Практическое изучение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить развитие памяти детей старшего дошкольного возраста; разработать практические рекомендации по развитию памяти дошкольников.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить уровни развития памяти детей старшего дошкольного возраста;
- разработать практические рекомендации для родителей, воспитателей по развитию памяти детей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор психолого-педагогической литературы
по проблеме развития памяти детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Общая характеристика памяти как психической деятельности 5
1.2. Развитие памяти в дошкольном возрасте 9
1.3. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте 13
Глава 2. Практическое изучение уровня развития памяти детей
старшего дошкольного возраста.
2.1. Методика и результаты экспериментального исследования 17
2.2. Методические рекомендации по развитию памяти детей
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая образец.docx

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Ребенок после каждой экспозиции рисовал на новом листе бумаги. Картинка показывалась по 2 секунды  до тех пор, пока рисунок не напоминал  оригинал.

Для того чтобы сделать  вывод об уровне развития непроизвольной памяти, подсчитывалось суммарное время  запоминания фигуры по формуле:

СВ=2сек. х КП,

 где СВ – суммарное время, КП – количество показов карточки.

Если суммарное время  составило: 10 сек. и менее – это  высокий уровень развития непроизвольной памяти; от 12 – 30 сек. – средний уровень; от 32 сек. и выше – низкий уровень.

Для реализации задачи, направленной на диагностику уровня развития произвольной памяти, ребенку зачитывался ряд слов, которые он должен был постараться запомнить и воспроизвести.

Диагностический материал включал  в себя набор следующих слов: кухня, ваза, крокодил, круг, квадрат, треугольник, рыба, стихи, бобер, белка, осень, дом, Пятачок, Винни Пух, осёл, еж, заяц.

Ребенку давалась инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько  слов. Послушай внимательно и постарайся запомнить».

Если ребенок быстро и  правильно называл от 10 слов и  больше – это говорило о высоком  уровне развития произвольной памяти, от 6 – 9 слов – это средний уровень, 5 и меньше слов – это низкий уровень.

Результаты всех экспериментов  заносились в таблицу.

Представляем результаты нашего эксперимента.

 

Таблица 1. Изучение уровня развития образной памяти детей старшего дошкольного возраста.

Номер п./п.

Имя испытуемого

Возраст испытуемого

Количество набранных  баллов (названных слов)

Уровень развития памяти

1

Ильдар Х.

6

7

высокий

2

Артем Г.

6,2

7

высокий

3

Данил Ж.

6,4

6

средний

4

Леша Г.

6,1

4

средний

5

Артем Ш.

6

8

высокий

6

Динара Р.

6,2

5

средний

7

Ангелина С.

6

10

высокий

8

Арина А.

6,5

8

высокий

9

Ксюша П.

6,1

9

высокий

10

Настя Т.

6,3

7

высокий

 

Итого по группе:

   

Высокий уровень-7 человек (70%), средний-3 (30%), низкий-0.


 

Предложенное задание  не вызвало у детей затруднений. Во время проведения эксперимента, дети проговаривали слава шепотом  слова, отводили глаза от таблицы, старались  запомнить.

Многие из тех, кто показал  высокий уровень, не только называли правильно предметы, но и говорили их детали. Например, «треугольник с  кругом внутри», «кошка полосатая», «грузовик  везет бочку».

 

Таблица 2. Диагностика уровня развития непроизвольной памяти детей старшего дошкольного возраста.

Номер п./п.

Имя испытуемого

Возраст испытуемого

Коэффициент КП (количество показов картинки)

Коэффициент СВ (суммарное время)

СВ=2сек.хКП

Уровень развития памяти

1

Ильдар Х.

6

4

8

высокий

2

Артем Г.

6,2

4

8

высокий

3

Данил Ж.

6,4

5

10

высокий

4

Леша Г.

6,1

16

32

низкий

5

Артем Ш.

6

5

10

высокий

6

Динара Р.

6,2

6

12

средний

7

Ангелина С.

6

4

8

высокий

8

Арина А.

6,5

5

10

высокий

9

Ксюша П.

6,1

7

14

средний

10

Настя Т.

6,3

4

8

высокий

 

Итого по группе:

     

Высокий уровень-7 человек (70%), средний-2 (20%), низкий-1 (10%).


 

Задание, предложенное детям, не вызвало у них затруднений. Многие из испытуемых восприняли его как интересную игру.

У Леши Г. обнаружен низкий уровень развития непроизвольной памяти. Мальчик долго не мог сосредоточиться  на задании, переживал, что у него не получится.

Таблица 3. Диагностика уровня развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста.

Номер п./п.

Имя испытуемого

Возраст испытуемого

Количество набранных  баллов (названных слов)

Уровень развития памяти

1

Ильдар Х.

6

10

высокий

2

Артем Г.

6,2

7

средний

3

Данил Ж.

6,4

6

средний

4

Леша Г.

6,1

3

низкий

5

Артем Ш.

6

11

высокий

6

Динара Р.

6,2

4

низкий

7

Ангелина С.

6

11

высокий

8

Арина А.

6,5

8

средний

9

Ксюша П.

6,1

10

высокий

10

Настя Т.

6,3

10

высокий

 

Итого по группе:

   

Высокий уровень-5 человека (50%), средний-3 (30%), низкий-2 (20%).


 

В ходе проведения эксперимента выяснилось, что некоторые дети показали владение логическими приемами запоминания. Так, Ангелина С. на вопрос: «Как ты запомнила слова?» ответила, «Пятачок, Винни Пух, осел – из одной сказки. А треугольник, круг, квадрат – геометрические фигуры». Можно сделать вывод о том, что девочка группировала предметы. Таким же приемом запоминания пользовалась и Настя Т. Ильдар Х., Артем Ш. повторяли слова за экспериментатором.

Изучение образной памяти показало высокий уровень развития. Его имеют 70% испытуемых. Детей с низким уровнем нет.

Второе задание эксперимента выявило следующие показатели развития непроизвольного запоминания: 70% от общего числа испытуемых имеют высокий  уровень развития непроизвольной памяти, 20% - средний, 10% - низкий уровень.

Третье задание эксперимента показало уровень развития произвольной памяти: высокий уровень у 50% испытуемых, средний – у 30%, низкий – у 20%.

Таким образом, исследование уровня развития памяти  позволяет сделать вывод, что у испытуемых на высоком уровне развития находится образная и непроизвольная память. Задания, данные на диагностику данных видов памяти, не вызывали у детей затруднений. Они без труда запоминали материал. 50% испытуемых имеют высокий уровень развития произвольной памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методические рекомендации  по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что память ребенка индивидуальна. Не у всех детей одинаково хорошо развиты те или иные виды памяти. Память ребенка необходимо развивать  и постоянно тренировать.

Помочь развить память ребенку могут педагоги и родители. Для них можно дать несколько  рекомендаций по развитию памяти детей.

Необходимо помнить, что  память развивается с самого раннего  детства.  Поэтому заниматься ее развитием необходимо начинать на раннем этапе жизни ребенка. Богатые  возможности здесь создают игры с пальчиками; повторяемость ситуации и ее словесное обозначение; включение литературных произведений в ситуации общения с малышом.

В старшем дошкольном возрасте для развития непроизвольной памяти необходимо организовывать прогулки с  систематическими наблюдениями за объектами  окружающей среды. Успешному запоминанию  способствуют занятия, имеющие полисенсорный характер, то есть те, которые включают в работу все органы чувств. Чтобы ребенок не забывал материал, необходимо создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, побуждать ребенка активизировать сой опыт.

Так как в старшем дошкольном возрасте в развитии памяти происходит переход от непроизвольного к  произвольному запоминанию и произвольное запоминание является основой будущей учебной деятельности, взрослым необходимо обратить особое внимание на данный вид памяти.

Стоит побуждать ребенка  к сознательному воспроизведению  своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, то есть ставить цель «вспомни». Важно, чтобы  требование запомнить было вызвано  потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно  запомнить.

Следует побуждать ребенка  контролировать и оценивать мнемическую деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого необходимо сравнивать результаты воспроизведения с образцом.

Рекомендуется  обучать  детей логическим приемам запоминания. А так же использовать дидактические  игры, так как  они создают действенную  игровую мотивацию, подчиняют запоминание  близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дают взрослому возможность руководить мнемической деятельностью.

Педагогам и родителям  рекомендуется использовать специальные  игры, направленные на развитие произвольной памяти. Например, «Найди пару», «Магазин ковров» и другие (Приложение 3).

Развитию образной памяти способствуют игры такие, как «Запомни картинки», «Рисуем по памяти узоры», «Прогулка в картинках» (Приложение 4).

Таким образом, память ребенка  нуждается в развитии и постоянной тренировке. Во многом в этом вопросе  педагогам и родителям помогут  разработанные рекомендации.

 

 

Итак, для изучения уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование. На основании проведенных экспериментов можно сделать вывод о том, что у детей на высоком уровне развития находится образная и непроизвольная память.

Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному запоминанию. Выявлен средний уровень развития произвольной памяти. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный вид памяти «растет и развивается».

Многим детям со средними и низкими результатами, необходимо развивать и постоянно тренировать  свою память. Для этого разработаны  специальные игры и упражнения.

Их рекомендовано использовать педагогам в воспитательном и  коррекционном процессе, а так  же родителям для занятий с  детьми дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пензенский государственный  педагогический университет 

имени В.Г.Белинского

 

Кафедра                                                                                                Факультет

Педагогики и психологии                                                                   Начального и специального

начального и специального образования.                                         образования.

 

 

 

Курсовая работа по психологии

Информация о работе Практическое изучение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста