Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:25, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить причины аддиктивного поведения у подростков.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения подростков;
2. исследовать особенности личности подростка с аддиктивным поведением;
3. составить программу профилактики аддиктивного поведения у подростков в образовательной среде.
Объект исследований: аддиктивное поведение подростков.
Предмет исследования: особенности аддиктивного поведения у подростков в образовательной среде.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения 5
1.2 Причины аддиктивного поведения 12
1.3 Особенности подросткового периода 18
1.4 Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте 22
1.5 Профилактика аддиктивного поведения 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 34
2.1 Выявление склонности к аддиктивному поведению у подростков 34
2.2 Программа профилактики аддиктивного поведения подростков в образовательной среде 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 60
Ватман со схемой «Шаги составления личного плана» подготавливается заранее. Шаги составления личного плана разрешения проблем. Определите, действительно ли данная ситуация является проблемной. Подумайте, какая вам нужна информация или средства для решения проблемы. Соберите дополнительные сведения. Выберите самое главное. Определите обстоятельства и факторы, мешающие разрешению ситуации. Поставьте желаемую цель. Запишите на листе бумаги все возможные варианты решения проблемы. Пишите любые самые нелепые варианты, приходящие вам в голову, не старясь оценить, правильные они или нет, и не принимая окончательного решения. Примите решение. Изучите последствия принятия решения: что мне это даст? Будет ли проблема полностью решена? Какие положительные последствия возникнут? Какие отрицательные последствия возникнут? Как я смогу себя наградить в случае решения проблемы? Из всех вариантов решения проблемы выбирается тот, который полностью способен разрешить ситуацию и увеличить положительные последствия.
Упражнение направлено
на осознание собственных
Завершение работы – Обмен чувствами- 10 минут
Просмотр, обсуждение «Необходимость профилактики употребления ПАВ путем СМИ»;
Создание антирекламы ПАВ.
Обмен впечатлениями.
Цель: Формирование навыков коммуникативной компетенции, оказывать поддержку в случае употребления ПАВ знакомым, друзьям.
Начало работы. Цель: Создание рабочей атмосферы в группе
Разговор о чувствах, об итогах прошедших занятий. Информационное вступление на тему «Что такое общение?» Работа по теме занятия. Мозговой штурм на тему «Возможные способы общения».
Цель: Осознание разных способов общения. Общение при случае употребления ПАВ друзьями, знакомыми.
Работа по теме – «Ролевые модели поведения».
Цель: осознание возможных проблем в общении, отработка навыков эффективного общения, отработка навыков эффективного общения.
Упражнение «Ориентация в проблеме при помощи активного слушания».
Участники делятся на пары. Первые номера в паре заявляют о своей проблеме. Задача вторых номеров – разобраться в проблеме собеседника, используя приемы активного слушания. Затем участники меняются ролями. Ведущий называет номера приемов, которыми следует воспользоваться. Проблемы называют сами участники. При возникновении сложностей ведущий может им предложить подготовленные заранее варианты проблем.
Завершение проблемы – «Переключатели».
Участники становятся в произвольном порядке. На счет ведущего "три" все должны подпрыгнуть и повернуться на 90 градусов в какую-либо сторону. Задача участников – стараться повернуться в одну и ту же сторону.
Упражнение на внимательность, помогает научиться вставать на позицию другого человека, учит согласованности действий, помогает снять напряжение.
Цель: сформировать собственное отношение к алкоголизму и наркомании.
Начало работы – Итог прошлых занятий, обмен чувствами.
Работа по теме «Зависимость и созависимость».
Более глубокое понимание понятия созависимости. Памятка созависимости. Мифы о ПАВ.
Разминка Имя-движение- 10 минут.
Участники садятся в круг. Каждый по очереди произносит свое имя и совершает при этом какое-нибудь движение руками, ногами, всем телом. Вся группа хором повторяет его имя и сделанное движение. Затем то же самое делает следующий участник и вся группа.
Работа по теме – «Суд над зависимостью» – 20 минут. Подкрепление знаний, полученных ранее, попытка прочувствовать их образно. Ведущий просит всю группу поучаствовать в судебном процессе над зависимостью от ПАВ. Он вызывает добровольца на роль судьи. Остальные участники делятся на защитников и обвинителей.
В роли зависимости выступает сам ведущий. Задача группы – совместимыми усилиями решить, виновна ли зависимость в гибели людей? Для этого они должны собрать достоверную информацию и предоставить факты. Для выполнения задания участники придерживаются следующей схемы: команды адвокатов и обвинителей составляют коллективное определение зависимости методом мозгового штурма и изображают его на листе бумаги в образной форме; каждая из сторон на ватмане записывает факты, подтверждающие виновность или невиновность зависимости; затем дело вносится на рассмотрение в суда. В заключение игры все «снимают» с себя роли, проводится обсуждение.
Делается обобщение.
Обмен впечатлениями
Цель: выработать навыки защиты собственных границ, умение отстаивать собственную позицию, противостоять соблазну употребления ПАВ.
Начало работы – Обмен чувствами, настроением.
Инструкция участникам: Ребята! С раннего возраста мы начинаем приспосабливаться к жизни в обществе, и ощущаем его давление. Это давление со стороны окружающих сохраняется в течение всей жизни.
