяти детей старшего дошкольного возраста; разработать практические рекомендации по развитию памяти дошкольников.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования;

- выявить уровни развития  памяти детей старшего дошкольного  возраста;

- разработать практические  рекомендации для родителей, воспитателей  по развитию памяти детей.

Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, метод количественной и качественной обработки результатов.

Экспериментальной базой исследования стал МДОУ детский сад № 23 города Кузнецка. Испытуемые – дети подготовительной группы, в возрасте 6 лет, в количестве 10 человек .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический обзор  психолого-педагогической литературы по проблеме развития памяти детей старшего дошкольного возраста

1.1. Общая характеристика памяти как психической деятельности

Память – одна из психических  функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать  и воспроизводить информацию.

Впечатления, которые человек  получает об окружающем мире, оставляют  определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности  – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

«Без памяти – писал  С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [34, с. 302].

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Ассоциации это установление связей вновь запоминаемого и имеющегося, с прошлым опытом. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже  известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят 3 вида ассоциаций: по смежности (по расположению в пространстве), по сходству, по контрасту.

 Существуют сложные  ассоциации – смысловые. В  них связываются два явления,  которые и в действительности  постоянно связаны: часть и  целое, род и вид. Они являются  основой наших знаний.

Существуют различные  виды памяти. В основу классификации  положены критерии, характеризующие  направленность и произвольность запоминания, длительность сохранения впечатлений.

Классификация видов памяти:

  1. по объекту запоминания

         - наглядно-образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная) – сохранение и воспроизведение образов, ранее воспринимавшихся предметов или явлений действительности, запахов, вкусов, звуков;

         - словесно-логическая – содержанием данного вида памяти являются мысли, воплощенные в языковую форму;

        - эмоциональная – память на пережитые чувства, отличается прочностью следов. Большое значение этот вид памяти играет для саморегуляции поведения человека.

       - двигательная – запоминание, сохранение, воспроизведение многообразных движений. Участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных умений и навыков.

2. по произвольности запоминания

          - непроизвольная память – такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной задачи (на запоминание, узнавание, сохранение);

         - произвольная память – процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. А человек ставит перед собой специальную задачу.

3. по длительности сохранения  впечатлений

- кратковременная – позволяет вспомнить, что либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения;

- долговременная – позволяет хранить информацию потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни);

- оперативная – припоминание.

Память включает в себя следующие процессы:

- запоминание – процесс,  посредством которого происходит  запечатление следов, ввод новых  элементов ощущений, восприятия, мышления  или переживания в системе  ассоциативных связей. Основу запоминания  составляет связь материала со  смыслом в одно целое. 

Установление  смысловых  связей – результат работы мышления над содержанием запоминаемого  материала. Запоминается лучше то, с чем человек действует;

- хранение – процесс  накопления материала в структуре  памяти, включающий его переработку  и хранение;

- восприятие и узнавание  – процесс актуализации элементов  прошлого опыта. Может быть  произвольное и непроизвольное. Включает 3 процесса: узнавание, припоминание, воспоминание (историческая память личности);

- забывание – потеря  возможности воспроизведения, а   иногда даже узнавания ранее  запомненного.

Забывание может быть частичным  или полным. Оно зависит от времени. Забывание интенсивно протекает сразу после заучивания, а затем замедляется. Надо предупреждать забывание.

          Память имеет следующие свойства:

         - объем – отражает количественные показатели и возможности запечатления, сохранения и воспроизведения человеком информации;

         - быстрота – способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации, достигать определенной скорости ее обработки и использования;

        - точность – способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание;

        - длительность – свидетельствует о способности человека удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.

Закономерности памяти:

- память имеет ограниченный объем;

- успешность воспроизведения большого объема материала зависит от характера распределения повторений во времени;

- для эффективного запоминания необходимо систематическое повторение заученного материала.

Таким образом, память – основа психической жизни человека. Без не невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о его памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Развитие памяти в дошкольном возрасте.

Память, как способность  запечатлевать и сохранять впечатления, дана человеку с  самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь. На протяжении детства  ребенок начинает последовательно  вступать в права владения собственной  памятью. Развитие памяти зависит от условий жизни ребенка, от его воспитания и обучения.

 Под влиянием внешних  воздействий в головном мозге  ребенка начинают образовываться  временные связи, которые и  составляют физиологическую основу  памяти.

Уже в середине первого  месяца жизни у младенца можно  наблюдать образование  простейших условных рефлексов. Так, двухмесячный младенец, привыкший к тому, что  его перед кормлением берут на руки, начинает затихать и искать губами грудь матери, как только его вынут  из колыбели. К концу первого полугодия, у ребенка появляется узнавание. Например, появление матери, вызывает у него положительную реакцию (младенец улыбается, всплескивает ручками). Такое узнавание требует установления более сложных временных связей между ответными реакциями ребенка и определенным комплексом раздражителей. Постепенно у младенца расширяется круг узнаваемых предметов.

Вслед за узнаванием появляется воспоминание. Ребенок, например, пытается искать исчезнувшую вещь, поворачивает голову в сторону названного предмета. Это говорит о том, что у  него возникает воспоминание о предмете, который в данные момент не воспринимается. Первоначально промежуток времени, в течение которого удерживается в памяти какое-нибудь впечатление, очень незначителен. Годовалый ребенок  воспринимает лишь то, что случилось  несколько дней назад.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятии и мышлении.

На протяжении дошкольного  детства, как показала А.А.Люблинская, наблюдается переход:

- от единичных представлений,  к оперированию обобщенными образами;

Информация о работе Практическое изучение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста