Причины, факторы, условия, коррекция шизофренических расстройств личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы выявить особенности клинической картины, форм, течения, диагностики и лечения шизофрении.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1) дать общую клиническую характеристику заболевания;
2) рассмотреть типы течения и формы шизофрении;
3) охарактеризовать методы диагностики и лечения болезни.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3
1 глава. Понятие о шизофреническом расстройстве личности.......................4
1.1 Общее понятие..................................................................................................4
1.2 История шизофрении.......................................................................................4
1.3 Этиология и патогенез......................................................................................6
1.4 Классификация..................................................................................................8
2 глава. Роль семьи и школы в возникновении шизофренических расстройств............................................................................................14
2.1 Cемья как учаcтник лечебного процесса......................................................14
2.2 Роль школы......................................................................................................16
3 глава. Медико-психолого-педагогическая коррекция шизофренических расстройств............................................................................................18
3.1 Диагностика.....................................................................................................18
3.2 Психолого-педагогическая коррекция..........................................................21
3.3 Медико-психологическая коррекция............................................................23
3.4 Современные тенденции в лечении шизофрении.......................................27
Заключение.....................................................................................................29
Список литературы.........................................................................................30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.25 Кб (Скачать файл)

При последующих попытках проверить  гипотезу Wynne применялись более тщательно  разработанные методы, такие как  наблюдение за общением в семье во время выполнения задания. Пока к  этой гипотезе следует относиться как  к недоказанной. Даже если данные Wynne подтвердятся, останется возможным, что соответствующие отклонения скорее всего не являются причиной развития шизофрении у одного из членов семьи, а представляют собой реакцию на его болезнь. Ни теория Wynne, ни любая другая теория нарушенного общения не могут достаточно убедительно объяснить, почему крайне редки случаи, когда шизофрения развивается более чем у одного ребенка в семье.

 

2.2 Школа и шизофрения

Исследование ученых из США показывает, что если ребенок подвергается такому явлению, как школьная травля, то шансы  развития у него галлюцинаций, психоза  и разнообразных психотических  симптомов увеличивается более  чем вдвое.

Не удивительно, ведь серьезное  психологическое и физическое давление является одним из факторов, которые  серьезно угрожают психическому здоровью детей.

Чтобы получить информацию по этой теме ученые несколько лет изучали  более 7 тысяч детей. Все эти дети с 8 лет проходили ежегодное обследование, а родители заполняли соответствующие  анкеты. Ученых интересовало, насколько  в детях проявлены такие психотические  симптомы, как бред, галлюцинации и  психозы.

Кроме того, как родители, так и  дети должны были сообщать врачам о  случаях преследования в школе, когда ученики стараются унизить  и оскорбить свою жертву, либо избить ее.

Удивительно, но про издевательства со стороны одноклассников сообщили почти 44% всех исследуемых в возрасте от 8 до 10 лет.

Оказалось, что у пострадавших от травли детей почти в два раза чаще возникали психотические симптомы, на что не влияли их интеллект либо психические заболевания, а равно  как то, была ли их семья благополучной.

Чем больше одноклассники издевались над ребенком, тем больше психотических  проблем у него проявлялось. Что  ж, не нужно быть ученым чтобы понять наличие такой связи.

Тем не менее, сам механизм повышения  числа психозов у детей, которых  преследовали в школе, пока что не ясен. Возможно, все дело в наследственной склонности к шизофрении. Либо в  том, что сознание ребенка меняется под постоянным физическим и психологическим  давлением.

А по данным британских ученых, у детей, подверавшихся школьной травле со стороны одноклассников, приблизительно в 2 раза выше риск появления в подростковом возрасте таких психотических симптомов, как бред и галлюцинации, чем у тех, над кем сверстники не издевались.

По мнению Andrea Schreier - специалиста  из Университета Уорвика - "травля - особенно сильная и длительная - может иметь серьёзные последствия  для психического здоровья". Более  того, такого рода агрессия может стать  триггерным (пусковым) механизмом шизофрении у детей, имеющих наследственную предрасположенность к этому  расстройству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 глава. Медико-психолого-педагогическая  коррекция шизофренических расстройств.

 

3.1 Диагностика.

Шизофрения  отличается большим спектром клинических  проявлений, и в ряде случаев ее диагностика представляет большие  трудности. В основу диагностических  критериев положены так называемые негативные расстройства или своеобразные изменения в личности больного. К таковым относятся обеднение эмоциональных проявлений, нарушение мышления и межличностных нарушений. Шизофрении также свойствен определенный набор синдромов.

  В  диагностике шизофрении важно  отграничивать клиническую картину  шизофрении от экзогенных психопатологий, аффективных психозов (в частности,  от МДП), а также от неврозов  и психопатий. Экзогенные психозы начинаются в связи с определенными вредностями (токсические, инфекционные, и другие экзогенные факторы). При них наблюдаются особые изменения личности (по органическому типу), психопатологические проявления протекают с преобладанием галлюцинаторных и зрительных расстройств. При аффективных психозах не наблюдается изменений личности, свойственных шизофрении. Психопатологические проявления исчерпываются главным образом аффективными расстройствами. В динамике заболевания не наблюдается усложнения синдромов, в то время как при шизофрении имеется тенденция к усложнению приступов. А в случае вялого, неактивного течения шизофренического процесса необходима дифференциальная диагностика шизофрении с неврозами и психопатиями. Следует отметить, что динамика шизофрении всегда отлична от динамик других нозологических единиц, хотя иногда они могут быть неразличимы в случаях недобросовестного или некомпетентного отношения к диагностическому процессу. Такие случаи нередки, что способствовало появлению в науке специального раздела (или дисциплины), изучающего ошибки в диагностической и общеклинической практике.

  В  правовой области знания существует  так называемая «судебно-психиатрическая оценка», основная задача которой – выявить точную клиническую картину психического состояния лиц, совершивших преступления в состоянии аффекта или психического заболевания. Следует отметить, что «в судебно-психиатрической практике примерно около половины испытуемых, признанных невменяемыми, составляют больные шизофренией».

   У шизофрении нельзя выделить  ни одного признака, который был  бы специфичен только для этого  заболевания. Тем не менее,  существует несколько симптомов,  наиболее типичных именно для  шизофрении, а также, как уже  говорилось, – патогенез заболевания  в динамике имеет отличия от  всех остальных психических заболеваний,  хотя и не всегда самоочевидных,  а иногда и трудноразличимых  даже при тщательной экспертизе.

  Например, Блёйлер полагал, что для заболевания  центральное место в симптоматике  занимает утрата ассоциативного  мышления. Курт Шнайдер предложил  список симптомов, названных им «симптомами первого ранга». Наличие у пациента одного или более из них прямо указывает на заболевание шизофренией. В этот список были включены следующие симптомы:

Слуховые  галлюцинации, при которых «голоса» проговаривают мысли пациента вслух;

Слуховые  галлюцинации, где два «голоса» спорят между собой;

Слуховые  галлюцинации, при которых «голоса» комментируют действия пациента;

Тактильные  галлюцинации, когда пациент ощущает  прикосновения чего-то постороннего;

«Изымание» мыслей из головы пациента;

«Вкладывание» мыслей в голову пациента, осуществляемое посторонними лицами;

Вера  в то, что мысли пациента передаются другим (как по радио), или от других получаются им;

«Вкладывание» в сознание пациента ощущений других людей;

«Вкладывание» посторонними людьми в сознание пациента непреодолимых импульсов;

 Ощущение, что все действия пациента осуществляются под чьим-то контролем, автоматически;

 Нормальным событиям систематически придается какой-то особый, скрытый смысл.

 

  Американская  психиатрия в 1980 году сделала  существенный шаг вперед, приняв  новую, существенно переработанную  схему диагностики и систематизации  психиатрических заболеваний, закрепленную  в третьем издании «Диагностического  и статистического справочника  по психическим расстройствам  (DSM-III). В 1994 году вышло его четвертое издание (DSM-IV). В соответствии с ним диагноз шизофрении может быть поставлен только в том случае, если выполнены следующие условия:

Симптомы  заболевания проявляются, по крайней мере, в течение шести месяцев;

По сравнению  с периодом, предшествующим заболеванию, наблюдается изменения в способности  выполнять определенные действия (работа, общение, уход за собой);

Данные  симптомы не связаны с органическими  изменениями мозговой ткани или  с задержкой умственного развития;

Данные  симптомы не связаны с маниакально-депрессивным психозом;

Должны  присутствовать симптомы, перечисленные  в одном из пунктов – а, б, или в, а именно:

а). По крайней мере, в течение месяца должны наблюдаться какие-либо два из следующих симптомов: бред; галлюцинации; расстройства мышления и речи (бессвязность или частая потеря ассоциативных связей); в значительной мере дезорганизованное или кататоническое поведение, «негативные» симптомы (притупление эмоций, апатия);

б). Странный бред, который члены одной с пациентом субкультуры видят как беспочвенный;

в). Явные слуховые галлюцинации в виде одного или нескольких «голосов», комментирующих действия пациента или спорящих друг с другом.

 

   «Списки симптомов, подобные приведенному  выше, могут создать впечатление,  что шизофрения легко поддается  диагностике. Это действительно  так, если иметь дело с запущенной  формой заболевания, но на ранних  стадиях диагностика шизофрении  является трудной задачей. Симптомы  могут проявляться с различной  степенью периодичности, они бывают  слабо выраженными, а пациент  может умело скрывать некоторые  проявления своего заболевания.  Поэтому в кругу специалистов  широко распространена практика, когда при первых встречах  с пациентом они записывают  в историю болезни: «подозрение на шизофрению». Это означает, что их диагноз находится под вопросом – до тех пор, пока клиническая картина не станет яснее».

 

3.2 Психолого-педагогическая  коррекция.

Психосоциальная реабилитация.

Хотя психотерапия сама по себе неспособна излечить симптомы шизофрении, индивидуальные и групповые занятия могут  оказать важную моральную поддержку  и создать дружескую атмосферу, которая очень важна как для  самих пациентов, так и для  их близких. Специальными исследованиями было показано, что те больные, которые  в дополнение к обычной медикаментозной  терапии посещали группы психосоциальной  реабилитации, переносили болезнь намного  легче.

Психотерапия также широко рекомендуется  и используется при шизофрении, хотя иногда возможности терапии ограничены фармакологией из-за проблем с  финансированием или недостаточной  подготовкой персонала. Помимо лечения самой болезни, она также направлена на социальную и профессиональную реабилитацию пациентов.

Когнитивно-поведенческую  терапию (КПТ) используют для смягчения симптомов и улучшения связанных с ними аспектов — самоуважения, социального функционирования и осознания своего состояния. Хотя ранние испытания не давали чёткого результата, в последующих обзорах говорится о возможной эффективности КПТ в воздействии на психотические симптомы шизофрении. Ещё один подход — когнитивная, тренировка которой направлены на борьбу с когнитивными нарушениями, иногда присутствующими при шизофрении. Первые результаты говорят о когнитивной эффективности этого направления, основанного на методиках нейропсихологической реабилитации, причём некоторые позитивные подвижки сопровождаются изменениями характера активации мозга, отмечаемыми при фМРТ-сканировании. Аналогичный подход под названием «терапия когнитивного улучшения», направленный, помимо нейрокогнитивной сферы, на социальное познание, также показал эффективность.

Семейная терапия или  обучение, подходы, направленные в целом на семейную систему, частью которой является больной, в исследованиях обычно признаются полезными, по крайней мере при долговременном вмешательстве. Помимо собственно терапии, признание получает серьёзное воздействие болезни на семью и та тяжелая ноша, что ложится на плечи заботящихся о больном, в связи с чем публикуется всё больше «книг самопомощи» на эту тему. Некоторые свидетельства говорят о пользе обучения социальным навыкам, но в этом направлении были и значительные негативные результаты. В некоторых работах рассматривается возможная польза музыкотерапии и других креативных форм терапии. В качестве альтернативы жёсткой системе психиатрических учреждений, где отношение к людям часто воспринимается как авторитарное, недружелюбное или жестокое, а лечение сводится к регулярному применению психиатрических (в частности, антипсихотических) средств, рассматриваются Дома-Сотерии, получившие своё название от названия первого дома «Сотерия», созданного Лореном Мошером. Дома-Сотерии или дома по образцу Сотерий в настоящее время функционируют в Швеции, Финляндии, Германии, Швейцарии, Венгрии и некоторых других странах. В своей работе 1999 года «Сотерия и другие альтернативы неотложной психиатрической госпитализации» Лорен Мошер, разработавший метод Сотерии, охарактеризовал его как «применение по 24 часа в день межличностных феноменологических вмешательств, осуществляемых непрофессиональным персоналом, обычно без лечения нейролептическими препаратами, в контексте немногочисленного, аналогичного домашнему, тихого, поддерживающего, защищающего и толерантного социального окружения». Результаты исследований скудны, но их систематический обзор в 2008 году показал, что программа аналогична по эффективности лечению нейролептиками при первом и втором эпизодах шизофрении.

Арт-терапия показала неэффективные  результаты при лечении шизофрении.

Движения, организуемые «клиентами психиатрических  услуг», стали неотъемлемой частью процесса восстановления в Европе и  Америке; такие группы как Hearing Voices Network и Paranoia Network разработали методики самопомощи, нацеленные на обеспечение поддержки  и помощи за рамками традиционной медицинской модели, принятой большинством психиатров. Избегая рассмотрения персонального  опыта в терминах психической  болезни или психического здоровья, они стремятся дестигматизировать эти переживания и вдохновить человека к принятию личной ответственности  и обретению позитивного самовосприятия. Все чаще устанавливаются партнёрские  отношения между госпиталями  и организациями пациентов, при этом работа врачей способствует возвращению людей в общество, наработке ими социальных навыков и снижению частоты повторных госпитализаций.

Информация о работе Причины, факторы, условия, коррекция шизофренических расстройств личности