Практическое изучение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить развитие памяти детей старшего дошкольного возраста; разработать практические рекомендации по развитию памяти дошкольников.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить уровни развития памяти детей старшего дошкольного возраста;
- разработать практические рекомендации для родителей, воспитателей по развитию памяти детей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор психолого-педагогической литературы
по проблеме развития памяти детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Общая характеристика памяти как психической деятельности 5
1.2. Развитие памяти в дошкольном возрасте 9
1.3. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте 13
Глава 2. Практическое изучение уровня развития памяти детей
старшего дошкольного возраста.
2.1. Методика и результаты экспериментального исследования 17
2.2. Методические рекомендации по развитию памяти детей
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая образец.docx

— 1.08 Мб (Скачать файл)

- от «нелогичного», часто  смутного, расплывчатого образа, в  котором нет основных частей, к образу, четко дифференцированному,  логически осмысленному, вызывающему  определенное отношение к нему  ребенка;

- от оперирования отдельными  оторванными друг от друга  представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы в многообразии связей [43].

У дошкольника меняется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Например, ребенок танцует и размахивает  платочком. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа. Он уже не только правильно двигается, но может  одновременно решать другие задачи. Например, в подвижной игре дошкольник выполняет соответствующие основные действия, а также следит за выполнением правил сверстниками и сам их соблюдает. Именно поэтому малышу становятся доступны игры с элементами спорта, эстафеты, игры-аттракционы.

Словесная память дошкольника  интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении  со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

На протяжении всего дошкольного  возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость от таких его способностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, движение, контраст и др. Именно  поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

Важнейшее изменение в  памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка начинает приобретать элементы  произвольности. Впервые действие самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6 летние дошкольники исправляют текстуальные неточности. Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление  личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения  со взрослыми и сверстниками. Так, малыш может долго помнить обиду, подарок ко дню рождения.

Можно выделить следующие  особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

- преобладает непроизвольная  образная память;

- память, все больше объединяясь  с речью и мышлением, приобретает  интеллектуальный характер;

- развитие памяти включается  в развитие личности.

Существуют особенности  развития памяти, связанные с полом  ребенка. У мальчиков и девочек  созревание различных образований  головного мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий. Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками – правого. Какое это имеет отношение к памяти? Учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память. Правому полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, образной памяти.

Таким образом, развитие памяти в дошкольном возрасте связано с  изменениями в психической жизни  ребенка и проходит сложный путь развития. У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти. Основные виды памяти развиваются у ребенка в следующей последовательности: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности развития  памяти в старшем дошкольном  возрасте.

В старшем дошкольном возрасте происходят процессы, приводящие к  формированию произвольной памяти. До 3-4 лет процессы запоминания и  воспроизведения материала являются не самостоятельными, включенными в состав деятельности ребенка. Память ребенка непроизвольна. В старшем дошкольном возрасте совершается переход от непроизвольного запоминания к произвольному активному запоминанию.

Память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется  специальной цели – запомнить. Ребенок  начинает принимать указания взрослого  запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения  и контролировать его ход.

Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано  с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением мотивации и умения подчинять свои действия относительно целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Первоначально цель запомнить  формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей  у ребенка появляется намерение  что-либо запомнить для припоминания в будущем. Припоминание раньше, чем  запоминание, становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил. Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности.

 При специальном обучении  и контроля со стороны взрослого  дошкольнику становятся доступными  логические приемы запоминания,  в качестве которых выступают  мыслительные операции. Такими могут  быть: схематизация, классификация,  соотнесение с ранее известным.

На примере исследования З.М. Истоминой, можно проследить, что  происходит с памятью ребенка  [14, с. 184] .

Группе детей  прочитывали 10 слов, просили запомнить, чтобы  затем назвать. Эти результаты сравнивали с запоминанием такого же количества слов, когда оно было включено в  игру. Было две игры: «магазин», «детский сад». Они объединялись в общий  сюжет (ребенок покупал в магазине предметы, необходимые для детского сада, он должен был запомнить, что ему надо купить в магазине). Оказалось, что дети 4 лет значительно лучше запоминают в игре, то есть непроизвольно. Лишь старшие дошкольники не только выслушивали поручение, но и активно пытались запомнить, повторяя за экспериментатором вслух или беззвучно шевеля губами. Но вопрос, как им удалось запомнить поручения, дети часто отвечали: «Я повторял». Повторение и есть самый простой, ранний прием запоминания. Он легко осознается детьми.

Существенное значение имеет  следующая фаза развития – переход  к мысленному повторению. Становление  запоминания, как внутреннего процесса, делает возможным его развитие.

