Причины, факторы, условия, коррекция шизофренических расстройств личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы выявить особенности клинической картины, форм, течения, диагностики и лечения шизофрении.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1) дать общую клиническую характеристику заболевания;
2) рассмотреть типы течения и формы шизофрении;
3) охарактеризовать методы диагностики и лечения болезни.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3
1 глава. Понятие о шизофреническом расстройстве личности.......................4
1.1 Общее понятие..................................................................................................4
1.2 История шизофрении.......................................................................................4
1.3 Этиология и патогенез......................................................................................6
1.4 Классификация..................................................................................................8
2 глава. Роль семьи и школы в возникновении шизофренических расстройств............................................................................................14
2.1 Cемья как учаcтник лечебного процесса......................................................14
2.2 Роль школы......................................................................................................16
3 глава. Медико-психолого-педагогическая коррекция шизофренических расстройств............................................................................................18
3.1 Диагностика.....................................................................................................18
3.2 Психолого-педагогическая коррекция..........................................................21
3.3 Медико-психологическая коррекция............................................................23
3.4 Современные тенденции в лечении шизофрении.......................................27
Заключение.....................................................................................................29
Список литературы.........................................................................................30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.25 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Владимирский Государственный  Университет

имени Александра и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Факультет психологии

Кафедра «Специальная педагогика»

 


      Спец. « 050714 –

Олигофренопедагогика»

с дополнительной специальностью

«050715 – Логопедия»

     

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«Причины, факторы, условия, коррекция шизофренических расстройств личности»

 

 

 

Курсовая  работа:

студентки группы КПг- 210

Залеткиной Юлии Игоревны

                                  

 

 

 

                                                                           НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

                                     профессор кафедры                       «Специальная педагогика» ВлГУ

Фортова Любовь Константиновна

 

 

 

 

Дата защиты: ____________                       Оценка:_______________

 

 

 

 

 

Владимир 2013

Содержание:            стр.

Введение...........................................................................................................3

1 глава. Понятие о шизофреническом  расстройстве личности.......................4

1.1 Общее понятие..................................................................................................4

1.2 История шизофрении.......................................................................................4

1.3 Этиология  и патогенез......................................................................................6

1.4 Классификация..................................................................................................8

2 глава. Роль семьи и школы  в возникновении шизофренических расстройств............................................................................................14

2.1 Cемья как учаcтник лечебного процесса......................................................14

2.2 Роль  школы......................................................................................................16

3 глава. Медико-психолого-педагогическая  коррекция шизофренических  расстройств............................................................................................18

3.1 Диагностика.....................................................................................................18

3.2 Психолого-педагогическая коррекция..........................................................21

3.3 Медико-психологическая коррекция............................................................23

3.4 Современные тенденции в лечении шизофрении.......................................27

Заключение.....................................................................................................29

Список литературы.........................................................................................30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Шизофрения  составляет одну из главных медицинских  проблем нашего времени. Прежде всего, это — самое частое заболевание, так как на него приходится около  половины новых поступлений в  психиатрические больницы. Оно относится  к числу наиболее серьезных заболеваний, вызывающих тяжелые изменения в  психике с характером упадка, деградации, больные становятся замкнутыми, утрачивают социальные контакты, у них отмечается обеднение эмоциональных реакций. Также наблюдаются различной  степени выраженности расстройства ощущений, восприятия, мышления и двигательно-волевой  сферы.

 

Данная  работа направлена на изучение шизофрении, методов её диагностики и лечения.

 

Цель данной работы выявить особенности клинической картины, форм, течения, диагностики и лечения шизофрении.

 

Для этого  необходимо выполнить следующие задачи:

1) дать общую клиническую характеристику заболевания;

2) рассмотреть типы течения и формы шизофрении;

3) охарактеризовать методы диагностики и лечения болезни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава. Понятие о шизофреническом  расстройстве личности.

 

1.1 общее понятие.

Шизофренические расстройства — это  серьезные психические заболевания  с продолжительностью от 6 месяцев  и более, которые вызывают существенные нарушения социальной, профессиональной и личной жизни больного. Для больных, страдающих шизофренией, характерны неадекватное поведение и явные нарушения  в мышлении.

Несмотря на кажущееся стереотипное поведение таких больных, ни одно психиатрическое заболевание не вызывает таких трудностей при постановке диагноза и назначении лечения, как  шизофрения, из-за колеблющихся очертаний  этой нозологии. Шизофрении свойственна  устойчивая частота на всех культурных уровнях человеческого общества — примерно 1%. В одних только Соединенных  Штатах насчитывается примерно 2 млн. больных шизофренией. Заболевание  начинается в позднем юношеском  возрасте, а также в 3-м десятилетии  жизни, резко инвалидизирует больных, что приносит стране ущерб около 20 млрд. долларов в год. Кроме того, больные шизофренией обычно являются причиной невероятных трудностей как  для своих семей, так и для  системы здравоохранения, что добавляет  к экономическим потерям еще  и немалую толику людских страданий.

 

1.2 История развития представлений о шизофрении.

Начиная с ХIХ века предпринимались попытки выделить шизофрению из ряда психических расстройств, связанных с нарушениями когнитивных функций у пациента. Поскольку клинические проявления этого заболевания весьма разнообразны, дать точное определение этого заболевания, генетически его изучить и обеспечить объективную диагностику представлялось крайне трудным. Возможно, поэтому первые представления о шизофрении были толкованием ее как группы болезней.

«В основе представлений о шизофрении лежит концепция Е.Kraepelin (1896) о раннем слабоумии.» Эта нозологическая концепция получила широкое распространение и вместе с тем вызвала много вопросов у оппонентов, которые критиковали синдромальный принцип, положенный в основу систематики форм заболевания. Крепелин основывал свою концепцию на особенностях течения и исхода болезни. Уже начиная с Крепелина, исследователи придерживались точки зрения, что в основе шизофрении лежат биологические факторы, наследственная природа заболевания.

Дальнейшее изучение шизофрении напрямую связано с именем Е. Блейера (1911), который и дал название этой болезни (шизофрения, болезнь Блейера). Он считал основным диагностическим критерием  шизофрении возникновение у пациента первого и основного симптома – нарушения мышления. Блейер также  разделил симптомы этого заболевания  на основные и вторичные. Наиболее важный, фундаментальный симптом – расстройство мышления характеризуется несостоятельностью ассоциативного процесса, другими основными  симптомами являются аффективные расстройства, аутизм и амбивалентность. Дополнительные симптомы – бред и галлюцинации.

Дальнейшее развитие изучения шизофрении шло по путям. Предложенным Крепелином и Блейером. Их концепции развивались  и уточнялись, психиатры стали  отмечать такие особенности шизофрении, как прогредиентность (прогрессирование) ее течения и возможность как  благоприятного, так и негативного  исхода.

Помимо классических клинических  исследований существуют подходы, трактующие шизофрению как состояние, имеющее  исключительно психологические  причины. «Так, K.Conrad (1959) рассматривает  шизофрению с позиций гештальтпсихологии, N.Petrilowitsch (1996) — с точки зрения структурной психологии. Были сделаны  также попытки понять существо заболевания  с позиций психоаналитических и  психодинамических концепций, а  также с точки зрения философии  экзистенционализма. Например, L.Binswanger (1963) считал шизофрению особым видом  человеческого существования (экзистенции)».

В США с 30-х годов ХХ века вышли  на первый план психодинамическая и  психоаналитическая концепции, согласно которым шизофрения рассматривалась  как «реакция личности». С 70-х годов  ХХ века разработка этих направлений  стала менее актуальной, уступив  место нейробиологическому подходу.

Современные исследования шизофрении в разных странах отличаются большим  разнообразием. В зависимости от особенностей течения заболевания, его исхода, симптоматики диагностируют различные формы шизофрении.

Общими  для американской и отечественной  школ являются положения о разделении «истинной» («ядерной») шизофрении и  так называемого «шизофренического  психоза» (симптоматической шизофрении). Истинная шизофрения диагностируется  при наличии деперсонализации, аутизма, эмоционального обеднения и внезапного начала и ощущения нереальности происходящего.

«В отечественной психиатрии нозологический принцип был сразу принят большинством психиатров [Сербский В.П., 1902; Суханов  С.А., 1905; Бернштейн А.Н., 1912]. Систематике  форм шизофрении посвятили свои исследования А.Н.Молохов (1948, 1960) и М.Я.Серейский (1954). Подразделение детской и подростковой шизофрении на вялотекущую (неблагоприятную) и острую (благоприятную) было осуществлено Г.Е.Сухаревой (1933, 1937).»

Несомненный вклад в изучение шизофрении внесло мультидисциплинарное исследование под руководством А.В. Снежневского. Клиническая картина заболевания  изучалась в сочетании с психологическими, нейрофизиологическими, биохимическими, генетическими, эпидемиологическими  и другими исследованиями.

 

1.3 Этиология и патогенез.

Шизофрению относят к болезням наследственного предрасположения, реализации которого часто, но не всегда способствуют различные внешние  вредности.

О значении наследственной отягощенности  в развитии шизофрении прежде всего  свидетельствуют многочисленные клинико-генетические исследования. Такие исследования показали, что среди кровных родственников больных шизофренией доля лиц, также страдающих шизофренией или являющихся шизоидными психопатами, существенно выше, чем среди родственников здоровых людей. Известно, что если один из однояйцевых близнецов заболевает шизофренией, то вероятность возникновения этой же болезни у второго составляет 70 %, а по некоторым данным – 90 %. Вместе с тем до сих пор еще не определен тип наследования шизофрении, неизвестна ее молекулярно-генетическая основа.

Определенное значение в развитии шизофрении придается преморбидным особенностям личности. Значительная часть больных шизофренией до начала заболевания обладают шизоидными свойствами разной степени выраженности.

Фактор пола существенного влияния  на возникновение шизофрении не оказывает: распространенность шизофрении среди  мужчин и женщин одинакова. В то же время у женщин течение болезни  в целом более благоприятное, доля приступообразных форм шизофрении у них выше, тогда как у мужчин выше доля непрерывнотекущих форм.

Неблагоприятным внешним воздействиям ситуационного и биологического порядка отводится провоцирующая, «выявляющая» роль в развитии шизофрении. Среди таких провоцирующих факторов особенно актуальны острый эмоциональный  стресс, острые соматические и инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, роды, в том числе физиологические.

Психологические и биологические  вредности часто предшествуют манифестации шизофрении. Однако у значительной доли больных шизофрения возникает  спонтанно (без предшествующих стрессовых воздействий).

Шизофрения нередко развивается  на измененной биологической или  социально-психологической почве (церебрально-органическая недостаточность, алкоголизм, наркомании, затяжные соматические заболевания, хронические психотравмирующие ситуации). В основном признается патопластическое влияние измененной биологической и социально-психологической почвы, т. е. влияние на клиническое оформление шизофрении и в известной мере на ее динамику. Вместе с тем, нельзя исключить и определенного участия этих изменений в выявлении болезни.

Патогенез шизофрении фактически остается неясным, хотя проведены тысячи исследований этой проблемы.

К настоящему времени у больных  шизофренией выявлены многообразные  патологические изменения разной степени  постоянства и достоверности  на нейрофизиологическом, биохимическом, анатомическом, клеточном уровнях. Однако сформулировать и убедительно  обосновать концепцию патогенеза шизофрении не удается.

Из изменений биоэлектрической активности особенно часто обнаруживают угнетение альфа-ритма. Многочисленны гипотезы, объясняющие патогенез шизофрении с позиций нарушенного функционирования тех или иных нейромедиаторных систем (норадренергической, серотонинергической, ГАМК-ергиче-ской). Наибольшее распространение получила дофаминовая концепция, в соответствии с которой усиление активности дофа-минергической системы в одних структурах мозга и ее угнетение в других является ведущим или одним из ведущих патогенетических механизмов шизофрении.

Обнаружены многообразные патоморфологические  изменения в различных мозговых структурах. Выявлено некоторое увеличение объема желудочков мозга у больных  шизофренией. Найдены различные  патологические изменения в нейронах, особенно 3, 5, 6-го слоев коры головного мозга. Однако связать с этими и другими изменениями патогенез шизофрении пока не удается.

Весьма распространены представления  об эндотоксиче-ской, токсико-гипоксической, дистрофической энцефалопатии как патоморфологической основе шизофрении.

 

1.4 Классификации.

Клинические проявления шизофрении разнообразны. Существует несколько классификаций  этой болезни. Наиболее удобны для понимания  две из них.

Информация о работе Причины, факторы, условия, коррекция шизофренических расстройств личности