Преодоление коммуникативных барьеров в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:49, реферат

Описание работы

Общение как феномен культуры находится в поле зрения практически всех гуманитарных наук, которые изучают поведение человека, его жизнедеятельность в социокультурном окружении.
Достаточно долго изучение психики человека было четко привязано его взаимоотношениями с предметным миром.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1 Что такое общение?................................................................................4
1.1 Функции общения…………………………………………………4
1.2 Виды общения……………………………………………………..6
1.3 Структура общения………………………………………………..6
1.4 Общение как источник и канал информации……………………7
2 Коммуникативные барьеры в общении……………………………….9
2.1 Коммуникативные барьеры в общении связанные с возрастным
различием………………………………………………………….10
2.2 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
педагогической психологии……………………………………...11
2.3 Коммуникативные барьеры в общении с позиции социальной
психологии…………………………………………………………12
2.4 Коммуникативные барьеры в общении с позиции психологии
труда……………………………………………………………….14
2.5 Коммуникативные барьеры в общении с позиции юридической
психологии………………………………………………………..15
2.6 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
индивидуально-психологических особенностей………………16
2.7 Коммуникативные барьеры в общении с позиции
медицинской психологии………………………………………..18
3 Пути преодоления коммуникативных барьеров в общении………..19
3.1 Способы преодоления коммуникативных барьеров в общении
с аудиторией……………………………………………………22
4 Приемы повышения эффективности общения, преодоления
коммуникативных барьеров………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………30
ВЫВОДЫ………………………………………………………………..31
КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ………………………...32
Список использованных источников………………………………….33

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 663.50 Кб (Скачать файл)

Когда, например, взаимодействуют мастер и рабочий или сотрудник ИТУ и осужденный, а в армии - офицер и солдат, то они ведут себя, как правило, лишь в соответствии с теми правами и обязанностями, которые каждому из них положены в том или ином виде деятельности. Однако в жизни так бывает не всегда. Например, поведение мастера может не соответствовать эталону, сформированному у рабочего. Недостаточная профессиональная компетентность мастера в глазах рабочего, формальное отношение к процессу и к результатам его труда могут явиться основанием для возникновения психологических трудностей при их общении.

Н.Г. Зима классифицировала психологические  трудности общения в трудовой деятельности и выделила наиболее распространенные в этой сфере:

- коммуникативные – отсутствие или искажение информации как по горизонтали, так и по вертикали в трудовом коллективе;

- интерактивные – низкий уровень профессионального общения, проявляемый именно при совместном труде.

С. В. Кривцова рассмотрела сложности  общения в трудовой деятельности на примере сферы обслуживания, в которой она выявила избыток ролевого общения и дефицит межличностного, субъект-субъектного общения. Она, безусловно, правильно утверждает, что безадресность, игнорирование личности клиента, ощущение порабощенности обоими участниками общения - все это признаки «профессионального» психологически неквалифицированного общения многих продавцов, парикмахеров, экскурсоводов, преподавателей различных кружков и т. д. Причиной этого является, среди прочего, неумение строить общение с клиентом.

 

2.5 Коммуникативные барьеры в общении с позиции юридической психологии

 

Специфическая группа трудностей общения  возникает между людьми в ситуациях, рассмотрение которых является компетенцией юридической психологии. Общение  следователя и подследственного, следователя и свидетеля, следователя и потерпевшего, общение, развертывающееся между участниками судебного процесса, между лицами, находящимися в местах заключения, между последними и их охраной, между людьми, отбывшими наказание и выпущенными на свободу, и их новым социальным окружением,- все эти виды общения характеризуются своими психологическими трудностями.

Допустим следователю нужно  выяснить, является ли сидящий перед ним человек на самом деле преступником, а сидящему перед следователем человеку - действительно преступнику - надо убедить его в своей невиновности, или попавшему в заключение новичку пройти экзамен общения с матерыми рецидивистами, или отбывшему длительный срок наказания в местах, где своя «мораль», войти в здоровый трудовой коллектив. Во всех этих случаях участникам общения приходится преодолевать специфические психологические трудности.

Особым направлением в изучении трудностей общения с позиции  юридической психологии является исследование особенностей взаимодействия несовершеннолетних правонарушителей, в частности особо трудных подростков, с другими людьми. Как показывают работы отечественных и зарубежных авторов, существуют две основные формы проявления расстройств в поведении трудных подростков.

Первая - социализированная форма антиобщественного поведения для таких подростков не характерны эмоциональные расстройства при контактах с людьми, и они легко внешне приспосабливаются к любым социальным нормам.

Вторая форма - плохо социализированная. Такие подростки находятся в постоянном конфликте с окружающими.

Представители социализированной  формы коммуникабельны, положительно реагируют на общение. Однако именно это позволяет им совершать преступления, направленные против других людей. Владея техникой общения, типичной для социально нормальных людей, они вместе с тем не относятся к другому человеку как к ценности.

Представители плохо социализированной  формы поведения агрессивны по отношению к окружающим, причем не только к старшим, но и к сверстникам. Это выражается либо в прямой агрессии в процессе общения, либо в уклонении от общения. Преступления таких подростков отличают жестокость, садизм, алчность.

 

2.6 Коммуникативные барьеры общения с позиции индивидуально-психологических особенностей

 

Особый интерес представляют трудности, рассматриваемые в свете индивидуально-личностных различий.

Общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится и эгоцентризм. Из-за крайне сильной центрированности на себе - своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях - индивид оказывается неспособным изменить исходную познавательную перспективу по отношению к другому субъекту, его мнению и представлению. Эгоцентрическая направленность личности проявляется не только в познавательном, но и в эмоциональном и поведенческом планах.

В познавательном плане эгоцентризм  связан с приверженностью к известному способу решения проблемы, к своему приему рассуждений и доказательств, а это приводит к неспособности человека изменить познавательную перспективу, взглянуть иными глазами на других людей.

В эмоциональном плане он вызывается обращенностью к своим чувствам и нечувствительностью к переживаниям других людей.

Установлено, что люди с чрезмерной впечатлительностью в характерах, испытывают трудности в общении. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной робости и застенчивости. Вначале они производят впечатление крайне сдержанных, холодных, скованных, что также затрудняет их контакты с окружающими. На личностном уровне анализа у этой группы были обнаружены: повышенный уровень тревоги, эмоциональная неустойчивость, высокий самоконтроль поведения. У них был отмечен высокий уровень самоотрицания, самоунижения. При опросах они говорили о своей замкнутости, застенчивости, зависимости.

Образ «Я» лиц этой группы включал  такие параметры, как заниженная индивидуальная и социальная самооценка. Свой образ представлялся им пассивным, простым. Вместе с низким уровнем  активности и способности «Я» к изменениям такое строение образа «Я» приводит к тому, что субъект становится закрытым для восприятия нового опыта, который мог бы изменить стиль его поведения и общения, и продолжает продуцировать низкоэффективные формы коммуникативной деятельности.

Существуют специфические трудности  общения с лицами, у которых  ярко выражена тревожность. Тревожность, возникшая вследствие «нецелостности», «безобразности», «слабости» «Я», может приводить к ослаблению «внутреннего контура» контроля его коммуникативной активности.

«Не находя себя в себе», «тревожный»  пытается «найти себя вовне», в частности  в оценках и мнениях окружающих о нем, становясь к ним более  чувствительны, а где и инициируя их проявление.

Специфика активности «тревожного» состоит в предпочтении или инициации им форм деятельности и общения, обеспечивающих обратную связь с высокой вероятностью содержания оценок, мнений о нем. При этом общение такого человека может оказаться насыщенным противоречивыми выразительными формами и характеристиками его активности, в своей совокупности «транслирующими тревожность на собеседника», «размывающими» внешнее выразительное поведение «тревожного», а в конечном счете затрудняющими общение с ним. Это, в частности:

- инициирование «тревожным» оценок и одобрения окружающих посредством подчеркивания своей «вины» (в шутливо-иронической форме), «достоинств» на фоне неуверенности в себе;

- вызывающая, бравирующая искусственность  внешнего выразительного поведения,  призванного демонстрировать уверенность «тревожного» В себе, но, по существу, скрывающего нужду в положительной оценке его окружающими, и нередко воспринимаемая ими как претенциозность, амбиция;

- снижение интереса к общению,  если оно не содержит оценок  активности «тревожного» или  не позволяет ему такие оценки инициировать у окружающих, к которым он может одновременно проявлять рефлексивное внимание, принимающее иногда грубые формы лести.

Еще одна трудность, относящаяся к  рассматриваемому виду –  застенчивость, которая представляет собой личностное свойство, возникающее в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющееся в состоянии нервно-психического напряжения и психологического дискомфорта.

При этом застенчивые по своим личностным и коммуникативным свойствам не являются однородной группой. Среди них выделены неадаптированные (особо застенчивые и шизоидные личности) и адаптированные (застенчивые).

