Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:33, реферат
Летом 1956 года в Северной Атлантике двигались друг другу навстречу два быстроходных пассажирских лайнера: один – из Европы в Америку, другой – из Америки в Европу. Это были шведский лайнер «Стокгольм» и итальянский «Андреа Дориа» - одно из крупнейших и наиболее современных пассажирских судов мира. Видимость была неважная, временами суда попадали в полосы густого тумана.
ошибки ответной реакции
– управление двигателями,
По виду нарушенных
закономерностей выделяются
несоответствие процесса
переработки информации (чрезмерный
поток информации, недостаток информации,
недостаток исходных данных; несоответствие
интенсивности сигналов
несоответствие навыка (перенос навыка в условия, где он неприменим, недостаточный навык);
недостатки внимания (неправильное
распределение внимания или
Главные причины ошибок оператора связаны со следующими факторами:
· рабочее место оператора (недостатки распределения функций между человеком и техническими устройствами, недостатки информационной модели, компоновки оборудования, условий жизнеобеспечения);
· организация труда и отдыха;
· подготовка оператора и системы к выполнению данной задачи;
· физическое и психическое состояние оператора;
· установка оператора к выполнению задачи.
Причины, способствующие возникновению ошибки, вытекают из фундаментальных свойств личности оператора, состояния его здоровья, системы его подготовки, общей организации труда, условий его жизни и деятельности, взаимоотношений в коллективе и т.п.
влияние эмоционального состояния оператора на возможность возникновения ошибки могу проиллюстрировать на примере из собственной практики. Много лет назад я, молодой матрос, нес вахту под руководством штурмана, у которого, как я полагал, было ко мне неприязненное отношение. Чтобы не дать ему повода выразить порицание, я старался как можно точнее выполнять его приказания и, наверное, только об этом и думал. Штурман подал команду: «Держать курс 111 градусов!» На грифельной доске, находящейся прямо передо мной, он записал «Курс 111 градусов». Я, как полагается, ответил: «Есть держать курс 111 градусов!» и выполнил команду. Штурман занялся своим делом, я машинально выдерживал курс, а мысли мои, против моей воли, были все о том же – как бы не дать повода упрекнуть меня в недобросовестности. И только минут через сорок я с ужасом обнаружил, что удерживаю курс не 111 градусов, а 101 градус!
По месту в структуре деятельности моя ошибка была ошибкой ответной реакции – неправильное удержание заданного параметра; по виду нарушенной закономерности – недостаток внимания, недостаточная его концентрация; главная причина ошибки – психическое состояние оператора; причина, способствующая возникновению ошибки – взаимоотношения с руководителем.
Ошибка предполагает выбор
и ответственность. Субъект, выполняющий
профессиональную деятельность в сложной
системе, должен предвидеть последствия
и необходимость нести
Изучение
труда операторов-
Известно
требование абсолютной безошибочности,
которое предъявляет к
Контроль
самого субъекта за исполнением своего
действия - одна из важных функций сознания.
По мере профессионального
В устойчивых,
неизменных условиях деятельности, при
отсутствии признаков опасности
или усложнения, двигательные автоматизмы
выполняют основную часть трудовых
процессов. В меняющихся, нестабильных
обстоятельствах двигательные автоматизмы
отступают назад, большее значение
приобретают мыслительные процессы.
В напряженных, сложных, крайних
ситуациях значение двигательных автоматических
процессов значительно
Установление причин ошибки проводится путем движения вспять по цепи выполненных операций до того пункта, в котором произошло отклонение. Затем пытаются ответить на вопрос: почему произошло отклонение? Расследуя причины ошибки и реконструируя ситуацию исполнения действия, мы имеет дело уже не с действием, а с человеком, совершившим действие, который участвует вместе с нами в мысленном воспроизведении совершенного в прошлом. Прежде субъект был слит с действием, во многом был заменен им, “заслонен” действием как объективным процессом. Теперь же живой человек находится в настоящем времени, а уже совершенное действие – в прошедшем времени. действуя, субъект чувствовал действие изнутри, чувствовал движения, сопротивление предметов, напряжение мышц. Он запоминает эти чувствования, ощущения и сохраняет их в себе, в памяти, в структурах опыта. Субъект прежде исполнял действие, а теперь, в момент разбора совершенного действия, его заставляют вспоминать совершенное действие, думать о нем, когда уже ничего не исправишь. Думать с сожалением, понимая, что нужно было сделать иначе. Люди, которые ведут расследование, - назовем их «комиссия» - пытаются построить собственную модель происходившего, дать свою версию. Комиссия старается пройти по цепи звеньев вспять и найти то звено, в котором произошел сбой. Она исходит из некого представления о действии как о конструкции, которую можно расчленять на части, будто и в реальности можно расчленить действие на части, а потом из частей вновь построить целое. В прошлом, исполняя действие, субъект был устремлен на результат, чувствовал тонкие оттенки ощущений, которые плавно переливались одно в другое, были слиты с контекстом ситуации и смыслом действия. Действие было дано субъекту как непрерывный процесс, как целое. Теперь комиссия расчленяет на части то, что было прежде живым целым. Субъекта не устраивает то, как проходит расчленение, каким способом разделяют на части целое, где проходят границы между частями, не устраивают сами части, не устраивает сам принцип членения. Но его об этом не спрашивают. Никого не интересует, устраивает его или нет та версия, которую выдвигает комиссия. Он уже отстранен от дел, уже ущемлен в правах или полностью их лишен. Он стремился сделать все как надо, выйти из ситуации успешно, благополучно завершить ее, а его подозревают. Субъект сопротивляется подозрению, не принимает вины. Но пока не удается доказать невиновность. Субъект в смятении. Мысль не может двигаться, развертываться плавно и спокойно. Она то замирает, пропадает, то несется галопом. Субъект обнаруживает, что не может вспомнить в деталях, ясно и отчетливо, все что он делал и что происходило вокруг. Что-то помнится отчетливо и навязчиво, не уходит из памяти, не выходит из ума, а что-то совершенно не удается вспомнить. Все очевидцы говорят разное. Версии, предлагаемые очевидцами, настолько различны, что можно было бы подумать, что они говорят о совершенно разных событиях. Субъект теряет уверенность в себе. Теперь он уже совсем не тот, что прежде, когда, уверенный и сильный, совершал действие. Иногда и сам субъект не может полностью доказать себе свою невиновность и ему уже кажется, что он виноват во всем.
Конечные мероприятия будут зависеть от того, каким будет результат: если ошибка - случайность, то в ней никто не виноват, и из нее ничего не следует, никаких мер ни в какой области. Если ошибка - результат чьей-то оплошности, следует наказать виновного и принять меры, которые предупредят появление таких ошибок в будущем.
Чтобы ошибка стала достоянием опыта, она должна быть тщательно и всесторонне обдумана. систематическое выполнение предупредительных мер поможет воспрепятствовать повторному возникновению ошибки.
Есть много случаев, когда вина за ошибки часто лежит не на операторе, а на конструкторе, который создавал техническое звено системы, или на том, кто разрабатывал правила эксплуатации и технологию труда. Если оператор следовал инструкции, которая предусматривает выполнение трудовых операций подобно автомату, его нельзя обвинять в ошибке. Здесь виноваты, прежде всего, те специалисты, которые при проектировании системы предусмотрели этот способ исполнения операций.
За ошибки можно наказывать только в тех случаях, если выполнение задач не требует выхода за естественные пределы восприятия, памяти, мышления, внимания. Наказуемость, вменяемость зависит от того, насколько человек владеет этими функциями и соответствующими операциями. степень владения зависит от сознания и выражается в тех психических процессах, которые ему подвластны. Напротив, ошибки, обусловленные психическими процессами и функциями, которые проходят помимо воли субъекта и его сознания, не должны быть наказуемы.
велико влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствование действия. Путь к профессиональному мастерству лежит через преодоление ошибок. Опыт не может возникнуть из одних только знаний правил. Попытки исполнения действия в соответствии с правилами обязательно влекут за собой ошибки. Ошибка здесь - результат активности по освоению границ, пределов, внутри которых результат может считаться нормальным. Такого рода ошибки обязательны - они источник опыта любого человека.
