Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:31, курсовая работа
Цель данной работы выявить особенности клинической картины, форм, течения, диагностики и лечения шизофрении.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1) дать общую клиническую характеристику заболевания;
2) рассмотреть типы течения и формы шизофрении;
3) охарактеризовать методы диагностики и лечения болезни.
Введение...........................................................................................................3
1 глава. Понятие о шизофреническом расстройстве личности.......................4
1.1 Общее понятие..................................................................................................4
1.2 История шизофрении.......................................................................................4
1.3 Этиология и патогенез......................................................................................6
1.4 Классификация..................................................................................................8
2 глава. Роль семьи и школы в возникновении шизофренических расстройств............................................................................................14
2.1 Cемья как учаcтник лечебного процесса......................................................14
2.2 Роль школы......................................................................................................16
3 глава. Медико-психолого-педагогическая коррекция шизофренических расстройств............................................................................................18
3.1 Диагностика.....................................................................................................18
3.2 Психолого-педагогическая коррекция..........................................................21
3.3 Медико-психологическая коррекция............................................................23
3.4 Современные тенденции в лечении шизофрении.......................................27
Заключение.....................................................................................................29
Список литературы.........................................................................................30
При последующих попытках проверить гипотезу Wynne применялись более тщательно разработанные методы, такие как наблюдение за общением в семье во время выполнения задания. Пока к этой гипотезе следует относиться как к недоказанной. Даже если данные Wynne подтвердятся, останется возможным, что соответствующие отклонения скорее всего не являются причиной развития шизофрении у одного из членов семьи, а представляют собой реакцию на его болезнь. Ни теория Wynne, ни любая другая теория нарушенного общения не могут достаточно убедительно объяснить, почему крайне редки случаи, когда шизофрения развивается более чем у одного ребенка в семье.
2.2 Школа и шизофрения
Исследование ученых из США показывает, что если ребенок подвергается такому явлению, как школьная травля, то шансы развития у него галлюцинаций, психоза и разнообразных психотических симптомов увеличивается более чем вдвое.
Не удивительно, ведь серьезное психологическое и физическое давление является одним из факторов, которые серьезно угрожают психическому здоровью детей.
Чтобы получить информацию по этой теме
ученые несколько лет изучали
более 7 тысяч детей. Все эти дети
с 8 лет проходили ежегодное
Кроме того, как родители, так и
дети должны были сообщать врачам о
случаях преследования в школе,
когда ученики стараются
Удивительно, но про издевательства со стороны одноклассников сообщили почти 44% всех исследуемых в возрасте от 8 до 10 лет.
Оказалось, что у пострадавших от
травли детей почти в два раза
чаще возникали психотические
Чем больше одноклассники издевались над ребенком, тем больше психотических проблем у него проявлялось. Что ж, не нужно быть ученым чтобы понять наличие такой связи.
Тем не менее, сам механизм повышения числа психозов у детей, которых преследовали в школе, пока что не ясен. Возможно, все дело в наследственной склонности к шизофрении. Либо в том, что сознание ребенка меняется под постоянным физическим и психологическим давлением.
А по данным британских ученых, у детей, подверавшихся школьной травле со стороны одноклассников, приблизительно в 2 раза выше риск появления в подростковом возрасте таких психотических симптомов, как бред и галлюцинации, чем у тех, над кем сверстники не издевались.
По мнению Andrea Schreier - специалиста
из Университета Уорвика - "травля -
особенно сильная и длительная -
может иметь серьёзные
3 глава. Медико-психолого-
3.1 Диагностика.
Шизофрения отличается большим спектром клинических проявлений, и в ряде случаев ее диагностика представляет большие трудности. В основу диагностических критериев положены так называемые негативные расстройства или своеобразные изменения в личности больного. К таковым относятся обеднение эмоциональных проявлений, нарушение мышления и межличностных нарушений. Шизофрении также свойствен определенный набор синдромов.
В
диагностике шизофрении важно
отграничивать клиническую
В
правовой области знания
У шизофрении нельзя выделить
ни одного признака, который был
бы специфичен только для
Например,
Блёйлер полагал, что для
Слуховые галлюцинации, при которых «голоса» проговаривают мысли пациента вслух;
Слуховые галлюцинации, где два «голоса» спорят между собой;
Слуховые галлюцинации, при которых «голоса» комментируют действия пациента;
Тактильные галлюцинации, когда пациент ощущает прикосновения чего-то постороннего;
«Изымание» мыслей из головы пациента;
«Вкладывание» мыслей в голову пациента, осуществляемое посторонними лицами;
Вера в то, что мысли пациента передаются другим (как по радио), или от других получаются им;
«Вкладывание» в сознание пациента ощущений других людей;
«Вкладывание» посторонними людьми в сознание пациента непреодолимых импульсов;
Ощущение, что все действия пациента осуществляются под чьим-то контролем, автоматически;
Нормальным событиям систематически придается какой-то особый, скрытый смысл.
Американская
психиатрия в 1980 году сделала
существенный шаг вперед, приняв
новую, существенно
Симптомы заболевания проявляются, по крайней мере, в течение шести месяцев;
По сравнению
с периодом, предшествующим заболеванию,
наблюдается изменения в
Данные симптомы не связаны с органическими изменениями мозговой ткани или с задержкой умственного развития;
Данные
симптомы не связаны с маниакально-
Должны присутствовать симптомы, перечисленные в одном из пунктов – а, б, или в, а именно:
а). По крайней мере, в течение месяца должны наблюдаться какие-либо два из следующих симптомов: бред; галлюцинации; расстройства мышления и речи (бессвязность или частая потеря ассоциативных связей); в значительной мере дезорганизованное или кататоническое поведение, «негативные» симптомы (притупление эмоций, апатия);
б). Странный бред, который члены одной с пациентом субкультуры видят как беспочвенный;
в). Явные слуховые галлюцинации в виде одного или нескольких «голосов», комментирующих действия пациента или спорящих друг с другом.
«Списки симптомов, подобные
3.2 Психолого-педагогическая коррекция.
Психосоциальная реабилитация.
Хотя психотерапия сама по себе неспособна излечить симптомы шизофрении, индивидуальные и групповые занятия могут оказать важную моральную поддержку и создать дружескую атмосферу, которая очень важна как для самих пациентов, так и для их близких. Специальными исследованиями было показано, что те больные, которые в дополнение к обычной медикаментозной терапии посещали группы психосоциальной реабилитации, переносили болезнь намного легче.
Психотерапия также широко рекомендуется
и используется при шизофрении, хотя
иногда возможности терапии ограничены
фармакологией из-за проблем с
финансированием или
Когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) используют для смягчения симптомов и улучшения связанных с ними аспектов — самоуважения, социального функционирования и осознания своего состояния. Хотя ранние испытания не давали чёткого результата, в последующих обзорах говорится о возможной эффективности КПТ в воздействии на психотические симптомы шизофрении. Ещё один подход — когнитивная, тренировка которой направлены на борьбу с когнитивными нарушениями, иногда присутствующими при шизофрении. Первые результаты говорят о когнитивной эффективности этого направления, основанного на методиках нейропсихологической реабилитации, причём некоторые позитивные подвижки сопровождаются изменениями характера активации мозга, отмечаемыми при фМРТ-сканировании. Аналогичный подход под названием «терапия когнитивного улучшения», направленный, помимо нейрокогнитивной сферы, на социальное познание, также показал эффективность.
Семейная терапия или обучение, подходы, направленные в целом на семейную систему, частью которой является больной, в исследованиях обычно признаются полезными, по крайней мере при долговременном вмешательстве. Помимо собственно терапии, признание получает серьёзное воздействие болезни на семью и та тяжелая ноша, что ложится на плечи заботящихся о больном, в связи с чем публикуется всё больше «книг самопомощи» на эту тему. Некоторые свидетельства говорят о пользе обучения социальным навыкам, но в этом направлении были и значительные негативные результаты. В некоторых работах рассматривается возможная польза музыкотерапии и других креативных форм терапии. В качестве альтернативы жёсткой системе психиатрических учреждений, где отношение к людям часто воспринимается как авторитарное, недружелюбное или жестокое, а лечение сводится к регулярному применению психиатрических (в частности, антипсихотических) средств, рассматриваются Дома-Сотерии, получившие своё название от названия первого дома «Сотерия», созданного Лореном Мошером. Дома-Сотерии или дома по образцу Сотерий в настоящее время функционируют в Швеции, Финляндии, Германии, Швейцарии, Венгрии и некоторых других странах. В своей работе 1999 года «Сотерия и другие альтернативы неотложной психиатрической госпитализации» Лорен Мошер, разработавший метод Сотерии, охарактеризовал его как «применение по 24 часа в день межличностных феноменологических вмешательств, осуществляемых непрофессиональным персоналом, обычно без лечения нейролептическими препаратами, в контексте немногочисленного, аналогичного домашнему, тихого, поддерживающего, защищающего и толерантного социального окружения». Результаты исследований скудны, но их систематический обзор в 2008 году показал, что программа аналогична по эффективности лечению нейролептиками при первом и втором эпизодах шизофрении.
Арт-терапия показала неэффективные результаты при лечении шизофрении.
Движения, организуемые «клиентами психиатрических
услуг», стали неотъемлемой частью
процесса восстановления в Европе и
Америке; такие группы как Hearing Voices Network
и Paranoia Network разработали методики самопомощи,
нацеленные на обеспечение поддержки
и помощи за рамками традиционной
медицинской модели, принятой большинством
психиатров. Избегая рассмотрения персонального
опыта в терминах психической
болезни или психического здоровья,
они стремятся
Информация о работе Причины, факторы, условия, коррекция шизофренических расстройств личности