Очень отчетливо давление среды начинает чувствоваться при поступлении в школу. Здесь завязывается множество социальных контактов, но возникает и множество проблем: необходимо налаживать отношения с товарищами и педагогами, вырабатывать эффективные стратегии поведения. В вашем возрасте у школьников особенно остро встает вопрос о соответствии ожиданиям сверстников и некоторых значимых взрослых. Они стремятся попасть в определенную компанию сверстников, иметь определенных друзей и готовы для этого пойти на многие жертвы. Для того чтобы быть готовыми к возможному давлению со стороны окружающих, мы поговорим сегодня о способах самозащиты в подобных случаях".
Работа по теме – «Границы моей личности – осознание собственных границ» – 20 минут
Участникам дается задание нарисовать свое личное пространство в виде какого-нибудь образа, дать этому образу название, очертить его границы. Ведущий предлагает подумать и написать ответы на вопросы: Где проходит граница моего личного пространства? Имеет ли кто-нибудь право нарушать эту границу? Кого я могу пустить на более близкое расстояние в моем личном пространстве?
Игра направлена на осознание психологических границ.
Ролевая игра «Дискотека» – осознание собственной роли в ситуациях давления группы. Компания друзей идет на дискотеку. Ребята танцуют и веселятся.
Ситуация 1. К каждому по очереди подходит торговец с наркотиками и предлагает «взбодриться». Задача участников – отказаться любыми способами, несмотря на уговоры. Задача продавца – уговорить любыми способами.
Ситуация 2. Кто-то из друзей принес на дискотеку травку и предлагает затянуться. Один из них отказывается, остальные пытаются заставить его, говоря, что не будут с ним дружить, или угрожают физической расправой.
Завершение работы – Обмен чувствами
Цель: Формирование активной жизненной позиции, умения планировать будущую жизнь и добиваться успеха. Формирование и развитие навыков изменения себя.
Начало работы – обмен чувствами – 5 минут.
Разминка – «Роза и чертополох»
Разрядка. Каждый участник берет два предмета, один будет «розой», то есть качеством, которое принимается в участнике, другой – «чертополохом», то есть качеством, которое желательно изменить. Один участник подходит к другому члену группы и говорит фразу: «Я дарю тебе розу за то, что ты...» и «...чертополох за то, что ты...2. Участник, получивший подарки, дарит их следующему по той же схеме.
Работа по теме занятия – «Ценности – осознание смысла жизни и личностных ценностей» – 20 минут
Участникам раздают по шесть листочков и предлагают на каждом из них написать то, что для них ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Нужно смять и отложить бумажку и осознать, как теперь без этого живется. Затем то же самое происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности.
Затем ведущий объявляет, что произошло чудо и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. И так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, моно добавить какие-то ценности и посмотреть, сохранится ли прежний порядок ранжирования.
Упражнение выполняется под медиативную музыку, большое значение имеют интонации и голос ведущего, произносимый текст должен быть простым и гладким. Упражнение провоцирует возникновение очень глубоких переживаний. Обстановка во время его проведения должна быть предельно безопасной – не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу ( их можно рассадить на комфортное расстояние друг от друга).
Прежде чем проводить это упражнение в группе, ведущий должен получить опыт его проведения и оценить его глубину.
Обсуждение.
Упражнение дает возможность участникам осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей.
Метод «Маршрут успеха» – знакомство с навыками целеобразования. Перечислите свои цели-мечты: на месяц, на полгода, на год, на пять лет.
Для этого задайте себе вопросы: Чего я хочу достичь? Что я должен для этого предпринять? Какие могут возникнуть проблемы? Какими способами я могу этого достичь? В какие сроки я хочу это сделать?
В результате участники должны составить личные планы на месяц, полгода, год, пять лет.
Инструкция: Ребята! У нас сегодня завершающее занятие. И мы будем говорить о смысле жизни и целях на будущее. Мне было очень приятно с вами работать и немного грустно расставаться. Вы многое узнали на наших занятиях и сможете это использовать в своей жизни. Вы сейчас у самого подножия вашей жизненной вершины. Подъем может быть трудным, но я уверена, что вы достигнете задуманных целей.
Подведение итогов занятий.
Обсуждение прошлых занятий.
Завершение работы – «Мой день 10 лет спустя».
Закройте глаза и представьте себе свой день через 10 лет. Итак, вам будет 25 лет. Вы просыпаетесь утром? Который сейчас час? Где вы находитесь? С кем? Что делаете дальше? Постарайтесь увидеть все события этого дня подробно и конкретно. Подойдите к зеркалу. Что вы там увидите? Почувствуйте, какие звуки раздаются? Какие у вас тактильные ощущения? Вам все больше и больше нравится ваш будущий образ. Он становится для вас все более и более приятным. Он очень вам нравится. Вы открываете глаза и стараетесь запомнить эти приятные ощущения от встречи с самим собой в будущем.
Вторичная диагностика аддиктивного поведения
Упражнение «Советы знаменитостей». Участникам предлагается представить себя в будущем. Они стали известными людьми (на грудь прикрепляются таблички с названиями престижных профессий). Их пригласили на телепередачу, посвященную профилактике наркомании, и сейчас они могут обратиться к подросткам. Каждый участник произносит несколько фраз-обращений.
Прощание. Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий слегка сжимает ладонь своего соседа справа, тот, в свою очередь, передает рукопожатие своему соседу справа и т.д. Таким образом, рукопожатия должны пройти по кругу и вернуться к ведущему от соседа слева.
Ведущий благодарит участников за работу и прощается с группой.
Все упражнения направлены на выработку активной жизненной позиции, осознание собственной ответственности за решение данной проблемы [34].
Информация о работе Причины аддиктивного поведения в подростковом возрасте