Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа
Цель исследования: определить наиболее эффективные приемы развития самооценки младших школьников.
Исходя из поставленной цели, мы сформулировали следующие основные задачи исследования:
1.Определить понятия «самосознание» и «самооценка».
2.Охарактеризовать особенности самооценки младших школьников.
3.Экспериментально изучить особенности самооценки младших школьников.
4.Разработать и апробировать программу развития самооценки младших школьников.
Гипотеза исследования: если систематически использовать специальные приемы в работе с младшими школьниками, то это приведет к развитию у них адекватной самооценки.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ и синтез научно-методической и психолого-педагогической литературы.
2.Психодиагностический метод (тестирование, беседа).
3.Методы обработки экспериментальных данных.
Введение
1. Теоретические основы исследования самооценки младших школьников
1.1 Самооценка как структурный компонент самосознания
1.1.1 Понятие самооценки
1.1.2 Виды самооценки
1.2 Особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте
1.3 Роль взрослого в развитии самооценки младших школьников
1.4 Приемы развития самооценки младших школьников
2. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников
2.1 Организация исследования самооценки младших школьников
2.2 Программа развития самооценки младших школьников
2.3 Описание и анализ результатов изучения самооценки младших школьников
Выводы
Список литературы
Приложение
Цель: развивать уверенность в себе.
V.Рефлексия прошедшего занятия
VI.Ритуал прощания
3 занятие
Цель:
· Закреплять позитивную самооценку.
I. Ритуал приветствия
II. Рефлексия прошлого занятия
III. Разминка
IV.Основная часть
1. Изобрази животное
Цель: способствовать закреплению позитивной самооценки.
2. .Парусник
Цель: развивать положительную самооценку.
V.Рефлексия прошедшего занятия
VI.Ритуал прощания
4 занятие
Цель: закрепить сформировавшуюся адекватную самооценку.
I. Ритуал приветствия
II. Рефлексия прошлого занятия
III. Разминка
IV.Основная часть
1. Если нравится тебе, то делай так
Цель: повышает самооценку.
Вручение сертификатов «Я уверен в себе»
V.Рефлексия прошедшего занятия
VI.Ритуал прощания
Содержание игр, этюдов и упражнений использованных в программе представлены в приложении 4.
2.3.Описание и анализ результатов изучения самооценки младших школьников
С целью проверки эффективности программы и доказательства гипотезы был проведен итоговый эксперимент с использованием тех же методик, что и в констатирующем эксперименте.
Для выявления проявления свойств самосознания была повторно проведена методика «МЭДОС» (шкала 1).
Результаты диагностики представлены на рисунке 4:
Рис.4. Результаты исследования проявления свойств самосознания у младших школьников экспериментальной группы в констатирующем и итоговом эксперименте
Результат исследования свидетельствует о том, что неприятие физического «Я» у детей в итоговом эксперименте не выявлено, что на 10% ниже данных констатирующего эксперимента. Неадекватная самооценка и уровень притязаний выявлено у 22% учащихся класса в итоговом эксперименте, что на 11% ниже данных констатирующего эксперимента.
Для изучения самооценки у детей младшего школьного возраста была использована методика определения эмоционального уровня самооценки. Результаты представлены на рисунке 5.
Рис.5 Результаты исследования эмоционального уровня самооценки детей экспериментальной группы в констатирующем и итоговом эксперименте
Результаты исследования показали, что у 67% учащихся класса (6 человек) в итоговом эксперименте выявлен заниженный уровень самооценки, что на 21% меньше, чем в констатирующем; 33% учащихся (3 человека) имеют адекватный уровень самооценки, что на 11% больше данных констатирующего эксперимента. Завышенный уровень самооценки не выявлен.
Для изучения особенностей самооценки ребенка и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди, была повторно проведена методика «Лесенка».
Результаты диагностики представлены на рисунке 6:
Рис.6. Результаты исследования особенностей самооценки детей экспериментальной группы и представлений о том, как их оценивают другие люди (констатирующий и итоговый эксперимент)
В ходе диагностики было выявлено, что 85% учащихся класса (6 человек) имеют заниженный уровень самооценки, что на 15% меньше, чем в констатирующем эксперименте. У 15% учащихся (3 человека) имеют адекватный уровень самооценки, в констатирующем эксперименте таких детей не выявлено.
Таким образом, после проведения программы по развитию адекватной самооценки, дети научились принимать свое физическое «Я», правильно
оценивать качества своей личности, стали уверенней в себе.
Выводы
Мы экспериментально изучили самооценку у детей младшего школьного возраста. Результаты исследования показали, что большинство учащихся исследуемого класса имеют заниженный уровень самооценки, эти дети не умеют оценивать свои сильные и слабые стороны, они не уверенны в себе, видят в себе только отрицательное, проявляют повышенную самокритичность. На основе данных был сделан вывод, о необходимости организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими заниженную самооценку.
Для работы с такими детьми была составлена программа, в которой были использованы такие приемы как: беседа, игры, проективные рисунки, упражнения, этюды, направленные на снижение уровня эмоционального напряжения, повышение уверенности детей в себе, на развитие способности видеть в себе «хорошее», на формирование коммуникативных навыков, на развитие способности позитивного отношения к людям.
Реализована программа
была во время прохождения
После проведения программы был проведен итоговый эксперимент, по результатам которого было выявлена позитивная динамика в развитии самооценки младших школьников. Дети стали более увереннее в себе, активнее и общительнее по сравнению с данными констатирующего эксперимента.
Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Формирование адекватной самооценки - важнейший фактор развития личности ребенка.
У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко, именно поэтому в данном возрасте необходимо создавать условия для формирования адекватной самооценки у детей.
Организуя учебно-воспитательную работу, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.
В ходе нашего исследования было выявлено значительное улучшение самооценки детей, участвующих в реализации программы по развитию адекватной самооценки. Проведенное исследование, в целом, подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что если систематически использовать специальные приемы в работе с младшими школьниками, то это приведет к развитию у них адекватной самооценки.
Все результаты нашей работы являются отражением частных проблем 2 «А» класса МОУ Начальная школа №3 и не могут быть перенесены на всю категорию младших школьников.
Материалы данной работы могут быть использованы учителем начальных классов в работе с детьми, а также родителями.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Возможность обучения без отметок в начальных классах. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969. - 142 с.
2. Амонашвили
Ш.А. Воспитательная и
3. Ананьев Б.Г.
Психология педагогической
4. Ананьев Б.Г.
Развитие детей в процессе
начального обучения и
5. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. Л.; ЛГУ, 1968. - 339 с.
6. Антонова Г.П.
Различия в мыслительной
7. Бабанский
Ю.К. Оптимизация учебно-
8. Бернс Р.
Развитие Я- концепции и
9. Блонский П.П. Трудные школьники. М., 1929г. - 350 с.
10. Блонский П.П. Школьная успеваемость // Избранные педагогические произведения. М., Издательство акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 695 с.
11. Бодалев А.А.
Восприятие человека человеком.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, акад. пед. наук СССР, 1968. - 464 с.
13. Божович Л.И.
О некоторых проблемах и
14. Бударный А.А. Преодолевать неуспеваемость // ж. Народное образование, - 1963, - №10. - с. 20-22.
15. Бударный А.А.,
Розенталь У.Д. Об одной из
возможностей преодоления
16. Возрастные
возможности усвоения знаний / под
ред. Д.Б. Эльконина, В.В.
17. Волокитина
М.Н. Очерки психологии
18. Вопросы общей детской психологии / под ред. Б.Г. Ананьева, М., 1954. - 243 с.
19. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. // Сб. статей под ред. Ю.К. Бабанского, Ростов-на-Дону. - 1972.
20. Выготский
Л.С. Педагогическая
21. Выготский
Л.С. Проблемы обучения и
22. Гальперин П.Я., Запорожец В.А., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии, - 1963. - №5. - с. 2-10
23. Гамезо М.В.,
Неволин И.Г.
24. Голубева А.Н.
Психологические особенности
25. Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей. АПН РСФСР, 1952, №18.
26. Карандашев В.Н. Психология: Введение в прфессию: Учеб. пособие для студентов высш. учебн. завед. - 3-е издание - М.: Смысл, государственный центр «Академия», 2005. - 382с.
27. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. - 167 с.
28. Леонтьев А.Н.
Формирование самооценки
29. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М.:ТЦ Сфера, 2002- 240с.
30. Осипова А. А. Общая психокоррекция.М.,2005 - 512с.
31. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр «Академия», 1995. - 496с.
32. Практикум
по возрастной и
33. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательсво «Феникс», 1997г. - 736с.
34. Шахова И.П.
«Практикум по лабораторным
35. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., Педагогика, 1974. -304 с.
36. Эльконин Д.Б.
Улучшение качества работы
Приложение 1
Методика «МЭДОС»
Цель: изучить проявление свойств самосознания.
Опыт выполняется на основе беседы, в которой ребенку предлагается ответить на ряд вопросов.
Материал: список утверждений, бланк для фиксации ответов.
Список утверждений:
· Хочешь быть слишком маленьким
· Считаешь себя некрасивым
· Считаешь себя нездоровым
· Считаешь себя слабее других
Информация о работе Приемы развития самооценки младших школьников