Осознание ребенком цели запомнить, стимулирует осознанный поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Первоначальные способы запоминания и припоминания очень примитивны: повторение поручения  вслед за взрослым, проговаривание материала шепотом и т.п. В дальнейшем появляются и более сложные приемы запоминания: припоминание вспомогательных средств, требующих умения создавать новые связи, новую структуру, искать опору на уже известное (в качестве вспомогательных средств могут выступать картинки, наглядные модели, слова). Начинается развитие произвольной логической памяти.

Ребенок 6-7 лет уже умеет  группировать слова, данные ему для  запоминания. Это становится возможным потому, что знания шестилетнего ребенка позволяют не запоминать в чистом виде, как он это делал в 4 года, а ассоциировать новую информацию с уже имеющейся, встраивать ее в уже сложившуюся систему.

Память в старшем дошкольном возрасте по преимуществу носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет интерес, дает наибольшие впечатления. Но по сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом роль непроизвольного запоминания уменьшается, а прочность запоминания возрастает. Увеличивается время, спустя которое ребенок может воспроизвести полученные впечатления.

Произвольное запоминание, только наметившееся на определенных этапах развития, получает свое дальнейшее развитие. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой  умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним  из условий достижения успеха.

Дети старшего дошкольного  возраста хорошо запоминают лица, события, места.

В этом возрасте значительного  развития достигает словесно-логическая память. Ребенок 6 лет уже  свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, устанавливает логические связи. Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала.

В исследованиях Я.Л. Коломинского отмечается, что у шестилетних детей хорошо развито механическое запоминание. Основную роль в развитии логического запоминания играет обучение [7].

Так же у старших дошкольников достаточно  развиты такие виды памяти, как двигательная, эмоциональная, наглядно-образная.

Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребенок будет  запоминать только то, что его непосредственно  интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые  выдвигаются школьной программой.

Дальнейшее развитие памяти происходит уже в школьном возрасте. Под влиянием систематического обучения произвольная память, которая только начинала складываться в дошкольном возрасте, достигает у школьника высоких ступеней развития.

Таким образом, в старшем  дошкольном возрасте наиболее важным в развитии памяти является то, что  складываются элементы произвольной памяти. Формируются предпосылки для  овладения логическими приемами запоминания.

 

 

Итак, память – основа психической жизни человека, основа его сознания. Она начинает развиваться с самого раннего возраста.

Развитие памяти дошкольников тесно связано с развитием  мышления. При созревании ребенка, у  него возникают моторная (двигательная), эмоциональная, образная и словесная  память, именно в данной последовательности. Образная непроизвольная память у дошкольников является доминирующим видом памяти.

Качественно новые характеристики памяти появляются в старшем дошкольном возрасте. Память в этом возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию. Произвольная память дошкольников тесно связана с постановкой перед ним специальных мнемических задач. Дети часто выделяют для себя цель что-либо запомнить или припомнить, умеют ставить перед собой задачу. В этом возрасте развивается словесно-логическая память. У старших дошкольников так же развиты и другие виды памяти.

Совершенствование памяти ребенка  происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.

 

 

 

 

Глава 2. Практическое изучение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста

2.1. Методика и результаты  экспериментального исследования

Цель исследования: изучение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- изучение уровня развития  образной памяти;

- диагностика уровня развития  непроизвольной памяти;

- диагностика уровня развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании принимали  участие дошкольники в количестве 10 человек (соотношение по полу 50% - мальчики, 50% - девочки) подготовительной группы общеразвивающей направленности. База исследования: МДОУ детский сад № 23 г. Кузнецка. Возраст испытуемых – 6 лет.

Для реализации первой задачи мы использовали методику «Посмотри  и назови» [42, с. 62]. Данная методика предназначена для изучения образной памяти. Она проводилась индивидуально с каждым ребенком. Испытуемому давалась задача: в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагались в виде таблицы (Приложение 1).

Задача ребенка, после  того, как убиралась таблица, - словесно выразить те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводилась по количеству правильно  воспроизведенных образов. Если ребенок  называл от 7 и более слов –  это свидетельствовало о высоком  уровне развития образной памяти, от 4 – 6 слов – это средний уровень, от 0 – 3 – низкий.

Для реализации второй задачи, использовалась методика, направленная на диагностику непроизвольной памяти [45, с.45].

Для ее проведения потребовались: часы с секундной стрелкой, карандаш, лист бумаги 10х15 см., карточка, на которой нарисована фигура из трех пересекающихся линий (Приложение 2).

Ребенку давалась следующая  инструкция: «Сейчас я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться запомнить  ее и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь  и не нарисуешь эту фигуру. О  том, что сейчас покажу карточку, я  буду предупреждать словом «Внимание!». После того, как я уберу карточку, ты можешь начинать рисовать».

Информация о работе Практическое изучение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста