Преодоление коммуникативных барьеров в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:49, реферат

Описание работы

Общение как феномен культуры находится в поле зрения практически всех гуманитарных наук, которые изучают поведение человека, его жизнедеятельность в социокультурном окружении.
Достаточно долго изучение психики человека было четко привязано его взаимоотношениями с предметным миром.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1 Что такое общение?................................................................................4
1.1 Функции общения…………………………………………………4
1.2 Виды общения……………………………………………………..6
1.3 Структура общения………………………………………………..6
1.4 Общение как источник и канал информации……………………7
2 Коммуникативные барьеры в общении……………………………….9
2.1 Коммуникативные барьеры в общении связанные с возрастным
различием………………………………………………………….10
2.2 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
педагогической психологии……………………………………...11
2.3 Коммуникативные барьеры в общении с позиции социальной
психологии…………………………………………………………12
2.4 Коммуникативные барьеры в общении с позиции психологии
труда……………………………………………………………….14
2.5 Коммуникативные барьеры в общении с позиции юридической
психологии………………………………………………………..15
2.6 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
индивидуально-психологических особенностей………………16
2.7 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
медицинской психологии………………………………………..18
3 Пути преодоления коммуникативных барьеров в общении………..19
3.1 Способы преодоления коммуникативных барьеров в общении
с аудиторией……………………………………………………22
4 Приемы повышения эффективности общения, преодоления
коммуникативных барьеров………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………30
ВЫВОДЫ………………………………………………………………..31
КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ………………………...32
Список использованных источников………………………………….33

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 663.50 Кб (Скачать файл)

3. Коммуникативное влияние как  результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой или схожей системой кодирования и декодирования. В обыденной речи: «Все должны изъясняться на одном языке». Но, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профессиональных особенностях общающихся.

4. В условиях человеческой коммуникации  периодически возникают так называемые коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами этого являются различия в мировоззрении, мироощущении и мировосприятии общающихся, их психологические особенности (например, чрезмерная застенчивость одних, скрытность других, непримиримость третьих и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Коммуникативные барьеры  в общении

 

Под барьерами общения подразумеваются те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. С психологическими барьерами чаще всего приходится сталкиваться. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манера общения и, наконец, разное самочувствие. Каждый из этих факторов может стать препятствием на пути к взаимопониманию, породить взаимное недовольство, а то и конфликт. Чтобы успешно преодолевать личностные барьеры, следует вооружиться хотя бы элементарными знаниями о сущности потребностей, характеров, установок, эмоций и т.д.

В общении необходимо сопоставлять желания свои и партнеров по общению, ибо, если они противоположны и принципиальны, возникает реальная угроза конфликта.

Трудности общения могут быть рассмотрены  с позиций различных отраслей психологии:

- общей;

- возрастной и педагогической;

- социальной;

- психологии труда;

- юридической и медицинской;

- психологии индивидуальных различий.

Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого из них проявляются те или иные психические свойства личности. Таким образом, стоя на позициях общей психологии, можно исследовать типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, и выявлять трудности общения, то есть те характеристики психических процессов, состояний и свойств личности, которые, объединяясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отвечающее критериям психологически оптимального общения.

А какое же общение считается  психологически оптимальным? Психологически оптимальное общение имеет место тогда, когда в нем осуществляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения. При этом было бы ошибочно полагать, что психологически оптимальное общение - это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию.

Поскольку общение - это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности  при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Конкретными психологическими причинами этого могут быть:

- нереальные цели;

- неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов; 

- неверное представление своих собственных возможностей;

- непонимание характера оценки  и отношения партнера;

- употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

При изучении трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перцептивных функций. В действительности же эта проблема приобретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения.

Среди личностных образований, детерминирующих  постановку целей, выделяют мотивацию общения, которая обусловливает трудности межлюдского взаимодействия. Характер рассматриваемых нами трудностей во многом зависит от содержания или направленности мотивации; ее влияние проявляется в нарушении какой-либо из функций общения (перцептивной, коммуникативной и  интерактивной).

 

2.1 Коммуникативный барьер в  общении связанный с возрастным  различием

 

В этих трудностях, связанных с  возрастом общающихся, надо обязательно  видеть и изучать общее, особенное  и единичное, относящееся непосредственно к психологическим характеристикам каждой возрастной группы, и делать поправку на то, где и почему они возникают у ребенка, подростка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины и женщины, у пожилых и стариков. И особое внимание надо обращать на зависимости между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств личности, к постижению другого человека с помощью интуиции.

 

 

2.2 Коммуникативный барьер в общении с позиции педагогической психологии

 

С позиций педагогической психологии выделяются иные трудности общения. В педагогике давно утвердил ось  положение: «Без требования нет воспитания». Но многие педагоги почему-то решили, что реализация этого тезиса влечет за собой обязательно авторитарный (то есть субъект-объектный) стиль руководства воспитанниками. Сталкиваясь с ними, учителя как бы пропускают их сквозь себя, сквозь только свое понимание вещей, сквозь свой опыт, симпатии и антипатии. Получается жестко авторизованный перевод другого человека, в котором им не удается взглянуть на мир, на них самих глазами оригинала - конкретного воспитанника. Естественно, последний чувствует это, и в результате возникает барьер взаимонепонимания, взаимоотчуждения.

Проведенные наблюдения за деятельностью учителей показывают, что ими используются закрепившиеся в школе стихийные, заимствованные способы общения с детьми. Одним из негативных последствий такого заимствования является «полосаотчуждения», то есть возникновение напряжения между учителем и воспитанником, неспособность учителя контролировать свои действия, поступки, оценки, отношения в ходе обучения в интересах действительно позитивного воспитания ученика. По данным исследователей, от 60 до 70 % детей с признаками предневрозов обучаются у педагогов, во  взаимоотношениях которых с учащимися наблюдается «полоса отчуждения». Как правило, эти дети плохо адаптируются к учебной деятельности, пребывание в школе становится для них в тягость, увеличивается закрытость, снижается как двигательная, так и интеллектуальная активность, наблюдается эмоциональная изоляция. Выделены следующие группы учителей с нарушением профессиональной техники общения:

- не осознают возникшего отчуждения к воспитаннику, доминируют неприятие его в виде «выпадения из поля зрения», поведение ситуативное;

- отчуждение осознается, выделяются  признаки неприятия (он мне не нравится, так как...), доминируют отрицательные оценки, а положительные отыскиваются преднамеренно (надо же за что-то похвалить...);

- отчуждение выступает как способ  собственной защиты личности  педагога, поступки учащихся рассматриваются  как преднамеренные, ведущие к  нарушению установленного порядка и ожиданий учителя. Данная группа отличается повышенной тревожностью за свой статус, стремлением избежать замечаний от администрации, введением жестких требований, предъявляемых через отрицательные оценки личности ребенка, его ближайшего окружения.

«Полоса отчуждения» осознается учителем как профессиональный признак далеко не однозначно. Почти 60 % педагогов рассматривают его как средство добиться дисциплины и послушания с первых дней, 20-25 % - показать превосходство своих знаний, к которым следует тянуться, и лишь 15-20 % соотносят с понятием «любить детей», принимать их такими, какими они приходят к учителю, подмечать индивидуальность и своеобразие, обеспечивать развитие активности и свободное принятие норм и правил, их преобразование в ходе всего многообразия школьной жизни. Разумеется, характер психологических трудностей общения изменяется с повышением педагогического мастерства учителя.

С помощью исследования обобщены результаты педагогического общения будущих учителей и его трудности сведены к 3 основным группам: информационным, регуляционным, аффективным.

Информационные трудности проявляются вне умении сообщить что-либо, выразить свое мнение, уточнить, добавить, продолжить ответ, завершить мысль, дать начало предложению, помочь начать говорить, «задать тон», задавать «узкие» вопросы, требующие односложных, предсказуемых ответов, и «широкие», проблемные, творческие вопросы.

Регуляционные связаны с неумением стимулировать активность воспитанников.

Трудности реализации аффективных функций проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашать с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение, активную работу, выразить несогласие с отдельным мнением, недовольство по поводу допущенной ошибки, отрицательно реагировать на нарушение дисциплины.

 

 

2.3 Коммуникативный барьер в общении с позиции социальной психологии

 

В общении перед нами всегда малая  группа, члены которой по своим  общим жизненным установкам, по положению, которое каждому из них хотелось бы занимать в группе, по пониманию роли партнера в их совместном взаимодействии и по обращению с ними могут стоять и часто стоят на диаметрально противоположных позициях. Естественно, все это не может не вызвать трудности в их общении, а порой не породить и конфликты. Кроме того, нельзя не учитывать влияние, которое оказывает на общающихся их окружение.

Это окружение может быть по-разному  значимым для них. И они (один или  сразу оба) могут, взаимодействуя, «петь  не своим голосом» и подстраиваться к мнению авторитетных для них групп лиц или отдельных людей. Нужно так же иметь в виду, что в условиях неофициального общения в малой группе за каждым членом иногда очень прочно и надолго закрепляется определенная роль (например, «критикана», «громоотвода», «мальчика для битья» и т. д.). Это ведет к тому, что у всех других членов группы по отношению к ним формируются более или менее стойкие стереотипы восприятия, эмоционального отношения и обращения. И как следствие - у них возникает своеобразная слепота и глухота к попыткам людей выйти из рамок порой навязанной им роли и заговорить с членами группы о проблемах, не сопрягающихся со сложившимся «имиджем» каждого.

 

Установлено также, что трудности  общения, испытываемые руководителями, порождают неготовность к сотрудничеству. В качестве ключевых выделяются такие типы трудностей общения руководителей, в которых фиксируются прежде всего нарушения инструментальной и социально-психологической функций общения, поскольку именно они «обслуживают» совместную управленческую деятельность. В структуре совместной управленческой деятельности выступают три группы трудностей общения.

Первую группу составляют трудности, связанные с процессом вхождения личности в группу. Они могут характеризоваться следующими личностными особенностями руководителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность.

Во вторую группу входят трудности общения, связанные с развитием отношений, групповых процессов, с группообразованием, сохранением группового единства для руководителей характерно: стремление занять во взаимодействии позицию эксперта, судьи; негибкость ролевого поведения; неприятие помощи со стороны партнеров; стремление «помогать» партнеру без «запроса» с его стороны; центрация на содержание собственного «Я»; отношение к другому человеку в рамках «должного», а не реального; декларация псевдообщности: партнерам приписываются позиции, цели на основе переноса прежнего опыта взаимодействия, нормативных предписаний и т. п., в результате чего понятие «Мы» используется не как результат формирования психологической общности, а декларативно, в чем проявляется отсутствие отношения к партнерам и в целом к группе как к реальным субъектам.

В третью группу включаются трудности общения, связанные с отсутствием, несформированностью средств групповой деятельности: неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности в аргументировании, неумение вести обсуждение, дискуссию и т.п.

Были обнаружены специфические  психологические трудности общения, нередко возникающие между формальным и неформальным лидерами группы, за которыми стоят не всегда осознаваемые чувства ревности и  соперничества.

 

К трудностям, имеющим социально-психологическое  происхождение, относятся и возникающие  между взаимодействующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью общающихся лиц, их членством во враждующих группировках или в группах, значительно различающихся по своей направленности.

Одна из трудностей рассматриваемого вида может возникать из-за плохого владения специфическим языком, характерным для общности, с представителем которой приходится вступать в контакты.

 

2.4 Коммуникативные барьеры в  общении с позиции психологии  труда

 

Особый вид трудностей общения  может быть проанализирован с позиций психологии труда. Как известно, во многих видах деятельности не обойтись без межлюдского взаимодействия. И, чтобы эти виды деятельности успешно выполнялись, их исполнителям необходимо по-настоящему сотрудничать. А для этого они должны знать права и обязанности друг друга, причем знание, имеющееся у одного участника, не должно чрезмерно отличаться от знания этих прав и обязанностей другими участниками деятельности и их использования и исполнения на практике.

Информация о работе Преодоление коммуникативных барьеров в общении