Причины аддиктивного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить причины аддиктивного поведения у подростков.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения подростков;
2. исследовать особенности личности подростка с аддиктивным поведением;
3. составить программу профилактики аддиктивного поведения у подростков в образовательной среде.
Объект исследований: аддиктивное поведение подростков.
Предмет исследования: особенности аддиктивного поведения у подростков в образовательной среде.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения 5
1.2 Причины аддиктивного поведения 12
1.3 Особенности подросткового периода 18
1.4 Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте 22
1.5 Профилактика аддиктивного поведения 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 34
2.1 Выявление склонности к аддиктивному поведению у подростков 34
2.2 Программа профилактики аддиктивного поведения подростков в образовательной среде 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 60

Файлы: 1 файл

Аддиктивное поведение.doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

 

Большое спасибо за участие  в опросе!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Данные исследований по тесту «Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков» (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай)

 

Таблица 5 – Уровень химической зависимости

Респонденты №

Общее количество баллов

Уровень склонности к  зависимому поведению

1

2

3

4

5

1. Мария Б.

-

1

0,5

-

-

1,5 – высокая вероятность

2. Кристина С.

-

-

-

-

-

0 – не выявлено

3. Алексей Х.

-

-

-

-

-

0- не выявлено

4. Сергей В.

-

-

-

-

-

0- не выявлено

5. Сергей Д.

-

-

-

-

-

0- не выявлено

6. Юлия С.

-

-

-

-

-

0- не выявлено

7. Кирилл Н.

-

-

0,5

-

-

0,5- вероятно

8. Дмитрий К.

1

1

0,5

-

-

2,5-высокая вероятность,  подозрение на наличие химической  зависимости

9. Ксения В.

-

-

0,5

-

-

0,5- вероятно

10. Тимофей К.

-

-

0,5

-

-

0,5- вероятно

11. Максим Ш.

-

-

-

-

-

0- не выявлено

12. Артем К.

-

-

-

-

-

0- не выявлено

13.Ангелина Н.

-

-

0,5

-

-

0,5- вероятно

14. Валерия С.

-

-

-

-

-

0- не выявлено

15. Инна Д.

-

-

-

-

-

0- не выявлено

16. Сергей Л.

-

-

-

-

-

0- не выявлено

17. Владимир И.

-

-

0,5

-

-

0,5- вероятно

18. Виталий П.

-

-

0,5

-

-

0,5- вероятно

19. Анастасия А.

-

-

-

-

-

0- не выявлено

20. Александр П.

-

-

-

0,5

-

0,5- вероятно

21. Игорь Д.

-

1

0,5

-

-

1,5 – высокая вероятность

22. Ангелина З.

-

-

-

-

-

0- не выявлено


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Данные исследований по тесту «Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков» (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай)

 

Таблица 6 – Склонность к зависимому поведению

Зависимости

Респонденты

Наркоти-ческая

Уровень склонности

Алкоголь-ная

Уровень склонности

1. Мария Б.

88

невысокий

105

повышенный

2. Кристина С.

87

невысокий

95

невысокий

3. Алексей Х.

109

повышенный

105

высокая вероятность

4. Сергей В.

71

невысокий

90

невысокий

5. Сергей Д.

88

невысокий

89

невысокий

6. Юлия С.

92

невысокий

102

тенденция

7. Кирилл Н.

110

повышенный

98

повышенный

8. Дмитрий К.

85

невысокий

107

повышенный

9. Ксения В.

113

тенденция

99

тенденция

10. Тимофей К.

90

невысокий

90

невысокий

11. Максим Ш.

80

невысокий

69

невысокий

12. Артем К.

95

высокая вероятность

71

высокая вероятность

13.Ангелина Н.

120

невысокий

101

тенденция

14. Валерия С.

113

тенденция й

110

повышенный

15. Инна Д.

111

невысокий

100

тенденция

16. Сергей Л.

83

невысокий

83

невысокий

17. Владимир И.

85

невысокий

95

невысокий

18. Виталий П.

104

тенденция

92

невысокий

19. Анастасия А.

95

невысокий

92

невысокий

20. Александр П.

109

тенденция

96

невысокий

21. Игорь Д.

106

тенденция

88

невысокий

22. Ангелина З.

91

невысокий

99

тенденция


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Упражнения занятий программы профилактики аддиктивного поведения подростков в общеобразовательной школе.

  1. Знакомство. Инструкция по совместной работе. Диагностика подростков на употребление ПАВ.

Разминка (знакомство) – «Баранья голова»

Работа по теме занятия – правила работы в группе, инструкция.

Обсуждение плана совместной работы.

Диагностика зависимостей.

Завершение – обмен впечатлениями.

  1. Знакомство с личностными особенностями. Целостная структура личности. Личность и характер.

Цель: закрепление мотивации на участие в программе; знакомство с особенностями собственной личности; осознание целостности и многогранности личности.

Начало работы. Продолжительность 10 минут.

Метод: «Волшебные ладошки».

Инструкция участникам: понятие характер.

Упражнение – «Волшебные ладошки». Каждому участнику раздается по два листка бумаги. Он пишет свое имя, затем на одном листе обводит карандашом свою левую ладошку, на другом – правую ладошку. На каждом пальце левой ладошки предлагается написать все положительные качества, на правой – все отрицательные. Затем рисунки пускаются по кругу, и каждый может между пальчиков дописать другие качества автора рисунка.

С одной стороны, данная техника дает возможность осознать свою индивидуальность и неповторимость своей личности, с другой – показывает, что у каждого можно найти такие же черты и особенности, которые есть у других людей.

Упражнение «Круг субличностей» – знакомство с собой, формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности. – 20 минут. Нарисуйте круг, разделит его на шесть секторов. Перечислите на листе бумаги все сокровенные желания, приходящие вам в голову (иметь много денег, быть общительным и т.п.) Выберите из списка шесть самых важных для вас желаний. Дайте им названия (умник, бездельник и т.д.)

Упражнение направлено на формирование Я-концепции, осознание  сторон собственной личности и выработку  их принятия и позитивного отношения, формирование глубокого отношения друг к другу.

Рисунок «Структура личности». Ведущий просит каждую из команд сделать рисунок на тему: структура личности. На рисунке должна быть изображена подробная схема, иллюстрирующая ответ на вопрос, из чего состоит личность. Обмен чувствами. Обсуждение происходящего. Сплочение группы.

Завершение работы «Комплименты» – поиск позитивных сторон личности. Участникам необходима поддержка в поиске позитивных сторон личности. Участники разбиваются на пары. В каждой паре участники по очереди рассказывают о себе что-то хорошее. Затем каждая пара должна положительно представить друг друга группе.

  1. Понятие зависимости. Зависимость – способ ухода от решения проблем. Причины возникновения зависимости.

Цель: дать объективную  информацию о действии психоактивных  веществ, понимание и осмысление проблем зависимостей молодежью.

Начало работы – обмен чувствами (цель – вхождение в атмосферу группы)

Работа по теме – «Мой друг – наркоман».

Цель: ознакомление с  объективной информацией о действии психоактивных веществ.

Ведущий просит принять  участие в сценке двух добровольцев. Одному из них предлагается сыграть роль наркомана, а другому – его друга, не употребляющего наркотики. Задачи одного – уговорить другого попробовать наркотик. Задачи последнего – найти возможность отказаться любыми доступными ему способами.

«Причины употребления ПАВ» – мозговой штурм

Ведущий предлагает участникам разбиться на две команды. Каждая из команд методом мозгового штурма разрабатывает плакат «Причины употребления ПАВ» и представляет его группе. Полученные результаты обсуждаются. Ведущий влетает в контекст игры достоверную информацию о ПВА. Ведущий своим примером задает тон открытого, серьезного обсуждения данной проблемы.

Примерные варианты ответов  могут выглядеть так: человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему:

    • снимать барьеры в общении;
    • удовлетворять свое любопытство;
    • снимать напряжение и стресс;
    • приобретать новый опыт;

Обобщая ответы, ведущий  называет наиболее типичные причины, по которым подростки становятся наркоманами: любопытство (возможность испытать новые ощущения); давление группы, отсутствие навыка отказа, попытка установить дружеские отношения со сверстниками (за компанию, модно); попытка решить семейные и/или школьные проблемы (назло родителям); способ привлечения к себе внимания; скука, неумение интересно проводить свободное время.

В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта.

Ведущий просит привести примеры замены употребления наркотиков и алкоголя другими, более легальными и менее вредными способами.

К примеру, человек употребляет  алкоголь, чтобы снять психическое  напряжение. Этого же можно достичь  при помощи физических упражнений, прогулок, посещения дискотеки, общения  с друзьями и т.п. Но во всех случаях  человек сам решает, употреблять ему наркотики или нет. Особый акцент делается на том, что до 60% попробовавших наркотики из любопытства становятся наркозависимыми. Предоставление объективной информации о зависимостях и их последствиях. Обмен чувствами.

Завершение работы – Обмен впечатлениями

  1. Стресс и жизненные трудности. Стресс – преодолевающее поведение. Разрешение проблем. Эффективные и неэффективные способы совладания со стрессом. Способы самопомощи в преодолении стрессов и решении проблем.

Цель: знакомство с понятием «стресс», «стресс-преодолевающее поведение». Обучение способам эффективного разрешения проблем.

Начало работы – 10 минут

«Что такое стресс?» – информационное вступление.

Разминка – «Если бы ты был хиппи, на твоей футболке было бы написано?» – 5 минут

Участники бросают мяч  по кругу со словами: «Если бы ты был хиппи, на твоей футболке было бы написано...» (и добавляют надпись, которая, по их мнению, подходит этому человеку.) Участник, которому брошен мяч, должен сказать, согласен ли он надеть футболку. Игра проводится до тех пор, пока каждый из участников не получит футболку с надписью.

Упражнение направлено на дальнейшее сплочение, развитие эмпатии, разрядку.

Работа по теме – «Пять моих главных стрессоров» – 40 минут

Необходимо написать на листе бумаги 5 основных стрессовых событий за последнее время. Кроме того, нужно подумать и записать ответы на следующие вопросы:

Являются ли эти события  жизненно важными или это обычные  неприятности? Событие, вызывающее стресс, уже произошло или ожидается? Оно поддается контролю или нет?

Работа по теме – «Список проблем» – 25 минут

Цель: отработка навыков  оценки ситуации

Участникам дается инструкция написать на листе бумаги список проблем. Кроме того, ведущий просит их подумать и записать ответы на следующие вопросы: Какую из этих проблем вы считаете необходимым разрешить в первую очередь? Чего вы хотите добиться в результате?

После того как эта  часть задания была выполнена, ведущий  организует дискуссию на эту тему. Затем он просит каждого участника  написать: «Личный план решения проблемы». Ведущий говорит участникам, что проблемы, прежде всего, необходимо поверить в то, что выход из данной ситуации может быть найден. Жизненные проблемы не всегда связаны с угрозой жизни человека. Чаще всего они являются нормальной ситуацией, несущей в себе изменения. Для составления личного плана участникам предлагается схема «Шаги составления личного плана».

Информация о работе Причины аддиктивного поведения в подростковом возрасте