Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:33, реферат
Летом 1956 года в Северной Атлантике двигались друг другу навстречу два быстроходных пассажирских лайнера: один – из Европы в Америку, другой – из Америки в Европу. Это были шведский лайнер «Стокгольм» и итальянский «Андреа Дориа» - одно из крупнейших и наиболее современных пассажирских судов мира. Видимость была неважная, временами суда попадали в полосы густого тумана.
При разработке технического задания на проектирования тренажера и создании методики обучения необходимо четко сформулировать учебную цель и определить эталонный уровень подготовки операторов, который должен быть достигнут в результате обучения на тренажере. Цели обучения определяются путем анализа задач, решаемых системой, и заданий, выполнение которых требуется от оператора системы.
По каждой теме курса обучения разрабатывается комплекс учебных задач, содержащих различные производственные ситуации, с дальнейшим усложнением их на основе знаний и навыков, полученных на предыдущих занятиях. Алгоритм выбора очередной задачи предусматривает возможность возврата к менее сложным задачам в случае, если обучаемый не справляется с задачами предложенного уровня сложности.
Управление обучением на тренажере обеспечивается действиями инструктора. Демонстрируемая информация может быть заранее внесена опытным оператором в компьютер тренажера. Инструктор регулирует поток предъявляемой учебной информации и осуществляет контроль за ходом и качеством тренировки. Он либо непосредственно общается с обучающимися, либо инструктаж и контроль осуществляются автоматически через машинную программу.
|
Пульт инструктора радиолокационного тренажера |
Основное преимущество автоматической демонстрации состоит в возможности многократного показа обучаемому того, как должна выполняться конкретная задача. При этом можно выделить влияние на работу системы какого-либо отдельного условия или фактора либо предъявить комбинацию факторов. Инструктор может прокомментировать демонстрируемый материал, акцентировать внимание на узловых моментах отрабатываемой задачи. Обучаемый имеет возможность воспроизводить в пределах отведенного времени отрабатываемую задачу столько раз, сколько необходимо для ее качественного освоения.
По каждому упражнению обязательно проводится «разбор полетов». В аппаратуре тренажера обычно предусматривается фиксирование всех содержательных действий обучаемого, что позволяет восстановить ситуацию на любой момент процесса обучения и наглядно продемонстрировать каждому обучаемому ход решения им учебной задачи.
На заключительном этапе обучения отрабатываются задачи повышенного уровня сложности (выход из строя части оборудования, пожар на объекте, противодействие со стороны внешних сил и т.п.).
Наиболее совершенные тренажеры обеспечивают полную автоматизацию процесса обучения. Процесс обучения на таких тренажерах может быть полностью передан под контроль самого обучаемого, даже до такой степени, что он сможет взять на себя ответственность за качество своей индивидуальной подготовки. Обеспечивается более высокая мотивация действий, лучшая возможность выяснить, что именно и как работает, отсутствует психологическая зависимость от личности инструктора и необходимость запоминать его указания. Наличие более совершенной обратной связи по правильным и неправильным действиям говорит об очевидной эффективности автоматизированного обучения.
заключение
Стремительное развитие
возможностей компьютерной техники
и ее внедрение в автоматизированные
системы управления обостряет одну
из ключевых инженерно-психологических
проблем – распределение
При разработке новых технических объектов существует тенденция к полной автоматизации, жесткому контролю за действиями операторов, что объективно приводит к вытеснению человека из процессов управления. В частности, в космонавтике это выражается в приоритете автоматических режимов управления, считающихся основными, штатными, над полуавтоматическими и ручными режимами, рассматриваемыми в качестве резервных; в авиации внедряются новые технологии управления, в которых автоматика может вмешиваться в действия экипажа.
С развитием автоматизации
роль человека в управлении меняется
и приобретает черты
Принципиальной особенностью автоматизации, с которой столкнулись в космонавтике, а затем и в некоторых других областях техники, являются нетрадиционные отказы, связанные не с реальными поломками техники, а с неадекватной работой автоматики при диагностике бортовых систем. Развитие автоматизации и возникающие при этом психологические проблемы определяют актуальность поиска новых решений проблемы распределения функций между человеком и автоматикой.
Высокий уровень
автоматизации производственных процессов
порождает ряд специфических
психологических проблем в
Во-первых, даже новейшие автоматизированные системы не свободны от ложных срабатываний сигнализации предупреждения об опасности. Это увеличивает напряженность в деятельности операторов и приводит к снижению безопасности.
Во-вторых, срывы автоматического оборудования вызывают недоверие к нему операторов. Если пользователь имеет свободу выбора, он обычно не выбирает то, чему он не доверяет. операторы могут не доверять автоматике даже при ее нормальном функционировании и стремиться выполнять управление в ручном режиме.
В-третьих, в связи с автоматизацией возрастают требования к квалификации операторов. Они должны уметь работать с оборудованием как в ручном, так и в автоматическом режиме. Кроме того, чисто автоматический режим лишает оператора практики ручного управления. Эта потеря профессионализма может стать причиной затруднений в ситуации, когда необходимо использовать ручной способ управления системой.
В-четвертых, проектировщикам не всегда удается предусмотреть все новые проблемы, создаваемые автоматизированными системами, и обеспечить должное качество их работы при определенном сочетании негативных факторов. А оператор, полностью доверяющий автоматике, может не обнаружить даже, казалось бы, очевидное несоответствие ее функционирования характеру сложившейся ситуации. Он излишне полагается на автоматику и не замечает возникшие отклонения в ее работе. На практике именно это обстоятельство приводило к трагическим последствиям.
В-пятых, автоматизация превращает операторов скорее в наблюдателей, чем в активно управляющий персонал. Не всем операторам нравится эта роль. В ней оператор может оказаться психологически неподготовленным к тому, чтобы взять на себя управление в неожиданно возникшей аварийной ситуации.
Общая тенденция
развития индустрии заключается
в быстрой и непрерывной
Такой простейший практический
подход к задаче распределения функций
можно назвать техноцентрически
Машиноцентрическому или техноцентрическому подходу к распределению функций между человеком и машиной в сложных системах противопоставляется антропоцентрический подход к человеку и технике. Его ключевое положение заключается в том, что проектировать следует не систему «человек – машина», а систему деятельности человека-оператора.
Проект должен создаваться на основе системы критериев, учитывающих базовые свойства человека. При таком подходе вначале проектируется деятельность человека и вытекающие из нее функции, и лишь после этого разрабатываются технические устройства как средства, орудия труда. Машина должна обеспечивать усиление функций человека, обеспечивать эффективное протекание сформированной деятельности и как ее результат – наиболее целесообразное использование системы для достижения заданных целей.
Однако на пути внедрения антропоцентрического подхода имеются существенные препятствия; вообще еще неясно, как по заданному проекту деятельности построить адекватную этому проекту машину.
В то же время разработаны и другие концепции. Так называемый равнозначный подход к автоматизации определяет, что при автоматизации техники разработчики (через создаваемые ими программы автоматики) и операторы должны попеременно осуществлять ведущую роль в управлении, нести равную ответственность и иметь равную значимость в обеспечении надежности управления.
на надежность современной сложной техники в непредвиденных ситуациях негативно влияют недостатки программ автоматики, с помощью которых разработчики реализуют свои представления о процессах управления, в том числе осуществляемых человеком. Преодолеть указанные недостатки можно за счет резервирования или замены автоматики оператором. Однако в силу изначальной неизвестности непредвиденных ситуаций даже профессионалы также могут принимать в них неправильные решения, которые будут связаны с высокой субъективной сложностью деятельности. В этих случаях необходимо осуществление такой функции техники, как резервирование оператора автоматикой в ходе выполнения им профессиональных функций. Тем самым распределение функций между оператором и автоматикой должно строиться по логике их взаимного резервирования.
Считается, что принцип
взаимного резервирования представляет
собой новое решение проблемы
распределения функций между
оператором и автоматикой и позволяет
формировать гибкую стратегию изменения
степени автоматизации в
Информация о работе Предмет инженерной психологии. Система «человек-машина»