Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:49, реферат
Общение как феномен культуры находится в поле зрения практически всех гуманитарных наук, которые изучают поведение человека, его жизнедеятельность в социокультурном окружении.
Достаточно долго изучение психики человека было четко привязано его взаимоотношениями с предметным миром.
Введение………………………………………………………………….3
1 Что такое общение?................................................................................4
1.1 Функции общения…………………………………………………4
1.2 Виды общения……………………………………………………..6
1.3 Структура общения………………………………………………..6
1.4 Общение как источник и канал информации……………………7
2 Коммуникативные барьеры в общении……………………………….9
2.1 Коммуникативные барьеры в общении связанные с возрастным
различием………………………………………………………….10
2.2 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
педагогической психологии……………………………………...11
2.3 Коммуникативные барьеры в общении с позиции социальной
психологии…………………………………………………………12
2.4 Коммуникативные барьеры в общении с позиции психологии
труда……………………………………………………………….14
2.5 Коммуникативные барьеры в общении с позиции юридической
психологии………………………………………………………..15
2.6 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
индивидуально-психологических особенностей………………16
2.7 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
медицинской психологии………………………………………..18
3 Пути преодоления коммуникативных барьеров в общении………..19
3.1 Способы преодоления коммуникативных барьеров в общении
с аудиторией……………………………………………………22
4 Приемы повышения эффективности общения, преодоления
коммуникативных барьеров………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………30
ВЫВОДЫ………………………………………………………………..31
КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ………………………...32
Список использованных источников………………………………….33
Существует два основных приема структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.
Суть первого правила состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация в общении, будь то разговор, лекция, доклад или даже просто эффектное появление, должна быть заключена в рамку, которая как раз и задает структуру. Рамку в общении создает начало и конец разговора. В начале должны быть указаны цели, перспективы, предполагаемые результаты общения, в конце должны быть подведены итоги, показана ретроспектива и отмечена степень достижения целей.
Структурирование сообщения
7. Слушать, чтобы услышать
Все понимают, что слушать можно
по-разному. Качество слушания зависит
от того, насколько слушающий
От чего зависит это умение? Очевидно, что в первую очередь от того, насколько важно для нас понять партнера.
В тоже время само желание услышать и понять партнера без всякой специальной техники практически всегда приводит к улучшению взаимопонимания. И было бы правильным все же говорить не о том, что мы «не умеем слушать», как это часто бывает, а о том, что разного рода предубеждения приводят к тому, что мы слушать не хотим. О неумении слушать говорят в самых разных ситуациях. Обратимся к наиболее очевидным из них.
В общении с давно и хорошо знакомыми людьми нередко возникает иллюзия, что как-то особенно внимательно слушать их нет никакой необходимости, поскольку в силу многолетнего опыта общения мы наперед знаем все, что они могут сказать и подумать. Эта иллюзорная высокая предсказуемость поведения близких людей приводит нас к убеждению (а на самом деле — к предубеждению), что нет надобности пристально анализировать их слова, поскольку мы всегда заранее уверены, что все поймем правильно. Такая позиция в конце концов всегда приводит к потере важной информации и росту взаимного непонимания, что в любой момент может обернуться конфликтом. Вряд ли в таком случае следует укорять себя за «неумение» слушать — скорее нужно думать о слишком малом желании слушать, которое связано с некоторой душевной ленью, фиксированностью на собственных проблемах и невнимательностью к ближним.
Слушающий, следовательно, действительно может ощутимо повлиять на успешность коммуникации — либо увеличить, либо уменьшить ее. Причем для него, так же как и для говорящего, важно знание о барьерах — своих и партнера [7].
4 Приёмы повышения
эффективности общения,
Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнёра благоприятное или неблагоприятное впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.
На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определённого выражения лица, позы, выбор начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнёра действий, направленных на его преднастройку, на определённое восприятие сообщаемого (передаваемой информации). В процессе общения применяются виды техники и приёмы разговора, основанные на использовании обратной связи [3].
Существует множество приёмов
повышения эффективности
1. Приём "имя собственное" основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение работника к клиенту или партнеру.
2. Приём "зеркало отношений" состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что "я - ваш друг". А друг - это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у клиента, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.
3. Приём "золотые слова" заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.
4. Приём "терпеливый слушатель" вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем клиента. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение клиента.
5. Приём "личная жизнь" выражается в привлечении внимания к "хобби", увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из рассмотренного выше материала следует, что в процессе общения участвуют минимум двое. Каждый одновременно и воздействует и подвергается воздействию. Условно выделим говорящего (тот, кто воздействует) и слушающего (тот, на кого воздействуют), понимая, что каждый в общении одновременно или попеременно является и тем, и другим.
Поэтому успех общения — дело общее: и говорящий, и слушающий могут внести свой вклад в повышение продуктивности общения. Существуют ситуации, когда, вопреки нашим обычным представлениям, именно от слушающего зависит успешность взаимодействия.
В любом общении важно, во-первых, чтобы внимание слушающего было привлечено к говорящему и к тому, что он говорит, а во-вторых, чтобы внимание это было постоянным, не рассеивалось. Только в этом случае можно повысить успешность общения. Следовательно, и говорящий, и слушающий должны уметь решать задачи по управлению вниманием — привлечения внимания и его поддержания.
Для предотвращения барьеров в общении необходимо обращать внимание на правила построения и протекания процесса коммуникации. К числу этих правил, кроме правил морали, религии, поведения, относятся правила речевого этикета. Они диктуют субъектам общения этикетные правила речевого поведения, которые по своей природе являются национально-специфическими, могут меняться с течением времени и существенно различаются для разных слоев общества даже в пределах одной и той же исторической эпохи [7].
Успех акта общения во многом зависит от адекватного применения коммуникативных средств общения. Владение правилами речевого этикета предполагает умение правильно выбирать обращение к человеку, соответствующее ситуации общения, взаимному статусу субъектов общения, отношению между ними и т.д. Правила речевого этикета реализуются в системе устойчивых формул и выражений в принятых в обществе ситуациях “вежливого” контакта субъектов общения. В качестве таких ситуаций могут быть: приветствие, обращение и привлечение внимания к собеседнику, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т.д. Соблюдение речевого этикета позволяет установить нужный контакт субъектов общения в определенной тональности, отражать характер взаимодействия и взаимопонимания.
ВЫВОДЫ
1. Для общения необходимо, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Поэтому в процессе общения необходимо сопоставлять желания свои и партнеров по общению, ибо если они противоположны и принципиальны, возникает реальная угроза конфликта [4].
2. Под барьерами общения
3. Стержневой проблемой преодоления барьеров в общении является создание продуманной системы формирования и развития гуманистического по своим характеристикам коммуникативного ядра в личности на всех ступенях ее онтогенеза. А это предполагает постоянное внимание к развитию у индивида до высокого уровня способностей к познанию другого человека и самопознанию, отношения к другому как к высшей ценности и умения творчески строить непосредственное общение с ним. Чтобы у человека действительно не возникли непреодолимые трудности в общении, мало одного успешного усвоения технологии общения. Еще необходимо, чтобы за этой технологией стояло действительно глубоко гуманное содержание той личности, которая ею активно пользуется.
4. Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения.
КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
КОММУНИКАЦИЯ – акт общения, имеющий целью обмен информацией.
ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – словесное общение, в процессе которого в качестве знаковой системы используется речь.
ВНЕШНЕЕ ОБЩЕНИЕ – передача информации партнерами по общению; речь ориентированная на других.
ВНУТРЕННЕЕ ОБЩЕНИЕ – общение с самим собой; речь, обращенная к себе.
МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – устная речь, используемая в форме лекции, доклада, ораторского выступления и т.д.
ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – речевое общение двух или нескольких лиц:
Информационный диалог – обмен информацией в форме беседы, выступления с последующим обсуждением и т.д.;
Дискуссионный диалог – обсуждение противоречивых мнений, точек зрения, фактов в форме дискуссии, диспута и т.д.;
Фатический диалог (от лат.fatuus –глупый) – бессодержательное общение, диалог ради диалога.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – общение, в котором используются неречевые знаковые системы.
КИНЕТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
– общение с помощью невербальн
ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – передача дополнительной информации через изменение звучания голоса: диапазона, тональности и т.д.
ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – передача дополнительной информации через включение в речь пауз, изменение темпа речи и т.д.
ВИЗУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ –
ПРОКСЕМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ – несущие смысловую нагрузку пространства и время, т.е. размещение партнеров по общению в пространстве, время проведения акта общения.
Список использованных источников
Информация о работе Преодоление коммуникативных барьеров в общении