Преодоление коммуникативных барьеров в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:49, реферат

Описание работы

Общение как феномен культуры находится в поле зрения практически всех гуманитарных наук, которые изучают поведение человека, его жизнедеятельность в социокультурном окружении.
Достаточно долго изучение психики человека было четко привязано его взаимоотношениями с предметным миром.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1 Что такое общение?................................................................................4
1.1 Функции общения…………………………………………………4
1.2 Виды общения……………………………………………………..6
1.3 Структура общения………………………………………………..6
1.4 Общение как источник и канал информации……………………7
2 Коммуникативные барьеры в общении……………………………….9
2.1 Коммуникативные барьеры в общении связанные с возрастным
различием………………………………………………………….10
2.2 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
педагогической психологии……………………………………...11
2.3 Коммуникативные барьеры в общении с позиции социальной
психологии…………………………………………………………12
2.4 Коммуникативные барьеры в общении с позиции психологии
труда……………………………………………………………….14
2.5 Коммуникативные барьеры в общении с позиции юридической
психологии………………………………………………………..15
2.6 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
индивидуально-психологических особенностей………………16
2.7 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
медицинской психологии………………………………………..18
3 Пути преодоления коммуникативных барьеров в общении………..19
3.1 Способы преодоления коммуникативных барьеров в общении
с аудиторией……………………………………………………22
4 Приемы повышения эффективности общения, преодоления
коммуникативных барьеров………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………30
ВЫВОДЫ………………………………………………………………..31
КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ………………………...32
Список использованных источников………………………………….33

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 663.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                  

 

 

Реферат по педагогике и психологии высшей школы

 

Тема:  «Преодоление коммуникативных барьеров в общении»

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….3

1 Что такое общение?................................................................................4

    1.1 Функции общения…………………………………………………4

    1.2 Виды общения……………………………………………………..6

    1.3 Структура общения………………………………………………..6

    1.4 Общение как источник  и канал информации……………………7

2 Коммуникативные барьеры в  общении……………………………….9

    2.1 Коммуникативные барьеры  в общении связанные с возрастным           

           различием………………………………………………………….10

    2.2 Коммуникативные барьеры  в общении с позиции 

          педагогической  психологии……………………………………...11

     2.3 Коммуникативные барьеры  в общении с позиции социальной 

          психологии…………………………………………………………12

     2.4 Коммуникативные барьеры в  общении с позиции психологии 

           труда……………………………………………………………….14

     2.5 Коммуникативные барьеры в  общении с позиции юридической  

           психологии………………………………………………………..15

     2.6 Коммуникативные барьеры в  общении с позиции  

           индивидуально-психологических особенностей………………16

      2.7 Коммуникативные барьеры в общении с позиции

           медицинской психологии………………………………………..18

3 Пути преодоления коммуникативных  барьеров в общении………..19

      3.1 Способы преодоления коммуникативных  барьеров в общении 

            с   аудиторией……………………………………………………22

4 Приемы повышения эффективности  общения, преодоления 

   коммуникативных барьеров………………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………30

ВЫВОДЫ………………………………………………………………..31

            КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ………………………...32

Список использованных источников………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общение как феномен культуры находится  в поле зрения практически всех гуманитарных наук, которые изучают поведение  человека, его жизнедеятельность в социокультурном окружении.

Достаточно долго изучение психики человека было четко привязано его взаимоотношениями с предметным миром. Настало время обратить внимание на взаимодействие человека с человеком и человека с обществом, когда человек предстает и как субъект, и как объект взаимодействия.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Проблема общения относится  к базовым категориям психологической  науки. В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеалами, установками, интересами, чувствами  и др. Результат общения – складывающееся отношение с другими людьми. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто взаимодействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие [1].

В общении всегда участвуют, по крайней  мере, двое. Каждый одновременно и воздействует и подвергается воздействию.

Причины, побуждающие людей вступать в общение:

1) потребность в общении как  таковом – то есть удовлетворение  потребности человека в контакте с другими людьми, которая появилась в результате общественно-исторического развития людей;

2) потребность в совместной деятельности.

Но у партнеров по общению  часто разные, а нередко и противоположные  желания, стремления, установки, характеры, манера общения и, наконец, разное самочувствие. Каждый из этих факторов может стать препятствием на пути к взаимопониманию, породить взаимное недовольство, а то и конфликт.

Успех акта общения во многом зависит  от адекватного применения коммуникативных средств общения.

Проанализировав структуру и механизмы  общения, рассмотрим основные причины  ошибок и затруднений, с которыми чаще всего сталкиваются люди в повседневном общении, а также основные способы  преодоления создаваемых нами же коммуникативных барьеров.

 

 

1 Что такое  общение?

 

 

Единственная настоящая  роскошь – это 

                                                       роскошь человеческого общения.   

                                                                          Антуан де Сент – Экзюпери

 

   

Одни психологии определяют общение  как


  «сложный, многоплановый процесс  установления и развития контактов  между людьми, порождаемый  потребностями   совместной деятельности…».   


Другие утверждают, что общение  – это 

 «одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в   формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности»

 

 Третьи характеризуют  общение как



 «связь между людьми, в результате которой происходит  влияние одного человека на  другого»; взаимодействие, назначение  которого – «изменение одним   субъектом намерений, взглядов, убеждений,  действий, вообще поведения другого  субъекта либо в собственных  интересах, либо в интересах социума».     



 







1.1 Функции общения

 

  • «В общении осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимодействие индивидов, выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение манер, привычек, стиля поведения, создается сплоченность, характеризующие групповую и коллективную деятельность. Общение играет немалую роль в формировании и передаче образа жизни».

 

  • Общение выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятором ее развития: обращаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлектируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует эту потребность в процессе самовоспитания.

 

  • Проявляющийся    в   общении   социально-психологический  механизм                    

«заражения» и подражания способствует формированию у  человека идеального образа, воплощающего в себе те качества и свойства, которые хотелось бы приобрести, – а это уже мощный стимул к саморазвитию.

 

  • Общение – это форма сотворчества, в процессе которого человек познает и преобразует окружающий его мир.

 

 

  •  Общение – это      источник     и     канал     информации:    при   этом   в          процессе общения (коммуникации) человек приобретает и передает  не только факты, представления, идеи, но и ценностное отношение, интересы, настроения, чувства.

 

  •  Общение создает условия для воспитания человека: педагоги справедливо утверждают, что искусство воспитания это прежде всего – искусство общения.

 

  • В общении осуществляется стремление личности к  реализации своей 

роли, своих организаторских и  партнерских качеств.

 

 

 


 





 

 

 



 

 

Рисунок 1 – Мир общения

1.2 Виды общения

 

Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям:

  • по составу участников:

межличностное – деловое и личное общение в системе ЧЕЛОВЕК↔ЧЕЛОВЕК;



по характеру взаимоотношений:

служебное, служебно-товарищеское, дружеское;

                            

личностно-групповое – деловое, как правило, общение в

системе ЧЕЛОВЕК↔ГРУППА;

по характеру взаимоотношений: служебное и служебно- товарищеское; чаще всего общение руководителя с коллективом, группой;

 

межгрупповое – деловое общение в системе

ГРУППА↔ГРУППА;

контакт двух или нескольких общностей.

 

  • по степени опосредованности:

непосредственное – общение «лицом к лицу», общение,

когда каждый участник вступает в контакт с другим (другими), используя все средства общения, и когда существует возможность получения немедленной обратной связи;

 



опосредованное – общение, осуществляемое с участием либо с           

 помощью почтовой  связи, технических средств, вещей,  воспоминаний и т.п.

 

  • а также: по продолжительности – кратковременное и длительное; 

                         по завершенности – (законченное и незаконченное или прерванное).

 

 

1.3 Структура общения

 

 В психологии общение  чаще всего рассматривается как  процесс, три стороны которого (коммуникативная, интерактивная перцептивная) соответственно обеспечивают:


  • Коммуникативная – обмен информацией между субъектами общения;

 

 

 

  • Интерактивная – построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями.


  • Перцептивная – восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.

 

 

 

1.4 Общение как источник  и канал информации

 


Рисунок 2 – Коммуникативная сторона  общения

 

Когда говорят об общении как об обмене информацией, имеют в виду коммуникативную сторону общения. Передача любой информации производится посредством знаковых систем, т.е. знаков. Коммуникатор (передающий информацию) сознательно ориентирует свои действия на смысловое восприятие кодированной информации другими людьми (реципиентами). Передается информация коммуникатором средствами вербальной или невербальной информации. Реципиент (принимающий информацию) для осмысленного восприятия информации декодирует ее.

Для того чтобы обеспечить возможность партнерам по переговорам понимать друг друга, должна быть выработана единая система значений знаковых систем, разработан словарь понятий, позволяющий индивидам по общению правильно ориентироваться в определенной области знаний. В процессе общения коммуникатор и реципиент попеременно меняются местами: коммуникатор становится реципиентом, реципиент – коммуникатором. Так организуется диалоговое общение.

Характеристики коммуникативной  стороны общения:

1. В коммуникативном процессе  происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. А это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Взаимное информирование двух индивидов, каждый из которых выступает в диалоговом общении как активный субъект, предполагает налаживание совместной деятельности.

2. Обмен информацией обязательно  предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. В чисто информационных целях, основанных на теории информации, ничего этого не происходит.

Информация о работе Преодоление коммуникативных барьеров в общении