Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:49, реферат
Общение как феномен культуры находится в поле зрения практически всех гуманитарных наук, которые изучают поведение человека, его жизнедеятельность в социокультурном окружении.
Достаточно долго изучение психики человека было четко привязано его взаимоотношениями с предметным миром.
Введение………………………………………………………………….3
1 Что такое общение?................................................................................4
1.1 Функции общения…………………………………………………4
1.2 Виды общения……………………………………………………..6
1.3 Структура общения………………………………………………..6
1.4 Общение как источник и канал информации……………………7
2 Коммуникативные барьеры в общении……………………………….9
2.1 Коммуникативные барьеры в общении связанные с возрастным
различием………………………………………………………….10
2.2 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
педагогической психологии……………………………………...11
2.3 Коммуникативные барьеры в общении с позиции социальной
психологии…………………………………………………………12
2.4 Коммуникативные барьеры в общении с позиции психологии
труда……………………………………………………………….14
2.5 Коммуникативные барьеры в общении с позиции юридической
психологии………………………………………………………..15
2.6 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
индивидуально-психологических особенностей………………16
2.7 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
медицинской психологии………………………………………..18
3 Пути преодоления коммуникативных барьеров в общении………..19
3.1 Способы преодоления коммуникативных барьеров в общении
с аудиторией……………………………………………………22
4 Приемы повышения эффективности общения, преодоления
коммуникативных барьеров………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………30
ВЫВОДЫ………………………………………………………………..31
КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ………………………...32
Список использованных источников………………………………….33
Реферат по педагогике и психологии высшей школы
Тема: «Преодоление коммуникативных барьеров в общении»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Что такое общение?............
1.1 Функции общения………………………………………
1.2 Виды общения………………………………………………
1.3 Структура общения…………………………………
1.4 Общение как источник и канал информации……………………7
2 Коммуникативные барьеры в общении……………………………….9
2.1 Коммуникативные барьеры
в общении связанные с
различием………………………………………………………
2.2 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
педагогической психологии……………………………………...11
2.3 Коммуникативные барьеры
в общении с позиции
психологии……………………………………………………
2.4 Коммуникативные барьеры в общении с позиции психологии
труда……………………………………………………………….
2.5 Коммуникативные барьеры в
общении с позиции юридической
психологии……………………………………………………
2.6 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
индивидуально-психологических
2.7 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
медицинской психологии………………………………………..18
3 Пути преодоления
3.1 Способы преодоления
с аудиторией……………………………………………………
4 Приемы повышения
коммуникативных барьеров………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ………………………...32
Список использованных источников………………………………….33
Введение
Общение как феномен культуры находится в поле зрения практически всех гуманитарных наук, которые изучают поведение человека, его жизнедеятельность в социокультурном окружении.
Достаточно долго изучение психики человека было четко привязано его взаимоотношениями с предметным миром. Настало время обратить внимание на взаимодействие человека с человеком и человека с обществом, когда человек предстает и как субъект, и как объект взаимодействия.
В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.
Проблема общения относится к базовым категориям психологической науки. В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеалами, установками, интересами, чувствами и др. Результат общения – складывающееся отношение с другими людьми. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто взаимодействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие [1].
В общении всегда участвуют, по крайней мере, двое. Каждый одновременно и воздействует и подвергается воздействию.
Причины, побуждающие людей вступать в общение:
1) потребность в общении как
таковом – то есть
2) потребность в совместной деяте
Но у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манера общения и, наконец, разное самочувствие. Каждый из этих факторов может стать препятствием на пути к взаимопониманию, породить взаимное недовольство, а то и конфликт.
Успех акта общения во многом зависит от адекватного применения коммуникативных средств общения.
Проанализировав структуру и механизмы общения, рассмотрим основные причины ошибок и затруднений, с которыми чаще всего сталкиваются люди в повседневном общении, а также основные способы преодоления создаваемых нами же коммуникативных барьеров.
1 Что такое общение?
Единственная настоящая роскошь – это
«сложный, многоплановый процесс
установления и развития
«одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности»
Третьи характеризуют общение как
«связь между людьми,
в результате которой
«заражения» и подражания способствует формированию у человека идеального образа, воплощающего в себе те качества и свойства, которые хотелось бы приобрести, – а это уже мощный стимул к саморазвитию.
роли, своих организаторских и партнерских качеств.
Рисунок 1 – Мир общения
1.2 Виды общения
Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям:
межличностное – деловое и личное общение в системе ЧЕЛОВЕК↔ЧЕЛОВЕК;
по характеру взаимоотношений:
служебное, служебно-товарищеское, дружеское;
личностно-групповое – деловое, как правило, общение в
системе ЧЕЛОВЕК↔ГРУППА;
по характеру взаимоотношений: служебное и служебно- товарищеское; чаще всего общение руководителя с коллективом, группой;
межгрупповое – деловое общение в системе
ГРУППА↔ГРУППА;
контакт двух или нескольких общностей.
непосредственное – общение «лицом к лицу», общение,
когда каждый участник вступает в контакт с другим (другими), используя все средства общения, и когда существует возможность получения немедленной обратной связи;
опосредованное – общение, осуществляемое с участием либо с
помощью почтовой
связи, технических средств,
по завершенности – (законченное и незаконченное или прерванное).
1.3 Структура общения
В психологии общение
чаще всего рассматривается
1.4 Общение как источник и канал информации
Когда говорят об общении как об обмене информацией, имеют в виду коммуникативную сторону общения. Передача любой информации производится посредством знаковых систем, т.е. знаков. Коммуникатор (передающий информацию) сознательно ориентирует свои действия на смысловое восприятие кодированной информации другими людьми (реципиентами). Передается информация коммуникатором средствами вербальной или невербальной информации. Реципиент (принимающий информацию) для осмысленного восприятия информации декодирует ее.
Для того чтобы обеспечить возможность партнерам по переговорам понимать друг друга, должна быть выработана единая система значений знаковых систем, разработан словарь понятий, позволяющий индивидам по общению правильно ориентироваться в определенной области знаний. В процессе общения коммуникатор и реципиент попеременно меняются местами: коммуникатор становится реципиентом, реципиент – коммуникатором. Так организуется диалоговое общение.
Характеристики
1. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. А это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Взаимное информирование двух индивидов, каждый из которых выступает в диалоговом общении как активный субъект, предполагает налаживание совместной деятельности.
2. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. В чисто информационных целях, основанных на теории информации, ничего этого не происходит.
Информация о работе Преодоление коммуникативных барьеров в общении