Практическое изучение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить развитие памяти детей старшего дошкольного возраста; разработать практические рекомендации по развитию памяти дошкольников.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить уровни развития памяти детей старшего дошкольного возраста;
- разработать практические рекомендации для родителей, воспитателей по развитию памяти детей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор психолого-педагогической литературы
по проблеме развития памяти детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Общая характеристика памяти как психической деятельности 5
1.2. Развитие памяти в дошкольном возрасте 9
1.3. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте 13
Глава 2. Практическое изучение уровня развития памяти детей
старшего дошкольного возраста.
2.1. Методика и результаты экспериментального исследования 17
2.2. Методические рекомендации по развитию памяти детей
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая образец.docx

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Развитие памяти детей  старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

Выполнила:

 Студентка 

группы ЛП-31

ФН и СО

Никонова 

Анна Петровна

Научный руководитель:

Галич Галина Олеговна

 

 

 

г. Пенза

2011 г

Заключение

Память – основа психической  жизни человека, основа его сознания.

Проблема изучения развития памяти детей старшего дошкольного  возраста, является одной из важных психолого-педагогических проблем. От того, насколько хорошо развита у  ребенка память, зависит его успешное обучение в школе, адаптация к  постоянным умственным нагрузкам.

Развитие памяти дошкольников связано с развитием мышления, восприятия. Образная непроизвольная память является ведущим видом памяти в дошкольном возрасте.

Качественно новые характеристики память приобретает в старшем  дошкольном возрасте. Память в этом возрасте характеризуется постепенным  переходом от непроизвольного запоминания  к произвольному. Произвольная память дошкольников связана с постановкой специальных мнемических задач. В этом возрасте развивается словесно-логическая память.

Целью работы было изучить  развитие памяти детей старшего дошкольного  возраста.

На экспериментальном  уровне нами были выбраны методики, направленные на  диагностику образной, непроизвольной и произвольной памяти.

Анализ полученных данных показал, что на высоком уровне развития находится образная и непроизвольная память. Это можно объяснить тем, что данные виды памяти являются ведущими в дошкольном возрасте.

Наблюдается постепенный  переход от непроизвольного запоминания  к произвольному. Дети, имеющие высокий уровень развития уровень произвольной памяти составили 50% (средний уровень). Следовательно, произвольная память хорошо развивается.

Кроме детей имеющих высокий  уровень развития памяти, есть и  те, кто показал средний результат  и низкий. Их память необходимо развивать.

 Для педагогов и  родителей мы разработали рекомендации, которые помогут им в развитии  памяти детей. Разрабатывая рекомендации, особое внимание мы уделили развитию произвольной памяти, так как ее хорошее развитие является залогом успешного обучения в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Материал к методике «Посмотри  и назови».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Материал для диагностики  непроизвольной памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ                 

Занятие на тему: «Моя семья» 

 

Программное содержание. Состав семьи; Фамилия, имя и отчество членов семьи. Где работают взрослые, что делают, какую пользу приносят людям своим трудом. Каким трудом взрослые заняты дома (готовят, стирают, убирают и т.д.). Дети помогают старшим в их домашнем труде. Взрослые заботятся о детях, делают всё, чтобы они росли счастливыми.

Триединая дидактическая  цель.

1. Обучающий аспект (знания, умения). Знать фамилию, полное  имя близких родственников, где  работают, какую пользу приносят  людям своим трудом. Уметь оказать  посильную помощь взрослым дома.

2. Воспитательный аспект. Воспитывать бережное отношение  к своим родным, гордость за  своих близких.

3. Развивающий аспект. Развивать  умение выделять общественную  значимость труда, составлять  небольшие рассказы.

Подготовительная  работа. Выявить знание детьми состава своей семьи, полных имён близких, их занятий на работе и дома. Выяснить, у кого в семье есть бабушки и дедушки, что дети знают об их жизни; какие обязанности дети имеют дома. Предложить родителям рассказать детям о своей работе, о её назначении для людей. Уточнить, кто из родителей воспитанников имеет какие-либо награды за труд. Рассмотреть с детьми слайды "Помощники".

Формы, методы, приёмы. Занятие. Беседа, рассказы детей по фотографиям о своих близких, отсроченные задания, чтение рассказа.

Связь с другими  занятиями. Развитие речи. Беседа о труде родителей. Чтение рассказа А. Донченко "Петрусь и золотое яичко". Рисование "Моя мама", "Моя семья".

Игры. Поощрять сюжетно-ролевые игры "Семья". Дидактическая игра "Расскажи о своих родителях" (используя фотографии).

Оборудование. Выставка фотографий, рассказ Д. Габе "Работа". Практическая деятельность. Помощь родителям в их домашних делах. Участие детей в оформлении стенда с фотографиями.

Ход занятия.

В группе сделан стенд, на котором  помещены фотографии членов семей воспитанников  группы.

Ребята, посмотрите на стенд  и догадайтесь, о чём мы сегодня  будем говорить на занятии.

Сегодня вы будете рассказывать о своей семье, родных и близких  людях.

Как называют людей-родственников, которые живут вместе? (Семья).

Семьи бывают большие и  маленькие.

Какая семья называется большой? Маленькой?

Сейчас вы про себя сосчитаете, сколько человек в вашей семье, а потом мне cкaжeтe.

Воспитатель спрашивает нескольких детей.

Как зовут ваших родственников? (Назвать полное имя). Где работают ваши родные?

Какую пользу людям они  приносят своим трудом?

Во время ответов детей  следует подчёркивать общественную значимость труда их родителей, вызывая  гордость у ребёнка от сознания важности труда близких. Ребятам предлагается представить, что бы случилось, если бы не было людей тех или иных профессий.

Ваши родители работают на разных предприятиях, учреждениях. Их труд очень нужен всем людям. За хороший труд в нашей стране награждают.

Воспитатель называет родителей, отмеченных наградами за успешный труд.

У ваших родных много дел  не только на работе, но и дома. Чем  взрослые заняты дома?

Как они заботятся о  вас? Что делают для вас?

Как вы помогаете родным дома? Почему нужно помогать родителям?

Все в семье очень любят  друг друга. Взрослые заботятся о  детях, а дети - о взрослых.

Физкультминутка.

А теперь вы будете показывать фотографии, на которых запечатлены  ваши родители во время работы на предприятии, дома, на отдыхе, на празднике, и рассказывать о своих близких так:

- кто изображён на фото;

- за что вы лю6ите  своих родных;

- как помогаете им.

После ответов 5-6 детей воспитатель  предлагает детям послушать рассказ  о том, как одна девочка помогала своим родителям.

Воспитатель даёт детям задание  принести к следующему занятию в  детский сад носовые платочки, которые они выстирали и выгладили  сами, блюдо, приготовленное вместе со старшими, подклеенные книги, игрушки, отремонтированные с папой.

МАТЬ И ДЕТИ

Кто вас, детки, крепко любит,

Кто вас нежно так голубит,

Не смыкая ночи глаз,

Всё заботится о вас? -

"Мама дорогая"

Колыбель кто вам качает,

Кто вас песней забавляет

Или сказку говорит,

Кто игрушки вам дарит?

"Мама золотая!"

Если, детки, вы ленивы,

Непослушны, шаловливы,

Как бывает иногда,

Кто же слёзы льет тогда?

"Всё она - родная!"

- О ком говорится в  стихотворении?

- Что рассказывается в  стихотворении о маме?

- Почему о маме говорится,  что она "золотая"?

СТИХИ О МАМЕ 

 

Если солнышко проснулось,

Утро засияло.

Если мама улыбнулась –

Так отрадно стало.

Так пускай, всегда сверкая,

Светит солнце людям,

Никогда тебя, родная,

Огорчать не будем!

