Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:25, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить причины аддиктивного поведения у подростков.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения подростков;
2. исследовать особенности личности подростка с аддиктивным поведением;
3. составить программу профилактики аддиктивного поведения у подростков в образовательной среде.
Объект исследований: аддиктивное поведение подростков.
Предмет исследования: особенности аддиктивного поведения у подростков в образовательной среде.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения 5
1.2 Причины аддиктивного поведения 12
1.3 Особенности подросткового периода 18
1.4 Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте 22
1.5 Профилактика аддиктивного поведения 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 34
2.1 Выявление склонности к аддиктивному поведению у подростков 34
2.2 Программа профилактики аддиктивного поведения подростков в образовательной среде 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 60
Общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности усваиваются, и личность формируется в общении с другими людьми. Аддикт отгораживает себя от этих процессов, перестает обогащать свой жизненный опыт, нарушая тем самым важнейшие функции общения. Возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми. Потребность в самопознании, самоутверждении и подтверждении лица с аддиктивными особенностями реализуют, прежде всего, в своем контакте с аддиктивными агентами, но не в общении. Об аддиктах нельзя сказать, что они, желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, ищут точку опоры в других людях. Поиск точки опоры не выходит за границы аддиктивной реализации. Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции, как идентификация, эмпатия, рефлексия. Следовательно, утрачивается способность ставить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким воспринимают тебя окружающие.
Интернет-зависимость обладает признаками всех типов зависимостей. Критерии, которые используются в определении любого типа зависимости: пренебрежение важными вещами в жизни из-за этого (аддиктивного) поведения; разрушение отношений аддикта со значимыми людьми, раздражение или разочарование значимых для аддикта людей, скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки сокращать это поведение [7].
Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет -зависимости: навязчивое желание проверить e-mail; постоянное ожидание следующего выхода в Интернет; жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет; жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [34].
Историко-культурологические исследования показывают, что свойства алкоголя и наркотиков были известны людям еще с древнейших времен и использовались для усиления эффекта изменения сознания при богослужениях.
Одним из первичных глубинных факторов употребления человеком психоактивных веществ является желание периодически изменять свое сознание, переживать метаморфозы личности. Наиболее ярким показателем измененного сознания при употреблении алкоголя или наркотиков является эйфория. Слово «эйфория» означает неоправданное реальной действительностью благодушное, приподнято-радостное настроение.
Потребность в изменении состояния сознания является естественной и целесообразной. Стремление к празднику, выходу из серых будней, к «прорыву» повседневности заложено в каждом из нас. Желание испытать себя в новой ситуации, «примерить» на себя жизнь другого человека, приобщиться к великому и прекрасному существовало у людей с древнейших времен и служило детерминантой развития литературы, музыки, искусства [8].
Итак, суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения, как фармакологического, так и нефармакологического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям [2].
Причины аддиктивного поведения как предмет исследования современной науки изучается в рамках системного похода – с точки зрения био-психо-социо-духовной модели химической зависимости.
Социальные предпосылки. Говоря о химической зависимости, чаще всего мы имеем в виду человека, у которого есть эта болезнь. Но в последнее время специалисты начали обращать внимание на всю семью и признали, что зависимость от употребления ПАВ – это семейная болезнь, семейная проблема.
Как отмечают специалисты, практически во всех случаях подростковой наркомании обнаруживались признаки одного из типов (а иногда и нескольких) проблемных семей: неполная семья, распавшаяся, ригидная, псевдосолидарная, деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семей, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах); гиперопека со стороны матери, принимающей на себя всю ответственность за поступки ребенка; сверхзанятые и нерадивые родители, гипоопека; отсутствие границ между поколениями; гипопротекция; неразвитость родительских чувств у родителей ребенка; проекция на подростка собственных негативных качеств; эмоциональное отвержение и отсутствие истинной родительской любви и так далее [9].
Можно полагать, что, с одной стороны, неблагополучие в семье имеет большое значение в формировании аддиктивного поведения подростка, а с другой – очевидно, что при наркотизации одного из членов деформируется вся система внутрисемейных взаимоотношений. Особое внимание необходимо уделить проблеме развития детей, растущих в семьях, где есть химическая зависимость. Эти дети составляют генетическую группу риска по развитию алкоголизма и наркомании. Кроме того, что более страшно, так как менее очевидно, эти дети несут в себе комплекс психологических проблем. Связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к тому, что дети попадают в группу риска.
В РБ складывается негативная ситуация детства – практически нет такой семьи, где нет или не было проблем с алкоголем. Дети алкоголиков становятся алкоголиками или наркоманами, выходят замуж за алкоголиков, и не могут найти контакта со своими детьми, потому что никто не учил их быть открытыми и смотреть в лицо своим проблемам и чувствам. И дети не знают, как им быть с теми чувствами, которые вдруг пробуждаются в их душах, потому что их мамы и папы, дедушки и бабушки всю жизнь убегали от этого с помощью алкоголя.
Из других социальных
предпосылок можно назвать
Также играет роль «мода» на употребление наркотиков и влияние средств массовой информации. Сорокин В.М. с помощью метода семантического дифференциала показал, что такие понятия, как «наркотики», «современный», «модный», «стильный», оказались очень близко расположены в едином семантическом пространстве.
Ряд авторов считают употребление наркотиков результатом дисфункционирования общества:
Общество клеймит и отвергает наркоманов. Их делают козлами отпущения те, кто приспособился к обществу, как бы несправедливо оно не было. Некоторые из сторонников социальной теории утверждают, что не один наркоман не может быть подвержен лечению, т.к. оно не может повлиять на настоящую причину наркомании: дисфункционирующее общество. Они утверждают, что лечение может лишь заклеймить людей, не являющихся, по сути, ни больными, ни ненормальными.
Биологические предпосылки. Предшествующая психопатология считается закономерным предиктором аддиктивного поведения. Кулаков С.А. указывает на наличие в анамнезе различных проявлений резидуально-органического поражения ЦНС (синдром дефицита внимания, энурез, речевые нарушения, дислексия). Нередко имеет сочетание аддиктивного поведения со стертыми формами депрессии.
Изначальная толерантность, нарушение биохимического баланса головного мозга, генетическая предрасположенность названы также одними из биологических предпосылок аддиктивного поведения. Биологическая предрасположенность к наркомании может появиться также в результате психических стрессов. Стресс увеличивает активность эндорфиновых (опиатных) рецепторов, что ведет к появлению чувства тревожности и беспокойному поведению. Высокая активность опиатных рецепторов хорошо уравновешивается повышенным количеством наркотиков или алкоголя, что и служит причиной злоупотребления.
Психологические предпосылки. Психоаналитические исследования сводятся к объяснению возникновения зависимости как остановке в психосексуальном созревании, ведущей к оральной неудовлетворенности. Так как она никогда не может быть удовлетворена полностью, то фрустрированная личность реагирует враждебно, и если она замыкается в себе, то это ведет к психическому разрушению. Наркотики являются средством, освобождающим от фрустрации путем эйфории.
Зависимость от действия
героина и ведение
Нарушение индивидуализации и отделения (от родителей) в раннем детстве. В период, когда развивается чувство, управление импульсами и функция супер-эго, в семье нет атмосферы доверия и безопасности. На основании этого возникает серьезная задержка в отделении от родительского дома в поздние годы юности. И потребление наркотиков может удовлетворить потребность в управлении этой критической фазой жизни через нарциссизм. Потребность в привязанности и поддержке родителей может быть удовлетворена немедленно за счет наркотиков. Сопутствующие чувства вины связаны с сомнением в праве на привязанность и доброту. Неизбежное страдание от употребления наркотиков является символическим разрешением этого внутреннего конфликта. Наркоман оказывается зависимым как от позитивного действия наркотика, так и от сопутствующего страдания [11].
Мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения. Мировоззрение – система представлений, взглядов, идей на окружающую действительность. Мировоззрение – это своего рода интеграция опыта, знаний и самосознания в ценностную картину мира, которая обуславливает жизненную ориентацию человека, его отношение к действительности и самому себе. Из мировоззренческих предпосылок аддиктивного поведения прежде всего необходимо назвать отношения наркотизирующегося подростка с семьей.
Межличностные взаимоотношения с окружающими среди потребляющих и не потребляющих наркотики стали предметом изучения Шереги Ф.Э., Арефьева А.Л. и др., материалы международной конференции «Подростки и молодежь в меняющемся обществе». Согласно их исследованию, потребление наркотиков резко портит эти взаимоотношения. Таким образом, враждебные, конфликтные межличностные отношения с окружающими (особенно родителями, родными, учителями, соседями, милицией) можно также считать мировоззренческой предпосылкой аддиктивного поведения.
Еще одной мировоззренческой предпосылкой аддиктивного поведения является отношение к жизни. Чем старше становится человек, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь богаче и разнообразней по своему содержанию. Именно поэтому в профилактических программах указание на то, что наркотики угрожают жизни, не всегда достигают цели.
Таким образом, мировоззренческими предпосылками являются конфликтные, враждебные отношения с окружающими, отсутствие эмоционального контакта с матерью, а также отношение к жизни у молодых людей [12].
Различными исследователями называются следующие черты человека, склонного к аддиктивному поведению:
Подростка, испытывавшего в детстве оскорбления и физические наказания, привлекают опиаты из-за антиагрессивного воздействия. Употребление опиатов делает возможным избежание дисфории (чувства злобной тоски), ассоциирующейся с гневом и злостью, позволяя ему оставаться спокойным и расслабленным.
Подводя итог анализу причин, приводящих к употреблению наркотиков, можно сказать, что наркомания проблема многослойная и причин тут множество. Употребление наркотиков является суммой разных факторов, обусловленных как индивидуальными, так и социальными факторами, а также комбинацией тех и других.
Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в 6-11 классах средней школы. За эти годы бывший ребенок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях – «переходный», «трудный», «критический» возраст. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых [14].
Информация о работе Причины аддиктивного поведения в подростковом возрасте