Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:58, курсовая работа
Цель: изучить развитие памяти детей старшего дошкольного возраста; разработать практические рекомендации по развитию памяти дошкольников.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить уровни развития памяти детей старшего дошкольного возраста;
- разработать практические рекомендации для родителей, воспитателей по развитию памяти детей.
Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор психолого-педагогической литературы
по проблеме развития памяти детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Общая характеристика памяти как психической деятельности 5
1.2. Развитие памяти в дошкольном возрасте 9
1.3. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте 13
Глава 2. Практическое изучение уровня развития памяти детей
старшего дошкольного возраста.
2.1. Методика и результаты экспериментального исследования 17
2.2. Методические рекомендации по развитию памяти детей
Заключение
Список использованной литературы
- от «нелогичного», часто смутного, расплывчатого образа, в котором нет основных частей, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;
- от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы в многообразии связей [43].
У дошкольника меняется содержание
двигательной памяти. Движения становятся
сложными, включают несколько компонентов.
Например, ребенок танцует и размахивает
платочком. Движения осуществляются на
основе сформированного в памяти
зрительно-двигательного
Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.
На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость от таких его способностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, движение, контраст и др. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.
Важнейшее изменение в
памяти дошкольника происходит примерно
в четырехлетнем возрасте. Память
ребенка начинает приобретать элементы
произвольности. Впервые действие самоконтроля
проявляется у ребенка в 4 года.
А резкое изменение его уровня
происходит при переходе от 4 к 5 годам.
Дети 5-6 лет уже успешно контролируют
себя, запоминая или воспроизводя
материал. С возрастом меняется стремление
к полному и точному
Важным моментом в развитии
памяти дошкольника выступает
Можно выделить следующие особенности развития памяти в дошкольном возрасте:
- преобладает непроизвольная образная память;
- память, все больше объединяясь
с речью и мышлением,
- развитие памяти включается в развитие личности.
Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек созревание различных образований головного мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий. Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками – правого. Какое это имеет отношение к памяти? Учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память. Правому полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, образной памяти.
Таким образом, развитие памяти
в дошкольном возрасте связано с
изменениями в психической
1.3. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте.
В старшем дошкольном возрасте
происходят процессы, приводящие к
формированию произвольной памяти. До
3-4 лет процессы запоминания и
воспроизведения материала
Память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели – запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.
Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением мотивации и умения подчинять свои действия относительно целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил. Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности.
При специальном обучении
и контроля со стороны
На примере исследования З.М. Истоминой, можно проследить, что происходит с памятью ребенка [14, с. 184] .
Группе детей прочитывали 10 слов, просили запомнить, чтобы затем назвать. Эти результаты сравнивали с запоминанием такого же количества слов, когда оно было включено в игру. Было две игры: «магазин», «детский сад». Они объединялись в общий сюжет (ребенок покупал в магазине предметы, необходимые для детского сада, он должен был запомнить, что ему надо купить в магазине). Оказалось, что дети 4 лет значительно лучше запоминают в игре, то есть непроизвольно. Лишь старшие дошкольники не только выслушивали поручение, но и активно пытались запомнить, повторяя за экспериментатором вслух или беззвучно шевеля губами. Но вопрос, как им удалось запомнить поручения, дети часто отвечали: «Я повторял». Повторение и есть самый простой, ранний прием запоминания. Он легко осознается детьми.
Существенное значение имеет следующая фаза развития – переход к мысленному повторению. Становление запоминания, как внутреннего процесса, делает возможным его развитие.
Осознание ребенком цели запомнить,
стимулирует осознанный поиск приемов,
с помощью которых можно
Ребенок 6-7 лет уже умеет группировать слова, данные ему для запоминания. Это становится возможным потому, что знания шестилетнего ребенка позволяют не запоминать в чистом виде, как он это делал в 4 года, а ассоциировать новую информацию с уже имеющейся, встраивать ее в уже сложившуюся систему.
Память в старшем дошкольном возрасте по преимуществу носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет интерес, дает наибольшие впечатления. Но по сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом роль непроизвольного запоминания уменьшается, а прочность запоминания возрастает. Увеличивается время, спустя которое ребенок может воспроизвести полученные впечатления.
Произвольное запоминание, только наметившееся на определенных этапах развития, получает свое дальнейшее развитие. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.
Дети старшего дошкольного возраста хорошо запоминают лица, события, места.
В этом возрасте значительного развития достигает словесно-логическая память. Ребенок 6 лет уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, устанавливает логические связи. Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала.
В исследованиях Я.Л. Коломинского отмечается, что у шестилетних детей хорошо развито механическое запоминание. Основную роль в развитии логического запоминания играет обучение [7].
Так же у старших дошкольников достаточно развиты такие виды памяти, как двигательная, эмоциональная, наглядно-образная.
Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребенок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой.
Дальнейшее развитие памяти происходит уже в школьном возрасте. Под влиянием систематического обучения произвольная память, которая только начинала складываться в дошкольном возрасте, достигает у школьника высоких ступеней развития.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте наиболее важным в развитии памяти является то, что складываются элементы произвольной памяти. Формируются предпосылки для овладения логическими приемами запоминания.
Итак, память – основа психической жизни человека, основа его сознания. Она начинает развиваться с самого раннего возраста.
Развитие памяти дошкольников тесно связано с развитием мышления. При созревании ребенка, у него возникают моторная (двигательная), эмоциональная, образная и словесная память, именно в данной последовательности. Образная непроизвольная память у дошкольников является доминирующим видом памяти.
Качественно новые характеристики памяти появляются в старшем дошкольном возрасте. Память в этом возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию. Произвольная память дошкольников тесно связана с постановкой перед ним специальных мнемических задач. Дети часто выделяют для себя цель что-либо запомнить или припомнить, умеют ставить перед собой задачу. В этом возрасте развивается словесно-логическая память. У старших дошкольников так же развиты и другие виды памяти.
Совершенствование памяти ребенка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.
Глава 2. Практическое изучение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста
2.1. Методика и результаты экспериментального исследования
Цель исследования: изучение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучение уровня развития образной памяти;
- диагностика уровня развития непроизвольной памяти;
- диагностика уровня развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании принимали
участие дошкольники в
Для реализации первой задачи мы использовали методику «Посмотри и назови» [42, с. 62]. Данная методика предназначена для изучения образной памяти. Она проводилась индивидуально с каждым ребенком. Испытуемому давалась задача: в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагались в виде таблицы (Приложение 1).
Задача ребенка, после того, как убиралась таблица, - словесно выразить те образы, которые он запомнил.
Оценка результатов
Для реализации второй задачи, использовалась методика, направленная на диагностику непроизвольной памяти [45, с.45].
Для ее проведения потребовались: часы с секундной стрелкой, карандаш, лист бумаги 10х15 см., карточка, на которой нарисована фигура из трех пересекающихся линий (Приложение 2).
Ребенку давалась следующая инструкция: «Сейчас я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться запомнить ее и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что сейчас покажу карточку, я буду предупреждать словом «Внимание!». После того, как я уберу карточку, ты можешь начинать рисовать».
Информация о работе Практическое изучение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста