Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:58, курсовая работа
Цель: изучить развитие памяти детей старшего дошкольного возраста; разработать практические рекомендации по развитию памяти дошкольников.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить уровни развития памяти детей старшего дошкольного возраста;
- разработать практические рекомендации для родителей, воспитателей по развитию памяти детей.
Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор психолого-педагогической литературы
по проблеме развития памяти детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Общая характеристика памяти как психической деятельности 5
1.2. Развитие памяти в дошкольном возрасте 9
1.3. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте 13
Глава 2. Практическое изучение уровня развития памяти детей
старшего дошкольного возраста.
2.1. Методика и результаты экспериментального исследования 17
2.2. Методические рекомендации по развитию памяти детей
Заключение
Список использованной литературы
Ребенок после каждой экспозиции рисовал на новом листе бумаги. Картинка показывалась по 2 секунды до тех пор, пока рисунок не напоминал оригинал.
Для того чтобы сделать вывод об уровне развития непроизвольной памяти, подсчитывалось суммарное время запоминания фигуры по формуле:
СВ=2сек. х КП,
где СВ – суммарное время, КП – количество показов карточки.
Если суммарное время составило: 10 сек. и менее – это высокий уровень развития непроизвольной памяти; от 12 – 30 сек. – средний уровень; от 32 сек. и выше – низкий уровень.
Для реализации задачи, направленной на диагностику уровня развития произвольной памяти, ребенку зачитывался ряд слов, которые он должен был постараться запомнить и воспроизвести.
Диагностический материал включал в себя набор следующих слов: кухня, ваза, крокодил, круг, квадрат, треугольник, рыба, стихи, бобер, белка, осень, дом, Пятачок, Винни Пух, осёл, еж, заяц.
Ребенку давалась инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько слов. Послушай внимательно и постарайся запомнить».
Если ребенок быстро и правильно называл от 10 слов и больше – это говорило о высоком уровне развития произвольной памяти, от 6 – 9 слов – это средний уровень, 5 и меньше слов – это низкий уровень.
Результаты всех экспериментов заносились в таблицу.
Представляем результаты нашего эксперимента.
Таблица 1. Изучение уровня развития образной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Номер п./п. |
Имя испытуемого |
Возраст испытуемого |
Количество набранных баллов (названных слов) |
Уровень развития памяти |
1 |
Ильдар Х. |
6 |
7 |
высокий |
2 |
Артем Г. |
6,2 |
7 |
высокий |
3 |
Данил Ж. |
6,4 |
6 |
средний |
4 |
Леша Г. |
6,1 |
4 |
средний |
5 |
Артем Ш. |
6 |
8 |
высокий |
6 |
Динара Р. |
6,2 |
5 |
средний |
7 |
Ангелина С. |
6 |
10 |
высокий |
8 |
Арина А. |
6,5 |
8 |
высокий |
9 |
Ксюша П. |
6,1 |
9 |
высокий |
10 |
Настя Т. |
6,3 |
7 |
высокий |
Итого по группе: |
Высокий уровень-7 человек (70%), средний-3 (30%), низкий-0. |
Предложенное задание не вызвало у детей затруднений. Во время проведения эксперимента, дети проговаривали слава шепотом слова, отводили глаза от таблицы, старались запомнить.
Многие из тех, кто показал высокий уровень, не только называли правильно предметы, но и говорили их детали. Например, «треугольник с кругом внутри», «кошка полосатая», «грузовик везет бочку».
Таблица 2. Диагностика уровня развития непроизвольной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Номер п./п. |
Имя испытуемого |
Возраст испытуемого |
Коэффициент КП (количество показов картинки) |
Коэффициент СВ (суммарное время) СВ=2сек.хКП |
Уровень развития памяти |
1 |
Ильдар Х. |
6 |
4 |
8 |
высокий |
2 |
Артем Г. |
6,2 |
4 |
8 |
высокий |
3 |
Данил Ж. |
6,4 |
5 |
10 |
высокий |
4 |
Леша Г. |
6,1 |
16 |
32 |
низкий |
5 |
Артем Ш. |
6 |
5 |
10 |
высокий |
6 |
Динара Р. |
6,2 |
6 |
12 |
средний |
7 |
Ангелина С. |
6 |
4 |
8 |
высокий |
8 |
Арина А. |
6,5 |
5 |
10 |
высокий |
9 |
Ксюша П. |
6,1 |
7 |
14 |
средний |
10 |
Настя Т. |
6,3 |
4 |
8 |
высокий |
Итого по группе: |
Высокий уровень-7 человек (70%), средний-2 (20%), низкий-1 (10%). |
Задание, предложенное детям, не вызвало у них затруднений. Многие из испытуемых восприняли его как интересную игру.
У Леши Г. обнаружен низкий уровень развития непроизвольной памяти. Мальчик долго не мог сосредоточиться на задании, переживал, что у него не получится.
Таблица 3. Диагностика уровня развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Номер п./п. |
Имя испытуемого |
Возраст испытуемого |
Количество набранных баллов (названных слов) |
Уровень развития памяти |
1 |
Ильдар Х. |
6 |
10 |
высокий |
2 |
Артем Г. |
6,2 |
7 |
средний |
3 |
Данил Ж. |
6,4 |
6 |
средний |
4 |
Леша Г. |
6,1 |
3 |
низкий |
5 |
Артем Ш. |
6 |
11 |
высокий |
6 |
Динара Р. |
6,2 |
4 |
низкий |
7 |
Ангелина С. |
6 |
11 |
высокий |
8 |
Арина А. |
6,5 |
8 |
средний |
9 |
Ксюша П. |
6,1 |
10 |
высокий |
10 |
Настя Т. |
6,3 |
10 |
высокий |
Итого по группе: |
Высокий уровень-5 человека (50%), средний-3 (30%), низкий-2 (20%). |
В ходе проведения эксперимента выяснилось, что некоторые дети показали владение логическими приемами запоминания. Так, Ангелина С. на вопрос: «Как ты запомнила слова?» ответила, «Пятачок, Винни Пух, осел – из одной сказки. А треугольник, круг, квадрат – геометрические фигуры». Можно сделать вывод о том, что девочка группировала предметы. Таким же приемом запоминания пользовалась и Настя Т. Ильдар Х., Артем Ш. повторяли слова за экспериментатором.
Изучение образной памяти показало высокий уровень развития. Его имеют 70% испытуемых. Детей с низким уровнем нет.
Второе задание эксперимента выявило следующие показатели развития непроизвольного запоминания: 70% от общего числа испытуемых имеют высокий уровень развития непроизвольной памяти, 20% - средний, 10% - низкий уровень.
Третье задание эксперимента показало уровень развития произвольной памяти: высокий уровень у 50% испытуемых, средний – у 30%, низкий – у 20%.
Таким образом, исследование уровня развития памяти позволяет сделать вывод, что у испытуемых на высоком уровне развития находится образная и непроизвольная память. Задания, данные на диагностику данных видов памяти, не вызывали у детей затруднений. Они без труда запоминали материал. 50% испытуемых имеют высокий уровень развития произвольной памяти.
2.2. Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что память ребенка индивидуальна. Не у всех детей одинаково хорошо развиты те или иные виды памяти. Память ребенка необходимо развивать и постоянно тренировать.
Помочь развить память ребенку могут педагоги и родители. Для них можно дать несколько рекомендаций по развитию памяти детей.
Необходимо помнить, что память развивается с самого раннего детства. Поэтому заниматься ее развитием необходимо начинать на раннем этапе жизни ребенка. Богатые возможности здесь создают игры с пальчиками; повторяемость ситуации и ее словесное обозначение; включение литературных произведений в ситуации общения с малышом.
В старшем дошкольном возрасте для развития непроизвольной памяти необходимо организовывать прогулки с систематическими наблюдениями за объектами окружающей среды. Успешному запоминанию способствуют занятия, имеющие полисенсорный характер, то есть те, которые включают в работу все органы чувств. Чтобы ребенок не забывал материал, необходимо создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, побуждать ребенка активизировать сой опыт.
Так как в старшем дошкольном возрасте в развитии памяти происходит переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и произвольное запоминание является основой будущей учебной деятельности, взрослым необходимо обратить особое внимание на данный вид памяти.
Стоит побуждать ребенка
к сознательному
Следует побуждать ребенка контролировать и оценивать мнемическую деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого необходимо сравнивать результаты воспроизведения с образцом.
Рекомендуется обучать детей логическим приемам запоминания. А так же использовать дидактические игры, так как они создают действенную игровую мотивацию, подчиняют запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дают взрослому возможность руководить мнемической деятельностью.
Педагогам и родителям рекомендуется использовать специальные игры, направленные на развитие произвольной памяти. Например, «Найди пару», «Магазин ковров» и другие (Приложение 3).
Развитию образной памяти способствуют игры такие, как «Запомни картинки», «Рисуем по памяти узоры», «Прогулка в картинках» (Приложение 4).
Таким образом, память ребенка нуждается в развитии и постоянной тренировке. Во многом в этом вопросе педагогам и родителям помогут разработанные рекомендации.
Итак, для изучения уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование. На основании проведенных экспериментов можно сделать вывод о том, что у детей на высоком уровне развития находится образная и непроизвольная память.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному запоминанию. Выявлен средний уровень развития произвольной памяти. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный вид памяти «растет и развивается».
Многим детям со средними
и низкими результатами, необходимо
развивать и постоянно
Их рекомендовано использовать педагогам в воспитательном и коррекционном процессе, а так же родителям для занятий с детьми дома.
Пензенский государственный педагогический университет
имени В.Г.Белинского
Кафедра
Педагогики и психологии
начального и специального
образования.
Курсовая работа по психологии
Информация о работе Практическое изучение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста