Приемы развития самооценки младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить наиболее эффективные приемы развития самооценки младших школьников.
Исходя из поставленной цели, мы сформулировали следующие основные задачи исследования:
1.Определить понятия «самосознание» и «самооценка».
2.Охарактеризовать особенности самооценки младших школьников.
3.Экспериментально изучить особенности самооценки младших школьников.
4.Разработать и апробировать программу развития самооценки младших школьников.
Гипотеза исследования: если систематически использовать специальные приемы в работе с младшими школьниками, то это приведет к развитию у них адекватной самооценки.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ и синтез научно-методической и психолого-педагогической литературы.
2.Психодиагностический метод (тестирование, беседа).
3.Методы обработки экспериментальных данных.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы исследования самооценки младших школьников
1.1 Самооценка как структурный компонент самосознания
1.1.1 Понятие самооценки
1.1.2 Виды самооценки
1.2 Особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте
1.3 Роль взрослого в развитии самооценки младших школьников
1.4 Приемы развития самооценки младших школьников
2. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников
2.1 Организация исследования самооценки младших школьников
2.2 Программа развития самооценки младших школьников
2.3 Описание и анализ результатов изучения самооценки младших школьников
Выводы
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Приемы развития самооценки младших школьников.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Проективный рисунок  может использоваться как индивидуальной форме, так и групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуймых проблем, переживаний клиентов.

Проективное рисование  рассматривается некоторыми авторами как вспомогательный метод в  групповой работе. Он позволяет диагностировать  и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам. [30]

Особенно эффективно применение рисуночной терапии в  детском возрасте. Организуя рисуночное занятие, психолог реализует следующие  функции:

· эмпатическое принятие ребенка;

· создание психологической  атмосферы и психологической  безопасности;

· эмоциональная поддержка ребенка;

· постановление  креативной задачи и обеспечение  ее принятия ребенком;

· помощь в поиске формы выражения темы;

· отражение  и вербализация чувств и переживаний  ребенка, актуализированных в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

Функции психолога  могут быть реализованы в директивной и недирективной форме.

Директивная форма предполагает прямую постановку задачи перед ребенком в виде темы рисования; руководство поиском лучшей формы выражения темы и интерпретации значения детского рисунка.

При недирективной форме ребенку предоставляется свобода как в выборе темы, так и в выборе экспрессивной формы. В то же время психолог оказывает ребенку эмоциональную поддержку, а в случае необходимости - техническую помощь в придании максимальной выразительности продукту творчества ребенка.

Специалисты выделяют 5 типов заданий, используемых в рисуночной практике:

1. Предметно - тематические задания - это рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми.

2. Образно - символические задания представляет собой изображение ребенком абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, таких как добро, зло, счастье; изображение эмоциональных состояний и чувств: радость, гнев, удивление.

3. Игры и упражнения  с изобразительным  материалом. Этот вид работы предполагает экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Эффект упражнения заключается в уменьшении эмоционального напряжения, формировании чувств личной безопасности, повышении уверенности в себе, стимулировании познавательной потребности.

4. Задания на совместную  деятельность могут включать все указанные выше задания. Этот тип заданий направлен как на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношения со сверстниками, так и на оптимизацию детско-родительских отношений. Задания могут быть предложены ребенку на литературном вербальном материале, таком как сочинение сказок и историй.

Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно временные характеристики общения. [30]

Термин «психогимнастика»  может иметь широкое и узкое  значение. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей.

В широком смысле психогимнастика - это курс специальных знаний, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Психогимнастика как невербальный метод групповой  работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет клиентам проявить себя и общаться без помощи слов. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности клиента.

Таким образом, в работе с неуверенными детьми может  быть использовано все многообразие средств коррекционно-развивающей  работы.

2. Экспериментальное  исследование самооценки  младших школьников

2.1 Организация исследования  самооценки младших  школьников

Целью опытно-экспериментальной  работы составить и апробировать программу по развитию адекватной самооценки.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие  задачи:

1. Изучить проявление  свойств самосознания.

2. Определить  эмоциональный уровень самооценки.

3. Определить  особенности самооценки младших  школьников и представлений о  том, как его оценивают другие  люди (когнитивную составляющая  самооценки).

Для решения  поставленных задач использовались следующие методики:

1 Модифицированная  методика «МЭДОС» (шкала 1 «СС» - свойства самосознания), (Р.В.Овчарова). [29]

2 Модифицированная  методика определения эмоционального  уровня самооценки. (Субтест №1) (И.П.Шахова). [34]

3 Методика «Лесенка»  (В.Г.Щур, С.Г.Якобсон). [32]

Исследование  проводилось на базе школы №3 г. Барнаула, во 2 «А» классе, в исследовании участвовало 20 человек, в возрасте 8- 9 лет.

Для изучения проявления свойств самосознания была использована методика «МЭДОС» (шкала 1 «СС»). Детям  в ходе беседы предлагалось ответить на вопросы. Вопросы предоставлены в приложении 1. Результаты обрабатывались следующим образом: первые 4 суждения свидетельствовали о непринятии ребенком своего физического «Я», остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.

Стимульный материал к методике представлен в приложении 1.

Результаты диагностики  представлены на диаграмме (рис.1)

Рис.1.Результаты исследования проявления свойств самосознания у младших школьников

В ходе диагностики  было выявлено: 10% учащихся класса (2 человека), не принимают свое физическое «Я», а 75% учащихся класса (15 человек) имеют  неадекватную самооценку и уровень  притязаний, т.е. не могут правильно оценить себя и поставить перед собой задачи, соответствовавшие по сложности их возможностям

Для определения  эмоционального уровня самооценки детям  предлагалось выбрать свое место  в схематическом рисунке.

Субтест № 1. Учащиеся должны были представить, что изображенный на рисунке ряд кружков - люди, и указать где находится он.

Стимульный материал к методике представлен в приложении 2.

Результаты обрабатывались следующим образом при указании ребенком на третий- четвертый круг слева это является нормой. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего Я-образа, осознает свою ценность и принимает себя. А те дети, которые указывали на первый круг, имели завышенную, а при указании на круги далее пятого - заниженную самооценку. Результаты диагностики представлены на диаграмме (рис.2).

Рис.2. Результаты исследования эмоционального уровня самооценки младших школьников

Анализ диаграммы  свидетельствует о том, что 15% класса (3 человека) имеют завышенный уровень  самооценки, такие дети переоценивают  свои возможности, характеризуются отсутствием самоконтроля. 40% детей (8 человек) имеют адекватный уровень самооценки, эти дети активны, находчивы, самостоятельно ищут ошибки в работе, выбирают задачи соответствующие их возможностям. 45% учащихся класса (9 человек) имеют заниженный уровень самооценки, такие дети не уверенны в себе, видят в себе только отрицательное, начиная любую деятельность, ждут только неуспеха.

Для определения  особенностей самооценки ребенка и  представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди, мы использовали методику «Лесенка». Детям предлагалось поставить себя на одну из ступенек и обосновать свой ответ. Далее детям предлагалось поставить фигурку на ту ступеньку, на которую, по его мнению, поставит его мама.

Стимульный материал к методике в приложении 3.

Результаты обрабатывались следующим образом:

· если ребенок  считает, что мама поставила его  выше, чем он сам себя, то это свидетельствует  о том, что такие дети ощущают  твердую поддержку «за спиной», уже имеют выраженную способность критически оценивать себя, как личность. Этот вариант по мнению автора методики является благоприятным и соответствует адекватной самооценки.

· если ребенок  считает, что мама его поставила  ниже, чем он сам себя, то это характеризует  детей, как не благоприятных и этому варианту соответствует заниженной самооценки.

· если ребенок  считающий, что его мнение и мнение мамы совпадает, это свидетельствует  о том, что эти дети менее благополучны или они выдают желаемое за действительное, это говорит о завышенной самооценки.

Результаты диагностики  представлены на диаграмме (рис.3).

Рис.3. Результаты исследования особенностей самооценки младших школьников и представлений  о том, как их оценивают другие люди

В ходе диагностики  было выявлено: 10% класса (2 детей) имеют адекватный уровень самооценки, эти дети уже имеют способность критически оценивать себя, как личность. У 45% класса (9 человека) имеют завышенный уровень самооценки, т.е. дети считают, что его мнение и мнение мамы совпадает, это свидетельствует о том, что эти дети менее благополучны или они выдают желаемое за действительное. 45% класса (9 человека) имеют заниженный уровень самооценки, такие дети считают, что мама поставит их ниже, чем они сами себя, это характеризует детей, как не благополучных.

Таким образом, результаты исследования самооценки у детей данного класса показали, что в данном классе достаточно большое количество детей имеют низкую самооценку, они не уверенны в себе, видят в себе только отрицательное, начиная любую деятельность, ждут только неуспеха, проявляют повышенную самокритичность.

У таких детей  возникают проблемы в учебе, а  именно в успеваемости, в общении  со сверстниками, т.к. такие дети неуверенно чувствуют себя вступая в контакт  с окружающими, приступая к выполнению какой-либо деятельности. Эти дети (9 человек) составили экспериментальную группу нашего исследования, в которой была реализована программа по развитию адекватной самооценки. Остальные дети (11 человек) составили контрольную группу

2.2 Программа развития  самооценки младших  школьников

Цель: формирование адекватной самооценки у младших школьников.

Задачи:

1. Снизить уровень  эмоционального напряжения.

2. Повысить уверенность  детей в себе.

3. Развивать  способность видеть в себе  «хорошее».

4. Формировать  коммуникативные навыки.

5. Развивать способность позитивного отношения к людям.

Предмет развития: самооценка младших школьников.

Средства  развития: этюды, игры, упражнения, приёмы арттерапии.

Форма работы групповая. Общее время для реализации программы 8 недель, при частоте 2 занятия в неделю, всего 15 занятий, при этом длительность занятия 40 минут.

Структура программы:

1. Мотивационный  этап (2 занятия).

2. Реконструктивный  этап (9 занятий).

3. Итоговый этап (4 занятия).

Этапы:

Мотивационный этап (2 занятия):

Цель:

1. Создать доверительные отношения.

2. Мотивировать  детей к занятиям.

1 занятие:

Цель:

§ создать доверительные  отношения.

I. Ритуал приветствия: становимся в круг и беремся за руки, говорим: «Добрый день»

II.Разминка

III. Основная часть

1. Клубочек

Информация о работе Приемы развития самооценки младших школьников