Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:31, курсовая работа
Цель данной работы выявить особенности клинической картины, форм, течения, диагностики и лечения шизофрении.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1) дать общую клиническую характеристику заболевания;
2) рассмотреть типы течения и формы шизофрении;
3) охарактеризовать методы диагностики и лечения болезни.
Введение...........................................................................................................3
1 глава. Понятие о шизофреническом расстройстве личности.......................4
1.1 Общее понятие..................................................................................................4
1.2 История шизофрении.......................................................................................4
1.3 Этиология и патогенез......................................................................................6
1.4 Классификация..................................................................................................8
2 глава. Роль семьи и школы в возникновении шизофренических расстройств............................................................................................14
2.1 Cемья как учаcтник лечебного процесса......................................................14
2.2 Роль школы......................................................................................................16
3 глава. Медико-психолого-педагогическая коррекция шизофренических расстройств............................................................................................18
3.1 Диагностика.....................................................................................................18
3.2 Психолого-педагогическая коррекция..........................................................21
3.3 Медико-психологическая коррекция............................................................23
3.4 Современные тенденции в лечении шизофрении.......................................27
Заключение.....................................................................................................29
Список литературы.........................................................................................30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Владимирский Государственный Университет
имени Александра и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Факультет психологии
Кафедра «Специальная педагогика»
Спец. « 050714 –
Олигофренопедагогика»
с дополнительной специальностью
«050715 – Логопедия»
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«Причины, факторы, условия, коррекция шизофренических расстройств личности»
Курсовая работа:
студентки группы КПг- 210
Залеткиной Юлии Игоревны
профессор кафедры «Специальная педагогика» ВлГУ
Фортова Любовь Константиновна
Дата защиты: ____________
Владимир 2013
Содержание: стр.
Введение......................
1 глава. Понятие о
1.1 Общее
понятие.......................
1.2 История
шизофрении....................
1.3 Этиология
и патогенез...................
1.4 Классификация.................
2 глава. Роль семьи и школы
в возникновении шизофренических расстройств...
2.1 Cемья
как учаcтник лечебного процесса......................
2.2 Роль
школы.........................
3 глава. Медико-психолого-
3.1 Диагностика...................
3.2 Психолого-педагогическая
коррекция.....................
3.3 Медико-психологическая
коррекция.....................
3.4 Современные
тенденции в лечении шизофрении....................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение.
Шизофрения
составляет одну из главных медицинских
проблем нашего времени. Прежде всего,
это — самое частое заболевание,
так как на него приходится около
половины новых поступлений в
психиатрические больницы. Оно относится
к числу наиболее серьезных заболеваний,
вызывающих тяжелые изменения в
психике с характером упадка, деградации,
больные становятся замкнутыми, утрачивают
социальные контакты, у них отмечается
обеднение эмоциональных
Данная работа направлена на изучение шизофрении, методов её диагностики и лечения.
Цель данной работы выявить особенности клинической картины, форм, течения, диагностики и лечения шизофрении.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1) дать общую клиническую характеристику заболевания;
2) рассмотреть типы течения и формы шизофрении;
3) охарактеризовать методы диагностики и лечения болезни.
1 глава. Понятие о
1.1 общее понятие.
Шизофренические расстройства — это
серьезные психические
Несмотря на кажущееся стереотипное поведение таких больных, ни одно психиатрическое заболевание не вызывает таких трудностей при постановке диагноза и назначении лечения, как шизофрения, из-за колеблющихся очертаний этой нозологии. Шизофрении свойственна устойчивая частота на всех культурных уровнях человеческого общества — примерно 1%. В одних только Соединенных Штатах насчитывается примерно 2 млн. больных шизофренией. Заболевание начинается в позднем юношеском возрасте, а также в 3-м десятилетии жизни, резко инвалидизирует больных, что приносит стране ущерб около 20 млрд. долларов в год. Кроме того, больные шизофренией обычно являются причиной невероятных трудностей как для своих семей, так и для системы здравоохранения, что добавляет к экономическим потерям еще и немалую толику людских страданий.
1.2 История развития представлений о шизофрении.
Начиная с ХIХ века предпринимались попытки выделить шизофрению из ряда психических расстройств, связанных с нарушениями когнитивных функций у пациента. Поскольку клинические проявления этого заболевания весьма разнообразны, дать точное определение этого заболевания, генетически его изучить и обеспечить объективную диагностику представлялось крайне трудным. Возможно, поэтому первые представления о шизофрении были толкованием ее как группы болезней.
«В основе представлений о шизофрении лежит концепция Е.Kraepelin (1896) о раннем слабоумии.» Эта нозологическая концепция получила широкое распространение и вместе с тем вызвала много вопросов у оппонентов, которые критиковали синдромальный принцип, положенный в основу систематики форм заболевания. Крепелин основывал свою концепцию на особенностях течения и исхода болезни. Уже начиная с Крепелина, исследователи придерживались точки зрения, что в основе шизофрении лежат биологические факторы, наследственная природа заболевания.
Дальнейшее изучение шизофрении напрямую
связано с именем Е. Блейера (1911),
который и дал название этой болезни
(шизофрения, болезнь Блейера). Он считал
основным диагностическим критерием
шизофрении возникновение у пациента
первого и основного симптома
– нарушения мышления. Блейер также
разделил симптомы этого заболевания
на основные и вторичные. Наиболее важный,
фундаментальный симптом –
Дальнейшее развитие изучения шизофрении шло по путям. Предложенным Крепелином и Блейером. Их концепции развивались и уточнялись, психиатры стали отмечать такие особенности шизофрении, как прогредиентность (прогрессирование) ее течения и возможность как благоприятного, так и негативного исхода.
Помимо классических клинических исследований существуют подходы, трактующие шизофрению как состояние, имеющее исключительно психологические причины. «Так, K.Conrad (1959) рассматривает шизофрению с позиций гештальтпсихологии, N.Petrilowitsch (1996) — с точки зрения структурной психологии. Были сделаны также попытки понять существо заболевания с позиций психоаналитических и психодинамических концепций, а также с точки зрения философии экзистенционализма. Например, L.Binswanger (1963) считал шизофрению особым видом человеческого существования (экзистенции)».
В США с 30-х годов ХХ века вышли
на первый план психодинамическая и
психоаналитическая концепции, согласно
которым шизофрения рассматривалась
как «реакция личности». С 70-х годов
ХХ века разработка этих направлений
стала менее актуальной, уступив
место нейробиологическому
Современные исследования шизофрении в разных странах отличаются большим разнообразием. В зависимости от особенностей течения заболевания, его исхода, симптоматики диагностируют различные формы шизофрении.
Общими
для американской и отечественной
школ являются положения о разделении
«истинной» («ядерной») шизофрении и
так называемого «
«В отечественной психиатрии нозологический
принцип был сразу принят большинством
психиатров [Сербский В.П., 1902; Суханов
С.А., 1905; Бернштейн А.Н., 1912]. Систематике
форм шизофрении посвятили свои исследования
А.Н.Молохов (1948, 1960) и М.Я.Серейский (1954).
Подразделение детской и
Несомненный вклад в изучение шизофрении
внесло мультидисциплинарное исследование
под руководством А.В. Снежневского.
Клиническая картина
1.3 Этиология и патогенез.
Шизофрению относят к болезням
наследственного
О значении наследственной отягощенности в развитии шизофрении прежде всего свидетельствуют многочисленные клинико-генетические исследования. Такие исследования показали, что среди кровных родственников больных шизофренией доля лиц, также страдающих шизофренией или являющихся шизоидными психопатами, существенно выше, чем среди родственников здоровых людей. Известно, что если один из однояйцевых близнецов заболевает шизофренией, то вероятность возникновения этой же болезни у второго составляет 70 %, а по некоторым данным – 90 %. Вместе с тем до сих пор еще не определен тип наследования шизофрении, неизвестна ее молекулярно-генетическая основа.
Определенное значение в развитии шизофрении придается преморбидным особенностям личности. Значительная часть больных шизофренией до начала заболевания обладают шизоидными свойствами разной степени выраженности.
Фактор пола существенного влияния на возникновение шизофрении не оказывает: распространенность шизофрении среди мужчин и женщин одинакова. В то же время у женщин течение болезни в целом более благоприятное, доля приступообразных форм шизофрении у них выше, тогда как у мужчин выше доля непрерывнотекущих форм.
Неблагоприятным внешним воздействиям
ситуационного и биологического
порядка отводится
Психологические и биологические вредности часто предшествуют манифестации шизофрении. Однако у значительной доли больных шизофрения возникает спонтанно (без предшествующих стрессовых воздействий).
Шизофрения нередко
Патогенез шизофрении фактически остается неясным, хотя проведены тысячи исследований этой проблемы.
К настоящему времени у больных шизофренией выявлены многообразные патологические изменения разной степени постоянства и достоверности на нейрофизиологическом, биохимическом, анатомическом, клеточном уровнях. Однако сформулировать и убедительно обосновать концепцию патогенеза шизофрении не удается.
Из изменений биоэлектрической активности особенно часто обнаруживают угнетение альфа-ритма. Многочисленны гипотезы, объясняющие патогенез шизофрении с позиций нарушенного функционирования тех или иных нейромедиаторных систем (норадренергической, серотонинергической, ГАМК-ергиче-ской). Наибольшее распространение получила дофаминовая концепция, в соответствии с которой усиление активности дофа-минергической системы в одних структурах мозга и ее угнетение в других является ведущим или одним из ведущих патогенетических механизмов шизофрении.
Обнаружены многообразные
Весьма распространены представления об эндотоксиче-ской, токсико-гипоксической, дистрофической энцефалопатии как патоморфологической основе шизофрении.
1.4 Классификации.
Клинические проявления шизофрении разнообразны. Существует несколько классификаций этой болезни. Наиболее удобны для понимания две из них.
Информация о работе Причины, факторы, условия, коррекция шизофренических расстройств личности