Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:33, реферат
Летом 1956 года в Северной Атлантике двигались друг другу навстречу два быстроходных пассажирских лайнера: один – из Европы в Америку, другой – из Америки в Европу. Это были шведский лайнер «Стокгольм» и итальянский «Андреа Дориа» - одно из крупнейших и наиболее современных пассажирских судов мира. Видимость была неважная, временами суда попадали в полосы густого тумана.
Введение в инженерную психологию
Предмет инженерной психологии. Система «человек-машина».
|
Экран индикатора кругового обзора судовой радиолокационной станции |
Летом 1956 года в Северной Атлантике двигались друг другу навстречу два быстроходных пассажирских лайнера: один – из Европы в Америку, другой – из Америки в Европу. Это были шведский лайнер «Стокгольм» и итальянский «Андреа Дориа» - одно из крупнейших и наиболее современных пассажирских судов мира. Видимость была неважная, временами суда попадали в полосы густого тумана. Однако капитаны не сбавляли скорость хода; ведь на каждом судне вели наблюдение за обстановкой с помощью новейшей по тому времени аппаратуры - радиолокационных станций. Судоводители оценивали опасность столкновения со встречными судами, наблюдая за перемещением отметок эхо-сигналов на экране радиолокационной станции - надежного средства обнаружения целей в любых условиях видимости. Они видели на экране маленькие светящиеся точки, и должны были опознать среди них те, которые отмечают суда, а не помехи от волнения моря или другие объекты, отделить опасные цели от неопасных, установить элементы их движения, спрогнозировать развитие ситуации и принять решение на маневр.
вахтенные помощники капитана заблаговременно обнаружили на экранах своих радиолокаторов отметки эхо-сигнала от встречного судна. пространство для уклонения от опасности было практически неограниченным, однако вахтенные, считая, что суда безопасно разойдутся, не изменяли курсы и скорости до того момента, пока столкновение не стало неизбежным. Нос шведского лайнера «Стокгольм» глубоко вошел в борт «Андреа Дориа». 52 человека погибло при столкновении, и «андреа Дориа», гордость итальянского флота, «Гранд-дама океана», пошел ко дну.
В чем же причина морской трагедии? Может быть, радиолокатор был неисправен? Нет, на каждом судне локатор был в порядке. Умысла в действиях судоводителей тоже не было. Подлинная причина аварии находилась на стыке между «машинным» звеном системы - радиолокационной станцией – и ее «человеческим» звеном – вахтенным помощником капитана.
Современное морское судно – один из примеров системы «человек – машина» - системы, в которой человек (или группа людей) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и т.д. В общем случае машинное звено системы составляют эксплуатируемое оборудование, средства отображения информации о состоянии оборудования и внешней среды и органы управления оборудованием. Человек воспринимает информацию, перерабатывает ее в соответствии с целями функционирования системы, принимает решения и осуществляет управляющие воздействия.
Для того чтобы человеко-машинная
система успешно
|
Схематическое представление системы "человек-машина" |
В системе управления
человек осуществляет деятельность
не с реальными объектами, а с
их заместителями, имитирующими их образами.
Показания радиолокатора в
Информационная модель представляет собой организованное в соответствии с определенной системой правил отображение управляемого объекта, его системы управления, внешней среды и способов воздействия на них.
Информационная модель имеет материальный характер: ее образуют технические средства отображения информации – сигнальные индикаторы, счетчики, мнемосхемы, экраны, приборные панели. Любой технике свойственны ограничения. Поэтому информационная модель не идеально отображает действительность, она неизбежно упрощает и огрубляет ее, а в какой-то степени и искажает в силу присущих любой аппаратуре погрешностей. Неадекватность информационной модели реальным параметрам объекта – один из источников принятия человеком неверного решения.
Когда человек обращается к информационной модели, в его сознании на основе накопленных знаний и опыта формируется внутренняя концептуальная модель – совокупность представлений о состоянии управляемого объекта и внешней среды. Именно концептуальная модель определяет характер принимаемых человеком решений и выработку им управляющих воздействий. Она формируется в сознании человека применительно к решаемой задаче как субъективное отражение состояния управляемого объекта и производственной среды. Информационная модель представляет собой источник и основу для формирования концептуальной модели. Формирование концептуальной модели – психический процесс, который опирается на восприятие информации, доставляемой техническими средствами.
В чем же источник ошибок, которые привели к столкновению океанских лайнеров?
Первое – это несовершенство информационной модели. Информация передается человеку в закодированном виде, и эти точечки и линии на экране радиолокатора, вообще говоря, сами по себе не сообщают, могут столкнуться суда или разойдутся безопасно. Второе – это несовершенство концептуальной модели, обусловленное тем, что направление на встречное судно определяется радиолокатором с некоторой погрешностью. судоводители «Стокгольма» и «Андреа Дориа» этого не учли, ограничились прикидкой на глаз оценки опасности столкновения, не выполнили необходимых расчетов, т.е., в сущности, неверно интерпретировали показания аппаратуры, вследствие чего сложившаяся в их сознании концептуальная модель неверно отражала фактическую ситуацию. Результат – принято неверное решение, суда столкнулись, люди погибли, огромные материальные ценности пошли на дно океана.
Проблемы формирования концептуальных моделей и выработки решений в системе «человек – машина» на основе изучения психических процессов, состояний и характеристик психики операторов являются основным содержанием инженерной психологии как научной дисциплины.
|
|
|
Объектом инженерной психологии, центральной фигурой, на изучение которой направлена эта наука, является человек у пульта - оператор, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с машиной, предметом труда и внешней средой посредством дистанционного управления.
Конкретные результаты
трудовой деятельности оператора могут
быть самыми разнообразными. Оператор
– это и диспетчер
Инженерная психология изучает и преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной системой. Сложная система «человек - машина» характеризуется двумя главными отличительными признаками. Во-первых, в такой системе человек контролирует состояние управляемого объекта и воздействует на него не путем непосредственного контакта с орудием и предметом труда, а через дистанционные передачи. человек воспринимает информацию об объекте управления и влияющих факторах среды от средств отображения информации и осуществляет воздействие на управляемый объект посредством органов управления.
К другим особенностям
труда человека-оператора
· большая сложность и высокая скорость процессов;
· необходимость переработки больших объемов информации;
· необходимость активного, инициативного отношения к деятельности;
· высокая ответственность за ошибки;
· неравномерность рабочего ритма, переходы от пассивного ожидания к интенсивным действиям;
· неопределенность моментов перехода; необходимость поддержания высокого уровня бдительности и готовности;
· необходимость сохранения устойчивой работоспособности при ухудшении условий работы.
инженерная психология изучает психологические закономерности трудовой деятельности человека в системах управления и контроля, его информационное взаимодействие с техническими устройствами этих систем.
Инженерная психология имеет целью разработку психологических основ для проектирования и создания новой техники с учетом «человеческого фактора», т.е. с учетом совокупности тех свойств человека-оператора, которые влияют на эффективность системы «человек – машина».
на английском языке инженерную психологию определяют как «Human engineering» – «человеческая инженерия» или «Human factors in engineering and design» - «человеческие факторы в технике и проектировании», что подчеркивает функции инженерной психологии как инженерной дисциплины, непосредственно нацеленной на решение проблем проектирования технических средств. С другой стороны, инженерная психология представляет собой отрасль психологической науки; она изучает «человеческий фактор» и придает наибольшее значение именно познанию психических закономерностей, обуславливающих деятельность человека-оператора. в отличие от других отраслей психологической науки, инженерная психология обладает одной примечательной особенностью. Если психологу достаточно вскрыть и объяснить закономерности психической деятельности, то инженерно-психологические исследования направлены на принятие конкретных практических решений по проектированию или усовершенствованию техники и методов ее эксплуатации, подготовке и обучению операторов.
инженерная психология служит гуманным целям, направленным на то, чтобы сделать труд человека привлекательным, безопасным, высокоэффективным.
Инженерная психология как научная дисциплина связана с психологией труда. Психология труда имеет основной целью повышение эффективности труда за счет совершенствования уже созданной, уже эксплуатируемой техники и приспособления человека к эксплуатации этой техники. Психология труда изучает психические процессы, происходящие при выполнении ручного или простого машинного труда, которые состоят в том, что человек посредством орудия труда воздействует на предмет труда. Она вырабатывала соответствующие рекомендации, относящиеся к отбору работников, их профессиональной подготовке, режиму трудовой деятельности и т.п. Например, к водителю трамвая при профессиональном отборе предъявлялись требования быть внимательным, обладать достаточной скоростью реакции, чтобы не наехать на внезапно возникшее препятствие, не теряться в стрессовых ситуациях. Пока машина выполняла только энергетические или силовые функции, методы психологии труда обеспечивали работу людей с производственной или военной техникой. Но с переходом к машинам, способным замещать психические функции человека, - воспринимать и преобразовывать информацию, осуществлять контроль за производственными процессами, вырабатывать управляющие воздействия, проблемы изучения психических процессов в сфере человеко-машинного взаимодействия уже вышли за традиционные рамки психологии труда.
Проблемы взаимодействия человека, машины и среды в процессе трудовой деятельности изучаются эргономикой – интегральной наукой о трудовой деятельности, рассматривающей ее антропометрические, психофизиологические, информационные, педагогические аспекты. Инженерная психология может рассматриваться как составная часть эргономики, решающая ее задачи применительно к сложным системам «человек – машина», обеспечивающая учет психологических факторов при проектировании и эксплуатации этих систем.
Методы исследования, используемые в инженерной психологии, в значительной степени заимствованы из арсенала общей и экспериментальной психологии. Инженерная психология опирается на достижения социальной, педагогической психологии, психологии труда и вносит свой вклад в развитие этих отраслей психологической науки.
Формированию инженерной психологии как науки положено начало в 40-х годах прошлого века трудами психологов США и Англии. при эксплуатации военной техники в годы второй мировой войны резко обозначился эффект новизны, для которого было характерно:
широкое применение сложных электронных устройств и автоматов для управления движением различных объектов;
распространение теории
автоматического регулирования
и стремление перенести ее на описание
психических процессов и
Возникла необходимость
в инженерно-психологических
Необходимо отметить,
что, несмотря на более чем полувековую
историю инженерной психологии, ее
рамки нельзя считать четко очерченными;
в особенности существенно
Инженерная психология – интенсивно развивающаяся научная дисциплина. Если на первоначальном этапе ее развитие было обусловлено потребностями военной техники, авиации, энергетических систем, то в последующем высокий спрос на методы и результаты инженерно-психологических исследований предъявили космонавтика, морской, автомобильный, железнодорожный транспорт, автоматизированные системы управления технологическими процессами самого разнообразного вида. В последние годы резко возрос спрос на инженерно-психологические разработки в сфере использования компьютерной техники.
Информация о работе Предмет инженерной психологии. Система «человек-машина»