Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:33, реферат
Летом 1956 года в Северной Атлантике двигались друг другу навстречу два быстроходных пассажирских лайнера: один – из Европы в Америку, другой – из Америки в Европу. Это были шведский лайнер «Стокгольм» и итальянский «Андреа Дориа» - одно из крупнейших и наиболее современных пассажирских судов мира. Видимость была неважная, временами суда попадали в полосы густого тумана.
Сила и стойкость стрессов также различны. Они могут быть слабо выражены и быстро проходить либо протекать долго и заметно сказываться на результатах работы, вплоть до полного отказа работника от данного вида деятельности.
Устойчивость к стрессу связана с факторами мотивации. Люди, равнодушные к своей профессии, склонные к завышенной самооценке, раздражительные, неуверенные в себе обнаруживают низкую надежность в стрессовых ситуациях.
Устойчивость к
стрессу достигается как
Любое задание, которое выполняется человеком, связано с переработкой информации.
|
Модель переработки информации человеком |
Как показано на модели переработки информации человеком, получаемая через ощущения информация сначала воспринимается. Процесс опознания на уровне восприятия включает некоторое сопоставление сенсорной информации и «эталона», хранящегося в долговременной памяти. Как только стимулы опознаны, должно быть принято решение о том, какое действие предпринять. Ответ может быть выбран сразу или же информация может в течение какого-то периода времени удерживаться в оперативной памяти. Если выбирается вариант, связанный с удержанием информации, то накопленная информация может либо храниться в долговременной памяти, т.е. становится заученной, либо быть утраченной, забытой, либо использоваться для выработки ответа. Выбранный ответ реализуется в форме ответной реакции путем координированного управления мышцами.
Последствия ответного действия обычно снова доступны для восприятия в виде сигналов обратной связи. Обратная связь может быть внутренней (ощущение в пальцах, звук от нажима клавиши, звучание собственного голоса), либо внешней (световой сигнал, появляющийся на дисплее и означающий, что команда получена). Обратная связь помогает деятельности оператора, особенно когда она является немедленной.
Переработка информации протекает под влиянием ограничений, отражающих пропускную способность различных умственных операций. Каждая операция имеет ограничения по скорости функционирования и количеству информации, перерабатываемой в единицу времени. Имеются также ограничения по ресурсам внимания, которыми обладает система обработки информации.
В процессе восприятия можно выделить три основных этапа: обнаружение, идентификация и интерпретация информации.
В зависимости от характера деятельности оператора, процесс обнаружения информации имеет в ней различный удельный вес. В некоторых видах операторского труда обнаружение информации является основной целью деятельности (операторы радиолокационных станций, гидроакустической аппаратуры на подводных лодках или рыболовных судах).
Оператору должны быть известны возникающие в процессе обнаружения типовые задачи (объекты, события, состояния, параметры), которые обычно обнаруживаются по комплексу сигналов на информационной модели. Оператор концентрирует свое внимание на тех сигналах, по которым задача может быть обнаружена наиболее вероятно и быстро.
Обнаружению сигналов препятствуют помехи различного вида. В условиях помех наблюдатель, в зависимости от поставленной цели, выбирает одну из двух стратегий поведения: либо во что бы то ни стало не пропустить полезный сигнал, несмотря на ложные обнаружения, либо не допустить ложного обнаружения, хотя в этом случае снижается вероятность обнаружения полезного сигнала. Первая стратегия – не пропустить полезный сигнал – выбирается, например, в ситуации, когда требуется обнаружить запрещающий сигнал на пути движения транспортного средства. Понятно, что в этом случае необнаружение полезного сигнала («проехать на красный свет») чревато большими неприятностями, в то время как ложное обнаружение влечет лишь некоторые потери времени. Примером второй стратегии (не допустить ложного обнаружения) может быть задача обнаружения сигнала, разрешающего движение («зеленый свет светофора»); здесь важно не принять красный свет светофора за зеленый.
Процесс идентификации информации представляет собой акт отождествления обнаруженных сигналов с некоторыми образами, хранимыми в памяти. Оператор получает информацию в закодированной форме, в виде сигналов, предоставляемых средствами отображения информации. Поэтому возможна идентификация обнаруженной информации либо с образом сигнала на индикаторе (например, с отметкой на экране радиолокатора), либо с образом самого источника, который порождает этот сигнал (самолет в воздухе, встречное судно в море и т.п.). Чаще в деятельности оператора используется второй вариант идентификации, т.е. узнавание по приборной информации признаков объекта наблюдения. Таким образом, в сознании оператора совершается процесс декодирования информации, заключающийся в преобразовании полученных при чувственном восприятии сигналов в представление об объекте. Такое преобразование осуществляется обычно посредством процесса ассоциации – сравнения признаков, присущих полученному сигналу, с определенными эталонными признаками, хранящимися в памяти оператора. Важно отметить, что ассоциативное опознание объекта происходит не по полному совпадению сигнала с эталонным образом, а по любому из существенных признаков, этому образу присущих. Так опытный водитель опознает неисправность двигателя по характеру возникшего стука, а любитель музыки – автора мелодии по случайно услышанной музыкальной фразе.
Процесс интерпретации информации направлен на уточнение и дополнение полученных ранее сведений, на их осмысление. Это особенно необходимо в операторской деятельности, где узнавание задачи осуществляется обычно при неполной информации о ней, так как сам процесс кодирования информации неизбежно связан с ее потерями. Помехи при передаче и восприятии информации также вносят дополнительную неопределенность в полученные данные.
Процесс интерпретации базируется не только на содержании предъявленной информации и форме ее представления, но и на субъективных факторах – знаниях и опыте оператора, приобретенных в практической деятельности.
В результате процесса интерпретации завершается формирование концептуальной модели, включающей в себя не только представление о сложившейся ситуации, но и прогноз, предвосхищение ее развития, вероятность разрешения или неразрешения возникшей в ней задачи, а также возможных последствий в том и другом случае.
Преобразование информации. В результате процесса восприятия информации может поступить сигнал, указывающий на необходимость действия оператора и его вмешательства в работу системы. в операторской деятельности возникает задача – ситуация, где для достижения цели требуется найти неизвестное на основе использования его связей с известным.
В результате обучения операторов стандартным способам разрешения типовых задач управления у них формируются соответствующие навыки мышления, что способствует легкому и быстрому разрешению этих задач. Отработка навыков действий в аварийной ситуации полезна всегда, однако автоматизированное применение этих навыков оправдано только тогда, когда на данную аварию, независимо от условий ее возникновения, требуется отвечать однозначно, определенным комплексом действий. в аварийных ситуациях необходимость срочных действий часто препятствует полноте оценки обстановки.
Психологическая напряженность в условиях аварийной ситуации обусловлена не только жесткими временными ограничениями, не только тем, что недостает времени на процесс мышления, но еще и тем, что не остается времени на исправление допущенных при этом ошибок. И если оператор без достаточного анализа поступивших сигналов и их необходимой интерпретации отнесет данную задачу к определенному типу задач, которые решаются обычно на основе стереотипов мышления, то это может привести к усугублению ситуации.
Практика показывает, что
опытные операторы в
3. Значимость информации.
Качество
переработки информации компьютером
или другим техническим устройством
не зависит от смыслового значения
сообщений. Простейший пример: качество
работы телефонного аппарата никаким
образом не зависит от того, что
передается с его использованием
– радостная новость или
Когда капитан морского судна обнаруживает на экране радиолокационной станции отметку эхо-сигнала прямо или почти прямо по носу, эта информация первоначально воспринимается им как значимо-тревожная, уровень вызванных ею переживаний еще невысок, так как в любом случае еще достаточно велик резерв времени для избежания возможных неприятностей. Если дополнительно поступившая информация свидетельствует о том, что обнаружен береговой объект, нахождение которого предполагалось именно в этом месте и в это время, то эмоциональная реакция капитана сменяется и информация воспринимается как значимо-ценная. Если же береговой объект обнаружен в месте и во время, отличающиеся от заранее рассчитанных, то значимость-ценность информации, как правило, возрастает, поскольку полученная информация позволяет уменьшить неопределенность в определении местоположения судна и повысить безопасность плавания.
Иначе будут развертываться события и изменяться связанные с ними оценки, если будет установлено, что обнаруженный объект – судно, идущее встречным курсом. Значимость-тревожность поступающей информации будет возрастать по мере сближения с встречным судном, так как возрастает опасность столкновения. И, наоборот, значимость-тревожность информации будет уменьшаться, когда будут определены элементы движения встречного судна и предприняты необходимые меры для предупреждения столкновения судов.
Для
опытного оператора достижение цели
в управляющей деятельности является
повседневным, привычным событием и
не вызывает особых эмоций. Недостижение
цели – редкое явление в деятельности
оператора, оно обычно сопровождается
либо порицанием начальства, либо другими
негативными последствиями и
вызывает значительные переживания. Поэтому
информация, значимость которой субъективно
оценивается оператором как значимость-тревожность,
обычно побуждает более сильную
реакцию человека, чем информация,
характеризующаяся значимостью-
В условиях деятельности, ограниченной по точности, значимость-тревожность информации оценивается по величине уклонения от заданного значения регулируемого параметра, которое может быть допущено в данных условиях. Чем более жесткие требования предъявляются к точности поддержания регулируемого параметра, тем выше уровень значимости-тревожности информации об отклонении от этого параметра.
При действиях с ограничениями по времени оператор оценивает значимость информации по возникающему в связи с ее получением представлению о времени, которым он располагает для предотвращения отклонения регулируемого параметра за допустимые пределы.
4. Ошибки оператора.
Детальный анализ ошибок оператора
является одним из основных путей
решения инженерно-
Ошибка — это результат действия, совершенного неточно или неправильно. Это отклонение от намеченной цели, несовпадение полученного с намеченным, несоответствие достигнутого результата намеченной цели, поставленной задаче.
Последствия ошибки различны. Во многих видах труда операторов цена ошибки чрезвычайно велика. Следствием ошибки оператора может быть травма, несчастный случай, авария, катастрофа, экологическое бедствие.
Об ошибке оператора можно говорить только в том случае, если он совершал сознательное действие. Ошибка должна быть определена как действие, выполненное вопреки плану.
По месту в структуре деятельности можно выделить следующие виды ошибок:
ошибки восприятия - не успел обнаружить, не сумел различить, не узнал и пр.; у летчика, например, это контроль скорости, удаления, пролета препятствий, обнаружение опасных ситуаций, географическое ориентирование;
ошибки внимания — не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал и пр.;
ошибки памяти - сохранение,
воспроизведение оперативной
ошибки мышления и принятие решения - не понял, не предусмотрел, не разобрался, не проанализировал, не объединил, не обобщил, не сопоставил, не выделил и пр.; навигационное планирование и коррекция, выход из опасных ситуаций, оценка возможностей наземных и бортовых систем;
Информация о работе Предмет инженерной психологии. Система «человек-машина»