Освещая индивидуально-психологические  различия между людьми по параметру  испытываемых ими трудностей в общении, можно предложить типологию, конечно, очень условную и нуждающуюся в дальнейшем развитии и доработке:

1) глобальны или парциальны для  личности трудности в общении;

2) по отношению к какому контингенту  в окружении личности они испытываются;

3) вид нарушения;

5) их ситуативность или устойчивость;

6) глубина  нарушений;

7) источники и причины, вызывающие  у личности трудности в общении.

 

2.7 Коммуникативные барьеры в общении с позиции медицинской психологии

 

Трудности общения могут быть рассмотрены  и с позиций медицинской психологии. Так в основе развития невроза  лежит непродуктивное разрешение внутриличностых и межличностных конфликтов, которые проявляются в психологических трудностях общения.

Ряд исследователей с помощью личностных методик рассмотрели особенности мотивации деятельности и поведения, которые могут затруднять общение у больных неврозами. У последних было обнаружено наличие противоположно направленных тенденций и мотивов поведения: сильные симбиотические тенденции могут сопровождаться трудностями при реализации, например, в контактах со значимыми людьми из-за страха, что они не получатся, замкнутости. Выявлено, с одной стороны, ожидание внимания, с другой - боязнь холодности со стороны значимых других; с одной - стремление к общению, с другой - чрезмерно высокие требования к партнеру «не отвечает идеалу»).

 

 

 

 

 

3 Пути преодоления коммуникативных барьеров в общении

 

 

После рассмотрения трудностей общения  естественно поставить вопрос о  путях их предотвращения и средствах  коррекции.

Стержневой проблемой в этом направлении является создание продуманной системы формирования и развития гуманистического по своим характеристикам коммуникативного ядра в личности на всех ступенях ее онтогенеза. А это предполагает постоянное внимание к развитию у индивида до высокого уровня способностей к познанию другого человека и самопознанию, отношения к другому как к высшей ценности и умения творчески строить непосредственное общение с ним. Чтобы у человека действительно не возникли непреодолимые трудности в общении, мало одного успешного усвоения технологии общения. Еще необходимо, чтобы за этой технологией стояло действительно глубоко гуманное содержание той личности, которая ею активно пользуется.

Поэтому сейчас необходима такая коррекция  гуманитаризации образования и воспитания, которая готовила бы учащихся как субъектов и объектов общения, не вызывая у них больших психологических трудностей.

Нуждается в расширении, а там, где  ее нет, и в организации специальная служба помощи людям, испытывающим психологические трудности в общении на работе, в учебной группе, в общежитии и т. д.

Коррекция общения должна строиться  на основе одновременной диагностики трудностей в его мотивации, потому что, изменяя только внешнюю операциональную сторону общения и не раскрывая глубинных причин затруднения и их устранения, невозможно гармонизировать человеческое взаимодействие.

Подготовка к общению должна разворачиваться на основе индивидуально-групповых программ обучения, учитывающих центральную проблему общения не только для группы, но и для каждого из ее участников. Программа обучения должна носить подвижный характер, изменяться в соответствии с развитием личности как субъекта общения и появлением новых трудностей.

Создание дифференцированных программ индивидуально-групповой работы предполагает решение ряда задач и, прежде всего, определение «поля» психологических трудностей общения участников обучения. Наряду с названной задачей необходимо изучить особенности оценки трудностей общения, по крайней мере, в двух аспектах: оценка и определение трудностей, которые испытывает сам субъект, и оценка трудностей, возникающих из-за партнера. И наконец, должен быть выделен комплекс устойчиво повторяющихся трудностей в ситуации изменения статусно-ролевых характepиcтик партнера.

Коррекционную работу, нацеленную на оптимизацию общения, следует строить с учетом возраста, вида труда, пола, индивидуальных особенностей и специфики социализации. В школьном возрасте бывает достаточно обучения внимательно выслушивать товарища или взрослого, адекватно понимать переживания и мотивы поступков людей, старательно следя за их невербальным поведением. В отношении же взрослых необходимо использовать приемы изменения базовых социальных установок их личности или ценностных ориентаций.

Работа должна быть направлена не столько на отработку необходимых  навыков общения, тренировку экспрессивно-речевых умений, сколько на коррекцию отношения к другим людям и связанной с ним самооценки, преодоления внутренних конфликтов, активизацию самосознания. Наиболее эффективным для таких людей является обучение самоанализу как средству, способствующему саморазвитию, а также групповой социально-психологический тренинг, повышающий готовность к принятию себя и других в общении.

Информация о работе Преодоление коммуникативных барьеров в общении