Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:07, курсовая работа
Целью работы является выявление эффективных стратегий (стилевых особенностей) принятия управленческих решений в ситуации неопределенности старостами студенческих групп.
Задачи:
обзор литературы по принятию управленческих решений в ситуации неопределенности;
подобрать методику выявления эффективных стилевых особенностей (стратегий поведений) принятия управленческих;
разработать кейс-метод, моделирующий ситуацию неопределенности.
Введение 3
Глава 1. Анализ основных подходов к принятию управленческих решений в ситуации неопределенности в литературе 5
1.1. Управленческая деятельность. Управление как процесс принятия управленческих решений 5
1.2. Поведение человека при принятии управленческих решений 7
1.3. Поведение человека в ситуации неопределенности 15
1.4. Управленческая деятельность и принятие решения старостой студенческой группы 18
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Эмпирическое исследование принятия управленческих решений в ситуации неопределенности старостами студенческих групп 22
2.1 Программа исследования 22
2.2 Используемые методы 23
2.3. Проведение исследования 26
2.4. Результаты и их обсуждение 27
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Список источников 32
Приложение 34
Самооценка является завышенной: представители ОНС оценивают свое положение как «хозяев» ситуации.
Объективный анализ ситуации обеспечивает эффективную перестройку ситуации и не требует очень высокого уровня волевой регуляции. Симптомокомплексы характеризуются активной направленностью и обеспечивают активность познания.
ЭВР направлена на стимулирование деятельности, на активное освоение и преобразование действительности на основе творческого подхода и положительной эмоциональной стимуляции. Активное освоение действительности, энтузиазм характеризуют радостное восприятие мира, желание действовать, разрабатывать новые решения и способы их реализации. При этом представители ОНС достаточно серьезно подходят к преобразованию мира, проявляя организованность, терпеливость и собранность, имеют развитую гомеостатическую регуляцию и креативность.
Гибкий самоконтроль определяет способность к тщательному подробному анализу ситуации, способность воспринимать все вокруг и, на основании объективных данных, преобразовывать ситуацию. Самостоятельность и социальная ориентация помогают преобразовывать ситуацию, выходить за ее рамки.
СНС характеризуется эгоцентрическим подходом, искажением объективных связей ситуации под воздействием мыслей, желаний и чувств, и выходом за рамки ситуативных возможностей, модификацией окружения. При анализе ситуации происходит противопоставление человека и ситуации, искажение ее объективных связей. Представители СНС руководствуются своими желаниями, интересами, стремлениями, исходя из них планируют свою деятельность. Они могут переконструировать, изменить ситуацию для своих целей. Представители СНС поднимаются над ситуацией, выходят за ее рамки. Часто становятся лидерами, вожаками. Любят давать советы, оказывать помощь, но при этом всегда ставят себя на место другого: «Я бы на твоем месте...» или «А я всегда делаю так: ...». В случае трудностей, опасностей повышают свою активность, хотя часто это субъективное, преувеличенное представление о трудностях и опасностях.
Этому стилю свойственна наиболее адекватная самооценка, наиболее развита волевая сфера. Многочисленные симптомокомплексы характеризуют, с одной стороны, регуляцию, направленную на снижение негативных эффектов субъективизма и активирующую регуляцию, направленную на перестройку ситуации. Эмоции и воля направлены на непосредственную регуляцию деятельности, ее стимулирование. Выход за рамки ситуации возможен благодаря уверенности, бесстрашию и интеллектуальной активности. В то же время с субъективным подходом к оценке ситуации связаны гневность, уверенность в своей непогрешимости. Будучи направленными на задачу, основываясь на собственных убеждениях, такие люди стремятся во что бы то ни стало реализовать свое решение. В этом им помогают самостоятельность и гибкость мышления, дающие возможность преобразовывать ситуацию, выходить за ее рамки. Но при этом творческая наивность оказывается связанной и с такими качествами как социальная поверхностность и эгоцентризм. Представители СНС чувствуют себя центром ситуации, выводят свои действия из собственных взглядов и стремлений.
Итак, при преодолении ситуации основным критерием являются собственные мысли и чувства, опираясь на них, представители СНС активно преобразовывают ситуацию [12].
«Неопределенность», «неопределенный» характеризуется в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой как точно не установленный, не вполне отчетливый, неточный, неясный [8].
Применительно
к экономике понятие «
В менеджменте под неопределенностью понимают неполноту или недостаточность информации об условиях реализации проекта (решения), в том числе, связанных с ним затратах и результатах [15].
В вышеприведенных определениях в качестве определяющего признака ситуации неопределенности выделено отсутствии информации о среде, в которой необходимо принимать решение.
О.А. Кулагин делит неопределенности (отсутствии информации о среде) на две группы: объективные и субъективные. Объективные не зависят от руководителя или специалиста, разрабатывающих или реализующих управленческое решение, при этом источник неопределенностей находится вне организации. Субъективные возникают из-за профессиональных ошибок, упущений, несогласованностей. Источники неопределенности при этом находятся внутри организации.
Он также выделяет 4 уровня неопределенностей:
А.И. Орлов в книге «Теория принятия решения» предлагает свою классификацию неопределенности. Если исходить из выделенных О.А. Кулагиным групп неопределенностей, то можно отнести предложенную А.И. Орловым классификацию к группе объективных неопределенностей О.А. Кулагина.
Классификация различных видов неопределенностей по А.И. Орлову:
В случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случае неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности [10].
Часто от старосты студенческой группы ожидают принятия определенных управленческих решений, не зафиксированных в официальных документах, регламентирующих его деятельность. В предыдущей работе автором были выявлены следующие решения, принимаемые старостой, которые можно отнести к ситуациям с отсутствием информации (ситуациям неопределенности):
Некоторые, складывающиеся в образовательном процессе нерегламентированные ситуации, не имеют однозначных решений, порождая ситуации неопределенности. В качестве одной из таких ситуаций можно рассмотреть ситуацию пятнадцатиминутного ожидания преподавателя.
С одной стороны студенты группы ожидают аргументированного ухода с пар «ожидали 15 минут, преподаватель не пришел», но решения возлагается на старосту. В данной ситуации неопределенность выражается в недостаточности информации о месте нахождения преподавателя. В отсутствие такой информации старосте в качестве решения необходимо найти альтернативу, которая устраивала бы всех.
Также стоит отметить, что предъявляемые к старостам требования (закрепленные в Уставах и положениях; выдвигаемые преподавателями) не учитывают индивидуальные организационные способности старосты. Возлагая определенную ответственность на человека, в коммерческих организациях смотрят на выполняемые им функции, степень его подготовленности и соответствия планируемой нагрузки. Что же касается старост, то процедура обучения поведению в ситуациях неопределенности для них не предусмотрена.
В положении о старостах студенче
Староста студенческой группы, не наделенный определенными управленческими функциями, может осуществлять такие функции только за счет своего авторитета.
Таким образом, для полного понимания и эффективного управления старостой студенческой группой необходим ряд уточнений в должностных инструкциях. Стоит точно и корректно прописать функции старосты в ситуациях неопределенности, при этом стоит собрать ожидания от старост у администрации университета и от самой группы. Принимая решения, староста должен руководствоваться набором решений, закрепленным в специальных нормативных актах с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
При принятии решении в ситуации неопределенности главным является формулировка цели и выбор альтернатив. Анализ альтернатив позволяет сузить рамки выбора. При выборе можно учитывать прошлый опыт, проведение эксперимента, исследование и анализ.
Прошлый опыт полезен при принятии решения, но не всегда, так как в данной ситуации могут быть определенного рода новые дополнения. Проведение эксперимента занимает много времени и не всегда начинающий управленец умеет правильно и точно выполнить его.
Более эффективный метод это исследование и анализ. Для анализа нужна информация и сбор. При нехватке времени на принимаемое решение стоит оценить ситуацию, которой одновременно присущи:
В современных условиях нет единых заданных эталонов деятельности руководителя. Существуют множества подходов к анализу и оценке принятия решений. Возрастает роль индивидуального выбора. Поведение человека в повторяющихся ситуациях принятия решения приобретает устойчивость, психологическую основу которой составляет определенный стиль принятия решения.
Анализ литературы показал, что принятие управленческих решений зачастую рассматривается в качестве ключевого момента процесса управления. В принятии управленческих решений выделяют определенные стратегии поведения, когнитивные особенности. В литературе представлены математические модели принятия управленческих решений в ситуации неопределенности, но не представлены модели поведения.
Для анализа стилевых особенностей в принятии управленческих решений в ситуации неопределенности можно взять модель принятия решений К. Коростелиной. Данную модель принятия решений можно рассмотреть в принятии управленческих решений в ситуации неопределенности.
По результатам исследования можно выявить эффективные стратегии поведения (стилевые особенности) при принятии управленческих решений в ситуации неопределенности старостами студенческих групп.
Целью исследования является выявление эффективных стилевых особенностей при принятии управленческих решений в ситуации неопределенности старостами студенческих групп
Задачи:
Объект – процесс принятия решений.
Предмет – принятие управленческих решений в ситуации неопределенности старостами студенческих групп.
Процедурные особенности метода фокус групп во многом задаются конкретной целью исследования, его задачами, социальными и психологическими особенностями участников, спецификой объекта исследования. После того, как определены цель и задачи исследования, планируется процедура опроса.
Время и место проведения. Длительность фокус-группы в зависимости от целей исследования колеблется от 1,5 до 3,5 часов в удобное для респондентов время. Помещение должно быть достаточно просторное. Обязателен большой стол, чтобы участники могли видеть друг друга и модератора, а также выполнять на нем различные задания (заполнять бланки, рисовать, клеить и пр.).
Техническое оснащение. При любом варианте фокус-группы безусловно необходимой является звукозаписывающая аппаратура. Видеозапись дает дополнительную информацию, но может сковывать участников. Видеоизображение может транслироваться на монитор в соседнем помещении для представителя заказчика, присутствие которого в рабочем помещении нецелесообразно. Еще один желательный предмет — демонстрационная доска, на которой можно разместить рекламный плакат, схему, коллаж.