Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:07, курсовая работа
Целью работы является выявление эффективных стратегий (стилевых особенностей) принятия управленческих решений в ситуации неопределенности старостами студенческих групп.
Задачи:
обзор литературы по принятию управленческих решений в ситуации неопределенности;
подобрать методику выявления эффективных стилевых особенностей (стратегий поведений) принятия управленческих;
разработать кейс-метод, моделирующий ситуацию неопределенности.
Введение 3
Глава 1. Анализ основных подходов к принятию управленческих решений в ситуации неопределенности в литературе 5
1.1. Управленческая деятельность. Управление как процесс принятия управленческих решений 5
1.2. Поведение человека при принятии управленческих решений 7
1.3. Поведение человека в ситуации неопределенности 15
1.4. Управленческая деятельность и принятие решения старостой студенческой группы 18
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Эмпирическое исследование принятия управленческих решений в ситуации неопределенности старостами студенческих групп 22
2.1 Программа исследования 22
2.2 Используемые методы 23
2.3. Проведение исследования 26
2.4. Результаты и их обсуждение 27
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Список источников 32
Приложение 34
Состав и отбор участников. Стандартное количество участников фокус-группы составляет 6-8 человек. Критерии отбора (половые, возрастные, профессиональные, образовательные и т.п.) определяются, в первую очередь, предметом и целями исследования. Наиболее распространенный способ рекрутирования участников — «снежный ком», т. е. поиск респондентов с нужными характеристиками через знакомых своих знакомых. При этом есть несколько ограничений:
1) респондент не должен быть лично знаком с модератором и его сотрудниками;
2) респондент не должен ранее принимать участие в фокус-группах на сходные темы;
3) если респондент принимал участие в других фокус-группах, то с момента проведения последней должно пройти не менее года, а общее количество фокус-групп в его жизни не должно превышать трех.
Участие в группе, как правило, оплачивается или компенсируется каким-то иным способом, например, подарком.
Обычно в список включают не более десяти, а чаще — пять-шесть вопросов. При этом рекомендуется постепенно переходить от общих вопросов к более специфичным. Чем более глубокий уровень субъективного восприятия, понимания и отношения участников группы требуется изучить, тем больше проективных методик должно быть использовано.
Обсуждение в группе обычно начинается с открытых (неструктурированных) вопросов. Они помогают раскрывать особенности восприятия участников группы, выявляют широту и разнообразие их мнений. К концу работы группе задают закрытые (структурированные) вопросы с тем, чтобы ответы были более сфокусированы на обсуждаемых конкретных проблемах. Степень структуризации вопросов может быть различной:
1) неструктурированный вопрос (свободный и с точки зрения стимула, и ответа) — «Что произвело на вас наибольшее впечатление в фильме?», «Что было для вас наиболее интересным на конференции?»;
2) полуструктурированный вопрос — «Что вы узнали из этой статьи, чего не знали раньше?» (структурированный по ответу, свободный по стимулу), «Какие чувства вы испытываете в связи с телерепортажем из городской Думы о принятии местного бюджета?» (структурированный по стимулу, свободный по ответу);
3) структурированный вопрос (по стимулу и по ответу) — «Исходя из того, что вы увидели в этом телесюжете, как вы считаете, культурная жизнь города оживилась, осталась на прежнем уровне или пришла в упадок?» [5].
П. Шеремета и Г. Канищенко выделяют несколько качеств, которым должен соответствовать хороший кейс. Он должен:
Основными этапами технологического процесса выступают:
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 8 старост студенческих групп 4 курса. Эффективность их деятельности оценивалась за счет имеющихся награждений (дипломов, грамот).
Фокус-группа (групповое интервью) должна помочь в вычислении основных стратегий поведения в деятельности, а также собрать результаты по поводу принятия управленческих решений в ситуации неопределенности. По результатам фокус-группы планируется составление компетенций; ситуации прописанные (описанные) старостами студенческих групп могут быть использованы в качестве прорабатываемых в кейс-методе ситуаций.
Результаты фокус-группы позволяют сформулировать следующие эффективные компетенции при принятии управленческих решений в ситуации неопределенности старостами студенческих групп.
Компетенции
В дополнение к выявленным компетенциям представители выборки отметили качества личности, обладание которыми позволяет наиболее эффективно принимать решения в ситуациях неопределенности. К таковым относятся:
Также стоит отметить, что сформулированные ситуации принятия управленческих решений могут быть использованы в качестве прорабатываемых в кейс-методе ситуаций.
Цель кейс-методов – моделирование ситуации неопределенности, в которых нужно принимать решения. Посредством кейс-метода возможно соотнести компетенции, выявленные по результатам фокус-группы с реальным поведением испытуемых в моделируемой ситуации.
Кейс 1
На стуле перед испытуемым лежит тетрадь, моток ниток и ручка.
Инструкция: «Положите нечто в правильно порядке. Выполните задания максимально быстро».
Кейс 2
Последняя пара началась в 18.40. Руководство университета (диспетчерская, заведующие кафедрами) уже ушло домой, в университете кроме студентов, преподавателя, охранника и гардеробщицы никого нет. Данную пару ведет преподаватель из другого университета (института). Преподаватель опаздывает на 10 минут. Группа ориентирует Вас на завершение данной пары. Ваши действия?
Кейс 3
Посреди пары преподаватель встает и уходит в момент своего рассказа. Свой уход он не мотивирует ни чем, в аудитории тишина. Проходит 15 минут преподаватель не возвращается. Ваши действия?
Полученные данные позволяют смоделировать некоторые представления о стратегиях поведении при принятии управленческих решений в ситуации неопределенности старостой студенческой группы. Из полученных данных также можно сформулировать ряд кейс-методов. В данной работе была сделана попытка описания моделей ситуаций неопределенности. Для более полной картины необходимо собрать данные с помощью какого-нибудь метода (анкета, интервью, мозговой штурм). Также стоит отметить то, что кейс-методы необходимо валидизировать.
Подводя итоги проведенному исследованию, следует сказать, что используемый в нем метод сбора эмпирических данных можно дополнить другими методами.
Поставленная цель - выявление эффективных стилевых особенностей при принятии управленческих решений в ситуации неопределенности старостами студенческих групп достигнута не в полном объеме. Посредством проведения фокус-групп были выявлены представления старост студенческих групп об эффективных стратегиях поведения при принятии управленческих решений в ситуации неопределенности. Проверка указанных стратегий в моделируемой ситуации может послужить темой для последующих исследований.
Были рассмотрены подходы по стратегиям поведения при принятии управленческих решений (Г.С. Михайлов, К. Коростелина).
Анализ литературы показал, что принятие управленческих решений зачастую рассматривается в качестве ключевого момента процесса управления. В принятии управленческих решений выделяют определенные стратегии поведения, когнитивные особенности. В литературе представлены математические модели принятия управленческих решений в ситуации неопределенности, но не представлены модели поведения.
Вопросы для проведения фокус группы на старостах студенческих групп.
1. Какие основные задачи ставит перед Вами руководство университета (преподаватели, заведующие кафедрами и т.д.)
2. Недостаток, какого вида информации вызывает наибольшую трудность при принятии управленческих решений;
3. Какие личными качествами способствуют принятию решения;
4. Как себя должен вести староста в ситуации дефицита информации (неопределенности);
5. Перечислите эффективные стратегии поведения при принятии управленческих решений в ситуации неопределенности (дефицитом информации).