Но когда специалист достиг потолка своего профессионального уровня, его профессиональное развитие прекращается. Если сложность задач выше этого потолка - специалист не может действовать так же успешно, как при решении простых задач. Это именно та ситуация, когда можно сказать, что на ошибках учатся не все, на ошибках учатся не всегда. Новичок может оставаться на месте, не развиваясь, не двигаясь вперед из-за того, что изо дня в день выполняет простые задачи и не имеет возможности накапливать опыт. Крайние, экстремальные ситуации чрезвычайно редки, поэтому не может быть речи о накоплении опыта действий в экстремальных ситуациях. По отношению к ним всякий выступает как новичок.
Формирование
Однако остаются случаи, когда ошибки ничему не учат.
Почему люди не учатся на ошибках?
совершенная ошибка должна быть принята человеком. Он должен признать ошибку и принять вину на себя. Людям свойственно не признаваться в ошибках, либо эти признания бывают ситуативными, поверхностными, мимолетными. Почему человек, совершив ошибку, не согласен признаться в ней? дело в том, что понятие "ошибка" имеет особый характер. Само по себе оно чуждо субъекту. За ним лежит признание вины и согласие на наказание. Но субъект сопротивляется, поскольку ошибочный результат был достигнут вопреки его стремлениям, его общим усилиям, которые были направлены на положительный результат. Усилия субъекта были направлены на достижение цели, выполнение задачи, на положительное завершение намеченного, а теперь установление виновности должно привести к наказанию, беде, ущербу.
Второе
существенное отличие связано с
разницей двух позиций субъекта. Тогда,
в момент совершения события, субъект
был включен в процесс, сам
являлся его неотделимой
Повышение устойчивости к ошибкам связывается с осуществлением комплекса инженерно-психологических мероприятий, которые предусматривают три уровня решения проблемы.
1. автоматизмы поведения. Навык представляет собою автоматизированный способ совершения действия, закрепленный его многократным воспроизведением. Если поведение управляется структурой навыков, сохраняемых в нервной системе, автоматически, без активного участия сознания, то оно подчиняется физиологическим законам, в результате чего понятие ошибки теряет смысл. Требование работать усерднее, в строгом соответствии с инструкцией, не может привести к снижению числа ошибок. Если необходимо получить ровное, заученное поведение с низкой вероятностью ошибок, следует так спроектировать рабочую ситуацию, чтобы оператор мог легко различать признаки, побуждающие к включению автоматизмов: например, эти признаки должны определять ситуацию целиком и непосредственно, а не через ключи и условные знаки.
2. Определяемое правилами целенаправленное поведение. Это поведение типично для относительно редких задач, возникающих в знакомой трудовой обстановке. Последовательность действий или стандартных операций управляется заранее составленными рабочими инструкциями, правилами, сохраняемыми в памяти человека: они связывают состояние системы со знакомыми действиями, осуществляемыми при активном участии сознания. ошибка проявляется в этих задачах как сознательное действие. В таких ситуациях разработчик инструкций несет ответственность за правильность последовательности действий оператора и должен снабдить оператора соответствующими ключами для контроля последовательности действий. Очень важно - не создавать помех из-за неправильной интерпретации ответа, выданного автоматикой. Известны случаи, когда последствия и без того серьезных ситуаций были еще более отягощены из-за борьбы, которую вел оператор с системой управления.
3. Поведение, управляемое целью и основанное на знаниях.
Это
уровень "умного" решения задачи,
который и объясняет
собой период врабатывания, вхождения в привычный рабочий режим. Она характеризуется постепенно убывающей повышенной интенсивностью отказов.
Для фазы II характерна устойчивая работоспособность.
Фаза III – возрастание интенсивности отказов - отражает возникновение у человека утомления, осложняемого изменением структуры эмоций в связи с ожидаемым моментом окончания работы.
Однако специфичность человеческого звена системы «человек – машина» не позволяет механически переносить на него принципы и приемы оценки надежности, принятые для технических средств.
Во-первых, в теории надежности исходят из предпосылки, что машину можно представить в виде системы, состоящей из отдельных элементов, каждый из которых может находиться либо в рабочем состоянии, либо в состоянии отказа. Выделить такие элементы в непрерывной психофизической деятельности человека не представляется возможным. К тому же у человека между состоянием высокой работоспособности и состоянием отказа имеется много переходных состояний, которыми зачастую также нельзя пренебрегать.
Информация о работе Предмет инженерной психологии. Система «человек-машина»