Причины аддиктивного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить причины аддиктивного поведения у подростков.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения подростков;
2. исследовать особенности личности подростка с аддиктивным поведением;
3. составить программу профилактики аддиктивного поведения у подростков в образовательной среде.
Объект исследований: аддиктивное поведение подростков.
Предмет исследования: особенности аддиктивного поведения у подростков в образовательной среде.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения 5
1.2 Причины аддиктивного поведения 12
1.3 Особенности подросткового периода 18
1.4 Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте 22
1.5 Профилактика аддиктивного поведения 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 34
2.1 Выявление склонности к аддиктивному поведению у подростков 34
2.2 Программа профилактики аддиктивного поведения подростков в образовательной среде 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 60

Файлы: 1 файл

Аддиктивное поведение.doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

Стоит отметить также вариативность зависимостей отвечающих (ПРИЛОЖЕНИЕ 4):

– у одних респондентов наблюдается полное совпадение уровней склонности как к алкогольной, так и наркотической зависимостям: 12 респондентов (55%), среди них 9 опрашиваемых с невысоким уровнем склонностей к алкогольной и наркотической зависимостям – полное отсутствие зависимости;

3 респондента – с повышенными склонностями к зависимостям – полное совпадение параметров наличия склонности к данным зависимостям.

 – у других отмечается незначительное колебание уровня склонностей по данному признаку (разделение на алкогольную и наркотическую зависимости):

У 2-х опрашиваемых наблюдается незначительное рассогласование в склонностях к разным зависимостям (между признаками тенденции – в одной, и признаками повышенной склонности – в другой); также как и незначительное – между невысоким признаком к склонности и признаками тенденции (3 респондента).

Т.е. рассогласование  в данных случаях незначительное: при наличии склонности к одной  из зависимости, склонность к другой также присутствует и при тенденции к склонности и невысоким уровнем склонности у одних и тех же респондентов.

У 4-х респондентов отмечается колебание между невысоким признаками и признаками повышенной склонности в шкалах разных зависимостей; также склонности к разным зависимостям у 1 респондента между признаками тенденции и высокой вероятности.

Здесь мы видим большую  разрозненность в ответах респондентов, что ставит под сомнение достоверность данных в связи с такой разницей в ответах.

Таким образом, 13 из 21 респондентов (59%) имеет склонность к аддиктивному поведению, также выявлена группа респондентов, характеризующихся пограничным к склонности положении, учитывая к тому же возрастные особенности, и в связи с этим вероятность появления склонностей у тех, кого в данном исследовании они не были выявлены, мы можем заключить, что мы достигли цели нашего исследования: выявили склонность к аддиктивному поведению у молодежи.

Также отметим, что у 55%, т.е. большинства респондентов (12 человек) наблюдается совпадение уровней склонности, как к алкогольной, так и наркотической зависимостям, т.е. 9 респондентов отмечены полным совпадением в невысоком уровне склонности (отсутствии склонности) к наркотической и алкогольной зависимостям. 3 респондента имеют совпадения по выявленным уровням склонности к алкогольной и наркотической зависимостям.

Т.е. мы можем сделать вывод о склонности подростков к аддитивному поведению, характеризующейся равной предрасположенностью как в отношении алкогольной, так и наркотической зависимостей.

В связи с этим актуальным является разработка и проведение профилактических работ среди учащейся молодежи.

По результатам исследования была составлена программа профилактики аддиктивного поведения в образовательной  среде (в частности, профилактика употребления ПАВ), включающая подробное описание занятий, использующая различные методы групповой работы, направленная на формирование и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ, на развитие мотивационной сферы учащихся в отношении ЗОЖ.

 

2.2 Программа профилактики аддиктивного поведения подростков в образовательной среде

Программа профилактики в отношении аддиктивного поведения разработана для учащихся 6-11 классов общеобразовательной школы.

Упражнения, которые вошли в программу профилактики, направлены на:

  • предоставление объективной информации по проблеме употребления ПАВ, информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ;
  • формирование и осознание ресурсов личности (представление о себе, самоуважение, самоэффективность, понимание и осмысление проблемы ПАВ; ответственность за собственную жизнь; умение понимать окружающих и сопереживать им, коммуникативная социальная компетентность, восприятие и оказание социальной поддержки);
  • преодолевание стресса и снятия напряжения без применения ПАВ; формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ; сформировать установку «ведение здорового образа жизни»;

Таким образом, ожидаемыми результатами реализации программы должно стать:

1) повышение информативности  и компетентности учащейся молодежи  по проблемам злоупотребления  психоактивными веществами;

2) развитие навыков  и личностных ресурсов учащейся  молодежи, для противостояния употребления ПАВ;

3) снижение уровня  склонности к аддиктивному поведению  (в частности, употребления ПАВ)  учащейся молодежью.

Каждое занятие рассчитано на активное участие группы и имеет  следующие компоненты:

  1. введение в занятие, настрой группы.
  2. разминка
  3. основная часть
  4. рефлексия, анализ работы по теме занятия.

Программа представляет собой цикл из 10 занятий, по 1-2 занятия  в неделю (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Работа рассчитана на групповое взаимодействие, содержит информационный раздел, имеет направленность на формирование и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ, на развитие мотивационной сферы учащихся в отношении ЗОЖ.

Уровень реализации программы, ее результативность делается на основе соотнесения первичной и вторичной  диагностики группы исследуемых посредством подобранных методов исследования – диагностического инструментария, а также на основе рефлексии (анализа) самих участников данной программы.

 

Таблица 3 – Тематическое содержание практических занятий

Тема занятия

Содержание

1

Знакомство.

Выявление аддиктивного поведения учащейся молодежи.

Первичная диагностика. Тестирование. Правила и принципы работы. Инструкция по совместной работе. План совместной деятельности. Упражнения: «Баранья голова»

2

Знакомство с личностными  особенностями. Закрепление мотивации на участие в программе. Осознание целостности и многогранности личности.

Упражнение: «Волшебные ладошки», «Круг субличностей»,»Комплименты»

3

Понятие зависимости. Зависимость  – способ ухода от решения проблем. Причины возникновения зависимости. Объективную информацию о действии психоактивных веществ, понимание и осмысление проблем зависимости.

Упражнение: «Мой друг – наркоман»,

Причины употребления ПАВ – мозговой штурм

4

Стресс и жизненные  трудности. Стресс – преодолевающее поведение. Разрешение проблем. Эффективные и неэффективные способы совладания со стрессом. Способы самопомощи в преодолении стрессов и решении проблем.

Упражнение: «Если бы ты был хиппи, на твоей футболке было бы написано», «Пять моих главных стрессоров», «Список проблем»

5

Социальная реклама  о вреде алкоголя, наркотиков.

Просмотр, обсуждение, составление  антирекламы употребления ПАВ

6

Общение.

Разрешение конфликтных  ситуаций. Модели общения. Формирование умения принимать и оказывать  поддержку.

Беседа «Что такое общение?», мозговой штурм на тему: «Возможные способы общения», «Ролевые модели поведения», Упражнение «ориентация в проблеме при помощи активного слушания»

7

Зависимость. Развитие представлений  и понимание сложности данного  явления.

Беседа «Зависимость и созависимость», Мифы о ПАВ, Упражнение «Имя-движение», «Суд над зависимостью»

8

Границы личности. Групповое  давление и умение отстаивать собственную  позицию.

Упражнение «Границы моей личности – осознание собственных границ», Ролевая игра «Дискотека»

9

Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. Постановка ближайших жизненных  ценностей.

Упражнение «Роза и чертополох», «Ценности – осознание смысла жизни и личностных ценностей», «Маршрут успеха»

10

Мотивация на здоровый образ жизни без ПАВ. Подведение итога. Вторичная диагностика.

Упражнение «Советы знаменитостей», «Мой день 10 лет спустя», Проективная методика – Послание миру – «предотвращение употребления наркотиков среди молодежи». Вторичная диагностика


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Подростки с аддиктивным поведением склонны перекладывать ответственности за свое поведение на ближайшее окружение, однако считают, что неудачи являются следствием их собственной активности. Фиксация на неудачах повышает уровень личностной тревожности и актуализирует психологические защиты личности. А это в свою очередь способно служить преградой адекватному осмыслению самого себя и собственных действий. По этим параметрам подростки с аддиктивным поведением в большей степени отличаются от своих социально адаптированных сверстников. Главными факторами возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении психотропных веществ – возрастные особенности, неблагоприятная, микросоциальная ситуация развития, отклонения в функционировании высшей нервной деятельности. К факторам риска, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. По результатам эмпирических исследований можно судить о склонности подростков к аддитивному поведению, характеризующейся равной предрасположенностью как в отношении алкогольной, так и наркотической зависимостей.

Профилактика аддиктивного поведения в образовательной  среде имеет большую значимость. Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Проводится первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методике их проведения предотвращение ранней наркотизации детей и подростков вполне эффективно.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Курек, Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н.С. Курек. – СПб.: Алетейя, 2001. – 316 с.
  2. Анохина, И.П.. Биологические механизмы зависимости от психоактивных веществ (патогенез) / Лекции по наркологии. Под.ред. И.Н. Иванца. – М.: Нолидж, 2000. – 324 с.
  3. Белогуров, С.Б. Наркотики и наркомания / С.Б. Белогунов. – СПб.: Университетская книга, 2007. – 287 с.
  4. Воробьева, Т.В. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Особенности работы с подростками группы риска / Т.В. Воробьева, А.В. Ялтонская. – М.: Наука, 2008. – 325 с.
  5. Вострокнутов, Н.В. Семья и проблемы отклоняющегося поведения в современном обществе / Н.В. Вострокнутов // Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения).– 2001. – № 5. – С.54-58.
  6. Левин, Б.М. Здоровый образ жизни (борьба с социальными болезнями) / Б.М. Левин. – М.: ИС РАН, 2003. – 287 с.
  7. Гилинский, Я.И. Наркотизм: мифы и реальность / Я.И. Гилинский // Молодежь. Цифры, факты, мнения. – 2006. – № 11. – С.34-37.
  8. Колеченко, А.К. Комплексная профилактика наркозависимых в системе образования / А.К. Колеченко // Служба практической психологии в системе образования. – 2000. – № 5. – С.13-19.
  9. Попова, В.Л. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Л. Попова. – М.: Академия, 2002. – 323 с.
  10. Кулаков, С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков / С.А. Кулаков. – М.: Наука – 1998. – 254 с.
  11. Мирошниченко, Л.Д. Проблема антинаркотической профилактики в подростковой среде / Л.Д. Мирошниченко, В.Е. Гелипас, Л.Н. Рыбакова. – М.: Владос, 2000. – №3. – С.67-70.
  12. Гаранский, А.Н. Наркомания: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под ред. А.Н. Гаранского. – М.: Владос, 2003. – 276 с.
  13. Подхватилин, Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, соц. работников / Н.В. Подхватилин. – М.: Сфера, 2002. – 325 с.
  14. Позднякова, М.Е. Социологический анализ наркомании / М.Е. Позднякова  – М.: ИС РАН, 2002. – 372 с.
  15. Березин, С.В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. – 384 с.
  16. Рожков, М.И. Профилактика наркомании / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. – М.: Владос, 2003. – 276 с.
  17. Сирота, Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М.: Академия, 2008. – 347 с.
  18. Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – 289 с.
  19. Сорокин, В.М. наркотики и подростковая субкультура / В.М. Сорокини// Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). – 2001. – № 8. – С.36-39.
  20. Басов, Н.Т. Социальная работа с молодежью / под ред. Басова Н.Т – СПб.: Алетейя, 2008. – 325 с.
  21. Зубок, Ю.А. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. – М.: Академия, 2008. – 496 с.
  22. Фетискин, Н.П. Психология аддиктивного поведения / Н.П. Фетискин. – М.: Владос, 2005. – 375 с.
  23. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холосова. – М.: Владос, 2007. – 313 с.
  24. Христофорова, М.И. Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов / М.И. Христофорова, Л.М. Шипицина // Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). – М. – 2001. – № 12. – С.87-90.
  25. Шабалина, В.В. Психология зависимого поведения / В.В. Шабалина. – СПб, 2001. – 342 с.
  26. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – СПб.: Речь, 1996. – 350 с.
  27. Шпицына, Л.М. Школа без наркотиков: книга для педагогов и родителей. / Под ред. Л.М. Шпицыной, Е.И. Казаковой – СПб, 2001. – 327 с.
  28. Горбатенко, Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. Эффективные программы профилактики, сценарии и материалы для классных занятий / Л.С. Горбатенко. – Р.н/Д.: Феникс, 2003. – 321 с.
  29. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А.С. Прутченков. – М.: Эксмо, 1991 – 45с.
  30. Блонский, П.П. Трудные школьники / П.П. Блонский. М.: Высшая школа,1980. – 431 с.
  31. Александров, А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера. Нарушение поведения у детей и подростков / А.А. Александров. – М.: Высшая школа,1981. – 219 с.
  32. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии/ И.И. Чеснокова. – М.: Высшая школа, 1997. – 338 с.
  33. Хажилина, И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии / И.И. Хажилина. – М.: Наука. – 2002. – 298 с.
  34. http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФИО_______________________

Возраст______

«Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков»

Инструкция: на предложенные пять вопросов просим Вас ответить в форме «да» или «нет». Ваши ответы необходимы для выявления возрастных тенденций, связанных с употреблением алкоголя в нашем регионе.

Опросник RAFFT

  1. Выпиваете ли Вы или употребляете наркотики для того, чтобы расслабиться, почувствовать себя лучше или вписаться в компанию?____
  2. Вы когда-нибудь выпивали или употребляли наркотики, находясь в одиночестве?_____
  3. Употребляете ли Вы или кто-нибудь из Ваших близких друзей алкоголь или наркотики?_______
  4. Имеет ли кто-нибудь из Ваших близких родственников проблемы, связанные с употреблением алкоголя или наркотиков?____
  5. Случались ли у Вас неприятности из-за употребления наркотических средств?_____

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич)

Пользуясь данной шкалой, укажите, пожалуйста, в какой степени  Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений, ставя X в соответствующем месте. Можно давать только один ответ на каждое утверждение:

1 – совершенно не согласен(на), совсем не так;

2 – скорее не согласен(на), скорее не так;

3 – ни то ни другое; и так, и не так;

4 – скорее согласен; скорее так;

5 – совершенно согласен; именно так.

 

Таблица 4 – Склонность к зависимому поведению

Утверждения

1

2

3

4

5

1. Я склонен разочаровываться  в людях

         

2. Верить в приметы глупо

         

3. Часто бывает, что я обижаюсь  на родителей и друзей

         

4. Нередко я опаздываю на учебу  или на встречу из-за непредвиденных случайностей в пути

         

5. Окружающие часто удивляют  меня своим поведением

         

6. Мои родители часто пытаются  обращаться со мной как с  маленьким ребенком 

         

7. Я люблю планировать свое  время до мелочей и с точностью  до минут

         

8. Мне кажется, что я чувствую происходящее вокруг более остро, чем другие

         

9. Родители сами виноваты, что их дети начинают принимать наркотики

         

10.Для меня не существует абсолютных  авторитетов

         

11. В детстве был период, когда я страстно любил что-либо подсчитывать (количество окон, ступеней...)

         

12. Если бы родители и другие  взрослые больше бы говорили  с детьми о вреде наркотиков, то мало кто становился бы  наркоманом

         

13.Мне легче перенести скандал,  чем однообразную размеренную  жизнь

         

14. Я верю в порчу и сглаз

         

15.Прежде, чем что-либо предпринять,  я стараюсь

 предусмотреть все опасности,  которые могут подстерегать меня

         

16.Если я чем то увлеченно  занят(-а), то часто даже не замечаю,  что происходит вокруг

         

17.Я живу и поступаю в соответствие с поговоркой: «Надейся на лучшее, но готовься на худшее».

         

18.Меня нелегко убедить в чем  бы то ни было

         

19.Меня нередко обманывали (обманывают)

         

20.Неизвестность для меня очень  мучительна и тягостна

         

21.Меня раздражает, когда на улице, в магазине или в транспорте на меня пристально смотрят

         

22.Жизнь малоинтересна, когда  в ней нет опасностей

         

23.Я не уважаю тех, кто отрывается  от коллектива

         

24.Некоторые люди одним прикосновением  могут исцелить больного человека

         

25.Жизнь должна быть радостной,  иначе незачем жить

         

26.Я хорошо ориентируюсь во  времени и, не глядя на часы, могу точно сказать, который  сейчас час

         

27.Если я хочу что-нибудь сделать,  но окружающие считают, что  этого делать не стоит, я готов отказаться от своих намерений

         

28.В детстве я часто отказывался  оставаться один

         

29.Мне нередко бывает скучно, когда себя нечем занять

         

30.В жизни надо попробовать  все

         

31.Я легко могу заснуть в  любое удобное время (и  ночью и днем)

         

32.После того, как я схожу в  лес за грибами, у меня долго  перед глазами могут сохраняться  воспоминания о грибах

         

33.Я люблю помечтать о том,  на что я потрачу возможный  будущий выигрыш в лотерее,  как поступлю с обещанным подарком

         

34.Часто думаю: «Хорошо бы стать ребенком»

         

35.Мне часто трудно находить  правильные слова для моих  чувств

         

36.Для меня несложно дать знакомому  денег взаймы на покупку спиртного

         

37.Я склонен жить, стараясь не  отягощать себя раздумьями о  том, что может произойти со мной в будущем

         

38.Я люблю, когда гадают на  картах или по руке 

         

39. Мне хорошо удается копировать  мимику и жесты других людей

         

40.Когда меня будят ночью или  рано утром, то я долго не  могу понять, что происходит вокруг

         

41.Музыку я люблю громкую,  а не тихую

         

42.У меня бывают чувства, которым  я не могу дать вполне точное  определение

         

43.Человек должен стараться понимать  свои сны, руководствоваться ими  в жизни и извлекать из них  предостережения

         

43.Меня трудно застать врасплох

         

45.Все известные мне «чудеса» объясняются очень просто: обман и фокусы

         

46.Меня считают наивным человеком,  поскольку мне часто случается  попадать впросак

         

47.Наркотики бывают «легкими», и они не вызывают наркомании

         

48.Я иногда чувствовал, что кто-то  посредством гипноза заставлял  меня совершать какие-либо поступки

         

49.Мои знакомые считают меня  романтиком

         

50.Я верю в чудеса

         

51.Даже психически здоровый человек  иногда не может отвечать за  свои поступки

         

52.Меня часто озадачивает поведение  и поступки людей, которых я  давно знаю

         

53.Никому нельзя доверять – это правильная позиция

         

54.Самое счастливое время – это молодость

         

55.В детстве я боялся, что мама  может бросить меня, уйти из дома и не вернуться

         

56.Я склонен лучше помнить  неприятные события, происшедшие  со мной в действительности, чем  собственные прогнозы по поводу  возможности таких событий

         

57.Я люблю советоваться с друзьями (или взрослыми), как поступить  в сложной ситуации

         

58.Я бы согласился пожить пусть  мало, но бурно

         

59. Я бы мог на спор ввести  себе в вену наркотик (героин)

         

60.Часто меня не оценивали  по заслугам

         

61.Я всегда точно могу сказать,  сколько денег я потратил и  сколько у меня осталось

         

62.В детстве я долго не мог  привыкнуть к детскому саду (яслям)  и не хотел туда из-за этого  ходить

         

63.Своим друзьям или подругам  я доверяю полностью и убежден,  что они меня никогда не  обманут и не предадут

         

64.Опасность употребления наркотиков явно преувеличена

         

65.О жизни все-таки мало ярких  событий

         

66.Я не люблю длительные поездки  в поезде или на автобусе

         

67.Меня раздражает грязное стекло, потому что весь мир тогда  кажется грязным

         

68.Когда мне скучно я обычно ложусь спать

         

69.Часто родители упрекают меня  в том, что я слушаю излишне  громкую музыку

         

70.Очень мучительно чего-либо  ждать

         

71.Я мог бы после некоторых  предварительных объяснений управлять  маленьким самолетом

         

72.Я нередко просыпаюсь утром за несколько секунд или минут до звонка будильника

         

73.Если бы случился пожар и  мне надо было бы из окна  пятого этажа прыгнуть на развернутый  пожарниками тент, я бы сделал  это не задумываясь

         

74.Мне жалко наивных людей

         

75.Меня смущает, когда люди долго и пристально смотрят мне в глаза

         

76.Рисковать всем, например в  казино, могут только сильные  люди

         

77.В том, что подросток становится  наркоманом, виноваты те, кто продает  наркотики

         

78.Я люблю очень быструю, а  не медленную езду

         

79.Я доверяю предсказаниям гороскопов  и следую содержащимся в них  рекомендациям

         

80.Меня очень интересуют лотереи

         

81.Прогнозировать будущее – бесполезное дело, т.к. многое от тебя не зависит

         

82.Я способен с легкостью описывать свои чувства

         

83.У меня в жизни бывали  случаи, когда я что-то делал,  а потом не помнил, что именно

         

84.Считаю, что любопытство не  порок

         

85.Бывают, что меня пугают люди  с громким голосом

         

86.У меня было (есть) много увлечений  (интересов, хобби)

         

87.Когда я остаюсь дома, то  мне часто бывает не по себе  от одиночества

         

88.Я не суеверен

         

89.Мне говорили, что у меня  неплохие способности имитировать  голоса или повадки людей

         

90.Есть люди, которым я верю  безоговорочно

         

91.Случается, что во время  разговора с заикающимся я  сам начинаю говорить сбивчиво  и с запинками

         

92.Самое тягостное в жизни – это одиночество

         

93.Если я начинаю играть в  какую-нибудь игру, то меня нередко  нелегко оторвать от нее

         

94.Бывает, что я могу сделать назло то, что мне самому окажется невыгодным

         

95.Меня всегда притягивала и  притягивает таинственность, загадочность, мистика

         

96.Бывало, что я на улице соглашался  на игру с «наперсточниками»

         

97.Я знаю многих ребят, кто употребляет или употреблял наркотики

         

98.Я, как правило, ставлю будильник  так, чтобы не только все  успеть сделать до ухода из  дома, но и иметь несколько  минут в запасе

         

99.В своей жизни я часто  сталкиваюсь(лся-лась) с невообразимым  стечением неблагоприятных обстоятельств

         

100.Я готов полностью подчиниться  и даже доверить свою судьбу, но только тому, кого действительно  уважаю

         

101.Я люблю рисковать

         

102.Среди моих знакомых есть  люди, которые обладают даром убеждать

         

103.Меня часто невозможно оторвать от интересного дела, игры, занятия

         

104.Я мог бы прыгнуть с парашютом

         

105.Мне все-равно, что обо мне  думают окружающие

         

106. Меня многое в жизни удивляет

         

107.Я могу переспорить кого  угодно

         

108.Я вошел бы вместе с укротителем в клетку со львами, если бы он мне сказал, что это безопасно

         

109.Если меня о чем-то просят, мне трудно отказать

         

110.Мне легче придумать свои  собственные примеры, чем выучить  наизусть примеры из учебника

         

111.Мне никогда не бывает скучно

         

112.Часто я сам от себя не  ожидаю какого-либо поступка

         

113.В детстве у меня какое-то  время были тики или разнообразные  повторяющиеся движения

         

114.Я люблю помечтать о том,  на что я потрачу возможный  будущий выигрыш в лотерее, как поступлю с обещанным подарком

         

115.Меня влечет все новое и  необычное

         

116.Со мной нередко бывают  «несчастные случаи» и всяческие происшествия

         

Информация о работе Причины аддиктивного поведения в подростковом возрасте