Если в тучах солнце скрылось,

Замолчали птицы.

Если мама огорчилась -

Где нам веселиться!

- Понравилось вам стихотворение?

- С чем сравнивается  мама в этом стихотворении?

- Почему дети говорят,  что никогда не будут огорчать  свою

маму?

Давайте ещё раз рассмотрим обложку к сборнику

«Калыханкi». Похожа мама на солнышко?

- Почему мамино лицо  напоминает нам солнце? Какие  приёмы

использовала художница  для этого?

Можно обобщить детские высказывания:

"Художница изобразила  маму в красном платочке, бахрома

которого напоминает солнечные лучи. Мама нарисована на   

фоне окна, в котором видна пролетающая ласточка. Можно

подумать, что это солнышко заглянуло в окошко и мило

улыбается нам."

Бабушка 

 

Мы с моею бабушкой

Старые друзья.

До чего хорошая

Бабушка моя!

Сказок знает столько,

Что не перечесть,

И всегда в запасе

Новенькие есть!

А вот руки бабушки –

это просто клад.

Быть без дела бабушке

руки не велят.

Золотые, ловкие,

Как люблю я их!

Нет, других, наверное,

Не найти таких!

Младший брат

3венели птичьи голоса,

В саду цвела сирень,

Весной Андрюша родился

В один хороший день.

Гордится мальчиком отец,

А Света-

Ей шесть лет-

Кричит братишке: - Молодец,

Что родился на - свет!

Прочитав детям стихотворения воспитатель анализирует их совместно с детьми, потом они совместно сочиняют стихотворения на основе рифмы и подводят итоги.

 

 

 

                         Занятие на тему: «Мой дом». 

 

Программное содержание. Домашний адрес. Из какого материала построен дом, какого он цвета, количество этажей в доме. Зелёные насаждения возле дома, игровое оборудование. Этаж, на котором находится квартира. Количество комнат в квартире, их назначение. Обстановка в детской комнате.

Триединая дидактическая  цель.

I. Обучающий аспект (знания, умения). Знать свой домашний адрес,  особенности внешнего вида дома  и двора. Знать, как нужно  соблюдать в доме и квартире  чистоту, беречь имущество. Уметь  рассказать о своём доме, своей  квартире. Уметь бережно относиться  к личным вещам, соблюдать чистоту  в доме и во дворе.

2. Воспитательный аспект. Воспитывать любовь к родному  дому, 6ережное отношение к личному  и общественному имуществу, аккуратность.

3. Развивающий аспект. Развитие  образной памяти. Подготовительная  работа. Посоветовать родителям закрепить с ребёнком знание домашнего адреса, объяснить название улицы, рассмотреть свой дом и лю6имую комнату ребёнка. Выявляющая беседа о том, что дети знают о своём доме: какие игрушки, книги у них есть, как они их берегут. Целевая прогулка к одному из жилых домов. Выставка рисунков на тему "Дом, в котором я живу".

Формы, методы, приёмы. Занятие. Беседа по закреплению знаний, рассказы детей из личного опыта, игровой приём, рисование своей комнаты.

Связь с другими  занятиями. Развитие речи. Дидактическая игра "Устроим квартиру Незнайке". Рисование "Мой дом", "Моя лю6имая комната".

Игры. Поддерживать сюжетно-ролевую игру "Дом".

Оборудование. Кукла, набор кукольной мебели, карандаши, бумага.

Практическая  деятельность. Устройство квартиры для Незнайки. Помощь родителям в уборке квартиры, поддержании чистоты в доме. Помощь няне в уборке групповой комнаты.

Ход занятия

Сегодня на занятии будем  беседовать о домах, в которых  вы живёте. Но прежде вспомним, как называется наш город. Город Минск большой, в нём много улиц и  домов.

Для чего в городе много  домов?

Как называется улица и какой номер дома, в котором вы живёте? Почему так называется улица?

Информация о работе Практическое изучение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста