Принятие управленческих решений в ситуации неопределенности старостами студенческих групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление эффективных стратегий (стилевых особенностей) принятия управленческих решений в ситуации неопределенности старостами студенческих групп.
Задачи:
обзор литературы по принятию управленческих решений в ситуации неопределенности;
подобрать методику выявления эффективных стилевых особенностей (стратегий поведений) принятия управленческих;
разработать кейс-метод, моделирующий ситуацию неопределенности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Анализ основных подходов к принятию управленческих решений в ситуации неопределенности в литературе 5
1.1. Управленческая деятельность. Управление как процесс принятия управленческих решений 5
1.2. Поведение человека при принятии управленческих решений 7
1.3. Поведение человека в ситуации неопределенности 15
1.4. Управленческая деятельность и принятие решения старостой студенческой группы 18
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Эмпирическое исследование принятия управленческих решений в ситуации неопределенности старостами студенческих групп 22
2.1 Программа исследования 22
2.2 Используемые методы 23
2.3. Проведение исследования 26
2.4. Результаты и их обсуждение 27
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Список источников 32
Приложение 34

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курcс.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Состав и отбор участников. Стандартное количество участников фокус-группы составляет 6-8 человек. Критерии отбора (половые, возрастные, профессиональные, образовательные и т.п.) определяются, в первую очередь, предметом и целями исследования. Наиболее распространенный способ рекрутирования участников — «снежный ком», т. е. поиск респондентов с нужными характеристиками через знакомых своих знакомых. При этом есть несколько ограничений:

1) респондент не должен быть лично знаком с модератором и его сотрудниками;

2) респондент не должен ранее принимать участие в фокус-группах на сходные темы;

3) если респондент принимал участие в других фокус-группах, то с момента проведения последней должно пройти не менее года, а общее количество фокус-групп в его жизни не должно превышать трех.

Участие в группе, как правило, оплачивается или компенсируется каким-то иным способом, например, подарком.

Обычно в список включают не более десяти, а чаще — пять-шесть вопросов. При этом рекомендуется постепенно переходить от общих вопросов к более специфичным. Чем более глубокий уровень субъективного восприятия, понимания и отношения участников группы требуется изучить, тем больше проективных методик должно быть использовано.

Обсуждение в группе обычно начинается с открытых (неструктурированных) вопросов. Они помогают раскрывать особенности восприятия участников группы, выявляют широту и разнообразие их мнений. К концу работы группе задают закрытые (структурированные) вопросы с тем, чтобы ответы были более сфокусированы на обсуждаемых конкретных проблемах. Степень структуризации вопросов может быть различной:

1) неструктурированный вопрос (свободный  и с точки зрения стимула,  и ответа) — «Что произвело на вас наибольшее впечатление в фильме?», «Что было для вас наиболее интересным на конференции?»;

2) полуструктурированный вопрос — «Что вы узнали из этой статьи, чего не знали раньше?» (структурированный по ответу, свободный по стимулу), «Какие чувства вы испытываете в связи с телерепортажем из городской Думы о принятии местного бюджета?» (структурированный по стимулу, свободный по ответу);

3) структурированный вопрос (по стимулу и по ответу) — «Исходя из того, что вы увидели в этом телесюжете, как вы считаете, культурная жизнь города оживилась, осталась на прежнем уровне или пришла в упадок?» [5].

 

  1. Кейс-метод в современном его виде был впервые применен во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе в 1924 г.

П. Шеремета и Г. Канищенко выделяют несколько качеств, которым должен соответствовать хороший кейс. Он должен:

    • быть умело рассказанной реальной историей;
    • отражать реальную управленческую проблему;
    • описывать драматическую ситуацию;
    • содержать контрастные сравнения;
    • рассказывать о конкретных менеджерах конкретных компаний, касаться недавних событий;
    • позволять оценить принятые управленческие решения;
    • быть коротким (оптимальный объем текста не должен превышать 8-12 страниц плюс 5-10 страниц таблиц и графиков, а мини-кейсы могут размещаться на 1-2 страницах текста);
    • содержать необходимую статистическую информацию [16].

Основными этапами технологического процесса выступают:

  1. определение того раздела курса, которому посвящена ситуация;
  2. формулирование целей и задач;
  3. определение проблемной ситуации;
  4. построение модели ситуации; проверка ее соответствия реальности [11].

 

    1. Проведение исследования

 

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 8 старост студенческих групп 4 курса. Эффективность их деятельности оценивалась за счет имеющихся награждений (дипломов, грамот).

Фокус-группа (групповое интервью) должна помочь в вычислении основных стратегий поведения в деятельности, а также собрать результаты по поводу принятия управленческих решений в ситуации неопределенности. По результатам фокус-группы планируется составление компетенций; ситуации прописанные (описанные) старостами студенческих групп могут быть использованы в качестве прорабатываемых в кейс-методе ситуаций.

 

    1. Результаты и их обсуждение

 

Результаты фокус-группы позволяют сформулировать следующие эффективные компетенции при принятии управленческих решений в ситуации неопределенности старостами студенческих групп.

 

Компетенции

    • умения выделять целое и видеть тонкие связи между его частями;
    • умение быстро перестраиваться в новой ситуации;
    • поиск информации и ее уточнение;
    • умение схватывать суть дела интуитивно и быстро, выделяя существенные стороны ситуации;
    • оценка ресурсов при принятии решения;
    • оценка риска альтернатив;
    • удержание внимания на принятом решении (не соскальзывание на эмоции, способность удерживать свое внимание на приоритетных целях);
    • умение формулировать идеи и адекватно передавать их другим людям (умение говорить с людьми на их языке, разъяснять, обучать, учитывая их развитие);
    • способность сохранять свое намерение в любых внешних условиях, при любом поведении группы и руководства, в том числе в условиях стресса и конфликта.

В дополнение к выявленным компетенциям представители выборки отметили качества личности, обладание которыми позволяет наиболее эффективно принимать решения в ситуациях неопределенности. К таковым относятся:

    • уверенность в себе;
    • ответственность;
    • собранность;
    • эрудированность;
    • авторитетность;
    • дипломатичность (сотрудничество).

Также стоит отметить, что сформулированные ситуации принятия управленческих решений могут быть использованы в качестве прорабатываемых в кейс-методе ситуаций.

 

Цель кейс-методов  – моделирование ситуации неопределенности, в которых нужно принимать решения. Посредством кейс-метода возможно соотнести компетенции, выявленные по результатам фокус-группы с реальным поведением испытуемых в моделируемой ситуации.

 

Кейс 1

На стуле перед испытуемым лежит тетрадь, моток ниток и ручка.

Инструкция: «Положите нечто в правильно порядке. Выполните задания максимально быстро».

 

Кейс 2

Последняя пара началась в 18.40. Руководство университета (диспетчерская, заведующие кафедрами) уже ушло домой, в университете кроме студентов, преподавателя, охранника и гардеробщицы никого нет. Данную пару ведет преподаватель из другого университета (института). Преподаватель опаздывает на 10 минут. Группа ориентирует Вас на завершение данной пары. Ваши действия?

 

Кейс 3

Посреди пары преподаватель встает и уходит в момент своего рассказа. Свой уход он не мотивирует ни чем, в аудитории тишина. Проходит 15 минут преподаватель не возвращается. Ваши действия?

 

Выводы по главе 2

 

Полученные данные позволяют смоделировать  некоторые представления о стратегиях поведении при принятии управленческих решений в ситуации неопределенности старостой студенческой группы. Из полученных данных также можно сформулировать ряд кейс-методов. В данной работе была сделана попытка описания моделей ситуаций неопределенности. Для более полной картины необходимо собрать данные с помощью какого-нибудь метода (анкета, интервью, мозговой штурм). Также стоит отметить то, что кейс-методы необходимо валидизировать.

 

 

Заключение

 

Подводя итоги проведенному исследованию, следует сказать, что используемый в нем метод сбора эмпирических данных можно дополнить другими методами.

Поставленная цель - выявление эффективных стилевых особенностей при принятии управленческих решений в ситуации неопределенности старостами студенческих групп достигнута не в полном объеме. Посредством проведения фокус-групп были выявлены представления старост студенческих групп об эффективных стратегиях поведения при принятии управленческих решений в ситуации неопределенности. Проверка указанных стратегий в моделируемой ситуации может послужить темой для последующих исследований.

Были рассмотрены подходы по стратегиям поведения при принятии управленческих решений (Г.С. Михайлов, К. Коростелина).

Анализ литературы показал, что  принятие управленческих решений зачастую рассматривается в качестве ключевого момента процесса управления. В принятии управленческих решений выделяют определенные стратегии поведения, когнитивные особенности. В литературе представлены математические модели принятия управленческих решений в ситуации неопределенности, но не представлены модели поведения.

 

Список источников

 

  1. Балдин К.В. Управленческие решения/К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин – 4-е изд. – Москва: Дашков и Ко, 2007. – 496 с.
  2. Киселица Е.П. Технологии управления экономикой в условиях неопределенности: монография/ Е.П.Киселица: Тюмен. гос. ун-т, Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2006, 368 с.
  3. Кулагин О.А. Принятие решений в организациях: учеб. пособие/О.А. Кулагин. – Санкт-Петербург: Сентябрь, 2001. – 148с.
  4. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также хроника событий в волшебных странах: – М.: Логос, 2000. – 296с.
  5. Методы социально-психологического исследования: Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса д/о и 5 курса в/о факультета философии и психологии (отделение психологии) / Сост. В.А. Штроо. – Воронеж, 2003. – 66 с.
  6. Мирохина А.А. Управление как процесс принятия управленческих решений — Сборник научных трудов. Серия «Экономика», вып. 5 // Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2002. 129 с.
  7. Михайлов Г.С Психология принятия решений/Журнал прикладной психологии, 2000, №5, с. 2-18
  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Российская АН.; Российский фонд культуры; — 2-е изд., испр. и доп. – Москва: АЗЪ, 1994. – 928 с.
  9. Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие / А.И.Орлов.- М.: Издательство «Март», 2004. — 656 с.
  10. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности/ Н.В. Самоукина. – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 224 с.
  11. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / Под ред. Д-ра со-циологических наук, профессора Сурмина Ю.П.   Киеа: Цент инноваций и развития, 2002. – 286 с
  12. Стиль человека: психол. анализ/ред. А.Либин. – Моска: Смысл, 1998 с.174-189
  13. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 669 с.
  14. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие.— Мн.: Харвест, 2003. — 640 с
  15. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: учеб. пособие/Р.А. Фатхутдинов. – 4-е изд. – Москва: ИНФАР-М, 2001, 283 с.
  16. Шеремета П., Канiщенко Г. Кейс-метод: з досвiду викладання в україськiй бiзнес-школi / За ред. О. I. Сидоренка. - 2-е видання. - К.: Центр iнновацiй та розвитку, 1999. - 80 с.

 

Приложение

 

Вопросы для проведения фокус группы на старостах студенческих групп.

1. Какие основные задачи ставит перед Вами руководство университета (преподаватели, заведующие кафедрами и т.д.)

2. Недостаток, какого вида информации вызывает наибольшую трудность при принятии управленческих решений;

3. Какие личными качествами способствуют принятию решения;

4.  Как себя должен вести староста в ситуации дефицита информации (неопределенности);

5. Перечислите эффективные стратегии поведения при принятии управленческих решений в ситуации неопределенности (дефицитом информации).


Информация о работе Принятие управленческих решений в ситуации неопределенности старостами студенческих групп